ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС и районного совета на ро дны х депутатов новосибирской области Газета основана в 1931 году. № 40 (4382) ЧЕТВЕРГ, 2 апреля 1981 года. Газета выходит по вторникам, четвергам, субботам. Ц Е НА 2 КОП . В ЦК КПСС, Совете Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ О В С Е С ОЮЗ Н О М С О Ц И А Л И С Т И Ч Е С К О М С О Р Е В Н О В А Н И И ЗА УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ И ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ОДИННАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКИ ЦК КПСС, Совет Министров СССР. ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ отмечают, что доклад Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева на XXVI съезде партии, решения съезда, Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года с огромным воодушевлением и патриотическим подъемом восприняты •оммунистами, рабочими, колхозниками, интеллигенцией,всем советским Народом. В ответ на призыв партии ознаменовать новую пятилетку ударным инициативным трудом на благо Родины в трудовых коллективах широко развертывается социалистическое соревнование за повышение эффективности и качества работы, ускорение научно - технического прогресса, успешное выполнение ' и-перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки. По всей стране получают поддержку и распространение инициативы трудящихся Москвы и Ленинграда по завершению личных и бригадных заданий первого года пятилетки к 7 ноября, Ярославской области по достижению в одиннадцатой пятилетке прироста промышленного производства без увеличения численности работающих, Ростовской области по досрочному освоению проектных мощностей, почин колхозов и совхозов Краснодарского края и Днепропетровской области по улучшению качества сельскохозяйственной продукции, опыт работы трудовых коллективов Урала и Кузбасса по экономии металла и топливно-энерг е т и - ческих ресурсов. Социалистическое соревнование — живое творчество масс, патриотическое движение, основанное на высокой сознательности и инициативе советских людей, могучее средство мобилизации трудящихся на претворение в жизнь планов коммунистического строительства. Оно помогает вскрывать и приводить в действие резервы производства, повышать эффективность и качество работы, является действенным средством вовлечения трудящихся в управление производством, воспитания коммунистического отношения к труду. Вместе с тем большие возможности социалистического соревнования в ряде случаев используются еще не полностью. Придавая первостепенное значение дальнейшему развитию социалистического соревнования, повышению его роли в решении задач экономического и социального развития страны, Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов и Центральный Комитет ВЛКСМ постановляют: 1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам партии, министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик, партийным, советским, профсоюзным, комсомольским и хозяйственным органам, используя высокий трудовой и политический подъем масс, направить социалистическое соревнование на реализацию задач, выдвинутых товарищем Л. И. Брежневым в Отчетном докладе ЦК КПСС на XXVI съезде партии, решений съезда, успешное выполнение и перевыполнение заданий пятилетки, обеспечение дальнейшего роста благосостояния советских людей. Поднять уровень всей организации социалистического соревнования, развивать его в тесной связи с мерами по совершенствованию хозяйственного механизма.• Приумножать славные традиции соревнования,создавать в каждом трудовом- коллективе обстановку подлинного творческого поиска, трудовой состязательности и товарищеской взаимопомощи, высокой ответственности за порученное дело, непримиримости к недостаткам, нарушениям трудовой дисциплины. Обеспечить активное участие во Всесоюзном социалистическом соревновании всех рабочих, колхозников, инженерно- технических работников, специалистов и служащих, коллективов бригад, участков, звеньев, отделений и ферм, предприятий, объединений, -овхозов, колхозов, организаций' и учреждений, трудящихся городов, районов, областей, краев и республик. 2. ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ подчеркивают, что девизом соревнования должно стать: «Работать эффективно и качественно!». Это значит по- хозяйски относиться к общественному добру, умело и эффективно использовать все имеющиеся ресурсы, весь производственный потенциал, добиваться высоких результатов при наименьших затратах. Сосредоточить усилия соревнующихся на ускорении роста производитель-- ности труда, повышении качества продукции, экономии сырья, материалов, топлива и электроэнергии, лучшем использовании основных фондов, безусловном выполнении планов поставок продукции в установленные сроки и номенклатуре. На этой основе обеспечить: более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства в средствах производства, а населения — в товарах народного потребления, сокращение сроков создания и внедрения новой техники и технологии, повышение фондоотдачи, снижение материалоемкости: дальнейший рост производства и улучшение качества продукции земледелия и животноводства, успешное решение продовольственной программы, согласованную работу сельскохозяйственных, транспортных и промышленных предприятий для увеличения выхода конечной продукции с гектара пашни; полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, четкое взаимодействие и координацию деятельности всех видов транспорта, сокращение сроков доставки грузов и их сохранность, повышение культуры обслуживания пассажиров: сокращение сроков строительства, своевременный и досрочный ввод производственных мощностей, культурно - бытовых объектов и жилых домов, уменьшение объемов незавершенного строительства, ускорение реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий; расширение объемов и видов услуг, внедрение прогрессивных форм, повышение качества и культуры обслуживания населения. 3. Партийным, профсоюзным и комсомольским организациям, хозяйственным руководителям уделять особое внимание развертыванию соревнования в бригадах, на участках, в отделениях, на фермах. Усилить роль этих коллективов в борьбе за повышение эффективности производства и качества работы, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров, воспитание коммунистического отношения к труду. Поддерживать и распространять инициативы рабочих и колхозников по разработке встречных планов, внедрению технически обоснованных норм труда, бригадного хозрасчета, лицевых счетов бережливости и качества, выполнению установленного объема работы с меньшей численностью персонала. Передовики соревнования, ударники и коллективы коммунистического труда должны служить образцом на производстве, в общественной жизни и в быту. 4. Министерствам, ведомствам, партийным, советским, профсоюзным, комсомольским органам, хозяйственным руководителям всемерно поддерживать инициативу трудовых коллективов по разработке встречных планов, направленных на улучшение качественных показателей, прежде всего на повышение производительности труда, снижение себестоимости, увеличение прибыли, выпуска продукции высшей категории качества, более эффективное использование производственных мощностей, увеличение объемов производства за счет экономии ресурсов. Создавать необходимые материальные, организационно . технические и экономические условия для успешной реализа ц и и встречных планов. 5. Всемерно развивать соревнование коллективов смежных предприятий и организаций, направленное на создание благоприятных условий для ритмичной работы, достижение лучших конечных результатов, успешную реализацию целевых комплексных программ по решению важнейших научно - технических и социально . экономических проблем. В этих целях шире использовать опыт содружества предприятий добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности, трудовых коллективов, участвующих в сооружении Саяно-Шушенской и Нурекской гидроэлектростанций, КамАЗа и завода «Атоммаш» по принципу «рабочей эстафеты»; работников Ленинградского транспортного узла по, четкому взаимодействию и координации деятельности всех видов транспорта; тружеников сельского хозяйства, легкой, текстильной и других отраслей промышленности по «договору тысяч». Министерствам, ведомствам, Советам Министров союзных н автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам обеспечить координацию деятельности смежных предприятий, объединений, научно - исследовательских, проектно - конструкторских и других организаций, заключивших договоры на соревнование, оказывать необходимую помощь межотраслевым координационным советам и общественным штабам в развитии соревнования смежников. 6. Министерствам, ведомствам, ЦК профсоЩзов подходить к оценке работы коллективов объединений, предприятий и организаций с учетом напряженности государственных планов, темпов роста, конечных результатов производственной деятельности, комплексного ввода в действие мощностей и объектов жилищного . и культурно- бытового назначения, состояния воспитательной работы, выполнения социалистических обязательств нарастающим итогом с начала года и пятилетки. Совершенствовать систему материального , и морально, г о стимулирования ‘ участии к о в соревнования. Пол н е е использовать средства фонда материального поощрения и фонда заработной платы для премирования работников с учетом результатов социалистического соревнования. Обеспечить оперативность при подведении итогов соревнования. 7. Установить, что победители социалистического соревнования награждаются: рабочие, колхозники, инженерно - технические работники, специалисты и служащие — почетными дипломами министерств ;(ведомств) и ЦК профсоюзов и памятными подарками или денежными премиями; коллективы бригад, участков, звеньев, ферм, отделений — почетными вымпелами министерств (ведомств) и ЦК профсоюзов и памятными подарками или денежными премиями; комсомольско - молодежные бригады —переходящими Красными знаменами ч<Герои пятилеток — лучшему комсомольско - молодежному коллективу» с дипломами и денежными премиями; коллективы промышленных, производственных, научно - производственных, межхозяйственных, агропромышленных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно - исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших .учебных заведений — переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с дипломами и денежными премиями. Коллективы, награжденные по итогам года переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР. ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и добившиеся наиболее высоких и устойчивых показателей в выполнении встречных планов и повышенных социалистических обязательств, заносятся на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР; города, автономные округа, городские и сельские районы — переходящими Красными знаме нами ЦК КПСС. Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с дипломами и денежными премиями: союзные и автономные республики, края и области — переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с дипломами, Итоги Всесоюзного социалистического соревнования подводить по каждому году пятилетки и пятилетке в целом. Переходящие Красные знамена ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ передаются на вечное хранение предприятиям, районам, городам, автономным округам, областям, краям и республикам, которые ежегодно в течение пятилетки были удостоены этих наград. 8. Учредить Памятный знак ЦК КПСС, Совета Министр о в СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За высокую эффективность и качество работы в одиннадцатой пятилетке» для награждения коллективов предприятий, объединений, строек, колхозов, совхозов, научно . исследовательских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений. Памятным знаком награждать коллективы, добившиеся высокого качества работы и наилучших показателей в выполнении заданий одиннадцатого пятилетнего плана, неоднократно удостоенные по годовым итогам Всесоюзного социалистического соревнования переходящих Красных знамен ЦК КПСС, Совета Министр о в СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Для награждения рабочих, колхозников, инженерно - технических работников, специалистов и служащих учредить единый общесоюзный знак «Ударник одиннадцатой пятилетки» с вручением памятного подарка за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств. 9. Увеличить до 25 количество Государственных премий СССР, присуждаемых за выдающиеся достижения в груде и научно - техническом творчестве передовикам социалистического соревнования — рабочим, колхозникам, инженерно . техническим работникам и специалистам. Согласиться с предложениями: ВЦСПС — об учреждении' премий советских профсоюзов имени выдающихся ветеранов труда по отраслям народного хозяйства для присуждения передовикам производства, добившимся высоких результатов в социалистическом соревновании; о выделении ежегодно 120 тысяч льготных туристских путевок по Советскому Союзу и в зарубежные страны для поощрения победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании. ЦК ВЛКСМ — о присуждении премий Ленинского комсо. (Окончание на 2-й странице),
МОШКОВСКАЯ НОВЬ =2 апреля 1981г., № 40 (4382 ) , О Всесоюзном социалистическом соревновании ЗА У С П Е ШН О Е ВЫП О ЛН Е Н И Е И ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕ З А Д А Н И Й ОДИННАДЦАТОЙ П Я Т И Л Е Т К И (Окончание. Нач. на 1-й стр. мола комсомольско - молодеж ным коллективам и молодым производственникам, добившим ся высоких результатов в со циалистическом соревновании; о награждении передовиков произ водства знаком «Молодой гвар деец XI пятилетки» и выделе нии ежегодно победителям соци алистического соревнования 30 , тысяч льготных туристских пу тевок для поездки по местам революционной, боевой и тру довой славы советского народа и в братские социалистические страны. 10. Партийным, советским профсоюзным, комсомольским и хозяйственным органам неуклонно осуществлять ленинские принципы организации социалистического соревнования —гласность, сравнимость результатов и возможность практического повторения передового опыта. Добиться широкого распространения опыта победителей соревнования, улучшить показ его в отраслевых павильон а х ВДНХ СССР, изучение в школах передового опыта, системе экономической учебы, школах . коммунистического труда, народных университетах. Практиковать проведение на базе коллективов, награжден ных переходящими Красными знаменами, семинаров руководителей предприятий и организа ций, партийных, профсоюзных и комсомольских работников. Усилить роль идейно - воспитательной работы, пропаганды и агитации в обеспечении дейст венности социалистического со ревновання, в повышении про. изводственной и общественной активности его участников. Полнее использовать возможности средств массовой информации и пропаганды для широкого распространения и внедрения ценных починов и начинаний, всестороннего показа путей, ме тодов достижения победителями соревнования высоких результатов. Госкомиздату СССР, По литиздату, Профиздату, из- дательс т в а м «Плакат» и «Молодая гвардия», Госкино СССР предусматривать в планах выпуск литературы, плакатов, документальных и художественных фильмов, глубоко раскрывающих опыт передовиков, актуальные проблемы развития соревнования, движения за коммунистическое отношение к труду. Практиковать выпуск в центральных и местных газетах специальных полос, посвященных социалистическому соревнованию, а также теле- и радиопередач «Дневник социалистического соревнования».- .11. Министерствам, ведомствам совместно с ЦК профсоюзов разработать и по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС утвердить условия Всесоюзного социалистического соревнования в отраслях на одиннадцатую пятилетку. Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ выражают твердую уверенность в том, что рабочие и колхозники, инженерно - технические и научные работники, все труженики промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и других отраслей народного хозяйства еще шире развернут всенародное социалистическое соревнование за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки, обеспечат претворение в жизнь исторических решений XXVI съезда КПСС. Задача работников клубных и библиотечных учреждений воспитывать подрастающее поколение таким, чтобы требования развитого социалистического общества стали нормами и правилами поведения каждого советского человека, оказывать помощь производственным коллективам, школам в привитии молодежи трудовых навыков. Дети и подростки, присутствуя на встречах с ветеранами труда, передовиками производства, воспитывают в себе лучшие деловые качества, уважение к труду. Сила положительного примера становится хорошим уроком воспитания тогда, когда о передовиках и новаторах производства идет конкретный разговор. Директор Белоярского Дома культуры В. Новосельцева, методист по работе с детьми Т. Лопатина, директоры: Октябрьского— B. Григорчак, Обского—Н. Тю- тюнникова; заведующие: Елты. шевским сельским клубом — Е. Ларичева, Мошковской детской библиотекой—Н. Воробьева, Новомошковской—Э. Юнусова, Октябрьской— Л. Геращенко, Сокурской—Г. Сараино. ва, Ташаринской детской — C. Назаренко организуют беседы, обзоры, устные журналы, конкурсы клуба веселых и находчивых, встречи с интересными людьми, вечера: «Мы твои рядовые, Россия», «Подвиг народа живет в сердце каждого», «Труд и коммунизм», «Герои и подвиги», «Гвардейцы пятилетки», «Вместе с родной партией», «Жизнь — как подвиг», которые нахо. «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе е тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики». (Из Отчетного доклада ЦК КПСС XXVI съезду партии). дят понимание и отклик в сердцах детей и подростков. Ребята приходят в библиотеку, Дом культуры, сельский клуб с целью общения, отдыха. На вечерах «От всей души», -вечерах - портретах, ярких эмоциональных праздниках, фестивалях, смотрах, концертах самодеятельных коллективов, КВНах, клубах но верить свои возможности, когда, естественно, происходит переход от воспитания к самовоспитанию. Правильно, разобраться во многих проблемах морали, в оценке тех или иных качеств помогают клубы по интересам. Они есть в Октябрьском, Белоярском, Балтийском, Широ- коярском Домах культуры, За нравственное здоровье интересам детям и подросткам разъясняются сложные проблемы морали, нравственные основы социалистического Коллектива. Советский образ жизни раскрывается в беседах, обзорах литературы, вечерах: «В чем выражается любовь к Родине?», «Как ты понимаешь свой долг?», «Поговорим о совести», «Береги честь с моло- ду», «В чем ты видишь свое счастье?», !«Любовью дорожить умейте», «Как воспитать в себе высокие моральные качества»... Очень важны в воспитании игра, занимательность, которые позволяют подростку проСокурской, Ташаринской, Смоленской, Новомошковс кой , Барлакской библиотеках. И, напротив, не утруждают себя поисками новых форм по коммунистическому воспитанию детей и подростков работники Дубровинского, Сарапульского Домов культуры, большинства сельских клубов, Балтийской, Томиловской, Уч-Балтинской библиотек. Период становления личности наиболее благоприятен для воспитания социалистической сознательности, положительных моральных качеств, навыков поведения. Основные направления ц содержание правовоспитательной деятельности — в формировании необходимой системы знаний по вопросам государства и права, уважения к принципам социалистической законности, в привитии навыков правомерного поведения, воспитании активной гражданской позиции, нетерпимости ко. всякого рода правонарушениям. Совместно со школой, работниками милиции, суда, прокуратуры, комиссиями по делам несовершеннолетних проводят систематическую и целенаправленную работу по предупреждению правонарушении среди детей и подростков клубы правовых знаний в' Белоярке, Таша.ре. Приходя в Ташаринскую детскую библиотеку, дети знают. что их встретят с улыбкой. Они с желанием участвуют во всех мероприятиях, которые всегда занимательны и содержательны. Создают уют в читальном зале Мошковской детской библиотеки Н. Головач и Н. Воробьева. Деловая обстановка в Октябрьском и Обском Домах культуры: проводятся беседы с детьми, репетиции, готовятся сценарии. Ищут новые интересные формы работы с детьми и подростками в Новомошковской, Смоленской, Октябрьской библиотеках Э. Юнусова, М. Федоренко, Л. Геращенко, заведующие Елтышевским клубом и библиотекой Е. Ларичева и Л. Волкова. Г. ТУРКОВА, заведующая отделом культуры райисполкома. В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО Целостное представление о духовном облике А. С. Пушкина с его тревогами, радостями, исканиями получили юные участники литературного вечера «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Ребята слушали грамзаписи произведений поэта в исполнении мастеров художественного слова, романсы, выступили в конкурсе «Мое любимое стихотворение». i Подобные поэтические вечера, утренники в нашей библиотеке были посвящены Блоку, Есенину, Друниной, Тютчеву. Поэзия русская музыкальна и живописна. И при встречах с нею, например, на вечерах «Есть женщины в русских селеньях», «Строки, опаленные войной», мы используем репродукции картин, музыкальные отрывки. Расул Гамзатов писал о смысле поэзии: «Иногда я спрашиваю, что могло бы ее заменить. Конечно, есть у меня горы, есть снег и ручьи, дождь и звезды, солнце и хлеб. Но разве горы, и дождь, и цветы, и солнце могут обойтись без поэзии, а поэзия без них»... Прекрасное рядом, только надо его увидеть. Знакомили с искусством, которое учит'видеть Это прекрасное, беседы:. «В мире музыки», «Искусство и современность», «Новосибирский театр оперы и балета», «Художники - реалисты», «Леонардо- да-Винчи», «Музыка в жизни Ленина», «Лрниниана в творчестве художника Жукова», «К 70-летиЮ Г. Улановой», «Мастера советского балета», проведенные в нашей библиотеке. Вечера посвящались творчеству Чайковского, Пахмутовой. На, занятии «В мир прекрасного» шел разговор о картинах Левитана, Саврасова, Васнецова, Тициана, зачитывались открывки из рассказов К. Паустовского. Так мы стараемся воспитать у подростков желание понять, произведения искусства, прочитать нужную для этого литературу. М. ФЕДОРЕНКО, заведующая Смоленской библиотекой. — Помогают в пропаганде правовых знаний среди подростков в Но- вомошковском библиотечном филиале, — рассказывает заведующая Эмма Андреевна Юнусова, — книжные выставки: «Подросток и закон*, «Закон обо мне, мне о законе», беседы «Мое и наше», «Охрана природы — твоя обязанность и твое право», «Всегда на посту», «Человек человеку — друг», «Борьба с пережитками прошлого». Ребята участвуют в обсуждении книги «Закон есть закон», викторине кТвой комсомольский билет», читательской конференции по книге Валько «Куда летишь, журавлик?». Сейчас готовим устный журнал «Подросток и закон». На снимке: Э. А. Юнусова. НАЧИНАЯ С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ а Что значит быть гражданином Советского Союза? В 16 лет понять ответственность, которую налагает столь высокое звание, помогает ритуал вручения паспортов юношам и девушкам. Даже у тех подростков, которые скептически относятся к торжественности и важности такого момента, попавших в праздничную атмосферу Дома культуры, меняется настроение. На праздник приглашаются ветераны войны и труда, родители и друзья. Торжественный ритуал заканчивается праздничным концертом. Учитывая психологию подростков, их тягу к проявлению активности, готовность во всем лично участвовать, идейно - нравственное воспитание несомненно нужно начинать с заинтересованности. Стоит только разбудить интерес, и можно рассчитывать на то, что подросток придет в кружок художественной самодеятельности. Порой на лекции по этике, эстетике, истории и теории искусства, читают которые специалисты, владеющие аудиторией, приходила незначительная часть молодежи. А вот конкурсы рисунков, политических плакатов, песен, бальных танцев, вечера поэзии, конкурсы на лучший диско-вечер, когда члены клуба по интересам говорят о любимых певцах, композиторах, инструментальных группах, вызывают обратный резонанс. Необычайно возрос после них и интерес к лекциям. Художественное творчество — это важное средство рационального использования свободного времени трудящимися, в том числе и молодежью. В нашем Доме культуры шесть кружков детской художественной самодеятельности. Детский драматический театр поставил спектакль, скоро состоится премьера пьесы «Зимородок». Ребята из танцевального кружка, художественного слова участвуют во всех проводимых мероприятиях Дома культуры. Работают детский духовой оркестр, клубы «Чебурашка», «Поч емуч е к » , школьная агитбригада. Мы добиваемся, чтобы любой кружок или клуб стали воспитывающими, вносим в жизнь маленьких артиетов- любителей творческое начало, наполняем их досуг новым содержанием. Помимо участия в художественной самодеятельности, для детей организованы дни отдыха: лыжные прогулки, экскурсии, поездки в театры, игры. Удачным способом морального поощрения являются листовка, которую мы ввели недавно в детском коллективе самодеятельных артистов ташке выпуск стенных газет, поздравление в торжественной обстановке того или иного члена кружка с днем рождения. Раз в неделю детская концертная агитбригада выходит со своей программой на животноводческие фермы, в овощеводческий и другие цеха совхоза «Барлакский». Их там ждут, к ним привыкли. Участники агитбригады выпускают боевые листки, молнии, посвящают их передовикам производства. Проблема досуга детей и подростков все еще продолжает оставаться острой. Культработник должен сделать все возможное, чтобы нравственная атмосфера в детском коллективе художественной самодеятельности была здоровой, дружеской. В. КОЛГАНОВ, художественный руководитель Октябрьского Дома культуры.
г 2 апреля 1981г., №40(4382) МОШКОВСКАЯ НОВЬ Без назидательности Наше богатство — дети. И от того,, как мы их воспитаем, будет зависеть завтрашний день. Сегодня главный труд ребят — учеба, а завтра им стоять у станков, возводить города, прокладывать свои дороги, Завтра они поведут тракторы и комбайны, засеют первое поле. Мы живем на селе, каждый день встречаемся с замечательными тружениками, которые своими руками приумножают богатства нашей Родины. В наших детях мы растим смену, и необходимо не только рассказывать им о том, что всякий труд у нас в почете, но и пусть дети сами говорят о великом созидательном труде рабочего, крестьянина. Пусть их умы й сердца наполняются гордостью за свершения трудовых будней. Это будет им хорошим нравственным уроком. Такими уроками служат вечера встреч с тружениками нашего села: «Хлеб —наш батюшка», «Славим человека /руда».. Сейчас мы готовим новый вечер о тружениках села. Ребята, чьи родители, старшие братья и сестры работают в колхозе к<Ленинец», сами собирали материал о ветеранах труда, рабочих династиях, награжденных высокими правительственными наградами обо всех, чья жизнь связана с колхозом.. С музыкальным оформлением помогает Дом культуры «Обь». Считаю, что надо практиковать встречи, где сегодняшние герои труда, делегаты съездов, конференций расскажут ребятам о работе, о том, какой они хотят видеть'смену, а те — о своей учебе, общественных делах, мечтах. Дети любят читать. Далеко не все читают лучшую художественную литературу. А где еще так глубоко раскрываются и пропагандируются самые высокие гуманные чувства, красота подлинно человеческих отношений. Общеизвестна нравственная сила примера. Путеводной звездой служит У библиотекаря есть тысяча способов влиять на чтение детей, писала Н. К. Крупская. Работа с книгой — это громкие чтения, обзоры, читательские конференции, литературные вечера, утренники, вечера занимательной науки, устные журналы, литературные игры... В кружке, библиотечном клубе интересную книгу можно читать с продолжением, организовать циклы_ чтений. Так, к tlO-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина Барлакская, Смоленская, Сокурская сельские библиотеки организовали чтёния по темам: «Сердце беседует с Лениным», «Читая ленинские строки», «Таким был Ленин». Часто чтения вслух сопровождаются беседой. Одна из самых эффективных форм массовой пропаганды литературы — обзор, в котором показана какая-либо отрасль знания, например, «Химия для всех», рекомендованы книги в он многим подросткам и юношам в определении жизненного пути, утверждении личного идеала, осознании своих недостатков и стремлении преодолеть их. Надо, чтобы у ребенка, только что научившегося читать, выработалась потребность в систематическом чтении. Ведь огромная роль в нравственном воспитании детей и подростков принадлежит книге, библиотеке, которая оказывает действенную помощь школе в воспитании. Всю свою работу мы планируем и проводим, согласуя со школьной библиотекой, заведует которой Тамара Ильинична Обгольц, пионерской и комсомольской организациями школы, отдельные мероприятия— совместно с работниками сельской библиотеки и Дома культуры «Обь». Большое место уделяем пропаганде литературы о жизни и деятельности В. И. Ленина, его соратников, Коммунистической партии, советском образе жизни. Через книжные выставки, обзоры книг, беседы, громкие чтения по;темам, например, о жизни и деятельности B. И. Ленина, коммунистах: «Самый человечный человек», «Черты живые Ильича», «Их жизнь — служение отчизне», о советском образе жизни, высоком гражданском и интернаС заботой о см е н е циональном долге: «В семье единой, братской», «Граждани-' ном быть обязан», «Быть на земле человеком», «Звала на подвиг их любовь к Отчизне», «О долге и чести», о героическом труде советских людей: «Когда героем становится любой», «Хлеборобы —твои земляки», «Как хлеб на стол приходит», «Мы растем к труду готовы». О славных революционных, боевых и трудовых традициях русского народа рассказывалось в устных журналах: «Делать жизнь с кого», «В >кизни всегда есть место подвигу». С ребятами младшего школьного возраста провели коллективные обсуждения книг C. Сухачевского .«Коля Мяго- тин», Н. Надеждиной «Партизанка Лара», Ю. Соломенна «Павка —коммунист», Е. Ильиной «Четвертая высота», А. Гайдара, рассказывающих о становлении характера, преодолении первых трудностей, дружбе и товариществе, добрых делах, смелых людях, об уважении к старшим. Обращаем внимание на книги серий: «Герои нашего времени», «Человек среди людей», «Герои и подвиги», «О морали и нравственности», «Компас», «Так закаляется сталь», «Молодогвардейская лениниана»... Воспитание стойкого патриота социалистической Родины В ПРОЦЕССЕ помощь школьной программе, по творчеству писателя. Обсуждения, читательские конференции, диспуты, литературные кружки, клубы также раскрывают идейное богатство книги, коллективная беседа о книге, особенно о ее героях, часто вызывает споры, желание во что бы то ни стало доказать свое м н е н и е , заставляет ребят искать и находить самые сильные доводы и самые выразительные слова. Библиотекарь учит детей высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Так, шестиклассники, читатели Мошковской центральной библиотеки, обсуждали новую книгу Кашурников о й «Следствие по всем правилам», вышедшую в Новосибирском книжном ^издательстве. Разговор шел о дружбе, причастности ко всему происходящему сегодня, — главная задача всей системы коммунистического воспитания. Велико значение книг Л. И. Брежнева: «Малая земля», «Возрождение», «Целина» о бессмертном подвиге советского народа. Мы выпустили библиотечные плакаты, рекомендательные списки литературы, оформили книжные иллюстрированные выставки, провели беседы, уроки мужества, громкие чтения, а в заключение тематический вечер с ребятами старших классов— «Подвиг партии и народа» и устный журнал «Бессмертный подвиг Малой земли», читательские конференции по различным книгам, в том числе В. Быкова «Пойти и не вернуться-» и «Дожить до рассвета». На литературном вечере, «Нас погибшие учат герои», который торжественно прошел и в школе, и в Доме культуры «Обь», был избран почетный президиум, внесено дружинное знамя. После доклада поисковой группы Ташаринской школы ребята приветствовали и вручали памятные подарки ветеранам войны, а затем прозвучала литературно - музыкальная композиция. Идейно - воспитательная работа не сводится только к разъяснению принципов коммунистической нравственн ос т и , главное — в формировании коммунистической убежденности и устойчивого нравственного поведения. К формированию идейной зрелости, утверждению активной жизненной позиции призывают проведенные с ребятами старшего возраста диспуты: «Что значит быть комсомольцем», «Познай самого себя», «Не кем быть, а каким быть», читательская конференция: «Корчагинцы — 70-х», конкурсные чтения стихов: «Ленин, партия, комсомол», «Пою Мое отечество, республику мою». К отзывчивости, чувству долга, сопричастности к судьбам других людей, быть в ответе за все призывает читательская конференция: «сРавнодуш н ы е, встаньте!». Среди вопросов такие, как: «От равнодушия до предательства — один шаг. Согласны ли вы с этим выражением? Внимательность, чуткость, отзывчивость, чувство долга — как вы понимаете эти слова? Приведите примеры из жизни и прочитанных книг. Жить в ответе за все —истинное призвание человека. Поясните эту мысль примером. Совместимо ли понятие — рыцарство и равнодушие? Расскажите об этом». Какую бы мы работу ни проводили: будь та беседа, обзор, громкое чтение, урок мужества, литературный вечер, обсуждение книги или кинофильма — заключительным должен быть вопрос, что понравилось, что взволновало, что ребята для себя извлекли из книги. Наша задача — заставить думать, чтобы любое наше слово сеяло добрые семена. С. НАЗАРЕНКО, заведующая Ташаринской детской библиотекой. ТВОРЧЕСТВА На утренниках и вечерах большой простор для творчества, фантазии библиотекаря. В их программу могут входить художественное слово, доклады, инсценировки, литературные игры, демонстрация кино и диафильмов.,. Особенно интересно школьникам, когда они участвуют сами, скажем, в утренниках: «Олимпийцы среди нас» — в Октябрьской, «У нас в гостях герои сказок Андерсена» — в Мошковской, вечер, посвященный жизни и творчеству А. Блока,— в Новомошков- ской, Елтышевской, Барлак- ской библиотеках. С большой эмоциональностью прошли утренники, вечера, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина: «Ильичево солнце над Россией» — в Томилов- ской, «С именем Ленина» — в Новомошковской, Барлакской, Молодости свойственна мечта, фантазия, стремление к романтике, героике революций, Великой Отечественной войны, мирного созидательного труда. Сила положительного примера, тяга к идеалу, может в конце концов «перекроить» весь внутренний мир подростка. Необходимо чтобы истинный герой стал для него подлинным образцом, чтобы всем сердцем «юноша, обдумывающий житье» потянулся к этому герою, поверил в него, вообразил себя его последователем. Это в работе с подростками и вообще с молодежью мы учитываем и строим ее на положительных примерах, на интересах ребяЕ Стараемся вести работу нешаблонно, без назидательности, творчески, по предельно точному адресу, эмоционально и выразительно используя специфические клубные формы. Молодежи не нужен пример «с крылышками». Н. К. Крупская предупреждала, что подростка могут увлечь только идеалы взрослого человека. Здесь важно проведение особо торжественных и высоко- идейных мероприятий: дней революционных и трудовых традиций, с вносом знамен, клятвой молодых в верности традициям отцов и дедов у памятных мест, эстафеты поколений, встреч с современниками. В нашем Доме культуры, к примеру, проходят чествования, проводы на пенсию и в армию, посвящения в рабочие. Культпросветчики кажПри выдаче книг библиотекарь проводит индивидуальные беседы по теме: «В жизни всегда есть место подвигу», рекомендует книги о героях- комсомольцах 70-х годов: Анатолии Мерзлове, Михаиле Морозове, молодых строителях, работающих на великих стройках пятилетки. Для молодежи в библиотеке организован «Уголок профНадолго запомнится литературный вечер «Гудят колокола Хатыни» читателям Ташаринской детской библиотеки. Игровая форма, необычность подхода к литературным произведениям, соревнование — все это пробуждает творческие силы детей и является естественным стимулом к вдумчивому, целенаправленному чтению. С 1 января по 1 апреля в три этапа проходил областной детский литературно - творческий радиоконкурс «Слушай нас, время»! по темам: «Ленин в советской литературе, искусстве», «Герой нашего времени», «Наша школьная планета». В этом конкурсе участвовали пионерские отряды, кружки, клубы по интересам. Н. ВОРОБЬЕВА, заведующая Мошковской детской библиотекой. дый раз ставят себя на место тех, ради кого проводится то или иное мероприятие. Проблема досуга детей и подростков все еще продолжает оставаться «острой». Скучно — и ребята слоняются по улицам. «Нечего делать» — и тогда ищут развлечения на «взрослый» манер, иногда не самый достойный. Так появляются «трудные» или подростки, склонные к правонарушениям. Психологи, юристы, педагоги единогласно сходятся на том, что первопричина всех бед незаполненность свободного времени детей, а закономерное следствие^ — утрата интереса к предлагаемым им формам досуга. Мы должны восполнить недостаток воспитания, научить беречь свободное время как общественное богатство страны, занять подростков полезными и интересными делами. Ведь дети — это и наши артисты, и посетители, и участники клубной работы... В Белоярском Доме культуры для детей и подростков работают кружок «Основы правовых знаний», клубы «Щит и меч», «Подружка», кинолекторий «Подросток и закон», детская комната, комната школьника. Ребята заняты в кружках киномехаников, художественной самодеятельности, ансамбле «Веселые ребята», вокально - инструментальном, агитбригаде, хоре, театре чтецов. В. НОВОСЕЛЬЦЕВА, директор Белоярского Дома культуры. ориентации», где выпускаются «Календарь профессий» по различным отраслям народного хозяйства. Организуются выставки: « Ра бочий — это звучит гордо», «Познай себя,..», ,«В труде мужает человек». В картотеке для молодежи «Мир труда широк и светел» даются сведения о каждой из основных групп профессий. Совместно с клубом, школой и партийной организацией совхоза «Сокурский» проводим вечера-встречи с передовиками производства, например, вечер: «С родной землей судьбу свою связали», устные журналы: «Слава передовикам производства», «Славим людей труда». Ребята встретились с лучшими рабочими совхоза. В. А. Риско, В. А. Черновым, А. Ю. Гепнером, В. Н. Манако- вым из бригады Г. П. Филиппика, которые одними из первых в районе применили ипа- товский метод на уборке урожая, лучшим токарем совхоза Н. Н. Одинцовым. На передовиков производства равнялась комсомольская группа средней школы № 19 и заняла в социалистическом соревновании по достойной встрече XXVI съезде КПСС первое место. Г. САРАИНОВА, заведующая Соку р е к о й сельской библиотекой. На снимке: Г. Сараинова. Фото С. КАЗАКОВА.
elib.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2