ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС и районного совета народных депутатов новосибирской области Газета основана в 1931 году. № 11 {4353) СУББОТА, 24 января 1981 года. Газета выходят по вторникам, четвергам, субботам. ЦЕНА 2 КОП. 4 11111 1П и II 1 XXVI СЪЕЗДУ КПСС - ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ! ОДИННАДЦАТАЯ П Е Р В Ы Й В прошедшем году земледельцы нашего района доставили на поля более 160 тысяч тонн органических удобрений. Над улучшением плодородия пашни много поработали в колхозах «Ленинец» и «Союз строителей», совхозах «Мош- ковский», «Барлакский», «Зеркальный». В этих хозяйствах с годовым планом по вывозке удобрений справились на 150 и более процентов. В целом по району задание выполнено на 107 процентов. Но ниже своих возможностей вели работу пр накоплению питательных веществ в почве полеводы совхозов «Сокурский», «Га- линский», «Большевик». Механизаторами района создан неплохой задел и под будущий урожай: на поля доставлено 67 тысяч тонн перегноя. За зимне - весенний период совхозам и колхозам предстоит вывезти своими силами 115 тысяч тонн органических удобрений. Как же поработали механизированные Сколько на нашей земле полей, особенностей их природы, сколько биологических свойств растений, столько и предпосылок к урожаю. И чем полнее они учтены, взвешены, тем вернее и весомее успех. Земледелие, отмечал К. А. Тимирязев, в течение веков превратилось в искусство, опирающееся на точные данные науки. Дирижировать творчеством на земле — призвание и право агронома. В самом понятии «агроном» это мыслится: в дословном переводе с древнегреческого оно означает <— «законодатель в поле». Наш век научно - технической революции, наше время высоких требований возвышают значение специалиста везде, а в аграрном деле — особенно. И опять-таки сошлемся на высокий авторитет • классика'' естествознания: «Нигде, быть может, ни в одной другой деятельности, — писал Тимирязев, — не требуется взвешивать столько разнообразных условий успеха, нигде не требуется таких многосторонних сведений, нигде увлечение односторонней точкой зрения не может привести к такой крупной неудаче, как в земледелии». Эти слова недавно прозвучали вновь — с трибуны Всесоюзного агрономического совещания в Москве, которое обсудило пути совершенствования главной службы нашего поля. Глубина и актуальность современных проблем земледелия, задачи специалис. отряды, звенья в первые месяцы этого периода? В колхозах «Ленинец», «Союз строителей», совхозах «Зеркальный» и «Мошков- ский» доведенное задание по вывозке органических удобрений уже выполнено. Близки к его завершению механизаторы совхозов «Ояшинский», «Сокурский», «Барлакский». В то же время очень низкими темпами ведется эта работа в совхозах «Галинский» и «Большевик». Специалисты этих хозяйств недооценивают важность данного агромероприя- тия. И не случайно здесь в прошлом году была самая низПОВЫШАТЬ ПЛОДОРОДИЕ ПОЛЕЙ кая урожайность кукурузы в районе. Большей псмощи вправе ожидать хозяйства, и от рай оняого объединения «Сельхоз- химия». Из 24 тысяч тонн перегноя, вывезенных в районе с начала .нынешнего года, «Райсельхозхимия» доставила на поля всего лишь 1700 тонн. Благоприятные погодные условия позволяют высокопроизводительно использовать технику, и долг каждого коллектива сделать все возможное, чтобы выполнить доведенное задание. Творчество на з е м л е тов определены в приветствии товарища Л. И. Брежнева участникам этого представительного форума. Партия видит в специалистах надежную опору в проведении своей аграрной политики, отмечено, в частности, в приветствии. Наступившая одиннадцатая пятилетка несет новые качественные изменения сельскому хозяйству. Углубляются его связи с другими отраслями экономики, совершенствуется весь хозяйственный механизм агропромышленного комплекса, разрабатывается продовольственная программа. Проектом ЦК КПСС к XXVI съезду партии предусмотрено ускорить превращение сельского хозяйства в высокоразвитой сектор экономики, полнее и лучше удовлетворять запросы людей в продуктах питания. А это означает, что приумножаемый аграрный потенциал должен полнее и гораздо эффективней оплачивать вложения — овеществленный труд прошлого и сегодняшние усилия. Законы экономики выходят на прямые связи с законами поля. Так, скажем, первый из основных законов земледелйя — возврата веществ в почву — обретает теперь комплексное исполнение: зависит от качества агрохимических карС В О Д К У КОММЕНТИРУЕТ С П Е ЦИ А Л И С Т В настоящее время колхозы и совхозы продолжают завоз минеральных удобрений. Во многих хозяйствах складских помещений для их хранения нет. Поэтому агрономическим службам предстоит многое сделать, чтобы сохранить каждый килограмм туков. Прежде всего необходимо наладить учет в поступлении и оприходовании их. Агрономам не следует забывать, что минеральные и органические удобрения — это одна из основ будущего урожая. СВЕДЕНИЯ о ходе вывозки органических удобрений за зимний период 1980—1981 годов на 19 января (в тоннах) <D X О a) s а» X т |=о( со ь 5 a j g тсоо CQ «Ленинец» 8000 10442 «Союз строител.» 8000 10000 «Восход» 13000 8058 «Галинский» юо'оо 3024 «Зеркальный» 4000 4050 «Барлакский» 12000 10200 «Смоленский» 12000 3969 «Большевик» 13000 4061 «Мошковский» 12000 14065 «Ояшинский» 12000 11171 «Белоярский» 1000 500 «Сокурский» 10000 8203 По району: 115000 87742 В. МАКЕЕВ, агрохимик по Мошковско. му району. тограмм, уровня механизации, форм организации труда — от всего технологического цикла, определяющего экономическую эффективность сделанного. Соблюдение основных законов поля в условиях интенсивного земледелия возможно только при творческом исполнении агрономической работы. Именно в этом видит свое высокое призвание армия агрономов, которую в нашем сельском хозяйстве представляют сегодня почти 400 тысяч человек. Показателен масштаб, с которым связаны нынче их полномочия, В аграрно - промышленном секторе нашей экономики сосредоточено 35 процентов основных фондов всего, народного хозяйства, занято более 40 процентов работающих, создается около 42 процентов национального дохода страны. При этом конечные продукты аграрно - промышленного комплекса, источником которых служит сельскохозяйственное сырье, составляют более 75 процентов розничного товарооборота. Отсюда и всемерное повышение сегодня роли агронома — главного технолога земледелия. В его деятельности, как это определено на Всесоюзном агрономическом совещании, на первом плане — целеустремленная работа, поиск наиболее эффективных мер и приемов, направленных на повышение плодородия почвы и рост урожаев. ' Д. СМИРНОВ, обозреватель ТАСС. Хороших результатов в труде добилась в 1980 году свинарка - турница второй фермы совхоза «Мош- ковский» Татьяна Васильевна Клейнова. Она вырастила 611 поросят с отъемным весом, превышающим плановый показатель почти на два килограмма. На снимке: Tv' В. Клейнова. Фото С. КАЗАКОВА. БОЛЬШЕ ПРОДУКЦИИ ЛУЧШЕГО КАЧЕСТВА Социалистические обязательства КОЛЛЕКТИВА ОЯШИНСКОГО РЕМОНТНО- . Выполняя ' решейия XXV съезда КПСС, развернув социалистическое соревнование за повышение эффективности производства. наш коллектив в 1980 году план по реализации товарной продукции, ремонту автомобилей выполнил на 100 процентов, низковольтной аппаратуры — на 134,7 процента, производительность труда по сравнению с 1079 годом возросла на 8 процентов. Воодушевленные проектом ЦК КПСС «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981,—1985 годы и на период до 1990 года», встав на трудовую вахту в честь XXVI съезда партии, принимаем на 1981 год следующие обязательства: Работать под девизом «Дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами» . План двух месяцев первого квартала по объему валовой продукции выполнить к 23 февраля, годовой план по объему производства и реализации товарной продукции — к 29 декабря. Выпустить и реализовать сверхплановой продукции на 25 тысяч рублей. Изготовить сверх плана низковольтной аппаратуры на 400 тысяч рублей, товаров культурно - бытового назначения — на 8 тысяч рублей. За счет сокращения потерь рабочего времени, лучшего использования оборудования, внедрения научной 'организации труда, усовершенствования технологии изготовляемой и восстанавливаемой продукции повысить производительность труда сверх плана на 0,6 процента. Присвоить заводской «Аттестат качества» 30 наименованиям восстанавливаемых деталей и агрегатов, продолжить работу по аттестации промышленной продукции. За счет повышения качества продукции, сокращения потерь от брака, экономии топлива, электроэнергии, материалов, запасных частей снизить ОГО ЗАВОДА себестоимость на 4 рубль товарной продукции против плановой на 0,6 копеек, в результате этого сэкономить 28 тысяч рублей. Внедрить в производство 15 рацпредложений с годовым экономическим эффектом в 50 тысяч рублей. Добиться сокращения сверхнормативных запасов и довести их до установленных норм, а также снижения норм расхода топливно - энергетических ресурсов, согласно типовым рекомендациям, не менее чем на 4,5 процента. Увеличить ремонт автомобилей ГАЗ-53 в два раза и двигателей к ним — в 1,5 раза. Организовать при заводе курсы по подготовке кадров. ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ Изготовить въездной тамбур, смонтировать калориферы на участках изготовления низковольтной аппаратуры и деревоизделий. Закончить строительство .восемнадцатиквартирного дома и сдать в эксплуатацию очистную станцию. Освоить на ремонте дорог и благоустройстве не менее двух тысяч рублей, высадить не менее 1500 деревьев и кустарников. Продолжить реконструкцию покрасочного отделения и сборочного цеха. Отремонтировать капитально здания и сооружения промышленного и непромышленного типа на 25—30 тысяч рублей. Организовать базу отдыха, для чего выделить два полевых вагончика. ШЕФСКАЯ ПОМОЩЬ Оказать помощь подшефному хозяйству механизмами и механизаторами в период посевных и уборочных работОбязательства обсуждены и приняты на общем собрании рабочих, инженерно - технических работников, служащих Ояшинского ремонтно - меха» нического завода.
МОШКОВСКАЯ НОВЬ :22 января 1981 г., № 10 (4352): ТРИБУНА ПРОПАГАНДИСТА Н А Д Е Ж Н Ы Й П У Т Ь Чтобы полученные слушателями знания стали руководством к действ и ю, им мало просто дать организованную информацию. Здесь главное — убедить в истинности полученных знаний. А для этого необходимо вовлечь людей в активную мыслительную работу, помочь овладеть рациональными методами познавательной деятельности, самоподготовкой. Иначе неизбежно поверхностное, формальное восприятие знаний. Опыт показывает, что внешние признаки внимательности не всегда надежные показатели внутренней активности обучаемых. Единственный надежный путь приобретения глубоких политических знаний и превращения, их в убеждения —это развитие у каждого слушателя самостоятел ь н о. г о мышления. Ценную помощь в этом оказывают методы проблемного изложения материала, использование проблемных вопросов, так как они требуют от человека включения процессов мышления, а не памяти. Однако, иногда пропагандисту бывает трудно использовать эти методы, добиться на политзанятиях высокой активности слушателей из-за того, что некоторые из них имеют невысокий уровень образования. Не всегда легко вовлечь людей в разговор в этом случае даже постановкой самого удачного проблемного, вопроса. И все же, если слушатели будут высказывать . свои суждения, самостоятельно формулировать вопросы, помогающие сознательному, глубокому усвоению нового материала, успех обеспечен. Для этого пропагандист должен очень хорошо знать свою аудиторию, тонко чувствовать ее настроение, умело подойти к каждому слушателю в отдельности и ко всем в целом. Именно такими качествами обладает пропагандист совхоза «Барлакский» Н. А. Галузин. На занятиях у него царит доверительная обе т а н о в к а. Пропагандист и аудитория здесь единое целое. Слушатели умеют анализировать, делать обобщения и самостоятельные выводы. На политзанятиях используются и диалог, и диалогическое общение, когда в разговор включается почти вся аудитория и никто не остается равнодушным к обсуждаемому вопросу. Так, например, оживленно прошло обсуждение вопросов «Что значит трудиться по-коммунистически?», «Каковы резервы повышения производите л ь- ности труда в совхозе «Барлакский?». Эти вопро с ы действительно являются проблемными. И слушатели, прежде чем ответить на них, активно мыслят, ищут правильные ответы на основе жизненного опыта, современной действительности. По ходу изложения нового материала пропагандист ставит проблемные и информационные вопросы. Иногда здесь же на них отвечает сам, на другие добивается совместного размышления, делая слушателей соучастниками процесса овладения знаниями. Все это вызывает потребность у них обратиться к специальной литературе. Постановка и решение проблемных вопросов представляет широкие педагогические возможности использования пропагандистом методов диалогического взаимодействия с аудиторией, открывает надежный путь для развития продуктивного мышления. А. НОВИЦКАЯ, работник районо, председатель методического совета кабинета политпросвещения райкома КПСС. Коммунистические убеждения, учил В. И. 'Ленин, нельзя приобрести заучиванием отдельных положений марксизма, а можно выработать лишь . в результате серьезной сознательной работы, самостоятельной переработки всех полученных знаний. Обращение к историческому опыту — непременная предпосылка творческого усвоения марксистско- ленинских идей. Однако высокая эффективность этой работы возможна лишь при сознательном и активном изучении первоисточников. Как сформировать глубокий интерес к политической книге? Как помочь увидеть в первоисточнике неиссякаемый кладезь знаний, необходимых нам сегодня? Как провести слушателя по пути ленинской мысли, раскрыв глубину ее, обнажив творческий дух произведений? Добиться этого можно, используя проблемный тип обучения. Исследования показали, что лучшие руководители школ, и семинаров не ограничиваются сообщением готовых выводов, а подводят слушателей к необходимым обобщениям путем рассуждений и доказательств, постепенно развивая стремление самостоятельно дойти до истины. Одним из условий, обеспечивающих сознательное усвоение знаний, является проблемная ситуация. В ней заложено начало мышления. Источником создания проблемных ситуаций может стать политическая книга, труды классиков марксизма . ленинизма, которые содержат образцы анализа сложных общественных процессов, отраженных в теории и содержащихся в революционной практике. Если учебное пособие, как правило, дает готовые выводы, обобщения и изложение в нем носит тезисный, конспективный характер, то в первоисточнике слушатель находит систему доказательств, в процессе его изучения знакомится с научной методологией оценки общественных явлений и процесс&в, расЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ Как лучше организовать учебный процесс, что надо делать, чтобы приучить слушателей к самостоятельной работе над книгой, повысить их активность, воспитать сознательность? Эти и другие вопросы встали передо мной, когда мне поручили вести занятия в комсомольском кружке. Приобретенные знания, помощь старших товарищей, избранная методика позволили справиться с возникшими проблемами. Слушатели нашего комсомольского кружка — это молодежь, имеющая высшее, среднее и неполное среднее образование, доярки, овощеводы, механизаторы, специалисты сельского хозяйства и другие. Сергей Кочубей, Надежда Леонгард, Игорь Первойкин и другие проявили себя как заводилы хороших комсомольских дел. Они наиболее активны и на занятиях, и на работе. Знакомство с производством', с анализом хозяйственной деятельности и общественными делами совхоза позволяет теснее обеспечивать связь изучаемого материала с жизнью. При этом главное внимание обращается •на глубокое изучение и освоение комсомольцами марксист. ско - ленинской теории, ленинского идейного наследия, выработанных партией воззрений по конкретным вопросам современности, целей и задач внутренней и внешней политики КПСС. На этой основе и обеспечивается рост сознательности, повышение политической и трудовой активности каждого молодого человека. Большое внимание уделяем мы тому, чтобы учебный процесс помогал слушателям применять приобретенные знания в конкретных условиях. Так, в ходе Всесоюзной эстафеты «Десятой пятилетке —ударный финиш, XXVI съезду КПСС— достойную встречу!» развернулось соревнование за выполнение пятилетних заданий. Благодаря этому совхоз «Барлакский» справился с планами завершающего года пятилетки по всем основным показателям. Механизаторы хозяйства решили отремонтировать зерновые комбайны к дню открытия XXVI съезда КПСС, животноводы в числе первых в районе обязались организованно провести зимовку скота и добиться получения в этот период наибольшего количества продукции. Под урожай 11981 года засыпаны высокого качества и в необходимом количестве сортовые семена, в достатке вспахано зяби, вывозятся органические удобрения. Большой вклад в развитие совхозного производства вносят комсомольцы Виктор Болтухин, Владимир Кротов, Надежда Колобанова, Алевтина Пухова, Ирина Анучина, Елена Мусатова и другие. Для повышения эффективности политического образования комсомольцев важно не только передать слушателям' определенную сумму познавательной информации. Необходимо, чтобы это было сделано эмоционально, интересно и убедительно. Очень оживляет занятия применение кинофильмов, диафильмов, звукозаписи и других средств наглядного обучения. Сейчас мы занимаемся по теме «Комсомолу о партии». Главной задачей каждого занятия является показать, что вся история нашей партии — это служение интересам трудового народа, что смысл всей деятельности коммунистов — борьба за счастье трудящихся. Приобретаемые по этой теме знания вызывают у слушателей чувство гордости за свой народ и его ленинскую партию, за наши успехи в строительстве нового общества, побуждают лучШе, производительнее трудиться. Г. ГРИГОРЕНКО, пропагандист совхоза «Барлакский». крытия социальных закономерностей. Однако на пути к самостоятельной работе возникает немало трудностей как объективного, так и субъективного порядка. Прежде всего это сложный характер содержания и структуры произведения, создававшегося чаще всего не для учебных целей. Для мнолеть недостатки первого рода, необходимо использовать разнообразную методическую литературу, посвященную той теме или отдельному произведению, которые изучаются. В преодолении недостатков второго рода важно обеспечить активность и сознательность слушателя в изучении первоисточника, помочь ему преодоП Р О Б Л Е М Н О Е гих из них характерен полемический стиль изложения, они насыщены конкретно - историческим материалом, многочисленными именами, ситуациями, разнообразными точками зрения на обсуждаемую проблему. Субъективная же сторона трудностей связана, как правило, с недостаточной сформирован- ностью умения работать вообще с книгой. Утобы преодолеть трудности, связанные 'С недостаточностью теоретических знаний. Осознать общую логическую структуру произведения, проникнуть в диалектику авторской мысли нередко мешают прежние ошибочные представления, установившиеся житейские понятия и стереотипы мышления. Задача пропагандиста, учитывая уровень подготовленности слушаОСНОВНОЙ МЕТОД Устав КПСС обязывает коммунистов овладевать марк- систско - ленинской теорией, повышать свой идейный уровень, Выполнению этого уставного требования во многом способствует их учеба в сети партийного просвещения. Чтобы совершенствовать свою марксистско - ленинскую подготовку, расширять политический и культурный кругозор, необходимо настойчиво рабо-' тать с общественно . - политической литературой. Политическое самообразование, как процесс приобретения систематизированных знаний в области теории и политики партии, осуществляется посредством таких форм и методов, как лекции, теоретические семинары, беседы и других. Все они важны, способствуют более глубокому усвоению изучаемого материала. В тоже время, как показывает практика, основным методом овладения революционной теорией является самообразование. Да и сами коллективные формы учебы — лекции, конференции, собеседования — содержат в себе элементы самообразования. А основное в самообразовании — это упорная индивидуальная работа с первоисточниками, общественно- политической лцтерату рой . Пример этому показывал В. И. Ленин. Он внимательно штудировал многочисленную философскую, экономическую литературу, статистические сборники, изучал опыт мирового рабочего движения, конспектировал, выписывал необходимые цифры, цитаты, таблицы, а если книга принадлежала ему — подчеркивал, делал по- 'метки на полях. Творческое наследие классиков марксизма Ленин изучал обязательно по первоисточникам. И его опыт работы с книгой имеет огромное ^значение для каждого. Систематическое, вдумчивое чтение и, особенно, конспектирование рекомендованной литературы способствуют более глубокому пониманию и усвоению изучаемой проблемы. Производя запись, человек лзшше, прочнее запоминает изучаемый материал. Организуя самообразование коммунистов и беспартийных, пропагандисту необход и м о, прежде всего, убедить их в его важности, жизненной необходимости для них самих. Общеизвестно, чтобы идти в ногу со временем, надо постоянно пополнять и углублять свои знания. В то же время следует помнить, что пробудить интерес к самообразованию у своих слушателей может только тот пропагандист, который сам систематически им занимается. Научить слушателей политшкол методам самостоятельной работы с книгой, первоисточником — важнейшая задача пропагандиста. Только глубокое творческое осмысление изучаемых первоисточников позволит познать марксистско - ленинскую теорию, понять и усвоить ее основные положения и выводы. Есть два пути проработки книги. Первый — это путь, при котором слушатели начинают чтение и осмысливание с первой страницы, двигаясь постепенно, по частям. Он бывает малоэффективным. Второй, более эффективный, путь работы, с книгой представляет собой предварительное ознакомление от общего к изучению подробностей. При нем рекомендуется начинать изучение материала с обзора книги, ее просмотра. По заглавию обычно надо выделить тему, по предисловию — задачи, которые ставит автор, и из заключения узнать план содержания. И только после этого можно перейти к проработке книги. Методов работы с книгой много. Но самым распространенным является конспектирование — краткое письменное изложение прочитанного, выделение главного. Конспектирование развивает память, помогает выработать стиль изложения, привести материал в стройную систему, глубже понять. Для составления хорошего конспекта надо выделить из изучаемой книги все существенное, основное и кратко изложить суть. Сами пропагандисты, более подготовленные слушатели могут воспользоваться при изучении книги и составлением тезисов. Это сжато сформулированные основные положения, раскрывающие идею автора. Слушатели должны четко и ясно представлять отличие конспектов от рефератов, которые им также часто приходится делать. Реферат в переводе с латинского языка означает «докладывать». Он предполагает определенную точку зрения на прочитанную книгу, материал, а также доказательства. В работе над рефератом главное не только глубоко изучить прочитанное, но и выработать собственное суждение. Наряду с оказанием постоянной помощи в самообразовании, пропагандисту важно ус тановить контроль за слушателями по повышению своего идейно - теоретического уровня. Практика показывает немало форм и методов такого контроля: отчеты коммунистов на партсобраниях о своей учебе, индивидуальные беседы со слушателями, групповые и индивидуальные консультации и так далее. Но главное свидетельство идейного роста коммунистов и беспартийных — это их активность на собеседованиях, теоретических конференциях, личное участие в проведении идейно - воспитательной работы в коллективе. Т. БУХАРЕЕВА, старший библиограф центральной районной библиотеки. На снимке: Т. М. Бухарее- ва. Фото С . КАЗАКОВА. МОШКОВСКАЯ НОВЬ 5 ------------2 2 января 1981 г., № 10 (4352) теля, помочь ему прежде всего увидеть проблему, а затем включиться в диалог с автором, в совместное обсуждение поставленной проблемы. Самостоятельное мышление и усвоение учебного материала начинается не с простого его восприятия, а с возникающих у слушателей тех или иных вопросов и осуществляется как подготовке слушателей к самостоятельному изучению первоисточника. Это позволяет сконцентрировать их внимание на главном, помочь вычленить взаимосвязь между ними, проникнуть в логику развития доказательств, в марксистско- ленинскую методологию подхода, к анализу и оценке общественных явлений. О Б У П Е Ш Н Е поиск и формирование ответов на них. Знание рождается, иначе говоря, .как ответ на самостоятельно поставленный или точно понятый вопрос. В постановке этих вопросов ведущая роль принадлежит пропагандисту, руководителю самостоятельной работы слушателя. Особенно важна формулировка вопросов, создающих проблемную ситуацию, при Необходимо заранее определить познавательные задачи, предусмотреть проблемы, которые могут возникнуть на занятии или при самостоятельной работе, или должны быть поставлены самим пропагандистом, выделить основные понятия. продумать их взаимосвязь. учесть особенности слу-- шателей, их опыт и подготовленность. При этом пропаганР Е К О M E Н Д А Ц И И РАЙОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОПАГАНДИСТОВ «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПАРТИЙНОЙ ПРОПАГАНДЫ» Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» указывает на обеспечение глубокого изучения в системе партийной учебы, экономического образования, комсомольского политического просвещения, массовых формах пропаганды произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, истерии КПСС, документов XXIII, XXIV, XXV партийных съездов, трудов руководителей партии. Успех политической и экономической учебы всецело зависит от теоретического и методического уровня пропагандистских кадров. Им должны быть присущи чувство ВЫСОКОЙ ответственности за содержание и результаты воспитательной работы, творческий поиск новых форм и методов работы с людьми. Решение этих задач неразрывно связано с дальнейшим совершенствованием процесса обучения, имеющим целью расширение возможностей познавательной деятельности людей. В этом отношении представляется немаловажным использование проблемного обучения, которое помогает выработать у слушателей такие навыки, как умение самостоятельно осмысливать явления действительности, аргументированно обосновывать и защищать собственную точку зрения, постоянно пополнять и углублять свои знания и применять их на практике. Проблемное обучение дает положительные результаты, когда правильно применяются основополагающие ленинские принципы пропаганды — научность, партийность, связь с жизнью, и принципы дидактики: активность, систематичность, доступность, индивидуальный подход к людям, наглядность. Проблемное обучение и самообразовательную деятельность слушателей следует рассматривать как единый, непрерывный процесс. Проблемное обучение принесет успех только в сочетании различных методов развития познавательной активности — применения практических зада-* ний, местных фактов, учета жизненного опыта слушателей. Районная методическая конференция, отмечая своевременность обсуждения проблем ного обучения, рекомендует: 1. Улучшить . организацию учебного процесса и методическую деятельность по совершенствованию самостоятельной работы слушателей над первоисточниками классиков марксизма - ленинизма, документами КПСС, учебной литературой. Шире внедрять в учебный процесс активные методы обучения —семинарские занятия, обсуждение докладов, выполнение слушате л я м и практических заданий. ■Шире использовать подготовку и написание рефератов, обсуждение которых способствует развитию целеустремленной самостоятельной работы с книгой, обобщению и систематизации накопленных знаний: технические средства, что поможет сформулировать проблему, вопросы к ней, побудить слушателей к их решению. 2. Для развития познавательного. интереса, учебной активности слушателей, побуждения у них стремления к самостоятельному изучению марксистско - ленинской теории пропагандисту необходимо учитывать в своей работе психологические особенности познавательной деятельности. Ценная помощь в этом — проблемное изложение материала, использование проблемных вопросов в сочетании с информационными. 3. Пропагандистам ш и р е внедрять метод проблемного обучения, который позволит добиваться в процессе политической учебы максимальной активизации познавательной деятельности слушателей, развития самостоятельности их мышления на основе глубокого сознательного усвоения марксистско - ленинской теории. Пропагандистам заранее определять познавательные задачи, предусматривать проблемы, которые могут возникнуть на занятиях или при самостоятельной работе, учитывая при этом особенности слушателей, их опыт и подготовленность. 4. Кабинету политического просвещения райкома КПСС, методическому совету глубже изучать, обобщать лучший опыт практического использования проблемного обучения в системе политического и экономического образования, чаще обсуждать вопросы методики его применения на пропагандистских семинарах и конференциях. Всеми формами и методами пропагандистской работы способствовать воспитанию у слушателей коммунистического отношения к труду, развитию социалистического соревнования, укреплению дисциплины труда, формированию производственной и общественно-политической активности. Добиваться, чтобы борьба за выполнение и перевыполнение планов, повышение производительности труда и улучшение качества продукции, за режим экономии, соблюдение личной трудовой дисциплины стала для каждого, слушателя системы политического и экономического образования глубокой внутренней потребностью. диету надо помнить, что личность не только подвергается обучающему воздействию, но и сама образовывает себя, формирует свои идеалы. Пропагандисту-следует поощрять, стимулировать этот процесс, руководя самостоятельной работой слушателя, постоянно развивать его инициативу. Чтобы развивать познавательный интерес, учебную активность слушателей, пробуждать у них стремление к самостоятельному изучению марксистско - ленинской теории, пропагандист учитывает в своей работе психологические особенности познавательной деятельности. Ценную помощь ему оказывают в этом методы проблемного изложения материала, диалогического общения с аудиторией. Замечательным образцом диалогического общения со слушателями и читателями являются ленинские речи, его печатные работы. В алфавитном указателе работ В. И. Ленина, помещенных в Полном Собрании Сочинений, можно насчитать десятки произведений, заглавия которых сформулированы в виде вопроса. Среди них такие крупные труды, как «Что делать?», «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». Названия многих глав и подзаголовков ленинских произведений звучат как вопросы к читателю. Одним из важнейших условий успеха является творческое применение пропагандистами достижений советской педагогики и психологии. Современная научно - техническая революция, бурные темпы со циального прогресса, рост объема и усложнение задач коммунистического строительства предъявляют постоянно возрастающие требования к человеку, к развитию его творческих способностей. Проблемное обучение исходит из того, что процесс умственных знаний не может быть сведен лишь к их восприятию, запоминанию и воспроизведению. Любое знание может стать подлинным знанием человека только в результате его собственной познавательной активности. Это в полной мере относится и к знаниям политическим, которые являются составной, определяющей частью нашего мировоззрения. • Проблемное обучение содержит в себе немалые возможности для развития познавательной активности слушателей, формирования у них со знательного, вдумчивого отношения к изучению марксистско - ленинской теории, политики КПСС. Его творческое использование в сочетании с другими методами активизации слушателей несомненно будет способствовать повыше н и ю идейно . теоретического уровня и эффективности партийной учебы. А. СОКОРЕВА, член методсовета кабинета политпросвещения райкома КПСС. ЧЕЛОВЕК-' ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ЦК КПСС К XXVI СЪЕЗДУ ПАРТИИ «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР НА 1981-1985 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 1990 ГОДА» Изучению и обсуждению проекта ЦК КПСС к XXVI съезду партии в совхозе «Сокур- ский» предшествовала большая работа, проведенная партийным комитетом. Был утвержден график проведения партийных и рабочих собраний, намечены докладчики, состоялось инструктивное совещание агитаторов, политинформаторов, пропагандистов. Идеологическим кадрам было рекомендовано обсуждение партийного документа увязать с итогами выполнения народнохозяйственного плана десятой пятилетки и задачами на одиннадцатую. По-деловому провели беседы с работниками полеводства, животноводства, с механизаторами ремонтной мастерской М. Е. Тельцов, А. А. Карпова, А. И. Садовщиков, И. Е. Головлев. Прошли рабочие собрания в Емельяновке, Майском. На них были вскрыты причины невыполнения пятилетнего плана по привесам и реализации мяса государству. Но коллектив совхоза многое сделал по сравнению с девятой пятилеткой. За последние годы значителеьно возросло кормопроизводство, улучшилось качество приготовления кормов. Повысилась урожайность зерновых культур. В завершающем году десятой пятилетки заготовлено 9235 центнеров сена, 47000 центнеров силоса, 467 тонн витаминно - травяной муки, более 27000 центнеров сенажа. В среднем на ус ловную голову животных приходится в зимний период по 24 центнера кормовых единиц. Этого количества вполне достаточно для получения высоких привесов крупного рогатого скота и сдачи его на мясокомбинаты весом не ниже 430 килограммов каждой головы. Все животные размещены в добротных помещениях. В проВо главу угла шедшем году построен новый скотный двор на 300 голов. Для обеспечения механизированного удаления навоза в корпусах установлены скребковые транспортеры. Организованы подогрев воды, запаривание и сдабривание соломы, подвозка барды. Надежная, прочная основа заложена, на одиннадцатую пятилетку. . Выполнен план по вспашке зяби, обработке паров, вывозке органических удобрений на поля, отремонтированы сеялки, плуги, культиваторы. Успешно ведется ремонт тракторов и комбайнов. Намечены конкретные меры по дальнейшему повышению урожайности зерновых культур, укреплению кормовой базы. В 1981 году труженикам совхоза необходимо сдать государству не менее 4890 центнеров мяса. Коллектив хозяйства обязался увеличить этот показатель до 5000 центнеров. Это почти на 18 процентов больше уровня прошлого года. Задачи нового пятилетия нелегкие, но они вполне разрешимые. .Сейчас на откорм поставлено 638 голов крупного рогатого ' скота. На заключительном откорме находится 250 голов, вес которых достигает 400 и выше килограммов. При хорошей организации труда можно в первом квартале сдавать на мясо животных весом не ниже 430 килограммов и справиться с планом сдачи продукции на этот период — 1500 центнеров. Обо всем этом говорилось при обсуждении Основных направлений экономического и социального развития страны. Для того, чтобы успешно справиться с народнохозяйственным планом одиннадцатой пятилетки, вести на должном уровне работу, труженики внесли предложение, как можно скорее сделать центральной усадьбой совхоза Емельяновну. Необходимо, говорили они, чтобы специалисты и руководители хозяйства глубже вникали в производственные дела и заботы рабочих, постоянно были в курсе событий коллектива. Телятницы М. М. Бабич, В. К. Лейшникова предложили, чтобы Мошковское «Сельхозэнерго» оказало им помощь в обеспечении оборудования для обогрева телят запасными инфракрасными и ультрафиолетовыми лампами. Много остается нерешенных проблем по улучшению жи- лищно - бытовых условий. До сих пор в Емельяновке в домах рабочих не установлены газовые плиты и не завозится газ. О перебоях в снабжении электроэнергией говорила животновод М. П. Денисова. Участники собрания критиковали руководителей хозяйства за то, что не разработан еще план социально - экономического развития совхоза на длительный период, а значит и не предусмотрено в перспективе развитие всех отраслей производства. Жители Емельянов- ки высказали просьбу выделить автобус, наладить регулярное движение до Сокура и Мошкова. Были нарекания по вопросу медицинского обслуживания работников совхоза. Помещение фельдшерско - акушерского пункта требует ремонта, в нем не установлен телефон. Из-за проволочек ПМК-11169 с завершением строительства центральной котельной медленно идет благоустройство Емельяновки. Партийный комитет планирует в ближайшее время рассмотреть и утвердить план мероприятий по развитию в одиннадцатой пятилетке всех отраслей хозяйства. Но нельзя забывать и социальные вопросы, от которых зависят условия жизни и работы людей, ,(1980 г.) Пленума ЦК КПСС, это одна из важнейших задач, поставленных в проекте Основных направлений. Это требование октябрьского! А. ГЕРАСИМОВ, инструктор райкома КПСС. ЦИФРЫ НАШЕГО Р О С Т А
elib.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2