Мошковская новь, 1981, № 009

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС и районного совета н а ро дны х депутатов новосибирской области Газета основана в 1931 году. ВТОРНИК, Газета выходит по вторникам, Ц Е Н А № 9 (4351) 20 января 1981 года. четвергам, субботам. 2 КОП. XXVI СЪЕЗДУ КПСС - ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ! ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КОЛЛЕКТИВА СОВХОЗА «БАРЛАКСКИЙ» НА 1981 ГОД жаиности вырастить рассадные культуры в торфоперегнойных горшочках. Посев и посадку овощных культур провести в сжатые агротехнические сроки. Продать государству 42000 центнеров овощей. Всю продукцию сдавать только стандартной. ПО ЖИВОТНОВОДСТВУ На основании полной обеспеченности крупного рогатого скота грубыми и сочными кормами надоить на одну фуражную корову по 2750 килограммов молока, получить среднесуточный привес по 500 граммов на голову, в том числе на откорме — по 800 граммов. Продать государству 36000 центнеров молока, в том числе I сортом — 90 процентов, II сортом — 10 процентов, со средней жирностью 3,6 процента. Продать 4250 центнеров мяса, для чего сдать молодняк государству не ниже 400 килограммов, из них высокой упитанностью — 60 процентов. ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Построить хозяйственным способом 20 квартир, закончить реконструкцию скотных дворов на отделении № 3. Построить за счет шефской помощй лагерь труда и отдыха, столовую на центральной усадьбе, склад под минеральные удобрения. Коллектива рабочих, служащих и инженерно- технических работников наливной станции Сокур ленного задания. В целях сохранения окружающей среды снизить потери нефтепродуктов при перекачке, хранении и отгрузке на 8,4 процента против установленных норм. Выполнить годовой план капитального ремонта, по внедрению новой техники — к *25 декабря. Получить от внедрения новой техники экономический эффект в 7000 рублей. Снизить расход.электроэнергии на 298 тысяч -киловатт- часов. Сэкономить котельного топлива 239 тонн в условном исчислении, теплоэнергии — 308 г/калорий. Разработать и внедрить 35 рацпредложений. ДОБИЛИСЬ УСПЕХА Р Е М О Н Т — П О Р А Г О Р Собрание партийно- хозяйственного аит ива Вчера в районном Доме культуры состоялось собрание районного партийно - хозяйственного актива. В нем приняли участие секретари партийных организаций, руководители хозяйств, промышленных предприятий, строительных организаций, учреждений, председатели исполкомов сельских и поселковых Советов народных депутатов, профсоюзный и комсомольский актив, передовики производства, делегации соревнующихся с нами Новосибирского и Болотнинского районов. Собрание рассмотрело и обсудило вопрос «О проекте ЦК КПСС к XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза «Основные направления экономического и социаль. ного развития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года». С докладом выступил первый секретарь райкома КПСС В." А. Смирнов. В прениях по докладу приняли участие: секретарь парткома колхоза «Союз строителей», член райкома КПСС Р. И. Воронова; директор совхоза мГалинский», член райкома КПСС Н. М. Харитонов; бригадир свиноводства совхоза к<Мошковский», член райкома КПСС Т. Г. Федюкова; секретарь парткома совхоза «Бар- лакский», член районной ревизионной комиссии КПСС И. Я. Ганаман; управляющий районным производственным объединением по производственнотехническому обеспече н и ю сельского хозяйства Ф. И. Ню- ренберг; начальник производственного управления сельского хозяйства Болотнинского райисполкома А. С. Чеботарев; зверовод совхоза «Белоярский», член райкома КПСС Н. И. Шитикова; директор совхоза «Зеркальный», кандидат в члены райкома КПСС Р. С. Сенокосов; первый секретарь райкома ВЛКСМ, член райкома КПСС Л. Т. Смирнова; ■председатель райкома профсоюза работников сельского хозяйства Новосибирского района В. Т. Сорокин; парикмахер райбытуправления Г. Н. Зябликова; директор Сокурской средней школы № 105, член райкома КПСС Г. А. Родина; электрослесарь, секретарь комсомольской организации наливной станции Сокур С. С. Терещенко. В заключение выступил первый секретарь райкома КПСС В. А. Смирнов. По обсужденному вопросу собрание приняло резолюцию, а также обсудило и приняло социалистические обязательства трудящихся Мошковского района на 1981 год. В работе собрания районного партийно - хозяйственного актива принял участие инструктор обкома КПСС А. Т. Иванов. Включившись во Всесоюзное социалистическое соревнование за достойную встречу XXVI съезда КПСС и успешное выполнение планов первого года одиннадцатой пятилетки по производству и сдаче государству сельскохозяйственных продуктов, коллектив совхоза «Барлакский» птанимает следующие обязательства: ПО ПОЛЕВОДСТВУ Получить урожайность зерновых культур по 16 центнеров с гектара, картофеля —• по 405, зеленой массы кукурузы — по 170, корнеплодов —' по 600, сеяных трав — по 23 центнера с гектара. Продать государству 7500 центнеров зерна, 40000 центнеров картофеля. Вывезти на поля ,17000 тонн органических удобрений. ПО ОВОЩЕВОДСТВУ Получить урожайность овощей открытого грунта по 230 центнеров с гектара, огурцов во всех видах теплиц — по 9,5 килограмма с квадратного метра. Для получения-данной уроСтремясь достойно встретить XXVI съезд КПСС, досрочно выполнить производственные планы первого года одиннадцатой пятилс берем следующие социалистические обязательства: Выполнить годовой план перекачки нефтепродуктов к 30 декабря. Добиться снижения себестоимости перекачки на 1,7 процента против установНеплохих результатов в соревновании среди ферм совхоза «Большевик» достиг коллектив второй фермы. Успешно выполнена пятилетка. Особенно плодотворным был завершающий год. План по племенной продаже выполнен на 426 процентов, валовому привесу — на 103, получению приплода — на 108 процентов. При плане 17 килограммов отъемный вес одного поросенка составил 18,3 килограмма. Среднесуточный привес также превысил плановый. Наибольший вклад в общее дело, внесли свинарки - туринцы Т. П. Абрамова, Л. П. Исаенко, хрячник Л. И. Бас- каль, свинарка маточного поВАЖНОЕ По всем отделениям совхоза «Восход» прошли рабочие собрания. На них были обсуждены итоги 1980 года и задачи на первый год новой пятилетки, а также подготовка к XXVI съезду КПСС, шел разговор об основных направлениях экономического и социального развития СССР на дальнейший период. Труженики хозяйства единодушно приняли высокие социалистические обязательства на 1981 год, наметили личные рубежи. Все отделения обязались двухмесячное •задание по производству и сдаче молока государству выполнить к дню открытия партийного форума. Решено до 23 февраля продать 1300 центнеголовья Т. А. Юшкова, свинарь Ю. Н. Катушенок, свинарки по уходу за племенными группами Н. А. Баскаль, Е. А. Глушкова, М. Козлова, свинарка ремонтного стада К. П. Катушенок. Каждый из них перевыполнил свои личные пятилетние и годовые обязательства. Трудовые достижения фермы отмечены переходящим Красным знаменем совхоза, Почетной грамотой и денежной премией. Награды были вручены в минувшую субботу на слете передовиков животноводства. А. БОНДАРЕВ, управляющий фермой №2 совхоза «Большевик». РЕШЕНИЕ ров мяса. Доярки Т. Е. Шабанова, А. Д. Казатинская доведенное до них квартальное задание по производству молока —также завершить к дню открытия съезда. Животноводы, полеводы в своих выступлениях горячо одобрили намеченные меры по дальнейшему _ развитию агропромышленного комплекса, просили производствен н о е управление сельского хозяйства райисполкома выделить средства и оказать помощь в строительстве нового здания Кайлинской средней школы. В. БАРИНОВ, секретарь парткома совхоза «Восход». КОМБАЙНЫ— НА ЛИНЕЙКУ ГОТОВНОСТИ С огромной заинтересованностью отнеслись механизаторы совхоза «Галинский» к обсуждению проекта ЦК КПСС к XXVI съезду партии. Особое внимание было уделено разделу «Развитие агропромышленного комплекса», где сказано о дальнейшем улучшении использования современной техники, которую государство предоставляет в распоряжение сельскому хозяйству. С чувством личной ответственности взято за основу решение этой проблемы. „ Важнейшей сейчас задачей является своевременная и высококачественная подготовка машин к предстоящим полевым работам. Третий сезон' в совхозе ремонт комбайнов проводится в зимний период. В выгоде такой организации труда убедились на конкретных делах. Она позволяет без штурмовщины, на высоком агротехническом уровне справляться с посевной, уборкой урожая. Вот и на этот раз в совхозе основательно продумали вопрос о заблаговременной подготовке зерноуборочных машин к очередной жатве-84. Здесь, как и в ряде других хозяйств района, поддержали инициативу земледельцев совхоза «Барлакский», которые обязались восстановить весь комбайновый парк к дню отПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Снизить себестоимость получаемой продукции полеводства и животноводства на 3 процента против плана, повысить производительность труда на 5 процентов по сравнению с прошлым годом. Добиться экономии горючесмазочных материалов на 3 процента, электроэнергии — на 3,5 процента. Добиться рентабельности всех отраслей хозяйства. Для выполнения принятых обязательств произвести ремонт тракторов и прицепного инвентаря до 1 апреля, кормозаготовительной техники — до 1 июня, зерновых и картофелеуборочных комбайнов — до 23 февраля, силосных — до 1 июля. Вызываем на социалистическое соревнование коллектив совхоза -«Смоленский». Обязательства обсуждены и приняты на общесовхозном собрании. Своевременно и в полном объеме оказывать шефскую помощь совхозам, для чего отработать каждому работнику станции- не менее 20 часов. Каждому работнику станции отработать на благоустройстве села 24 часа. Отремонтировать 400 квадратных метров жилой площади, ,1500 квадратных метров дорог. крытия XXVI съезда КПСС. Для ремонта комбайнов в '«Галинском» было создано постоянное звено из четырех опытных механизаторов: в их числе А. Шипицын, В. Бова, Н. Храмов. В восстановлении комбайнов им поочередно помогают другие механизаторы и непосредственно постоянно — работники мастерской.С похвалой в ее коллективе отзываются о токаре А. Петровиче, слесаре - электрике С. Кузнецове. Для ремонтников разработа- ** ны условия социалистического соревнования, где предусмотрены меры морального и материального поощрения за ускоренные сроки введения в строй техники, за высокое качество ее восстановления. Для приемки подготовленных машин организована специальная комиссия, в составе которой главные специалисты, руководители среднего звена, лучшие полеводы. 13 января были подведены итоги соревнования за прошедший месяц. Ремонтники с честью справились с поставленной задачей. Из мастерской за этот период вышло пять отремонтированных комбайнов, как и предусматривалось планом. Всего же с начала ремонта восстановлено 13 зерноуборочных машин из 26 имеющихся в наличии. Сейчас в мастерской находится еще пять комбайнов. Их также решено подготовить за месяц, а остальные — к 15 марта. Одновременно в хозяйстве ремонтируется другая техника: тракторы, посевной и почвообрабатывающий инвентарь.

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 20 января 1981 г., № 9 (4351)— КОГДА У КОММУНИСТА К ОНК РЕТ НАЯ ЦЕЛЬ Р А С С К А З Ы В А Е М О Н А Г Р А Ж Д Е Н Н Ы Х Новый год для Татьяны Васильевны Саросек — доярки третьей фермы совхоза «Оя- шинский» — начался с радостного известия. В первом номере газеты «Советская Сибирь» она прочитала Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении ее орденом Трудовой Славы III степени за успехи, достигнутые в выполнении планов и социалистических обязательств по увеличению производства и заготовок продуктов животноводства в первом полугодии 1980 года. — Ну вот и мой труд замечен, — подумала она. И тут же представила базу, где находится ее, три месяца назад скомплектованная, группа первотелок, подруг, с которыми бок о бок работает уже много лет. Они вместе приходят в коровник, стараются как можно больше получить молока, отправить его на маслозавод первосортным. И добиваются неплохих результатов. Взять к примеру Валю Волкову. На ферму пришла совсем девчонкой. Когда ее мать, известную в районе доярку, кавалера двух орденов Трудового Красного Знамени Татьяну Прокопьевну Евенко, провожали на заслуженный отдых, она, передавая свой доильный аппарат дочери, на торжественном собрании сказала: — Мною прожита большая трудовая жизнь. Немало было трудностей, испытаний, порой хотелось найти работу полегче, почище, но я старалась не отчаиваться, продолжала начатое дело. И пришла победа — намного улучшились производственные показатели. Они росли с каждым годом. Сегодня я ухожу на отдых, на сме-' ну приходят молодые женщины, такие, как моя Валентина. Напутствуя ее и всех остальных, хочу пожелать им больших трудовых успехов, упорства в раз и навсегда выбранной профессии. Дочь не подвела мать. Ее фамилия в списке лучших до- . ярок фермы и совхоза. Получать от коровы три тысячи килограммов молока — стало ее нормой. Все это вспомнилось Татьяне Васильевне в тот памятный первый в новом, 1981 году день. А другие доярки — Галина Ивановна Чижик, Анна Степановна Гундарева— разве они не любят свое дело. Одна приблизилась / к трехтысячному рубежу, вторая перешагнула его. Они тоже заслуживают самой высокой похвалы. Своими успехами доярки во многом обязаны скотникам. Впрочем, труд тех и других настолько взаимосвязан, что лишь общее старание может привести к хорошим результатам. В этом Татьяна Саросек убеждена твердо. Своих высоких показателей они с Валей Волковой добились благодаря скотнику Юре Потеряеву. Когда он однажды приболел, ост; ро почувствовали его отсутствие. И корма заменявший его ^скотник подвозил не вовремя, да и не всегда в необходимом количестве. Обо всем этом и многом другом успела передумать Татьяна Васильевна до прихода на ферму. . .Когда зашла в коровник, ее окружили подруги. Со всех сторон посыпались приветст-^ вия, поздравления. Каждый старался высказать свое личное отношение к столь значительному событию в жизни коллектива. Не настолько часто работников фермы награждают орденами, чтобы быть к этому равнодушным. Потом были поздравления от рабочего комитета совхоза. На общесовхозном партийном собрании зачитали поздравление райкома партии и райисполкома. ...Закончилась десятая пятилетка. Это были годы напряженной работы животноводов совхоза. С самого начала взяли хороший старт. Ежемесячно шли с перевыполнением задания. 10 июля 1978 года коллектив третьей фермы справился с планом трех лет пятилетки. С того дня производимая продукция пошла в счет четвертого года. В результате и пятилетний план закончили досрочно. Успех коллектива состоит из многих слагаемых. Здесь играют роль и кормовая база, и племенная работа, и отношение людей к делу. Когда Татьяна Васильевна пришла на эту ферму, у нее уже был немалый опыт работы. За дело взялась добросовестно. Вымыла, вычистила свою группу коров. Стала кормить с соблюдением рациона, учетом физиологических особенностей животных. Низкоудойных коров постепенно выбраковывала. Вместе с техником по воспроизводству стада Екатериной Ивановной Терещенко большое внимание уделяет племенному делу. — Нет теленка, не будет и молока, — любит повторять доярка, Для Татьяны Саросек давно Стало правилом, что в ее группе отелы приходятся на февраль — март. К началу летне - пастбищного периода коровы начинают наиболее интенсивно отдавать молоко. Старательную женщину заметили. И однажды секретарь парткома совхоза предложил ей вступить в партию. На очередном. партсобрании коммунисты единодушно приняли ее кандидатом, а через год — в члены КПСС. — .Это было большое событие в моей жизни, — вспоминает Татьяна Васильевна. — Быть коммунистом — это значит работать еще более добросовестно, бороться с недостатками, принципиально, по - партийному оценивать работу товарищей, чтобы, прежде всего, выигрывало общее дело — росло производство молока, снижалась его себестоимость. Первостепенной задачей стало рациональное расходование кормов. На одном из производственных совещаний животноводы решили каждый их килограмм оправдывать произведенной продукцией. Но скоро стало ясно, что одним количеством молока поставленной перед фермой задачи полностью не решить. Чтобы повысить эффективность работы животноводов, необходимо было подумать об улучшении качества получаемой продукции. Т. В. Саросек, избранная к тому времени секретарем первичной партийной организации, посоветовавшись со специалистами фермы и совхоза, решила вопрос о качестве вынести на открытое партийное собрание. На него пригласили доярок, скотников, руководителей и специалистов фермы и хозяйства. Слово для выступления предоставили Саросек. Начала с главного, с того, что должно было волновать каждого. Она повела речь о заработной плате животноводов, которая, как известно, находится в прямой зависимости от качества продукции. Для большей убедительности привела несколько цифр, подтверждающих эти выводы. — За первосортное молоко, — сказала она, — государство платит по 23 рубля за центнер, за второсортное — по 21, за несортовое — еще меньше. В последний раз мы сдали четыре с половиной тонны молока загрязненным, потеряли на этом 80 рублей доплаты, а ведь ферма производит более половины совхозной продукции, значит выполнение хозяйством плана и социалистических обязательств зависит от труда каждого. Если из 12 работающих на ферме доярок одна поработает недобросовестно, то первосортного молока уже не будет. В этом наша взаимозависимость. •Открытое партийное собрание не прошло бесследно. Для контроля за чистотой коров, молочной посуды, помещений, спецодежды создали специальную комиссию. В нее вошли зоотехник, бригадир по животноводству, учетчик, доярки. Люди стали более требовательно относиться друг к другу, соблюдать санитарные правила и нормы. Дела пошли намного лучше. Первым сортом стали продавать до 90 процентов продукции. Особенно большой эффект борьба за качество принесла в период дешевого летнего молока, когда среднесуточные надои от каждой фуражной коровы у многих доярок выросли до 16— 17 килограммов. ...Третий год пятилетки был для фермы годом наивысших результатов. В четвертом и завершающем старались удержать достигнутые рубежи. Однако дела шли уже не так, как прежде. Уменьшилось производство молока. В частности, в прошлом году при плане 13500 центнеров валовой надой составил 130,15 центнеров. Соответственно снизилось производство молока на фуражную корову. Два года назад коллектив брал обязательство довести его в среднем по ферме до 3000 килограммов на фуражную корову, а передовые доярки: Т. В. Саросек—до 4000, В. И. Балабанова —до 3800, М. В. Сорокина и В. К. Волкова — до 3500. К сожалению, с поставленными задачами не справились. Более того, надой на фуражную корову по ферме к концу Г980 года снизился до 2878 килограммов. Причины этого есть. Из-за неорганизованности, раскачки меньше стали запасать кормов, уделять внимания подготовке к зимне - стойловому содержанию скота. Что же случилось в коллективе, который еще два года назад шел в авангарде соревнования? Люди в основном работают те же, а вот окрыленности у них не стало. Хотя многие и сейчас трудятся самозабвенно. В этом каждый раз убеждаешься, побывав на ферме. Разве могут иначе относиться к любимому делу Татьяна Саросек, Валентина Волкова, да и остальные доярки. К шести утра приходят они на работу, чистят у коров, кормят, доят их. Затем идут по домам, чтобы к обеду снова вернуться на базу, а через несколько часов — вечерняя дойка. Рабочий день уплотнен до предела, потому что труд животноводов в основном ручной. Чтобы получить хорошие надои, приходится работать, не считаясь со временем. Таким образом, вновь и вновь подтверждается истина, что люди — главная сила в решении любой, самой сложной производственной задачи. Истина не новая, ее можно услышать едва ли не от каждого руководителя, но далеко не каждый обладает даром в такой степени ценить людей, чтобы в ответ распахивались сердца. Забыл об этом и управляющий фермой № 3 Н. С. Лютов. Не каждый способен рассматривать свою работу через призму критического самоанализа. Не под силу это оказалось и управляющему. Успехи вскружили голову, меньше стал вникать в каждодневные заботы людей. Несмотря на многократные замечания, высказанные в ходе взаимопроверок между фермами и хозяйствами, настоящей ■подготовки к нынешней зимовке на третьей ферме не получилось. Полы в помещениях до конца не отремонтированы. Если в первой базе молоко- провод работает, то в следующей (доярки зовут ее «нижней») он бездействует. Не решена по-настоящему проблема с очисткой помещения от навоза. Траншеи самосплава забиты жижей. А что будет весной, когда колодцы зальет талая вода. Эти проблемы волнуют и коммунистку Саросек, и других доярок. И еще один вопрос требует скорейшего решения. Третья ферма, пожалуй, единственная, где у животноводов нет красного уголка. Формально он имеется в бухгалтерии конторы. Там вывешены производственные показатели, цифры месячных и годовых заданий. Но некогда дояркам переодеваться и бежать за 150—200 . метров по улице, чтобы взглянуть на последние цифры результатов своего труда, а также работы подруг. Поэтому многие не знают, как они закончили минувший год, каков среднесуточный надой на корову по ферме и в разрезе доярок сегодня. Из этого можно сделать вывод, что соревнование здесь перестало быть в почете. Из-за -отсутствия красного уголка - бытовки не решен вопрос отдыха животноводов. Устала доярка или скотник— садись на кормушку и отдыхай. И-приходится им, разогревшись от нелегкой работы, отдыхать на сквозняке. Где же здесь забота управляющего о подчиненных. И несмотря на это, люди работают, понимают необходимость и значимость своего тивность коровы во многом определяется уже по первой лактации. Поэтому доярка, которая обслуживает первотелок, должна не только раздоить их, но и приучить к промышленной технологии. Еще одно условие: перед отелом, когда корова не доится, ее необходимо, хорошо кормить. Рацион сухостойных животных лишь немногим отличается от рациона дойных коров. После отела начинается раздой. В рацион идут молокогонные и сильные корма. Они добавляются до тех пор, пока корова не даст наивысший удой. Важно и раздельное кормление коров разной продуктивности. При такой организации лучшие корма попадают именно тем животным, которым они предназначены. За это ответственное дело взялась Татьяна Васильевна Саросек. Присущие ей высокое самосознание, исключительная добросовестность и трудолюбие помогают добиваться упеха. Из 50 первотелок 37 уже растелились. Среднесуточный надой составляет 12' килограммов. Для зимне - стойлового периода это. неплохой результат. И если в прошлом году она надоила по 3531 килограмму молока на корову, заняв первое место по ферме и второе по совхозу, то в первом году одиннадцатой пятилетки она мечтает о четырехтысячном -надое. Это вполне реальная цель. А ЛАПТЕВ. труда. — Когда дояркам предложили скомплектовать новую группу из первотелок, раздоить их — желающих не оказа- I лось. Что и говорить, работа трудная, требует опыта, навыков, — рассказывает главный зоотехник совхоза В. Ф. Му- зыченко. — Будущая продукн о в о с т и К У Л Ь Т У Р Ы «КТО, ЕСЛИ НЕ ТЫ?» Так называлось очередное занятие литературного факультета народного университета культуры, которое состоялось р районном Доме культуры. Жители Мошкова встретились с писателями А. Т. Черноусовым и П. П, Дедовым. Автор нескольких книг: «Молодые люди», «Непривычное дело», к<Делай то, зачем пришел», «Чалдоны» — Анатолий Трофимович Черноусое вел бе-, седу по своей повести «Чужие». По просьбе слушателей писатель рассказал о себе, своей творческой биографии. Затем слово было предоставлено П. П. Дедову. Петр Павлович читал отрывки из своих произведений: «Сказание о Майке Парусе», «Березовая елка», «Наедине с природой». НА СЕМИНАРЕ клубных и библиотечных работников, были рассмотрены «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года». С докладом по этому вопросу выступил заместитель председателя райисполкома П. А. Федоренко. Даны методические рекомендации по теме «Правовые знания — детям». Затем культпросветработники обменялись опытом работы в ' красных уголках на фермах. Об этом рассказали Б. Токарев, В. Колганов, Л. Геращенко, М. Феоктистова, Г. Кочанова. Во второй день семинара занимались секции клубной и библиотечной работы. Главной темой занятий была о подготовке достойной встречи XXVI съезда КПСС. Завершил семинар конкурс библиотекарей. Г. ТУРКОВА, заведующая отделом культуры райисполкома.

■— - 20 января 1981 г., № 9 УЧИТЕЛЬ В уставе средней общеобразовательной школы отмечено, что отношения между педагогами и учащимися должны быть проникнуты подлинной человечностью, основаны на разумной требовательности и глубоком уважении к личности. Из этого положения и должен складываться стиль отношений между учеником и учителем. Именно на учителя ложится задача исправить недостатки семейного воспитания, устранить влияние сомнительной компании во дворе. Чем выше культура учителя, чем он яр- Ь че как личность, тем ориги- W нальнее его личный педагогический «почерк». Сочетание таких почерков и составляет богатство учительского коллектива, оно обеспечивает многогранность учебно - воспитательных воздействий на учащихся. Учитель, в первую очередь, должен быть воспитателем — Больше десятка лет работает в Станционно - Ояшинской средней школе учитель физики В. Ф. Лозовиков. Этот предмет довольно сложный, и Василий Федорович с-тарается дать ребятам не только общее понятие о физических законах, но и привить детям умение применять их в жизни, объяснить с их помощью явления природы. В прошлом году Василий Федорович был награжден знаком «Отличник Народного просвещения». На снимке: В Ф. Лозовиков. Фото С. КАЗАКОВА. САМОУПРАВЛЕНИЕ Заботу о воспитании чувства ответственности, коллективизма педагоги нашей школы не откладывают только на подростковый возраст. Основы за- — кладываются в начальных классах, когда ученик имеет общественное поручение (постоянное или временное), гордится доверием класса. Любят малыши принимать участие в художественной самодеятельности, сборе' макулатуры, в дежурстве по школе, ходят с концертами на производство. Это желание быть активным общественником наши учителя поддерживают и у учащихся 4—10 классов, воспитывая активную жизненную позицию, в первую очередь, через самоуправление. В школе действуют комитет комсомола, совет дружины, учком, классные активы. Комсомольская организация направляет работу ученического самоуправления на развитие общественной активности, инициативы. В школе вывешен стенд «Школьное самоуправление», где указаны функции каждого (4351) МОШКОВСКАЯ НОВЬ ТРУД ВСЕМУ НАЧАЛО «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения...». Л. И. БРЕЖНЕВ. эта истина известна всем. Большую роль в воспитании детей играют его коммунистическая убежденность и нравственный облик. Ведь учитель преподносит ребятам уроки великодушия, благородства, внимания и уважения к людям словом, своими поступками. А любовь к предмету является источником его творческой инициативы и заражает ребят. Вот что говорят старшеклассники: «Мне нравится, когда учитель ведет урок деловито, не отвлекаясь на пустяки», «...В учителе привлекает выдержка, внимание к ребятам, умение найти с ними общий язык, одинаковое отношение ко всем ученикам...», «С первого же урока по тому, как ведет себя учитель, мы судим, какой он, и относим его либо к числу хороших, либо к числу плохих, а если относим к числу плохих, то тогда ему трудно завоевать наше доверие...». Анализируя взаимоотношения учителей нашего коллектива с ребятами, мы провели анкетирование. Учащиеся назвали любимые учебные предметы, какие уроки и почему в классе проходят наиболее интересно. Педагоги изучили данные опроса, и каждый сделал для себя выводы. Ребята, давая-анализ нашим урокам, я считаю, помогли нам посмотреть на себя со стороны их глазами. Когда ребенок пишет, что «учитель - друг !—редкий случай», или «...есть такие учителя, к которым даже не хочется подходить», стоит задуматься взрослым. Свои «сокровенные мечты» ребята доверили бы, как ясно из анкеты, чаще всего А. И. Авериной, Н. С. Афанасовой, С. А. Наумовой. В. ЧЕРТОВИКОВА, завуч Большевистск о й средней школы. Учащиеся района оказывают лесхозу неоценимую помощь в сохранении и приумножении «зеленого золота» страны. Участвуя в операции «Сосновая шишка», они ежегодно заготавливают 3,5—4 тонны семян сосны, весной — березовые почки. Летом заняты в школьных лесничествах. Собирают грибы, ягоды, лекарственные травы. Особо отличившиеся награждаются путевками во Всесоюзный лагерь «Артек» или ценными подарками. Приходят школьники на помощь и весной — выкапывают ежегодно до 1,5 — 2 миллионов сеянцев, которые мы направляем не только в наши лесничества, но и в другие районы. Ученики Дубровин- ской и Белоярской школ по 30 гектаров засаживают разными лесными культурами. Летом на базе Дубровинской школы и нашего лесопитомника работает лагерь труда и отдыха «Зеленые паруса». Ребята ухаживают за всходами, засыпают посевы опилками, отеня- ют всходы щитами, пропалывают сорняки. Конечно, этот лагерь далек от совершенства. Действует всего сезон, в нем занято лишь 35—40 ребят. Нет условий для должного отдыха. Если бы здесь могли дети трудиться и отдыхать хотя бы два сезона, наиболее плодотворное их развитие происходит в деятельности интересной. Считаю недопустимым, когда часть школьников остается пассивной. А ведь встречаются и застенчивые, робкие, которые не выскажут мнение лишний раз, хотя, казалось бы, с ними легко, они не мешают. Есть и такие, которых трудно заставить выполнить какое- либо поручение, кто не чувствует ответственности. Поэтому и важно увидеть в каждом из ребят возможности для участия в общественной работе, пусть для начала дела их будут даже самые маленькие. Стремясь постоянно развивать самоуправление детей в классе, большое значение придаю взаимоотношениям в ученическом коллективе, чтобы усилия каждого были направлены на заботу о других людях, о всех, кто нуждается в помощи и поддержке. Это и помощь престарелым, инвалидам со стороны тимуровцев, теплое внимание к товарищам, участие в операции ч<Звездочка», поздравление каждого ветерана войны. Я стремлюсь влиять на ребят через коллектив, но так, чтобы не унижать достоинства подростка. При самоуправлении для воспитания каждого через коллектив есть большие возможности. Большое значение придаю изучению личности ребенка, наблюдая, индивидуально беседую с детьми и родителями, посещая ребят на дому. Благодаря -развитию самоуправления, все мальчики участвуют в жизни класса, школы. Это да еще и жить в общежитии— воспитательный эффект коллективного труда был бы большим. Думается, совместными усилиями лесхоза, райкома комсомола, райпо, сельского Совета этот вопрос можно решить. Тем более, что в таком трудовом объединении у детей воспитывается хозя й с к и й взгляд на природные богатства страны. Работа в лагере труда и отдыха повышает ответственность за их сохранность, а полученные трудовые навыки помогают в дальнейшем выборе профессии. Так, более 35 выпускников школ района работают в Дуб- ровинском лесхозе трактористами, шоферами, станочниками, рамщиками, электриками. Есть среди них и специалисты, закончившие высшие и средние специальные учебные заведения и завершившие досрочно личные задания десятой пятилетки передовики производства. В этом году коллектив лесхоза будет совершенствовать деятельность школьных лесничеств, лагеря труда и отдыха, решит вопрос о выделении Дубровинской средней школе лесохозяйственной техники. Г. ВАГИН, секретарь парторганизации Дубровинского лесхоза. завуч - хозяйственник, цветоводы, санитары, проверяющие ведение дневников, состояние учебников, командир тимуровской команды, барабанщики. Активны мальчики в спортивных мероприятиях, посещают кружки технического творчества, географический. Отношения с девочками товарищеские, в классе нет различных группировок. Мальчики часто выступают инициаторами полезных дел. Обычно считают мальчиков менее активными. Повышение их общественной активности является важной воспитательной проблемой, которая нас всегда волнует. Но если начать работу по формированию активности с первых школьных .дней, воспитать инициативность, самостоятельность, то проблема эта не будет стоять так остро. Большую помощь в этой работе оказывает связь с родительским комитетом, с пионерской дружиной, с производством. Пионервожатая школы Н. В. Сидорова умеет увлечь ребят интересной работой. Тесный контакт с различными органами школы и школьного самоуправления, общественными организациями сказывается положительно. Когда чувствуешь дружбу ребят, что им хорошо в классном коллективе, светло становится на душе и живешь надеждой на то, что твой труд не пропадет даром, вырастут из ребят хорошие люди, полезные обществу, преданные делу. М АВРАМЕНКО. Ташаринская средняя школа. ОБЕЩСТВЕННПОРУЕЧЕНИЕ Беспокойный и порой трудный народ - шестиклассники. В них кипит такая энергия, инициатива, что порой не хватает силы и времени разрешить ,все волнующие их вопросы. Работа с пионерским классом с первых дней учебного года у меня началась с составления отрядного плана, который стал плодом творчества самих детей. Был избран совет отряда — мой хороший помощник и опора. Когда распределяли обязанности, я уже знала, кому что можно поручить. В отряде все имеют хотя бы самое малое поручение: уход за цветами, проверка состояния книг, ведение дневников. Есть члены тимуровской команды, хозяйственники, редколлегия, санитары и другие. «Классный уголок» отражает работу совета отряда,'Здесь и график дежурства, который составляется старостой класса, план работы, решение совета отряда, дружины, поручения каждому пионеру по звеньям, экран успеваемости, небольшая стенгазета. Высшим органом управления считается классное собрание. Оно рассматривает вопросы жизни коллектива, пионеры отчитываются о своей работе, решаются вопросы об оценке поведения, о посещении отдельных учащихся на дому, извещении родителей об успеваемости и поведении ребят. На протяжении всего времени работы с классом я стараюсь добиваться отчетности детей перед коллективом. Председатель совета отряда ведет дневник класса. ' Староста отвечает за график и качество дежурства, работает рука об руку с председателем совета отряда. Актив класса постоянно посещает занятия секторов самоуправления в школе, заседания учкома. Это является руководством к действию по самоуправлению в - классе. Пионеры в силах подготовить художественную самодеятельность, классное собрание, провести генеральную уборку, оформить класс. Моя позиция классного руководителя — направлять инициативу детей, а не делать все за них. Стараюсь побуждать их самих находить решение стоящих перед коллективом задач. Если возникает необходимость что-то посоветовать ребятам, то предлагаю в тактичной форме активу отряда, чтобы чувствовалась его инициатива, авторитет и руководящая роль. Учитель должен использовать пусть даже самую малую возможность проявления активности и самостоятельности ученика. Сегодняшний школьник завтра станет производственником — хозяином своей страны. Это должна быть активная личность, с навыками общественника - коллективиста. Творческая активность людей — это движущая сила роста производства и производительности труда, дальнейшего развития науки и техники, материальной и духовной культуры общества. Но творческая активность не приходит сама собой. Способности развиваются только в деятельности, и сектора: -комитета комсомола, совета дружины, комиссий учкома. Продумана взаимосвязь между ними. На заседаниях комитета комсомола ребята самостоятельно обсуждают план работы, проведение того или иного мероприятия. Предлагая, члены комитета могут убедительно до. казать правильность своей точки зрения, в то же время самокритичны. На комсомольских собраниях обсуждаются общественная деятельность каждого, отношение к поручениям, мера активности, способность отстаивать свои идеалы и противостоять чуждым воззрениям. Собрание «Твое право на образование и как ты его используешь», например, прошло бурно. Комсомольцы самокритично выступали, так как в старших классах порой снижается качественная успеваемос т ь. Комиссия учкома, в которую входят завучи классов, борется за качество успеваемости, организует взаимопомощь в классах, провела смотр знаний по математике в пятом классе, готовит слет передовиков учебы. Первое полугодие 50 учеников школы закончили без троек, что составляет 34 процента качества. На олимпиадах по биологии, математике наши ребята заняли призовые места. Комитет комсомола контролирует выполнение личных комплексных планов, где запланировано выполнение основного долга — учиться, участие в различных формах общественно - политиче с к о й практики. Это и подготовка докладов, сообщений, рефератов на общественно - политические темы. В ходе недели революционной славы учащиеся представили рефераты «Основатель партии», «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»,.. Освещая явления, факты, учащиеся рассматривают их уже На основе своих идейных позиций, выражают свою точку зрения, доказательно рассуждают. Чувство ответственно с т и, коллективизма формируется и на таких мероприятиях, как всевозможные смотры, конкурсы (газет, политической песни, сочинений). С удовольствием ребята участвуют в школьных вечерах, вечерах поэзии. Анкетирование учащихся 4 й0 классов показало, что почти все они имеют общественные поручения и справляются с ними, кроме того, посещают тот или иной кружок в школе, в клубе: драматический, танцевальный, кукольный, «Умелые .руки», вязания, клуб интернациональной дружбы. Учащиеся являются на занятия кружков работать. Участники драматического кружка, например, приготовили сказку к новогоднему вечеру, приняли участие в вечере поэзии, посвященном А. Блоку. КИД собирает материал о Франции. Кружок «Умелые руки» в основном объединил мальчиков, любящих пилить, строгать. Много полезного для школы изготовлено на занятиях кружка: стенды, полочки, выполняются заказы классов. Юные мастера проявляют свою инициативу, хозяйскую заботливость, приняли участие в районной выставке прикладного искусства. Р. МАКСИМОВА, завуч Широкоярской сред. ней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2