МОШКОВСКАЯ НОВЬ =18 апреля 1981 г., № 47 (4388) 19 А П Р Е Л Я - Д Е Н Ь СОВЕТСКОЙ НАУКИ Празднование Дня советской науки — свидетельство всенародного признания благородного труда ученых на благо Родины. У истоков советской науки стоял великий Ленин. От идей ленинского «Наброска плана научно - технических работ» пролегает путь к расцвету советской науки и техники в период развитого социализма. Отечественная наука занимает передовые позиции на многих ответственных направлениях— от изучения просторов космоса до проникновения в глубины атома. Советская держава обладает поистине огромным научным потенццалом. Каждый четвертый ученый в мире — наш соотечественник. Советский инженерный корпус — самый многочисленный в мире. В условиях развитого социалистического общества роль науки неизмеримо возрастает. С уровнем и эффективностью научных исследований, с быстрой реализацией их в практике тесно связано успешное выполнение планов экономического, социального и культурного развития страны, дальнейшее укрепление оборонного могущества Родины, ее международный авторитет. Партия ориентирует исследователей на всемерное ускорение научно - технического прогресса, активное участие в разработке актуальных проблем общественного развития, в формировании марксистско- ленинского мировоззрения трудящихся. Страна вступает в 80-е годы, располагая мощным экономическим и научно-техническим потенциалом, вооруженная перспективой созидательных дел, раскрытой в решениях XXVI съезда партии, октябрьского (1980) Пленума ЦК КПСС. В 1981 — 1986 годы предстоит обеспечить существенное продвижение по пути подъема экономики, интенсификации всего общественного производства. Партия наметила широкую программу технического перевооружения различных сфер народного хозяйства. В партийных решениях, выступлениях Л. И. Брежнева темп и пропорции развития народного хозяйства увязаны с задачами ускорения научно - технического прогресса, укрепления связи науки с производством, повышения качества и ускорения научных и проектных разработок, быстрого внедрения их результатов в производство. На высокое доверие партии, на ее постоянную заботу о науке ученые, инженеры, все работники науки отвечают самоотверженным творческим трудом, новыми успехами на решающих направлениях науки и техники. РАБОЧЕЙ Воспитывать у каждого советского человека высокую идейность, культуру, коммунистическое отношение к труду, нравственную чистоту и физическое совершен с т в о, формировать активную жизненную позицию — центральная задача всех общественных организаций. Молодое пополнение трудовых коллективов должно быть образованным, идейно - стойким и убежденным. С каждым годом возрастает роль вечернего (сменного) обучения. Школа взрослых сеСибирские масштабы Новосибирск. Сибирское отделение Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина принимает активное участие в решении фундаментальных проблем, которые составляют основу масштабной долгосрочной программы «Сибирь». Ее цель — обоснование комплексного и эффективного использования природных богатств в Западной и Восточной Сибири, Якутии, Забайкалье. За 10 лет существования научно - исследовательские институты СО ВАСХНИЛ превратились в крупный научно- исследовательский комплекс, располагающий значительным научным потенциалом. В настоящее время здесь работают более 2800 научных сотрудников. Институты Сибирского отделения ВАСХНИЛ выполнили более 400 научных разработок, которые нашли применение в ' сельскохозяйственном производстве. Создать новые промышленные технологии производства продуктов животноводства, новые линии мясного скота сибирской селекции с высокой энергией роста, способствовать развитию кормопроизводства, комплексной химизации и механизации, вносить предложения по развитию производительных сил сельского хозяйства Сибири и Дальнего Востока — такие задачи стоят сегодня перед институтами СО ВАСХНИЛ. На снимках: здания институтов Сибирского отделения ВАСХНИЛ; директор института растениеводства и селекции Петр Лазаревич Гончаров (справа) и заведующий отделением селекции Виктор Петрович Максименко, один из ведущих авторов яровой пшеницы Новоси- бирская-87. Им выведены новые перспективные сорта зерновых культур — пшеница Приобская, районированная в этом году в Амурской области. В 1980 году ученым передано на испытания три новых сорта пшеницы: Кулундинск а я — для засушливой зоны Кулун- ды, Новосибирская-81 — для северной лесостепной зоны, Надежная — для южной лесостепной зоны Западной Сибири; коровы на экспериментальной ферме крупного рогатого скота от опытно - производственного хозяйства «Боровское» Сибирского отделения ВАСХНИЛ; в специальном проектноконструкторском технологическом бюро СО ВАСХНИЛ в помощь агроному создан прибор «Агратестер», который за одну минуту измеряет влажность почвы. Предполагается, что прибор второй модификации сможет измерять не только влажность, но и температуру почвы, воздуха, зерна. Этот агротестер повысит прог изводительность труда при проведении измерений в 10 и более раз. Фото А. Полякова. (Фотохроника ТАСС). СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ- годня по массовости второй канал получения всеобщего среднего образования. В районной заочной школе обучается 800 человек. Учебно . консультационные пункты работают при всех средних и восьмилетних школах. Там, где руководители хозяйств, предприятий заинтересованы в обучении молодежи, дело это поставлено на должный уровень, как например, в Широкоя р с к о м, Локтинском, Радужском учебно - консультационных пунктах. И совсем иное положение в Уч - Балтийском УКП, потому что дирекция совхоза «Зеркальный» не оказывает поддержки в организации занятий и привлечении к обучению молодых тружеников. То же можно сказать и в адрес дирекции совхоза «Большевик». Около 180 учеников занимаются в УКП при Мошков- ской средней школе. На предприятиях, в «Сельхозтехнике», филиале фирмы «Соревнование», где некоторая часть работающей молодежи не имеет среднего образования, организованы классы мастеров. Рабочие получают знания на производстве. Успешно совмещают работу с учебой А. Н. Лукина, Г. И. Кирина, В. И. Комаров, Ю. Н. Дешуков, Л. М. Кортавых. Сейчас Мошковская районная заочная школа вновь проводит набор учащихся на 1981 — 1982 учебный год. Обращаться по адресу: р, п. Мошково, Школьный переулок, 3. Г. ЛИПИЛИНА, методист районной заочной школы. перегоны скота, бывает, что и пасти его некогда. Вот и теряется летнее «большое молоко», а разве это по-хозяйски? Не одобряет Анатолий и пристрастие некоторых животноводов к («зеленому змию». Бывает, иной разгильдяй по два—три дня не кормит скотину, не за ботится о ней. И зачем только такие безответственные люди идут работать на ферму? Анатолий этого просто не понимает. Сам он давно уже скотник первого класса, к работе относится предельно добросовестно. Мы выходим на улицу. Возле фермы, у стожков сена, мелькает чья-то тень, слышится тихое ржанье и секунду спустя из тьмы к нам выходит рыжеватая лошадь. Какое-то мгновение она изучает нас, то ли недовольно, то ли удивленно фыркает: и исчезает снова во мгЛе ночной. — Взять хоть этих же лошадей, — продолжает рассказ Анатолий. — Их у нас больше пятидесяти, а для них даже крыши над головой не находится. Разве это по-хозяйски? А ведь они для нас — большое подспорье. Чуть где отказала техника, лошадки тут как тут, выручают нас.,. За разговорами мы незаметно возвращаемся в избу Гребенщикова. Его жена, Гильда, угощает нас вечерним чаем. Анатолий пьет, щедро добавляя в чай душистый сок от смородинового варенья. — Свое варенье или покупное? — спрашиваю я. — Свое, — отвечает хозяин. — Имею небольшой сад при усадьбе — Личный скот тоже держишь? — Разумеется. Молоко и мясо круглый год свои. В магазине покупаем из продуктов практически хлеб, соль да сахар. Сейчас в деревне только не ленись, жить можно. И Анатолий увлеченно рассказывает далее, что он занимается еще, плюс ко всему, пчеловодством. Имеет немного — четыре семьи, но без меда не живет. Благодатное это дело — разводить пчел. «Сено им косить не надо, убирать за ними — тоже, Только присматривай да помогай, а остальное эти трудяги сами сделают. Ведь лугов и растений медоносных вокруг — хоть завались, пчелкам есть где разминать крылышки. В будущем думаю пасеку расширять. Государству, другим людям мед не меньше мяса и молока нужен». В разговор вступает и Гильда Ивановна. Вскоре я узнаю историю их совместной жизни, их знакомства. Анатолий сам родом с Кубани, приехал в Сибирь по комсомольской путевке. Здесь и встретил Тильду, они поженились и вот уже более двадцати лет неразлучны. Вырастили дочь Марию, которая работает здесь же на ферме техником по воспроизводству стада. Гильда Ивановна всю жизнь трудилась дояркой, она — также специалист первого класса в своей профессии. Гильда Ивановна достает и показывает свои похвальные грамоты, дипломы, благодарности. Все их перечислить нет возможности, поэтому я записываю лишь несколько. Два удостоверения «Ударник коммунистического труда», два диплома «Мастер — золотые руки», грамота с текстом о занесении в районную Книгу Почета, наконец, удостоверение депутата районного Совета, где Гильда Ивановна исполняла обязанности восемь лет подряд. Не менее внушителен и «послужной» список Анатолия. Супруги в этом плане друг другу подстать, выражение «золотые руки» можно отнести к обоим. Семья у Гребенщиковых сегодня вся в сборе. На домашнем старинном сундуке сидит, уютно положив подбородок на колени, внучка Иринка, серьезная десятилетняя девочка с большими темными глазами; в другой комнате неслышно двигается, готовясь ко сну, старенькая мама Тильды Ивановны. Наших разговоров хватает за- полночь, . а ранним утром мы снова шагаем на ферму. Мне надо поговорить с другими скотниками, и мы идем сначала на сенной двор, затем в один из «арочных» корпусов. Зайдя с яркого весеннего солнца в полутьму, мы не'сразу отыскиваем взглядами двух здешних хозяев - скотников: Виктора Семеновича и Николая Викторовича Денисенко (они — отец и сын). Они — в середине корпуса раскладывают в кормушки силос. Помещение сейчас пусто — телят, содержащихся здесь, мы видели еще на улице, в специальном загоне, на прогулке. Подходим, мужчины закуривают, завязывается деловой разговор. Оба Денисенко очень колоритны»—широкоплечи, с крепкими руками, с обветренными лицами, у них неторопливые, исполненные достоинства манеры. Чувствуется, что люди эти на месте, труд свой пусть нелегкий и не очень-то кой у кого престижный, уважают и знают ему цену. Да, они выращивают молодняк, а дело это, действительно', серьезное, ответственное, ведь в их руках практически вся будущность хозяйства— и его молоко, и его мясо, и его трудовая слава. Поэтому работать на «авось» тут нельзя. В ходе разговора все скотники сходятся на мысли, что в таких вот корпусах старой постройки, где механизации почти нет, можно с успехом использовать для уборки навоза небольшие трактора марки «Т». Их следует снабдить небольшими приспособлениями и они значительно облегчат труд скотников. И опять я с удовлетворением замечаю, что инициатором, главным застрельщиком в разговоре об использовании тракторов выступает все тот же Анатолий Гребенщиков. Да, такой уж это человек, такой работник — постоянно думающий, болеющий за общее „дело, стремящийся подойти к любому вопросу творчески. Ведь главная черта и Анатолия Семеновича, и всех людей, подобных ему — это гражданская активность. Именно активность, а не равнодушие, инициатива, а не бесхребетность, энергия, а не леность. Качество это, на мой взгляд, одно из самых основных и бесценных в любом деле, в каждой профессии. И я ухожу с фермы в твердой уверенности, что неполадки в ее работе, тот спад, о котором мы так много говорили — явления временные. Анатолий Гребенщиков вместе со своими товарищами, вместе со всем коллективом фермы положение обязательно выправят, работу наладят. Иначе просто быть не может. Б. ЖИГАНОВ.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2