МОШКОВСКАЯ НОВЬ =2 апреля 1981г., № 40 (4382 ) , О Всесоюзном социалистическом соревновании ЗА У С П Е ШН О Е ВЫП О ЛН Е Н И Е И ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕ З А Д А Н И Й ОДИННАДЦАТОЙ П Я Т И Л Е Т К И (Окончание. Нач. на 1-й стр. мола комсомольско - молодеж ным коллективам и молодым производственникам, добившим ся высоких результатов в со циалистическом соревновании; о награждении передовиков произ водства знаком «Молодой гвар деец XI пятилетки» и выделе нии ежегодно победителям соци алистического соревнования 30 , тысяч льготных туристских пу тевок для поездки по местам революционной, боевой и тру довой славы советского народа и в братские социалистические страны. 10. Партийным, советским профсоюзным, комсомольским и хозяйственным органам неуклонно осуществлять ленинские принципы организации социалистического соревнования —гласность, сравнимость результатов и возможность практического повторения передового опыта. Добиться широкого распространения опыта победителей соревнования, улучшить показ его в отраслевых павильон а х ВДНХ СССР, изучение в школах передового опыта, системе экономической учебы, школах . коммунистического труда, народных университетах. Практиковать проведение на базе коллективов, награжден ных переходящими Красными знаменами, семинаров руководителей предприятий и организа ций, партийных, профсоюзных и комсомольских работников. Усилить роль идейно - воспитательной работы, пропаганды и агитации в обеспечении дейст венности социалистического со ревновання, в повышении про. изводственной и общественной активности его участников. Полнее использовать возможности средств массовой информации и пропаганды для широкого распространения и внедрения ценных починов и начинаний, всестороннего показа путей, ме тодов достижения победителями соревнования высоких результатов. Госкомиздату СССР, По литиздату, Профиздату, из- дательс т в а м «Плакат» и «Молодая гвардия», Госкино СССР предусматривать в планах выпуск литературы, плакатов, документальных и художественных фильмов, глубоко раскрывающих опыт передовиков, актуальные проблемы развития соревнования, движения за коммунистическое отношение к труду. Практиковать выпуск в центральных и местных газетах специальных полос, посвященных социалистическому соревнованию, а также теле- и радиопередач «Дневник социалистического соревнования».- .11. Министерствам, ведомствам совместно с ЦК профсоюзов разработать и по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС утвердить условия Всесоюзного социалистического соревнования в отраслях на одиннадцатую пятилетку. Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ выражают твердую уверенность в том, что рабочие и колхозники, инженерно - технические и научные работники, все труженики промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и других отраслей народного хозяйства еще шире развернут всенародное социалистическое соревнование за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки, обеспечат претворение в жизнь исторических решений XXVI съезда КПСС. Задача работников клубных и библиотечных учреждений воспитывать подрастающее поколение таким, чтобы требования развитого социалистического общества стали нормами и правилами поведения каждого советского человека, оказывать помощь производственным коллективам, школам в привитии молодежи трудовых навыков. Дети и подростки, присутствуя на встречах с ветеранами труда, передовиками производства, воспитывают в себе лучшие деловые качества, уважение к труду. Сила положительного примера становится хорошим уроком воспитания тогда, когда о передовиках и новаторах производства идет конкретный разговор. Директор Белоярского Дома культуры В. Новосельцева, методист по работе с детьми Т. Лопатина, директоры: Октябрьского— B. Григорчак, Обского—Н. Тю- тюнникова; заведующие: Елты. шевским сельским клубом — Е. Ларичева, Мошковской детской библиотекой—Н. Воробьева, Новомошковской—Э. Юнусова, Октябрьской— Л. Геращенко, Сокурской—Г. Сараино. ва, Ташаринской детской — C. Назаренко организуют беседы, обзоры, устные журналы, конкурсы клуба веселых и находчивых, встречи с интересными людьми, вечера: «Мы твои рядовые, Россия», «Подвиг народа живет в сердце каждого», «Труд и коммунизм», «Герои и подвиги», «Гвардейцы пятилетки», «Вместе с родной партией», «Жизнь — как подвиг», которые нахо. «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе е тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики». (Из Отчетного доклада ЦК КПСС XXVI съезду партии). дят понимание и отклик в сердцах детей и подростков. Ребята приходят в библиотеку, Дом культуры, сельский клуб с целью общения, отдыха. На вечерах «От всей души», -вечерах - портретах, ярких эмоциональных праздниках, фестивалях, смотрах, концертах самодеятельных коллективов, КВНах, клубах но верить свои возможности, когда, естественно, происходит переход от воспитания к самовоспитанию. Правильно, разобраться во многих проблемах морали, в оценке тех или иных качеств помогают клубы по интересам. Они есть в Октябрьском, Белоярском, Балтийском, Широ- коярском Домах культуры, За нравственное здоровье интересам детям и подросткам разъясняются сложные проблемы морали, нравственные основы социалистического Коллектива. Советский образ жизни раскрывается в беседах, обзорах литературы, вечерах: «В чем выражается любовь к Родине?», «Как ты понимаешь свой долг?», «Поговорим о совести», «Береги честь с моло- ду», «В чем ты видишь свое счастье?», !«Любовью дорожить умейте», «Как воспитать в себе высокие моральные качества»... Очень важны в воспитании игра, занимательность, которые позволяют подростку проСокурской, Ташаринской, Смоленской, Новомошковс кой , Барлакской библиотеках. И, напротив, не утруждают себя поисками новых форм по коммунистическому воспитанию детей и подростков работники Дубровинского, Сарапульского Домов культуры, большинства сельских клубов, Балтийской, Томиловской, Уч-Балтинской библиотек. Период становления личности наиболее благоприятен для воспитания социалистической сознательности, положительных моральных качеств, навыков поведения. Основные направления ц содержание правовоспитательной деятельности — в формировании необходимой системы знаний по вопросам государства и права, уважения к принципам социалистической законности, в привитии навыков правомерного поведения, воспитании активной гражданской позиции, нетерпимости ко. всякого рода правонарушениям. Совместно со школой, работниками милиции, суда, прокуратуры, комиссиями по делам несовершеннолетних проводят систематическую и целенаправленную работу по предупреждению правонарушении среди детей и подростков клубы правовых знаний в' Белоярке, Таша.ре. Приходя в Ташаринскую детскую библиотеку, дети знают. что их встретят с улыбкой. Они с желанием участвуют во всех мероприятиях, которые всегда занимательны и содержательны. Создают уют в читальном зале Мошковской детской библиотеки Н. Головач и Н. Воробьева. Деловая обстановка в Октябрьском и Обском Домах культуры: проводятся беседы с детьми, репетиции, готовятся сценарии. Ищут новые интересные формы работы с детьми и подростками в Новомошковской, Смоленской, Октябрьской библиотеках Э. Юнусова, М. Федоренко, Л. Геращенко, заведующие Елтышевским клубом и библиотекой Е. Ларичева и Л. Волкова. Г. ТУРКОВА, заведующая отделом культуры райисполкома. В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО Целостное представление о духовном облике А. С. Пушкина с его тревогами, радостями, исканиями получили юные участники литературного вечера «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Ребята слушали грамзаписи произведений поэта в исполнении мастеров художественного слова, романсы, выступили в конкурсе «Мое любимое стихотворение». i Подобные поэтические вечера, утренники в нашей библиотеке были посвящены Блоку, Есенину, Друниной, Тютчеву. Поэзия русская музыкальна и живописна. И при встречах с нею, например, на вечерах «Есть женщины в русских селеньях», «Строки, опаленные войной», мы используем репродукции картин, музыкальные отрывки. Расул Гамзатов писал о смысле поэзии: «Иногда я спрашиваю, что могло бы ее заменить. Конечно, есть у меня горы, есть снег и ручьи, дождь и звезды, солнце и хлеб. Но разве горы, и дождь, и цветы, и солнце могут обойтись без поэзии, а поэзия без них»... Прекрасное рядом, только надо его увидеть. Знакомили с искусством, которое учит'видеть Это прекрасное, беседы:. «В мире музыки», «Искусство и современность», «Новосибирский театр оперы и балета», «Художники - реалисты», «Леонардо- да-Винчи», «Музыка в жизни Ленина», «Лрниниана в творчестве художника Жукова», «К 70-летиЮ Г. Улановой», «Мастера советского балета», проведенные в нашей библиотеке. Вечера посвящались творчеству Чайковского, Пахмутовой. На, занятии «В мир прекрасного» шел разговор о картинах Левитана, Саврасова, Васнецова, Тициана, зачитывались открывки из рассказов К. Паустовского. Так мы стараемся воспитать у подростков желание понять, произведения искусства, прочитать нужную для этого литературу. М. ФЕДОРЕНКО, заведующая Смоленской библиотекой. — Помогают в пропаганде правовых знаний среди подростков в Но- вомошковском библиотечном филиале, — рассказывает заведующая Эмма Андреевна Юнусова, — книжные выставки: «Подросток и закон*, «Закон обо мне, мне о законе», беседы «Мое и наше», «Охрана природы — твоя обязанность и твое право», «Всегда на посту», «Человек человеку — друг», «Борьба с пережитками прошлого». Ребята участвуют в обсуждении книги «Закон есть закон», викторине кТвой комсомольский билет», читательской конференции по книге Валько «Куда летишь, журавлик?». Сейчас готовим устный журнал «Подросток и закон». На снимке: Э. А. Юнусова. НАЧИНАЯ С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ а Что значит быть гражданином Советского Союза? В 16 лет понять ответственность, которую налагает столь высокое звание, помогает ритуал вручения паспортов юношам и девушкам. Даже у тех подростков, которые скептически относятся к торжественности и важности такого момента, попавших в праздничную атмосферу Дома культуры, меняется настроение. На праздник приглашаются ветераны войны и труда, родители и друзья. Торжественный ритуал заканчивается праздничным концертом. Учитывая психологию подростков, их тягу к проявлению активности, готовность во всем лично участвовать, идейно - нравственное воспитание несомненно нужно начинать с заинтересованности. Стоит только разбудить интерес, и можно рассчитывать на то, что подросток придет в кружок художественной самодеятельности. Порой на лекции по этике, эстетике, истории и теории искусства, читают которые специалисты, владеющие аудиторией, приходила незначительная часть молодежи. А вот конкурсы рисунков, политических плакатов, песен, бальных танцев, вечера поэзии, конкурсы на лучший диско-вечер, когда члены клуба по интересам говорят о любимых певцах, композиторах, инструментальных группах, вызывают обратный резонанс. Необычайно возрос после них и интерес к лекциям. Художественное творчество — это важное средство рационального использования свободного времени трудящимися, в том числе и молодежью. В нашем Доме культуры шесть кружков детской художественной самодеятельности. Детский драматический театр поставил спектакль, скоро состоится премьера пьесы «Зимородок». Ребята из танцевального кружка, художественного слова участвуют во всех проводимых мероприятиях Дома культуры. Работают детский духовой оркестр, клубы «Чебурашка», «Поч емуч е к » , школьная агитбригада. Мы добиваемся, чтобы любой кружок или клуб стали воспитывающими, вносим в жизнь маленьких артиетов- любителей творческое начало, наполняем их досуг новым содержанием. Помимо участия в художественной самодеятельности, для детей организованы дни отдыха: лыжные прогулки, экскурсии, поездки в театры, игры. Удачным способом морального поощрения являются листовка, которую мы ввели недавно в детском коллективе самодеятельных артистов ташке выпуск стенных газет, поздравление в торжественной обстановке того или иного члена кружка с днем рождения. Раз в неделю детская концертная агитбригада выходит со своей программой на животноводческие фермы, в овощеводческий и другие цеха совхоза «Барлакский». Их там ждут, к ним привыкли. Участники агитбригады выпускают боевые листки, молнии, посвящают их передовикам производства. Проблема досуга детей и подростков все еще продолжает оставаться острой. Культработник должен сделать все возможное, чтобы нравственная атмосфера в детском коллективе художественной самодеятельности была здоровой, дружеской. В. КОЛГАНОВ, художественный руководитель Октябрьского Дома культуры.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2