МОШКОВСКАЯ НОВЬ L9 апреля 1981г., № 4 3 (4385)= Основной задачей коллектива межхозяйственного лесхоза является организация, правильное ведение лесного хозяйства, охрана и защита леса от вредителей и болезней, а также осуществление контроля за выполнением правил пожарной безопасности всеми предприятиями, организациями в соответствии с действующими законодательствами. В нашей стране леса — государственная собственность, всенародное достояние. Поэтому их охрана имеет большое народнохозяйственное значение, и борьба со всякого рода Распорота капитализма мошна Штыками революционных когорт. Эти строки из стихотворения поэта Мишигийна Цэдэн- доржа, открывающего сборник произведений монгольских писателей «До новой встречи», весьма характерны для всей монгольской литературы, которая самим своим возникновением обязана во многом именно Великому Октябрю. Мысль о кровной связи русской революции с коренным переломом в судьбе Монголии проходит лейтмотивом во всех произведениях сборника. Наиболее значителен в нем и по объему, и по идейно-художественным достоинствам отрывок из романа «Прозрачный Тамир», автор которого Чардавалэн Лодойд а м б а — один из известных монгольских писателей, лауреат Государственной премии МНР. В отрывке описан тот драматический период в истории Монголии (1919—;1921 годы), когда с юга ее захлестнула волна военной интервенции Китая, а с севера в ее степях искали убежища банды разношерстных атаманов и барона Унгерна. Страна была парализована прогнившим насквозь феодализмом и ламаизмом — засильем буддийских монахов. В то время в Монголии, при общей численности населения в полмиллиона человек, было 740 монастырей, где обитало сто тысяч лам! А ведь ламы давали обет безбрачия и были бездельниками, всех их, как и многочисленных феодалов, приходилось кормить простому монгольскому крестьянину. Забитый, неграмотный народ Монголии задыхался в тисках паразитического феодализма, нация практически вымирала, находилась на краю гибели. Ч. Лодойдамба и показывает в своем романе, как приходит к простым монголам сознание своего трагического положения, как миролюбивые по своей сути кочевники и араты начинают браться за оружие. Правда, сначала этот процесс стихиен, носит характер мелких частных стычек. С одной из них, кстати, и начинается отрывок: кочевник Бадарчи решил откупиться от китайских оккупантов—гаминов несколькими лошадьми, собранными у своих земляков. Однако надежды его не оправдались. Жестокие гамины попросту ограбили БадарЧи, чуть не пристрелив его. Возвращаясь домой, Бадарчи встречает своего недруга Тумэра и опасается, что Тумэр убьет его. Но тот проявляет великодушие, кочевники мирятся и храбрый Тумэр предлагает с одними дубинами и кнутами напасть на грабителей - гаминов. Схватка заканчивается в пользу монголов: китайцы позорно бегут, побросав оружие. Однако на предЛ Е С —В С Е Н А РОДНО Е ДОСТОЯНИЕ лесонарушениями должна рассматриваться как один из ответственных участков работы органов лесной охраны. Виновные в ущербе, принесенном лесному хозяйству, несут строгую ответственность. Порядок и размеры материальной ответственности предусмотрены инструкцией. В ней говорится, что ущерб, нанесенный рубкой растущего леса лесозаготовительными предприятиями, организациями и учреждениями на участках, не переданных для рубки, а также повреждением растущих деревьев и кустарников, возмещается в десятикратном размере действующих такс на древесину, отпускаемую на корню. В случае присвоения срубленных, а также буреломных и ветровальных деревьев или самовольной рубки сухостойных деревьев ущерб возмещается в двукратном размере действующих такс на древесину, отпускаемую на корню. Граждане возмещают ущерб, принесенный этими лесонарушениями в порядке, установленном Советами Министров республик. Размер взысканий определяется в рублях и копейках за каждое срубленное или поврежденное дерево в зависимости от его диаметра у пня. Диаметром до 12 сантиметров — 11 рублей, до 24 сантиметров — 29 рублей, а до 62 сантиметров —157 рублей 50 копеек. За каждый сантиметр диаметра ствола срубленного дерева сверх 52 сантиметров выплачивается 9 рублей. штрафа, за вырубку ложение Бадарчи вооружиться трофейным пистолетом храбрый Тумэр пока еще отвечает: «Зачем он мне?», не понимая, что лишь с оружием в руках можно отстбять свою независимость. Не сразу осознает необходимость революционной борьбы за счастье своего народа и другой герой романа — Эр- дэнэ. Он служит феодальному чиновнику Довчину и одно время даже, поддавшись вражеской агитации, сражается на стороне белогвардейцев. Однако их зверства скоро открывают глаза справедливому Эрдэ- нэ — как и Тумэр, он переходит на сторону революционной армии, под знамена знаменитого сына монгольского народа Сухэ-Батора и популярного национального полково д ц а Магсаржава. «Простые араты очнулись от векового сна, услышав грохот великой революции в России. И ничто уже не могло их остановить: ни лживые пророчества богдо, ни обещания борона Унгерна, ни жестокости гаминов». Любопытен в романе образ монгольского церковника Эрэн- чина. Этот честный человек, взращенный на ламаизме, под горы и степи Монголии. Не случайно роман «Прозрачный Тамир», переведенный на русский язык, считается одним из самых ярких полотен монгольской прозы. В сборник «До новой встречи» включено также несколько рассказов. Первый из них — «Белый месяц и черные слезы» — принадлежит перу писателя Д. Нацагдоржа, большого друга нашей страны, первого переводчика стихов А. С. Пушкина на монгольский язык. Со свойственными ему простотой, доходчивостью писатель повествует о бесхитростной, но исполненной глубины и поэзии любви батрачки Цэлмы и конюха—бедняка Чултэма. Нелегко живется этим труженикам, с утра до вечера работают они на хозяев, •познавая печальную истину: белый месяц богатых оплачивается черными слезами бедняков. Однако в конце рассказа Цэлма и Чултэм, сделавшись смелее и увереннее в себе от взаимной любви, уходят от богачей, начинают самостоятельную неЗавис и м у ю жизнь. Следующий рассказ еще одного современного монгольского писателя Т. Юмсурэна Состоявшаяся встреча влиянием происходоящих вокруг 'событий начинает понимать: «... если поступать согласно учению Будды, быть смиренными и покорными, монгольская нация и монгольское государство погибнут... Буддийская религия учит, что надо воздерживаться от всех стремлений и желаний и дожидаться нирваны. Но ведь если все будут воздерживаться от поисков истины, то человечество придет к гибели. Выходит, религия, якобы пекущаяся о счастье всех людей, желает им гибели?». Трагичен конец посмевшего усомниться в истинности буддизма Эрэнчина. Подосланные богдо - ханом убийцы смертельно ранят его, и Эрэнчин умирает. Однако остается живой неуемная человеческая мысль, набираются сил и крепнут в монгольском народе поиски революционной истины, выразители которой — освободительная армия Сухэ-Батора и части красных русских бойцов — изгоняют в конце концов из Монголии и китайцев, и белогвардейцев, и собственных захребетников — феодалов. Роман Ч. Лодойдамбы написан живо, эмоционально, изобилует действием, по-хорошему широкоохватен, многопланов. Из юрты кочевника мы переносимся в ламаистский монастырь, в приемную китайского посла Чен И, во дворец богдо-хана, в расположение войск барона Унгерна, в — «До новой встречи» — дал название всему сборнику. И это далеко не случайно. ВеДь рассказ написан от лица монгольского паренька, который работает помощником у русского тракториста Сергея-гуая, приехавшего помогать монгольским братьям - хлеборобам. Сначала недоверчивый и замкнутый, юный монгол вскоре искренне привязывается к добродушному Сергею Федоровичу, которому этот паренек чем- то напоминал погибшего на фронте сына. Возникшая между ними дружба как бы символизирует растущую год от года дружбу монгольского и советского народов. Героинями двух последних рассказов сборника — «Дэн- смаа» С. Пурэва и «Девушка из Гоби» Д. Баяра — являются современные монгольские женщины. Дэнсмаа, работавшая в бригаде лесорубов, искренне полюбила рабочего Дамбу. Они поженились, однако жизнь не заладилась, потому что Дамба сам толком не знал, чего хочет. В своих неурядицах он винил жену и вскоре отвез ее обратно к родителям. Лишь оставшись в одиночестве, после долгих и мучительных размышлений о жизни, о предназначении человека, о семье Дамба начинает понимать, какое место в его судьбе занимала эта самоотверженная, добрая и нежная Дэнсмаа, которую он так мало ценил.! Решение Дамбы созрело: он| вернет свою Дэнсмаа, искупит! кустарниковых пород платится штраф за каждый куст. Ущерб, принесенный уничтожением или повреждением леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, возмещается в размере стоимости потерь товарной ценности леса или же стоимости выращивания новых лесных культур взамен погибших, работ по очистке территории. Ущерб, причиненный самовольной раскорчевкой и расчисткой лесных участков, возмещается в размере стоимости работ по приведению территории в состоянии, пригодное для использования в лесном хозяйстве. В. ФИЛЮШИН, главный лесничий Мошковского межхбзлеса. перед ней вину и они начнут новую, счастливую жизнь. По-настоящему поэтичен рассказ Д. Баяра «Девушка из Гоби». Вот выдержка из него: «Повеяло ночной прохладой. Луна с любопытством глядела на нас, а рядом в гнезде спали маленькие тупанята... Миновав ручей, Чимгэ запела: Лунное яблоко освещает путь надо мной. Любовь твоя согревает сердце во мне. Словно сама Монголия прекрасна эта Чимгэ — «высокая, с круглым загорелым лицом, со строго очерченными губами и белоснежными зубами», тонко чувствующая красоту природы, вихрем скачущая на лихом коне, умеющая преданно и сильно любить. В поэтическом разделе сборника представлено творчество ряда известных монгольских поэтов. Открывается раздел стихотворением М. Цэдэндор- жа «Моя родина», в котором поэт славит свою страну: Родины голос, Как хлебный наполненный колос, В Гоби, В долинах Алтая, В ущельях Хангая — Прекрасное сердце ее, В устье Орхона, В излучине Толы — Сердце монгола. В лирической балладе «Вода вечности» поэт Б. Цэдэн- дамба воспевает простого труженика, народного умельца- плотника, сделавшего много доброго для людей, оставившего заметный след на земле; стихотворение «Слава вам, герои!», посвящено советским солдатам — героям Халхин- Гола, давшим в свое время отпор японским милитаристам. Знаменательно, что завершается сборник двумя стихотворениями И. Каштанова и И. Байбатырулы, тема которых — советский Алтай и знаменитый Чуйский тракт. Ведь дружба между нашим Алтаем и граничащим с ним Баян- Улэгэйским аймаком Монголии крепнут с каждым годом. Соседи обмениваются культурным и производственным опытом, постоянно бывают друг у друга в гостях. Не случайно и сборник «До новой встречи» вышел именно в Алтайском книжном издательстве. Сравнительно небольшой по объему, сборник, как мы уже убедились, дает достаточно широкое представление о литературе современной братской Монголии. Книга хорошо издана, снабжена красочной суперобложкой, современно оформлена и, думается, по праву вызывает немалый интерес у советского читателя. Б. СЕРГЕЕВ. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИЙ. в ЧЕТВЕРГ, 9. 4 ПЕРВАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. 8.00 Время. 8.40 Утренняя гимнастика. 9.05 отзовитесь, горнисты! 9.35 Выступление ансамбля песни и пляски ордена Ленина Московского военного округа. 10.25 «Молния», «Гвоздика». Телевизионные короткометражные фильмы. (ЧССР). 11,10 _«Заповедные мили». Телевизионный документальный фильм. П.40 Новости. МОСКВА. 14.30 Новости. 14.50 Программа документальных фильмов. 15.40 Народные мелодии. 15.55 Профессия —• связист. Телевизионный очерк. 16.25 К подписанию Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве "ежду СССР и Югославией. Кинопрс м- ма «По Югославиии». 16.50 Звездочет. Телевизионный журнал. 17.35 Концерт Государственного ансамбля песни и танца имени Неед- лы (ЧССР). 18.00 Ленинский университет миллионов. Управление социалистической экономикой. 18.35 «Старая игрушка». Мультипликационный фильм. 18.45 Сегодня в мире. НОВОСИБИРСК. 19.00 Мультипликационный фильм. 19.10 Новости. 19.25 Решения XXVI съезда КПСС в жизнь. Пути интенсификации сельского хозяйства, МОСКВА. 20.00 К 20-летию полета Ю. А. Гагарина. Премьера телевизионного документального фильма «Космический век. Страницы летописи» . Фильм 3-й. 21.00 Время. 2135 Концерт народной артистки СССР Г. Ковалевой и Русского народного оркестра имени В. Андреева Ленинградского телевидения и радио. Дирижер — В. Попов. "По окончании (22.50) — информационный выпуск «Сегодня в мире». ВТОРАЯ ПРОГРАММА НОВОСИБИРСК. 9.30—10.00 Учебная программа. Литература. 8 класс. Н- В. Гоголь — «Мертвые души». МОСКВА. 19.00 Б. Мартину — Фортепьянный квартет. 19.30 «Товарищ бригада». НОВОСИБИРСК. 20.00 Мультипликационный фильм 20 10 Решения XXVI съезда КПСС— в жизнь. Слово партии — для воинов закон. 20.45 Объявления. 20.50 «Мелодии радойти», Телевизионный музыкальный фильм. По окончаний — Хроника. ПЯТНИЦА, 10. 4 ПЕРВАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. 8.00 Время. 8 40 Утренняя гимнастика. 9.0о Делай с нами, делай, как мы делай лучше нас. Передача из ГДР. 10.05 Песни Русского Севера исполняют Академический хор русской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио. 10.35 В мире животных. Ведет передачу Н. Н. Дроздов. 11.35 Новости. МОСКВА. 14.30 Новости. 14.50 Программа документальных фильмов о космических экипажах социалистических стран: «Космический старт Вьетнама»; «На *дной орбите». (ЦСДФ), 15 35 Творчество юных. 16.05 Москва и москвичи. 16.35 Чемпионат СССР по гандболу, 17.15 Голоса народных инструментов. Гитара. 18.40 Сегодня в мире. НОВОСИБИРСК. 18.55 Новости. МОСКВА. 19.15 «ВЕСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ». Художественный фильм. (ЧССР). 20.30 Время. 20.55 Торжественное заседание и концерт, посвященный Дню космонавтики и 20-летию со дня запуска первого пилотируемого космического корабля «Восток» с летчиком-космп- навтом СССР Ю А. Гагариным. По окончании — (100) Новости. ВТОРАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. 18.55 «Созвездие Гагарина» Фильм-концерт. НОВОСИБИРСК. 19 15 Чемпионат страны по баскетболу среди женских команд. * Высшая лига. «Днна- намо». (Новосибирск) — «Уралмаш» (Свердловск). ОБЪЯВЛЕНИЯ Мошковской школе-интернату на постоянную работу требуются: агроном-заведующий, воспитатели, технички, шофер, повар, рабочие кухни. Оплата по штатному расписанию. Обращаться к директору школы по адресу: р. п. Мошкою, ул. Учительская, 1. Редакции газеты «Мошков- ская новь» срочно требуется шофер. НАШ АДРЕС: 633140, р. п. Мошково, улица Пионерская, 2, Индекс 5 0903 Мошковский филиал полиграфобъединения «Кедр» ТЕЛЕФОНЫ: Редактора — 92-204, заместителя редактора, отдела партийной жизни — 92-177 ответственного секретаря. бухгалтерии — 92-574. ОТДЕЛОВ: сельского хозяйства — 92-298, писем и массовой работы — 92-440, местного радиовещания — 92-508, типографии — 92-362.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2