Мошковская новь, 1981, № 040

г 2 апреля 1981г., №40(4382) МОШКОВСКАЯ НОВЬ Без назидательности Наше богатство — дети. И от того,, как мы их воспитаем, будет зависеть завтрашний день. Сегодня главный труд ребят — учеба, а завтра им стоять у станков, возводить города, прокладывать свои дороги, Завтра они поведут тракторы и комбайны, засеют первое поле. Мы живем на селе, каждый день встречаемся с замечательными тружениками, которые своими руками приумножают богатства нашей Родины. В наших детях мы растим смену, и необходимо не только рассказывать им о том, что всякий труд у нас в почете, но и пусть дети сами говорят о великом созидательном труде рабочего, крестьянина. Пусть их умы й сердца наполняются гордостью за свершения трудовых будней. Это будет им хорошим нравственным уроком. Такими уроками служат вечера встреч с тружениками нашего села: «Хлеб —наш батюшка», «Славим человека /руда».. Сейчас мы готовим новый вечер о тружениках села. Ребята, чьи родители, старшие братья и сестры работают в колхозе к<Ленинец», сами собирали материал о ветеранах труда, рабочих династиях, награжденных высокими правительственными наградами обо всех, чья жизнь связана с колхозом.. С музыкальным оформлением помогает Дом культуры «Обь». Считаю, что надо практиковать встречи, где сегодняшние герои труда, делегаты съездов, конференций расскажут ребятам о работе, о том, какой они хотят видеть'смену, а те — о своей учебе, общественных делах, мечтах. Дети любят читать. Далеко не все читают лучшую художественную литературу. А где еще так глубоко раскрываются и пропагандируются самые высокие гуманные чувства, красота подлинно человеческих отношений. Общеизвестна нравственная сила примера. Путеводной звездой служит У библиотекаря есть тысяча способов влиять на чтение детей, писала Н. К. Крупская. Работа с книгой — это громкие чтения, обзоры, читательские конференции, литературные вечера, утренники, вечера занимательной науки, устные журналы, литературные игры... В кружке, библиотечном клубе интересную книгу можно читать с продолжением, организовать циклы_ чтений. Так, к tlO-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина Барлакская, Смоленская, Сокурская сельские библиотеки организовали чтёния по темам: «Сердце беседует с Лениным», «Читая ленинские строки», «Таким был Ленин». Часто чтения вслух сопровождаются беседой. Одна из самых эффективных форм массовой пропаганды литературы — обзор, в котором показана какая-либо отрасль знания, например, «Химия для всех», рекомендованы книги в он многим подросткам и юношам в определении жизненного пути, утверждении личного идеала, осознании своих недостатков и стремлении преодолеть их. Надо, чтобы у ребенка, только что научившегося читать, выработалась потребность в систематическом чтении. Ведь огромная роль в нравственном воспитании детей и подростков принадлежит книге, библиотеке, которая оказывает действенную помощь школе в воспитании. Всю свою работу мы планируем и проводим, согласуя со школьной библиотекой, заведует которой Тамара Ильинична Обгольц, пионерской и комсомольской организациями школы, отдельные мероприятия— совместно с работниками сельской библиотеки и Дома культуры «Обь». Большое место уделяем пропаганде литературы о жизни и деятельности В. И. Ленина, его соратников, Коммунистической партии, советском образе жизни. Через книжные выставки, обзоры книг, беседы, громкие чтения по;темам, например, о жизни и деятельности B. И. Ленина, коммунистах: «Самый человечный человек», «Черты живые Ильича», «Их жизнь — служение отчизне», о советском образе жизни, высоком гражданском и интернаС заботой о см е н е циональном долге: «В семье единой, братской», «Граждани-' ном быть обязан», «Быть на земле человеком», «Звала на подвиг их любовь к Отчизне», «О долге и чести», о героическом труде советских людей: «Когда героем становится любой», «Хлеборобы —твои земляки», «Как хлеб на стол приходит», «Мы растем к труду готовы». О славных революционных, боевых и трудовых традициях русского народа рассказывалось в устных журналах: «Делать жизнь с кого», «В >кизни всегда есть место подвигу». С ребятами младшего школьного возраста провели коллективные обсуждения книг C. Сухачевского .«Коля Мяго- тин», Н. Надеждиной «Партизанка Лара», Ю. Соломенна «Павка —коммунист», Е. Ильиной «Четвертая высота», А. Гайдара, рассказывающих о становлении характера, преодолении первых трудностей, дружбе и товариществе, добрых делах, смелых людях, об уважении к старшим. Обращаем внимание на книги серий: «Герои нашего времени», «Человек среди людей», «Герои и подвиги», «О морали и нравственности», «Компас», «Так закаляется сталь», «Молодогвардейская лениниана»... Воспитание стойкого патриота социалистической Родины В ПРОЦЕССЕ помощь школьной программе, по творчеству писателя. Обсуждения, читательские конференции, диспуты, литературные кружки, клубы также раскрывают идейное богатство книги, коллективная беседа о книге, особенно о ее героях, часто вызывает споры, желание во что бы то ни стало доказать свое м н е н и е , заставляет ребят искать и находить самые сильные доводы и самые выразительные слова. Библиотекарь учит детей высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Так, шестиклассники, читатели Мошковской центральной библиотеки, обсуждали новую книгу Кашурников о й «Следствие по всем правилам», вышедшую в Новосибирском книжном ^издательстве. Разговор шел о дружбе, причастности ко всему происходящему сегодня, — главная задача всей системы коммунистического воспитания. Велико значение книг Л. И. Брежнева: «Малая земля», «Возрождение», «Целина» о бессмертном подвиге советского народа. Мы выпустили библиотечные плакаты, рекомендательные списки литературы, оформили книжные иллюстрированные выставки, провели беседы, уроки мужества, громкие чтения, а в заключение тематический вечер с ребятами старших классов— «Подвиг партии и народа» и устный журнал «Бессмертный подвиг Малой земли», читательские конференции по различным книгам, в том числе В. Быкова «Пойти и не вернуться-» и «Дожить до рассвета». На литературном вечере, «Нас погибшие учат герои», который торжественно прошел и в школе, и в Доме культуры «Обь», был избран почетный президиум, внесено дружинное знамя. После доклада поисковой группы Ташаринской школы ребята приветствовали и вручали памятные подарки ветеранам войны, а затем прозвучала литературно - музыкальная композиция. Идейно - воспитательная работа не сводится только к разъяснению принципов коммунистической нравственн ос т и , главное — в формировании коммунистической убежденности и устойчивого нравственного поведения. К формированию идейной зрелости, утверждению активной жизненной позиции призывают проведенные с ребятами старшего возраста диспуты: «Что значит быть комсомольцем», «Познай самого себя», «Не кем быть, а каким быть», читательская конференция: «Корчагинцы — 70-х», конкурсные чтения стихов: «Ленин, партия, комсомол», «Пою Мое отечество, республику мою». К отзывчивости, чувству долга, сопричастности к судьбам других людей, быть в ответе за все призывает читательская конференция: «сРавнодуш н ы е, встаньте!». Среди вопросов такие, как: «От равнодушия до предательства — один шаг. Согласны ли вы с этим выражением? Внимательность, чуткость, отзывчивость, чувство долга — как вы понимаете эти слова? Приведите примеры из жизни и прочитанных книг. Жить в ответе за все —истинное призвание человека. Поясните эту мысль примером. Совместимо ли понятие — рыцарство и равнодушие? Расскажите об этом». Какую бы мы работу ни проводили: будь та беседа, обзор, громкое чтение, урок мужества, литературный вечер, обсуждение книги или кинофильма — заключительным должен быть вопрос, что понравилось, что взволновало, что ребята для себя извлекли из книги. Наша задача — заставить думать, чтобы любое наше слово сеяло добрые семена. С. НАЗАРЕНКО, заведующая Ташаринской детской библиотекой. ТВОРЧЕСТВА На утренниках и вечерах большой простор для творчества, фантазии библиотекаря. В их программу могут входить художественное слово, доклады, инсценировки, литературные игры, демонстрация кино и диафильмов.,. Особенно интересно школьникам, когда они участвуют сами, скажем, в утренниках: «Олимпийцы среди нас» — в Октябрьской, «У нас в гостях герои сказок Андерсена» — в Мошковской, вечер, посвященный жизни и творчеству А. Блока,— в Новомошков- ской, Елтышевской, Барлак- ской библиотеках. С большой эмоциональностью прошли утренники, вечера, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина: «Ильичево солнце над Россией» — в Томилов- ской, «С именем Ленина» — в Новомошковской, Барлакской, Молодости свойственна мечта, фантазия, стремление к романтике, героике революций, Великой Отечественной войны, мирного созидательного труда. Сила положительного примера, тяга к идеалу, может в конце концов «перекроить» весь внутренний мир подростка. Необходимо чтобы истинный герой стал для него подлинным образцом, чтобы всем сердцем «юноша, обдумывающий житье» потянулся к этому герою, поверил в него, вообразил себя его последователем. Это в работе с подростками и вообще с молодежью мы учитываем и строим ее на положительных примерах, на интересах ребяЕ Стараемся вести работу нешаблонно, без назидательности, творчески, по предельно точному адресу, эмоционально и выразительно используя специфические клубные формы. Молодежи не нужен пример «с крылышками». Н. К. Крупская предупреждала, что подростка могут увлечь только идеалы взрослого человека. Здесь важно проведение особо торжественных и высоко- идейных мероприятий: дней революционных и трудовых традиций, с вносом знамен, клятвой молодых в верности традициям отцов и дедов у памятных мест, эстафеты поколений, встреч с современниками. В нашем Доме культуры, к примеру, проходят чествования, проводы на пенсию и в армию, посвящения в рабочие. Культпросветчики кажПри выдаче книг библиотекарь проводит индивидуальные беседы по теме: «В жизни всегда есть место подвигу», рекомендует книги о героях- комсомольцах 70-х годов: Анатолии Мерзлове, Михаиле Морозове, молодых строителях, работающих на великих стройках пятилетки. Для молодежи в библиотеке организован «Уголок профНадолго запомнится литературный вечер «Гудят колокола Хатыни» читателям Ташаринской детской библиотеки. Игровая форма, необычность подхода к литературным произведениям, соревнование — все это пробуждает творческие силы детей и является естественным стимулом к вдумчивому, целенаправленному чтению. С 1 января по 1 апреля в три этапа проходил областной детский литературно - творческий радиоконкурс «Слушай нас, время»! по темам: «Ленин в советской литературе, искусстве», «Герой нашего времени», «Наша школьная планета». В этом конкурсе участвовали пионерские отряды, кружки, клубы по интересам. Н. ВОРОБЬЕВА, заведующая Мошковской детской библиотекой. дый раз ставят себя на место тех, ради кого проводится то или иное мероприятие. Проблема досуга детей и подростков все еще продолжает оставаться «острой». Скучно — и ребята слоняются по улицам. «Нечего делать» — и тогда ищут развлечения на «взрослый» манер, иногда не самый достойный. Так появляются «трудные» или подростки, склонные к правонарушениям. Психологи, юристы, педагоги единогласно сходятся на том, что первопричина всех бед незаполненность свободного времени детей, а закономерное следствие^ — утрата интереса к предлагаемым им формам досуга. Мы должны восполнить недостаток воспитания, научить беречь свободное время как общественное богатство страны, занять подростков полезными и интересными делами. Ведь дети — это и наши артисты, и посетители, и участники клубной работы... В Белоярском Доме культуры для детей и подростков работают кружок «Основы правовых знаний», клубы «Щит и меч», «Подружка», кинолекторий «Подросток и закон», детская комната, комната школьника. Ребята заняты в кружках киномехаников, художественной самодеятельности, ансамбле «Веселые ребята», вокально - инструментальном, агитбригаде, хоре, театре чтецов. В. НОВОСЕЛЬЦЕВА, директор Белоярского Дома культуры. ориентации», где выпускаются «Календарь профессий» по различным отраслям народного хозяйства. Организуются выставки: « Ра бочий — это звучит гордо», «Познай себя,..», ,«В труде мужает человек». В картотеке для молодежи «Мир труда широк и светел» даются сведения о каждой из основных групп профессий. Совместно с клубом, школой и партийной организацией совхоза «Сокурский» проводим вечера-встречи с передовиками производства, например, вечер: «С родной землей судьбу свою связали», устные журналы: «Слава передовикам производства», «Славим людей труда». Ребята встретились с лучшими рабочими совхоза. В. А. Риско, В. А. Черновым, А. Ю. Гепнером, В. Н. Манако- вым из бригады Г. П. Филиппика, которые одними из первых в районе применили ипа- товский метод на уборке урожая, лучшим токарем совхоза Н. Н. Одинцовым. На передовиков производства равнялась комсомольская группа средней школы № 19 и заняла в социалистическом соревновании по достойной встрече XXVI съезде КПСС первое место. Г. САРАИНОВА, заведующая Соку р е к о й сельской библиотекой. На снимке: Г. Сараинова. Фото С. КАЗАКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2