Мошковская новь, 1981, № 009

■— - 20 января 1981 г., № 9 УЧИТЕЛЬ В уставе средней общеобразовательной школы отмечено, что отношения между педагогами и учащимися должны быть проникнуты подлинной человечностью, основаны на разумной требовательности и глубоком уважении к личности. Из этого положения и должен складываться стиль отношений между учеником и учителем. Именно на учителя ложится задача исправить недостатки семейного воспитания, устранить влияние сомнительной компании во дворе. Чем выше культура учителя, чем он яр- Ь че как личность, тем ориги- W нальнее его личный педагогический «почерк». Сочетание таких почерков и составляет богатство учительского коллектива, оно обеспечивает многогранность учебно - воспитательных воздействий на учащихся. Учитель, в первую очередь, должен быть воспитателем — Больше десятка лет работает в Станционно - Ояшинской средней школе учитель физики В. Ф. Лозовиков. Этот предмет довольно сложный, и Василий Федорович с-тарается дать ребятам не только общее понятие о физических законах, но и привить детям умение применять их в жизни, объяснить с их помощью явления природы. В прошлом году Василий Федорович был награжден знаком «Отличник Народного просвещения». На снимке: В Ф. Лозовиков. Фото С. КАЗАКОВА. САМОУПРАВЛЕНИЕ Заботу о воспитании чувства ответственности, коллективизма педагоги нашей школы не откладывают только на подростковый возраст. Основы за- — кладываются в начальных классах, когда ученик имеет общественное поручение (постоянное или временное), гордится доверием класса. Любят малыши принимать участие в художественной самодеятельности, сборе' макулатуры, в дежурстве по школе, ходят с концертами на производство. Это желание быть активным общественником наши учителя поддерживают и у учащихся 4—10 классов, воспитывая активную жизненную позицию, в первую очередь, через самоуправление. В школе действуют комитет комсомола, совет дружины, учком, классные активы. Комсомольская организация направляет работу ученического самоуправления на развитие общественной активности, инициативы. В школе вывешен стенд «Школьное самоуправление», где указаны функции каждого (4351) МОШКОВСКАЯ НОВЬ ТРУД ВСЕМУ НАЧАЛО «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения...». Л. И. БРЕЖНЕВ. эта истина известна всем. Большую роль в воспитании детей играют его коммунистическая убежденность и нравственный облик. Ведь учитель преподносит ребятам уроки великодушия, благородства, внимания и уважения к людям словом, своими поступками. А любовь к предмету является источником его творческой инициативы и заражает ребят. Вот что говорят старшеклассники: «Мне нравится, когда учитель ведет урок деловито, не отвлекаясь на пустяки», «...В учителе привлекает выдержка, внимание к ребятам, умение найти с ними общий язык, одинаковое отношение ко всем ученикам...», «С первого же урока по тому, как ведет себя учитель, мы судим, какой он, и относим его либо к числу хороших, либо к числу плохих, а если относим к числу плохих, то тогда ему трудно завоевать наше доверие...». Анализируя взаимоотношения учителей нашего коллектива с ребятами, мы провели анкетирование. Учащиеся назвали любимые учебные предметы, какие уроки и почему в классе проходят наиболее интересно. Педагоги изучили данные опроса, и каждый сделал для себя выводы. Ребята, давая-анализ нашим урокам, я считаю, помогли нам посмотреть на себя со стороны их глазами. Когда ребенок пишет, что «учитель - друг !—редкий случай», или «...есть такие учителя, к которым даже не хочется подходить», стоит задуматься взрослым. Свои «сокровенные мечты» ребята доверили бы, как ясно из анкеты, чаще всего А. И. Авериной, Н. С. Афанасовой, С. А. Наумовой. В. ЧЕРТОВИКОВА, завуч Большевистск о й средней школы. Учащиеся района оказывают лесхозу неоценимую помощь в сохранении и приумножении «зеленого золота» страны. Участвуя в операции «Сосновая шишка», они ежегодно заготавливают 3,5—4 тонны семян сосны, весной — березовые почки. Летом заняты в школьных лесничествах. Собирают грибы, ягоды, лекарственные травы. Особо отличившиеся награждаются путевками во Всесоюзный лагерь «Артек» или ценными подарками. Приходят школьники на помощь и весной — выкапывают ежегодно до 1,5 — 2 миллионов сеянцев, которые мы направляем не только в наши лесничества, но и в другие районы. Ученики Дубровин- ской и Белоярской школ по 30 гектаров засаживают разными лесными культурами. Летом на базе Дубровинской школы и нашего лесопитомника работает лагерь труда и отдыха «Зеленые паруса». Ребята ухаживают за всходами, засыпают посевы опилками, отеня- ют всходы щитами, пропалывают сорняки. Конечно, этот лагерь далек от совершенства. Действует всего сезон, в нем занято лишь 35—40 ребят. Нет условий для должного отдыха. Если бы здесь могли дети трудиться и отдыхать хотя бы два сезона, наиболее плодотворное их развитие происходит в деятельности интересной. Считаю недопустимым, когда часть школьников остается пассивной. А ведь встречаются и застенчивые, робкие, которые не выскажут мнение лишний раз, хотя, казалось бы, с ними легко, они не мешают. Есть и такие, которых трудно заставить выполнить какое- либо поручение, кто не чувствует ответственности. Поэтому и важно увидеть в каждом из ребят возможности для участия в общественной работе, пусть для начала дела их будут даже самые маленькие. Стремясь постоянно развивать самоуправление детей в классе, большое значение придаю взаимоотношениям в ученическом коллективе, чтобы усилия каждого были направлены на заботу о других людях, о всех, кто нуждается в помощи и поддержке. Это и помощь престарелым, инвалидам со стороны тимуровцев, теплое внимание к товарищам, участие в операции ч<Звездочка», поздравление каждого ветерана войны. Я стремлюсь влиять на ребят через коллектив, но так, чтобы не унижать достоинства подростка. При самоуправлении для воспитания каждого через коллектив есть большие возможности. Большое значение придаю изучению личности ребенка, наблюдая, индивидуально беседую с детьми и родителями, посещая ребят на дому. Благодаря -развитию самоуправления, все мальчики участвуют в жизни класса, школы. Это да еще и жить в общежитии— воспитательный эффект коллективного труда был бы большим. Думается, совместными усилиями лесхоза, райкома комсомола, райпо, сельского Совета этот вопрос можно решить. Тем более, что в таком трудовом объединении у детей воспитывается хозя й с к и й взгляд на природные богатства страны. Работа в лагере труда и отдыха повышает ответственность за их сохранность, а полученные трудовые навыки помогают в дальнейшем выборе профессии. Так, более 35 выпускников школ района работают в Дуб- ровинском лесхозе трактористами, шоферами, станочниками, рамщиками, электриками. Есть среди них и специалисты, закончившие высшие и средние специальные учебные заведения и завершившие досрочно личные задания десятой пятилетки передовики производства. В этом году коллектив лесхоза будет совершенствовать деятельность школьных лесничеств, лагеря труда и отдыха, решит вопрос о выделении Дубровинской средней школе лесохозяйственной техники. Г. ВАГИН, секретарь парторганизации Дубровинского лесхоза. завуч - хозяйственник, цветоводы, санитары, проверяющие ведение дневников, состояние учебников, командир тимуровской команды, барабанщики. Активны мальчики в спортивных мероприятиях, посещают кружки технического творчества, географический. Отношения с девочками товарищеские, в классе нет различных группировок. Мальчики часто выступают инициаторами полезных дел. Обычно считают мальчиков менее активными. Повышение их общественной активности является важной воспитательной проблемой, которая нас всегда волнует. Но если начать работу по формированию активности с первых школьных .дней, воспитать инициативность, самостоятельность, то проблема эта не будет стоять так остро. Большую помощь в этой работе оказывает связь с родительским комитетом, с пионерской дружиной, с производством. Пионервожатая школы Н. В. Сидорова умеет увлечь ребят интересной работой. Тесный контакт с различными органами школы и школьного самоуправления, общественными организациями сказывается положительно. Когда чувствуешь дружбу ребят, что им хорошо в классном коллективе, светло становится на душе и живешь надеждой на то, что твой труд не пропадет даром, вырастут из ребят хорошие люди, полезные обществу, преданные делу. М АВРАМЕНКО. Ташаринская средняя школа. ОБЕЩСТВЕННПОРУЕЧЕНИЕ Беспокойный и порой трудный народ - шестиклассники. В них кипит такая энергия, инициатива, что порой не хватает силы и времени разрешить ,все волнующие их вопросы. Работа с пионерским классом с первых дней учебного года у меня началась с составления отрядного плана, который стал плодом творчества самих детей. Был избран совет отряда — мой хороший помощник и опора. Когда распределяли обязанности, я уже знала, кому что можно поручить. В отряде все имеют хотя бы самое малое поручение: уход за цветами, проверка состояния книг, ведение дневников. Есть члены тимуровской команды, хозяйственники, редколлегия, санитары и другие. «Классный уголок» отражает работу совета отряда,'Здесь и график дежурства, который составляется старостой класса, план работы, решение совета отряда, дружины, поручения каждому пионеру по звеньям, экран успеваемости, небольшая стенгазета. Высшим органом управления считается классное собрание. Оно рассматривает вопросы жизни коллектива, пионеры отчитываются о своей работе, решаются вопросы об оценке поведения, о посещении отдельных учащихся на дому, извещении родителей об успеваемости и поведении ребят. На протяжении всего времени работы с классом я стараюсь добиваться отчетности детей перед коллективом. Председатель совета отряда ведет дневник класса. ' Староста отвечает за график и качество дежурства, работает рука об руку с председателем совета отряда. Актив класса постоянно посещает занятия секторов самоуправления в школе, заседания учкома. Это является руководством к действию по самоуправлению в - классе. Пионеры в силах подготовить художественную самодеятельность, классное собрание, провести генеральную уборку, оформить класс. Моя позиция классного руководителя — направлять инициативу детей, а не делать все за них. Стараюсь побуждать их самих находить решение стоящих перед коллективом задач. Если возникает необходимость что-то посоветовать ребятам, то предлагаю в тактичной форме активу отряда, чтобы чувствовалась его инициатива, авторитет и руководящая роль. Учитель должен использовать пусть даже самую малую возможность проявления активности и самостоятельности ученика. Сегодняшний школьник завтра станет производственником — хозяином своей страны. Это должна быть активная личность, с навыками общественника - коллективиста. Творческая активность людей — это движущая сила роста производства и производительности труда, дальнейшего развития науки и техники, материальной и духовной культуры общества. Но творческая активность не приходит сама собой. Способности развиваются только в деятельности, и сектора: -комитета комсомола, совета дружины, комиссий учкома. Продумана взаимосвязь между ними. На заседаниях комитета комсомола ребята самостоятельно обсуждают план работы, проведение того или иного мероприятия. Предлагая, члены комитета могут убедительно до. казать правильность своей точки зрения, в то же время самокритичны. На комсомольских собраниях обсуждаются общественная деятельность каждого, отношение к поручениям, мера активности, способность отстаивать свои идеалы и противостоять чуждым воззрениям. Собрание «Твое право на образование и как ты его используешь», например, прошло бурно. Комсомольцы самокритично выступали, так как в старших классах порой снижается качественная успеваемос т ь. Комиссия учкома, в которую входят завучи классов, борется за качество успеваемости, организует взаимопомощь в классах, провела смотр знаний по математике в пятом классе, готовит слет передовиков учебы. Первое полугодие 50 учеников школы закончили без троек, что составляет 34 процента качества. На олимпиадах по биологии, математике наши ребята заняли призовые места. Комитет комсомола контролирует выполнение личных комплексных планов, где запланировано выполнение основного долга — учиться, участие в различных формах общественно - политиче с к о й практики. Это и подготовка докладов, сообщений, рефератов на общественно - политические темы. В ходе недели революционной славы учащиеся представили рефераты «Основатель партии», «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»,.. Освещая явления, факты, учащиеся рассматривают их уже На основе своих идейных позиций, выражают свою точку зрения, доказательно рассуждают. Чувство ответственно с т и, коллективизма формируется и на таких мероприятиях, как всевозможные смотры, конкурсы (газет, политической песни, сочинений). С удовольствием ребята участвуют в школьных вечерах, вечерах поэзии. Анкетирование учащихся 4 й0 классов показало, что почти все они имеют общественные поручения и справляются с ними, кроме того, посещают тот или иной кружок в школе, в клубе: драматический, танцевальный, кукольный, «Умелые .руки», вязания, клуб интернациональной дружбы. Учащиеся являются на занятия кружков работать. Участники драматического кружка, например, приготовили сказку к новогоднему вечеру, приняли участие в вечере поэзии, посвященном А. Блоку. КИД собирает материал о Франции. Кружок «Умелые руки» в основном объединил мальчиков, любящих пилить, строгать. Много полезного для школы изготовлено на занятиях кружка: стенды, полочки, выполняются заказы классов. Юные мастера проявляют свою инициативу, хозяйскую заботливость, приняли участие в районной выставке прикладного искусства. Р. МАКСИМОВА, завуч Широкоярской сред. ней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2