МОШКОВСКАЯ НОВЬ .... 14 марта 1981 г., № 32 (4374) имеющую предела жажду человека становиться лучше, духовно богаче? На эти и многие вопросы помогает ответить нам марксистская этика. Марксистская этика, освещая светом научного анализа процессы нравственной жизни, исследуя их тенденции и противоречия, определяет формы воздействия на эти процессы, выявляет направление их развития. Во-вторых, выливаясь в нормативные рекомендации, в ответы на жгучие проблемы нравственной жизни на собственно - моральном языке, она помогает каждому человеку сориентироваться в выборе социальных ценностей, отдав предпочтение реальным и возвышенным целям жизни, учит убежденно и мудро подходить к решению самых запутанных и трудных житейских вопросов. О возрастании руководящей роли КПСС в развитии творческой инициативы трудящихся говорила организатор внеклассной и внешкольной работы 3. М. Скрябина. КПСС, оставаясь партией рабочего класса, превратилась в авангард всего народа. Она намного расширила свое направляющее влияние на все стороны общественной жизни, повысилась ее организующая и мобилизующая роль в широких массах. Идея возрастания руководящей роли КПСС на этапе развитого социализма получила дальнейшее развитие в документах XXIV, XXV съездов партии и рдда Пленумов ЦК. Важным фактором повышения роли партии в руководстве массами является возрастание значения теории научного коммунизма, необходимости усиления коммунистического воспитания трудящихся, идеологической борьбы на международной арене. В руководстве массами, воспитании у них активной жизненной позиции особое место, принадлежит первичным парторганизациям. Нередко именно партгруппа оказывает решающее воздействие на тот или иной участок производства. О том, какое влияние оказывает парторганизация на работу школы в целом, рассказывает секретарь парторганизации школы Ю. И. Благинин. В свей работе, говорит он, мы опираемся на творческое наследие классиков марксизма- ленинизма и документы партии и правительства. Стремимся осуществлять комплексный подход в воспитании учащихся. Много внимания уделяется идейно - политическому воспитанию. Знания, полученные на семинарских занятиях, используются на уроках и во внеклассной работе. Так, в начале февраля в честь XXVI съезда КПСС был проведен с учащимися 8 —10 классов Ленинский зачет «Учимся коммунизму, строим коммунизм», который закончился общественно - политической аттестацией учащихся. '2 октября прошел Ленинский урок, посвященный 60-летию со дня выступления В. И. Ленина на III съезде комсомола. Обсуждался вопрос, что значит учиться коммунизму в современных условиях, учащиеся законспектировали работу «Задачи союза молодежи». Прошло комсомольское собрание «Дорогой Ленина в грядущее идем», приняты были личные комплексные планы и социалистические обязательства но достойной встрече XXVI съезда КПСС. На занятиях кружка «Закон комсомольской жизни» осуществляется политическая учеба комсомольцев. Рассмотрены вопросы из истории комсомола, создания комсомольских песен, изучена трилогия Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина». На Ленинском зачете учащиеся отчитывались по личным комплексным планам, представили конспекты работ В. И. Ленина, трилогии Л. И. Брежнева, отвечали на вопросы по истории комсомола, Уставу ВЛКСМ. В день открытия XXVI съезда КПСС прошло собрание «На коммунистов равняем шаг», на котором комсомольцы рапортовали о своих делах. Ю. И. Благинин рассказал, что слушатели добиваются того, чтобы у учащихся была высокая нравственная культура: честность, трудолюбие, коллективизм, патриотизм. А для этого нужно, прежде всего, самим учителям быть примером. Время требует от учителей новых знаний, новых форм и методов работы. Этому и учатся на политзанятиях в семинаре «Мораль и нравственность»- Много было разговоров на Они были делегатами Секретарь партийной организации школы Ю. И. Благинин (на снимке) рассказывает о результатах политического самообразования учителей. занятии, на нем не было равнодушных, неучаствовавших в обсуждении данного вопроса. О роли труда, о трудовом воспитании говорила в своем выступлении завуч школы Е. С. Алексеева, о социалистическом образе жизни — Н. Ф. Казанцева. На занятиях использовались диафильмы по теме, материалы из периодической печати. До занятия были оформлены выставки книг «Марксистская этика», «В. И. Ленин о коммунистической нравственности», «Мораль. Как ее понимают коммунисты» и другие. В конце занятия был сделан вывод: каков критерий нравственности, что дают занятия в семинарах. Хорошо сказали об этом учителя Н. Н. Антонюк и Н. А. Быкова. На сегодняшнем занятии, заявили они, мы еще раз уяснили для себя важнейшие требования коммунистической морали, обращенные к каждому члену нашего общества. Важнейший смысл изучения основ коммунистической морали сводится к тому, чтобы каждый после занятия еще раз задумался над тем, какие качества мы в себе еще не выработали, недостаточно развили. Что еще не сделали для утверждения новых общественных отношений в производстве, в быту. Занятия в теоретическом семинаре заставляют по особому посмотреть на всем известное выражение: «Учитель держит в своих руках ключ к будущему страны». Этим подчеркивается огромная роль школы и учителя в воспитании молодого поколения. Ибо будущее страны и человечества в целом зависит от того, какие взгляды, отношения, жизненные ценности, нормы поведения сформирует школа у детей и подростков. Умелая организация политической учебы дает свои плоды. В школе работает хороший агитколлектив, 26 учителей являются лекторами. Из года в год повышается идейно-политическое содержание уроков, растет успеваемость. Учителя Сокурской средней школы ■№ 105 делают многое в этом направлении и добиваются неплохих результатов в учебно- воспитательной работе. В школе из 26 учителей 14 имеют высшее образование, 12 —среднее специальное. 8 учителей удостоены высокого звания «Отличник народного просвещения». Руководит теоретическим семинаром заслуженная учительница школы РСФСР 3, Ф. Митина. Конечно, все эти достижения не являются результатом одной только политической учебы. Это совокупность работы партийной, профсоюзной организаций, администрации. Но политическая учеба позволяет успешнее вести коммунистов и беспартийных со ступеньки на ступеньку по пути расширения и углубления знаний марксистско - ленинской теории. А. НОВИЦКАЯ, работник районо, председатель методического совета кабинета политпросвещения райкома КПСС. на XXVI съезде КПСС Овощевод Костромина Свердловская область. Руководитель овощеводческой бригады совхоза «Орджоникид- зевский» Елена Ивановна Костромина (на снимке) была избрана делегатом на XXVI съезд КПСС. Бригада Е. И. Костроминой стала школой передового опыта по выращиванию овощей в теплицах. За высокие производственные показатели Елена Ивановна награждена орденом Трудовой Славы III степени. В нынешнем году Костромина с подругами намерена получить с каждого, квадратного метра закрытого грунта по 30—35 килограммов огурцов. Фото А. Грахова. П е в е ц Д а ш и е в Улан-Удэ. Вот уже более 10 лет имя народного артиста РСФСР Дугаржапа Дашиева пишется в программах почти всего оперного репертуара Бурятского государственного академического театра оперы и балета. В этот театр он пришел Д О В С Е Г О Е С Т Ь Д Е Л О После обеда Нйколай Борисович Лукахин возвращался в ремонтно - тракторную мастерскую. Стоял ясный полдень. Мартовский легкий ветерок, с уже явно чувствующейся теплотой, приятно ласкал лицо. Весна постепенно дает о себе знать. Со свесившихся с крыш сосулек тоненькими струйками стекает вода, ярче, чем зимой, контуры отдаленных осинника и березняка. «Осталось совсем немного времени, когда на полях дружно загудят моторы тракторов»,— с приподнятым настроением подумал Николай Борисович и вошел в мастерскую. И здесь весна заглядывает через оконные стекла, пробиваясь яркими солнечными лучами... Я застал Николая Борисовича у разобранного мотора «Беларуси». До этого мне объяснили, "что Лукахин — механизатор широкого профиля, он же высококвалифицированный ремонтник. В первую очередь я поинтересовался его трудовыми делами. — Что говорить? — как бы сам себя спросил Николай Борисович. — Вот «по косточкам» разобрал двигатель, начисто промыл детали, сейчас ищу, где у него «болезнь», то есть с чего поудобнее начать ремонт. Двигатель изрядно подносился, денька два лишних у меня отберет. Из беседы выяснилось, что Николай Борисович еще осенью отремонтировал свой комбайн, затем прочно и надежно восстановил более тридцати двигателей различных систем. В марте решил отремонтировать еще не менее шести - семи моторов. — А иначе нельзя. Весна не ждет, — под конец беседы сказал он и без промедления приступил к своему делу. О его жизни я не стал расспрашивать, об этом подробно записано в блокноте, когда встретился с ним на живописной опушке березняка, где комбайнеры дружно готовили «степные корабли» к очередному обмолоту хлебных валков. Трудовая жизнь у Николая Борисовича Лукахина начиналась, как и у каждого механизатора, с пристрастия и любви к технике, с весеннего зова парившей пашни, летом — колосящейся пшеницы. А когда есть увлечение, то и дело спорится. И молодой Коля Лукахин, как свои пять пальцев, изучил технику и с 1964 года выполняет различные сельскохозяйственные работы... В минувшем году, готовясь достойно встретить предстоящий XXVI съезд КПСС, Николай Борисович обязался выдать из бункера не менее пяти тысяч центнеров зерна. Следует при этом подчеркнуть, что механизатор принял старый комбайн, эксплуатируемый не один-два сезона, а целых десять. Поэтому к жатве-80 особенно тщательно готовил своего «старичка». — Но случались и неожиданности, — с улыбкой замечал Николай Борисович. — То отказывал вариатор, то другой агрегат. Но я не волновался: в нашем совхозе хорошо поставлено техническое обслуживание, поэтому прямо в поле за короткое время устранял любую поломку. Николай Борисович намолотил почти пять с половиной тысяч центнеров хлеба, плюс к тому участвовал на свале зерновых, в числе первых отремонтировал закрепленную зерноуборочную машину. Он понимает, что уборка урожая — большая, кропотливая работа, и к ней следует заранее быть подготовленным. Николай Борисович охотно передает свой накопленный опыт молодым механизаторам. Мне запомнилась одна его беседа в кругу комбайнеров. Это было утром, день обещал выдаться светлым и солнечным. Обдувающий свежий ветер сушил еще росные пшеничные валки. Тогда Николай Борисович завел речь о темпах и качестве работы. Если валки ровные и лежат на стерне хорошо, обмолот лучше вести на повышенной скорости, а при «мелком» хлебе, с короткими стеблями — на пониженной. Прочная герметизация комбайна надежно защищает от потерь зерна. Внимательно прислушивались к деловому совету товарищи по работе. Это, отразилось и на их выработке: вместо 160 центнеров, предусмотренных нормой, за день намолачивали по 250—270 центнеров зерна. Умело было организовано маневрирование техникой при любых погодных условиях. И здесь не обходилось без Лукахина. Ко всему этому необходимо. добавить, что за шестнадцать лет Николай. Борисович намолотил в общей сложности около 80 тысяч центнеров зерна. Таким количеством можно загрузить более 130 железнодорожных вагонов. Е. СЫСОЕВ. Совхоз «Барлакский». после окончания Уральской консерватории уже лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. -Дугаржап Дашиев много гастролирует по стране, часто выступает перед тружениками сельского хозяйства автономной республики. Ведет он и большую общественную работу, являясь председателем Бурятского отделения ВТО, членом художественного Совета своего театра и областного Совета профсоюзов работников культуры. Коммунистами Бур я т и и Д. Дашиев был избран делегатом на XXVI съезд КПСС. На снимке: народный артист РСФСР Дугаржап Дашиев (второй слева) беседует с работниками %культуры Юрием Балыкинимаевым, Сергеем Емельяновым и Раисой Харае- вой (слева направо). Фото Р. Матвиевского. (Фотохроника ТАСС).
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2