Мошковская новь, 1981, № 008

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 17 января 1981 г., № 8 (4350) =■------ гI / АКОВЫ источники, сред- **ства формирования активной жизненной позиции подростка? Важнейшим и практически неисчерпаемым источником и средством является, несомненно, содержание основ наук, преподаваемых в школе, процесс обучения в целом. Ведь проявляясь и обнаруживая себя в практических поступках человека, активная жизненная позиция основывается на его знаниях, убеждениях. Перед учителем стоит серьезная проблема: как мобилизовать для воспитания общественной активности ребят, для выбора ими верной социальной ориентации содержание преподаваемого предмета, как должно протекать общение учителя и учащихся, осуществляться влияние личности преподавателя на воспитанника. Ос о б ую роль в формировании нравственной позиции школьников играют предметы гуманитарного, цикла. Так, во всех курсах отечественной и всеобщей истории заслуженный учитель школы РСФСР 3. Ф. Митина, отличники народного образования С. Ф. Гуреева и Н. 3. Горелова, А. В. Вова, В. В. Яд- рыщников и многие другие раскрывают значение революционной активности народных масс — главного творца истории. На их уроках перед учащимися проходит целая плеяда выдающихся политических и государственных деятелей, борцов за свободу, великих ученых. Преподаватель Сокурской средней школы Нина Антоновна Антонюк, например, умеет привить любовь к литературе всем, даже, казалось бы, вовсе равнодушным к искусству слова подросткам. Литература становится для них действительно учебником жизни. Каждая минута ее урока —минута всестороннего развития личности, обогащения ума и сердца школьников. Воспитывающий характер носят уроки Н. Ф. Казанцевой из Сокурской, А. П. Семчуковой из Стан- ционно - Ояшинской, Р. К. Максимовой из Широкоярской, Т. Л. Беловой из Мошковской, Т. П. Масловой из Ташарин- ской, И. К. Кочкиной из Кай- линской, Н. П. Гановой из Ра- дужской, Н. Л. Кондратьевой из Октябрьской, А. С. Требун- ского и Н. И. Купша из Дубровинской, В. В. Прокофьевой из Обской школ. Эти учителя умело используют в формировании активной жизненной позиции современного школьника литературу и искусство. «Цепь» методических проб-, лем, которые решает учитель гуманитарного предмета, —это формирование у учащихся знаний, взглядов, представлений о необходимости жизненной активности, об основных признаках, проявлениях такой позиции на примере исторических деятелей, героев литературных произведений, при анализе закономерностей жизни общества и т, д. Это и перевод этих знаний, взглядов, представлений в стойкие личные убеждения учащихся с помощью форм и методов обучения, широкого применения приемов развивающего обучения, что подкрепляется затем системой внеурочной деяВоспитаниюкомплексный п о д х о д ! К А Ж Д О М У - А К Т И В Н У Ю Ж Ш З Ш Е Ш Ш У Ю п о з и ц и ю тельности по предмету (поли- тико - нравственной, познавательной, эстетической, трудовой и т. д.). Это и реализация формирующейся по ходу учебно - воспитательного процесса активности школьников в их конкретных- общественно значимых действиях (в системе организуемой школьной внеклассной и внешкольной воспитательной работы). УСИЛИЯ многих преподавателей естественно - математического цикла также направлены на выработку у учащихся марксисте к о - ленинского мировоззрения, раскрытие ленинских идей, лежащих в основе научного понимания материальности мира, взаимной связи и обусловленности явлений природы, безграничности процесса познания, роли общественной практики в познании и преобразовании природы, на формирование у школьников атеистических убеждений, на расширение знаний учащихся о В. И. Ленине как выдающемся ученом в революции и революционной науке. На уроках математики, физики, биологии и других предметов опытные учителя М. И. Авраменко и Г. Р. Обгольц из Ташаринской, В. И. Павлова, Н. И. Чурина из Большевистской, Г. В. Шмидт из Широкоярской, М. А. Савельева, А. С. Чудайкина из Дубровин- ской, Н. А. Токарева из Белоярской, Г. П. Абакумова из Мошковской, Ю. И. Благинин, Г. А. Родина из Сокурской, В. Ф. Лозовиков из Станцион- но - Ояшинской, Г. И. Григо- ренко из Октябрьской, Л. С. Сазон из Кайлинской средних школ умело развивают психологическую базу активной жизненней позиции ученика. Ос о б е н н о важно воспитать у каждого школьника ответственное отношение к своему учебному труду, научить детей не только упорно, но и с увлечением работать в классе, мастерской, библиотеке, ощущать радость на пути от незнания к знанию. Решив положительно эту задачу, мы наверняка избавимся от такого факта, как преобладание посредственных оценок. С ЕЙЧАС перед средней школой стоит задача, чтобы ее питомцы за период обучения овладели глубокими знаниями основ наук, умением самостоятельно пополнять их, трудовыми навыками, более того, подошли вплотную к овладению определенной профессией и после окончания школы не «блуждали» в поисках своего призвания, а сразу же активно включились в трудовую жизнь. То, что сделано и делается, следует пока что рассматривать лишь как начало большого дела. Итоги прошлого учебного года показывают, что изза нерасторопности, недооценки трудового обучения со стороны руководителей школ, хозяйственников, нехватки квалифицированных кадров эти вопросы в Мошковской, Стан- ционно - Ояшинской, Новомош- ковской ■средних школах по существу пущены на самотек, решаются формально. Учебно- производственные бригады до настоящего времени не имеют земли, техники. При наличии инициативы и желания многое можно решить. Опыт хорошей организации трудового обучения в Октябрьской, Дубровинской, Смоленской и некоторых других школах тому пример. Однако руководители школ и хозяйств совхозов «Мошковский», '«Восход», Ояшинского ремонтно- механического завода, районного объединения «Сельхозтехники» не проявляют к этому делу живого интереса. Осуществление трудового обучения требует совместной и очень серьезной работы. Надо постоянно укреплять связь школы с совхозами, колхозами, добиваться, чтобы каждый школьник знал, какие трудовые дела решают их шефы, район, область, республика, страна в целом. Шефам тоже не следует забывать, что от того, кто занимается вопросами трудового обучения школьников, кого они выделяют в качестве наставников подросткам, зависит и качество нового пополнения совхозов, колхозов, предприятий. От этого зависит и црофориентационная работа педагогических коллективов' школ и базовых предприятий. Т РУДНО представить себе • формирование трудовой, политической активности учащихся вне занятий производительным трудом, физической культурой. Именно на уроках этих предметов учащиеся приобретают такие необходимые черты, как волю, смелость, настойчивость, собранность, желание и умение трудиться, дисциплинированность, целеустремленность. ВАЖНЕЙШИМ источником формирования жизненной позиции является внеклассная и внешкольная работа по всем направлениям коммунистического воспитания: идейно - политическому, трудовому, нравственному, физическому, эстетическому. В Новомошков- ской, Сокурской, Дубровинской, Большевистской школах сложилась система обществен но - политической практики старшеклассников. Они лекторы, политинформаторы, экскурсоводы в музеях, юнкоры, командиры разновозрастных отрядов по месту жительства, пионерские вожатые, участвуют в выборных органах пионерской и комсомольской организаций, ученического самоуправления, в художественной самодеятельности, организации культурно-массовой работы в трудовых коллективах. Как показало анкетирование ребят, все учащиеся 7—10 классов имеют поручения только в Новомошковской, Сокурской, Большевистской средних школах. В Мошковской средней школе, например, половина десятиклассников, а также значительная часть восьмиклассников, семиклассников не имеют поручений, в Станцион- но - Ояшинской средней школе — каждый пятый десятиклассник, почти половина восьмиклассников и половина семиклассников. Вряд ли можно сформировать активную жизненную позицию у школьников, не выполняющих постоянных общественных поручений. САЖНЫМ источником форu мирования активной жизненной позиции школьника является сам учитель. «Только личность,— писал К. Д. Ушинский, — может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Воспитание жизненной позиции подрастающего поколения в современных условиях невозможно без яркой жизненной позиции самого педагога, без страстной увлеченности делом воспитания, без эмоционального накала сердец. 14 А ПРОЦЕССЕ формиро- ** вания жизненных планов современных юношей и девушек большое влияние оказывает не только школа, комсомол, но и семейный микроклимат. Вот почему так важно объединение воспитательных усилий Школы, семьи и молодежной общественно - политической организации, в рядах которой старшие школьники приобретают опыт активного социального действия, формируют моральные качества строителя коммунизма. Комсомольская биография родителей школьников, вступающих сейчас в ряды ВЛКСМ, являет собой богатейший материал для идейного и нравственного воспитания детей в семье. Однако изучение этого, вопроса путем анкетирования школьников показало, что многие нынешние старшеклассники не представляют себе общественного лица своих родителей и уж тем более мало знают об их комсомольской юности, да и о трудовых успехах. А ведь доверительный рассказ отца, воспоминания матери, семейные фотографии, письма, документы, сохранившиеся .газеты тех лет — все это должно стать источником и средством формирования жизненной позиции нашего школьника. М НОГОЕ могут сделать в этом плане пионерские и комсомольские организации, их поисковые группы. В Ташаринской средней школе, к примеру, поисковые группы созданы в каждом пионерском и комсомольском классе. По направлению «В боях отстояли Отчизну свою» поисковый отряд работал под руководством учителя Ю. П. Прусакова, возглавлял отряд, ученик Витя Колобов. Ребята провели анкетирование всех участников войны, пишут летописи, составляют альбомы. Собранный материал поступает в краеведческий музей школы. Следопыты Дубровинской школы также записали воспоминания каждого ветерана Великой Отечественной войны, многие из которых передали свои личные документы военных лет в школьный музей Боевой славы. Следопыты Большевистской средней школы пополняют такими материалами Ленинскую комнату, зал трудовой славы, собирают экспонаты для краеведческого музея. Активной жизнью живут пи- й онерские организации школ, 4 где во главе пионерской работы стоят старшие пионервожатые Г. И. Требунская, Т. В. Гончаренко, Т. А. Петина, Л. И. Семенова, Н. В. Сидорова, Е. А. Головина, Т. И. Некрасова. МНОГО хороших дел на счету у школьников района. Но необходимо анализировать каждое мероприятие, насколько оно формирует активную жизненную позицию школьника, учитывая рекомендации психологов, касающиеся выяснения мотивов участия детей в том или ином воспитательном мероприятии. Показателен такой пример. Школа собрала на субботнике две тонны бумажной макулатуры — лучший результат в районе. На субботник явились почти все учащиеся школы, работали дружно, с настроени- ЛЬ ем. Когда же резко ухудши- w лась погода, пошел дождь, многие ребята не ушли с субботника: Результаты трудового дня как будто хорошие. Но такой анализ недостаточен. Педаго- • гическому коллективу было предложено изучить мотивы самоотверженного труда. На вопрос «Во имя чего ты так самоотвержено трудился на субботнике?», один подросток объяснил, что боролся за честь своего пионерского, отряда, другие, что трудились вместе со всеми. Были и такие ответы: к<...чтобы мне потом учителя «глаза не кололи», «Я случайно услышал разговор директора со старшим пионервожатым. Они говорили, что за лучший личный результат будет путевка в Артек, а за вторые места — фотоаппараты. Вот я и старалась...». Как видно, при самом большом производственном результате нравственный опыт может быть минимальным, а могут быть и нравственные потери. Этот пример показывает, что анализировать процесс и особенно результаты воспитательного мероприятия следует с позиций комплексного подхода. Только тогда можно получить объективные, достоверные истинные данные о качестве воспитательной работы в целом. П. ГОРЬКОВСКИЙ, заведующий районо. Пермская область. В колхозе «Россия» >— крупном многоотраслевом хозяйстве Западного Урала —проводится большая работа по профориентации учащихся средней школы. На снимке: инженер колхоза Ю. С. Кузнецов ведет урок машиноведения с учениками /10 класса. (Фотохроника ТАСС), СРАВНИМ ДВА МИРА Растущую тревогу американской общественности вызывает кризис национальной системы образования. . Газета «Ныо-йорк тайме» отмечает, что сейчас в стране около 7 млн. детей из малообеспеченных семей лишены возможности получить образование из-за чрезмерной дороговизны обучения и около 30 миллионов американцев «практически неграмотны». Одной из причин создавшегося положения является политика федеральных властей, проводящих курс на милитаризацию страны, использование дополнительных миллиардов долларов на гонку вооружений. На снимке: массовая демонстрация в Вашингтоне против проводимой городскими властями политики сокращения ассигнований на нужды образования. (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2