МОШКОВСКАЯ НОВЬ 14 февраля 1981 г., № 20 (4362) Р О Д Н А Я С Т О Р О НК А Я в сердце бережно хранила, Куда б судьба ни занесла, Кусачек Родины любимой С названьем чудным—Ташара. Люблю за буйное веселье К реке бегущих талых вод, Когда скворец на новоселье На всю вселенную поет. За то, как запылают ярко, Сияя золотом, леса, И осень — властная хозяйка Задернет тучкой небеса. Зимой — за белыми лугами Уснет усталая река. И сыплют серебром — слезами, Застывши в небе, облака. Н. ЖУРАВЛЕВА. р. п. Ояш. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. С. ЛЕСКОВА Н. С. Лесков вошел в историю литературы как тонкий знаток русского быта, как художник - бытописатель, которому удалось ярко осветить малоизвестные. до него стороны русской провинции, показать характеры людей различных сословий и профессий. Николай Семенович Лесков родился 16(4) февраля 1831 года в селе Горохове Орловской губернии. Детство и ранняя юность его прошли в Орле. Не кончив гимназии, Лесков служил в Орловской палате уголовного суда, а затем перевелся в Киевскую казенную палату. Поселившись у дяди — С. П. Алферьева, профессора медицины Киевского университета, Лесков попал в общество учащейся молодежи и молодых ученых. Эта среда оказала благотворное влияние на интеллектуальное развитие будущего писателя. Он много читал, участвовал в дискуссиях и беседах, однако систематического образования так и не получил. Он был гениальным самоучкой. 1860 году будущий писатель опубликовал свою первую статью, а с 4861- года стал профессиональным литератором. Он вошел в литературу в бурную эпоху падения крепостного права.и борьбы, развернувшейся вокруг реформ. Лесков сразу же проявил себя как страстный полемист. Не будучи человеком консервативных убеждений, он, однако, вследствие ряда досадных ошибок в своей публицистической деятельности встал в оппозицию к передовому лагерю русской литературы, а затем усугубил свой разрыв с ним, продолжив полемику в художественных произведениях, иЗ которых наиболее известны романы «Некуда» (4864) и «На ножах» (1870—1871). Творческий путь Лескова был сложен и противоречив. Сам писатель определил его как («трудный рост». Со страниц произведений Лескова перед читателем встает необъятный мир русской жизни в ее ярко выраженной национальной специфике, созданию которой способствует виртуозное владение всеми богатствами русского языка, всеми его оттенками. Его священники «говорят по-духовному, нигилисты — по-нигилистически, мужики — по-мужицки, выскочки из них и скоморохи — с выкрутасами», «мещане говорят по-мещански, а шепеляво - картавые аристократы по-своему» (из высказываний самого Лескова в беседе с А. И. Фаресовым). Роль слова в творчестве Лескова чрезвычайно велика. По словам Горького, Лесков «писал не пластически, а — рассказывал, и в этом искусстве не имеет равного себе» . Знаменитый лесковский «сказ», который Горький образно назвал «искусным плетением нервного кружева разговорной речи» — главный вклад писателя в развитие художественных средств русской литературы. Как рассказчик Лесков придавал большое значение занимательности своих произведений. В них через край льются истории, маленькие и большие, забавные; и грустные, смешные и трагические. Человек острого критическо- го ума, редкой наблюдательности и большого практического опыта, Лесков видел трагедию русской жизни в вопиющем несоответствии между неограниченными возможностями развития страны, обладающей огромными природными и людскими богатствами, и ее нищетой и отсталостью по сравнению с передовыми странами Западной Европы. В мировоззрении Лескова были очень сильны элементы демократического просветительства. Пережитки крепостничества он считает главным тормозом нд пути развития страны, а основной путь их ПОМОГАТЬ ЧЕЛОВЕКУ преодоления виделся ему в самом широком проникновении культуры в жизнь всех слоев русского общества, в освобождении личности от замкнутого сословного быта, узкой сословной морали. Трагедию молодой женщины, личность которой изуродована купеческим бытом, основанным на культе собственности, Лесков изобразил в повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). Способность любить верно и страстно сочетается в характере Катерины Измайловой с хладнокровной жестокостью, воспитанной аморальной средой. Отстаивая* свое право на любовь, она не останавливается перед убийством свекра, мужа и малолетнего племянника, идет на каторгу и, убедившись в предательстве человека, ради любви к которому она совершила столько преступлений, кончает с собой, увлекая в реку и свою соперницу... Действие многих произведений Лескова происходит в страшную пору крепостничества. В повести «Житие одной бабы» 1(1863), в рассказах «Тупейный художник» (1883) и «Человек на часах». (1887) писатель показал трагическую участь простых людей, не только счастье, но и сама жизнь которых зависят от произвола владельцев «крещеной собственности». В то же время мастерство в обрисовке положительных типов было одной из сильнейших сторон таланта Лескова. Его герой — человек цельной натуры, богатой одаренности, щедрой души, который всегда в гуще жизни, в живых связях с окружающими его людьми. Он воплощает идеал деятельной любви к людям, который Лесков выразил словами: «Человек призван помогать человеку в том, в чем тот временно нуждается, и помочь ему стать и идти, дабы он, в свою очередь, так же помог другому, требующему поддержки и помощи». Этот идеал лежит в основе жизненного поведения «праведников», «людей с совестью и с сердцем», которых Лесков находил во всех социальных слоях России. Писатель задается вопросом: какие качества необходимы человеку, чтобы выстоять в борьбе с жизнью и помочь другим, чтобы сохранить в себе человека и победить? Эта проблема является центральной в повести «Очарованный странник» 1(1873), герой которой, бывший крепостной крестьянин, вырастает в настоящего русского богатыря, воплощающего лучшие черты народа — удаль и артистизм, готовность к подвигу, отзывчивость и богатую одаренность. Судьба талантливых людей из народа, гибель их дарований в условиях жизни царской России остро волновали Лескова. В рассказе («Левша» (1881) он изобразил талантливых русских мастеров, которые, соревнуясь в искусстве с англичанами, подковали сделанную в Англии в подарок русскому царю заводную игрушку — стальную блоху. Но из-за того, что им, мастерам, «полезного ученья нет», они «расчет силы» не знают, и подкованная ими блоха уже не может танцевать. В рассказе раскрывается трагический парадокс русской жизни: о государственных интересах страны заботятся не царь и его окружение, чьей прямой обязанностью это является, а бесправный Левша, которого никто не хочет даже выслушать и которому дают умереть в полной безвестности. «Сказочность» художественного видения Лескова была отражением воспрйятия жизни, близкого к фольклорному. Присущий народному сознанию оптимизм, который не могут поколебать никакие ужасы жизни, окрашивает даже самые трагические произведения Лескова. Это был писатель, в котором жила глубокая народная вера в силу положительных начал в жизни и в человеке и в их конечную победу. И. ВИДУЭЦКАЯ, кандидат филологических наук. iSmихи- наших читателей ¥** ЖУРАВЛИНАЯ ОСЕНЬ Короткое лето сгорело,, как порох, Угасли рассветы, малинова рань — Кругом пустота, только лиственный ворох Шуршит под ногами — осенняя дань. Осинки, робея, багрянцем пылают... Хлеба в закромах. Пожелтела трава. С печальным «Курлы» журавли проплывают, Роняют нам грустные птичьи слова. Какой длинный путь совершают те птицы! Какое упрямство на птичьем крыле! Лететь на чужбину — опять возвратиться К любимой и очень родимой земле. Я бью вам челом — о, упрямые Данко! С собою тепло вы вернете опять! И завтра я в поле приду с пбзаранку. Чтоб снова вас в дальний полет провожать. Поля родные покидая, Крик души нисколько не тая, Рано утром журавлей большая стая Улетела в теплые края. Вот и все. Уплыло тихо лето С этим клином милых журавлей. Песня октября уже допета Шумом ветра, тяжестью дождей. Очень скоро речка с тихой ивой . Приструнит, задумавшись, свой бег. И мороз-крепыш сыпнет игриво На хрустальный лед искристый снег. Н. БЛИНЦОВ. с. Сокур. РАЗДУМ ЬЕ Расплакаться — и от всего отречься, За эту боль возненавидеть мир, Быть у огня — но не суметь согреться, О, кто себе вот это бы простил! И дальше жить в холодном окруженьи Холодных звезд, холодных взглядов, слов, Живые творения природы нельзя повторить, но скопировать до поразительного сходства можно. Так утверждает и доказывает на практике Виктор Зык, единственный в Туркменистане таксидермист —специалист по изготовлению чучел зверей и птиц. Созданная им для музея зоологии Академии наук республики новая композиция — диорама «Келифский узбой» знакомит с чудесным уголком пустыни,объявленным заказником. У озер, густо поросших тростником, словно живые, стоят пеликаны, прячутся в камышах утки, парят над зеленым оазисом чайки. Только несведущему человеку кажется, что изготовить чучело просто. На самом же деле, чтобы показать животное в динамике, надо быть большим мастером, знать и любить природу. Виктор Николаевич в многочисленных экспедициях в Каракумы внимательно изучает жизнь животных, фотографирует их. А когда нужно добыть шкурку для экспоната, становится охотником. Потом по фотографии или Искать любви — и не найти спасенья От страшно одиноких зимних снов. И никогда уже не раскачаться, Над суетой людскою не взлететь. Однажды лишь с тобою повстречаться И тут же разойтись — как умереть... Н. КОРОБКО. р. п. Мошково. рисунку лепится фигура животного из глины. Она формуется гипсом. Форма обкладывается бумагой — получается манекен из папье-маше. И, наконец, манекен обтягивается выделанной и .обработанной шкуркой. Процесс сложный, требующий мастерства и терпения. Еще мальчишкой, занимаясь в кружке юннатов, Виктор сделал первый экспонат — чучело маленькой птички-кулика. После окончания школы любовь к природе привела Виктора в Гасан-Кулийский орнитологический заповедник, где он создал музей. А теперь вот уже тринадцать лет работает, в Институте зоологии. Экспонаты зоологического музея привлекают внимание не только научных работников. Сюда приходят педагоги, студенты, учащиеся, просто любители природы. И встают здесь перед ними такие удивительные обитатели пустыни, как «каракал, медоед, безоаро- вый козел, красивые редкие птицы — фламинго, ск о п а, змееяд, пеликан. Узнают посетители, какие пернатые поселились в пустыне с приходом сюда Каракумского канала. Сейчас в музее готовится новая экспозиция «Копет-Даг». Все, кто любит природу, сделают здесь для себя новые открытия. . Н. ЧУНАКОВА, корр. ТАСС. Ашхабад. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИИ. &т& HflTtPlD/fn ПРОФЕССИЯ - ТАКСИДЕРМИСТ НАШ АДРЕС: 633140 , р. п. Мошково, улица Пионерская, 2. Индекс 50903 Мошковскнй ТЕЛЕФОНЫ: Редактора — 92-204, заместителя редактора, отдела партийной жизни — 92-177, ответственного секретаря, бухгалтерии — 92-574. ОТДЕЛОВ: сельского хозяйства — 92-298, писем и массовой работы — 92-440, местного радиовещания — 92-508, типографии — 92-362. филиал полиграфобъединания «Кедр». Заказ 350 Тираж 4061 . Печать высокая. Объем 1 печатный лист,
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2