6 октября 1980 г., № 121 (4307) МОШКОВСКАЯ НОВЬ Конституцией СССР гарантировано: // Р А Н О Н А О Б Р А 3 О В А Н И Е Н А Ч И Н А Я С А З О В Восемнадцатый год работает в школе преподаватель начальных классов Станционцо- Ояшинской средней школы В. Я. Качанова. Свой первый урок Валентина Яковлевна" запомнила надолго. Это был урок чтения у второклассников. Как и все новички, она чувствовала себя тогда неуверенно, беспокоилась о том, как бы чего не забыть. С годами пришли умение и опыт. Сейчас под началом Валентины Яковлевны третий класс, 34 человека. Народ шумный, беспокойный и любознательный. В конце учебного года предстоит с ними расстаться, ребятишки будут учиться у других учителей. А Валентина Яковлевна снова будет учить первоклассников. На снимке: В. я. Качанова со своими учениками. Фото С. КАЗАКОВА. Чтобы Родина краше была (С р а й о н н о г о с л е т а т р у д о в ы х у ч е н и ч е с к и х о б ъ е д и н е н и й ) Это был праздник, хотя разговор шел о труде. Праздничным казался актовый зал Мошковской средней школы от броских стенных газет, красочно оформленных альбомов, рапортов, цветов. От жизнерадостных, отдохнувших за лето ребят, непосредственных, улыбающихся. В зале собрались лучшие из лучших — посланцы ученических производственных бригад, звеньев,, лесничеств, лагерей труда и отдыха. — Ударный финиш пятилетки эффективности и качества, успешный старт одиннадцатого пятилетия — это боевые лозунги предсъездовского социалистического соревнования, они должны стать лозунгами учебной и трудовой деятельности школьников нашего района, — обратилась к деле- -гатам в приветственном слове секретарь РК ВЛКСМ Р. И. Петрова. 7 июня на областной радиолинейке был дан старт пятой четверти года «Мой труд вливается в труд моей республики!» Свои дела в 23 учебно-производственных бригадах, звеньях, в лесничествах школьники посвятили 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина; XXVI съезду КПСС. Ребята участвовали в сенокосе, выращивали на плантациях в 178 гектаров овощи, постигали мастерство животноводов. Многое, даже механизированный труд, выполняли сами. В 12 средних школах ученики 9— 10 классов учатся водить трактор, сельскохозяйственные машины, автомобили. И в уборку урожая школьники из Шип рокого Яра, Новомошковского, Кайлов, Смоленки пришли на помощь сельчанам. Ремонтные ученические бригады Сокур- ских, Мошковскай, Татарина ской средних, Мошковской, Opj ской и других восьмилетних: школ полностью побелили и покрасили классные комнаты. В результате сэкономлено на ремонте школ свыше 5 тысяч рублей. В трудовых объединениях, отм'етила Р. И. Петрова, обще-i ственно - поле з н ы й труд школьников разумно сочетался- с разнообразной воспитательной работой: идейно - политической, культурно - массовой, спортивной, экскурсионно - туристской. Старшеклассники были агитаторами и пропагандистами. Агитбригада Таша- ринской средней школы дала семь концертов на фермах и "полях колхоза «Ленинец», лесоперевалочном комбинате. Каждое выступление — это встречи с людьми труда, ребята информировали их о ходе работ в районе, области, чествовали «тередовиков производства. Регулярно проводились политинформации, выпускались стенные газеты, устраивались интересные познавательные вечера, диспуты. Агитбригада «Прометей» Октябрьской средней школы давала концерты на полевых станах, в овощном цехе совхоза «Бар- лакский». Агитбригада Смоленской средней школы также выступала с концертной программой, подготовила вечер «Мы — животноводы». На спортивных праздниках, . посвященных Олимпиаде-80, так называемой «малой олимпиаде», состязались в ловкости ташаринские, белоярские, сокурские школьники. Свыше двух тысяч школьников района побывали в туристических походах. Школы прислали своих представителей на районный туристский слет, а команда Мошковской средней школы защищала честь района на областных соревнованиях по туризму в г. Тогу- чине. С 25 по 28 августа на районной сельскохозяйственной выставке трудовых объединений с пришкольных участков из 9 средних и 7 восьмилетних школ экспонировались злаковые, бобовые, овощные, технические культуры, многолетние травы, .выращенные ребятами, были представлены результаты многолетней опытнической работы производственных звеньев, овощеводов Сокурской, Широкоярской, Та- шаринской средних, Мошков- ской, Балтийской, Радужской восьмилетних школ. На слете на поверку встали .командиры производственных объединений. Творческие рапорты подводили итоги лета, рассказывали об отдыхе и труде. В мае Октябрьская средняя школа заключила с совхозом «Барлакский» договор. Производственная бригада обязалась засадить капустой 100 гектаров, помочь хозяйству в посадке и уборке овощных культур. Курировала работу школьников бригадир овощного цеха Ольга Васильевна Беч. Ребята 7—9 классов имеют «трудовые книжки», которые ведутся несколько лет. В них отмечается качество работы, выполнение общественных поручений. По желанию трудятся на совхозном поле и ученики 4—б классов. В бригаде самоуправление, бригадир — Лена Крае в а, комиссар — Вадим Болда- рев, избраны пол и т и н- форматор, редк о л л е г и я. Трудно назвать лучших — все старались быть первыми. Девочки из звена овощеводов садили капусту. Мальчики- девятиклассники трудились в звене поливальщиков. Третье звено приняло теплицу, где выращивало огурцы. Восьмой год работала учебно - производственная бригада юных доярок Смоленской средней школы. В -октябре 1979 года на комсомольском собрании девятиклассники приняли решение о созданий этого трудового объединения. В течение учебного года зоотехник совхоза «Смоленский» М. Ма-' сенцов раз в неделю проводил с ними занятия по основам животноводства. Потом были дни практики, когда девушки выходили на ферму, помогали наставницам. Летом они работали вместе с ними. За месяц надоили 320 центнеров молока. По 14 килограммов вдень получали от каждой буренки. Жили в интернате. Белоярские ребята вырастили 250 кроликов и сдали государству 5,3 центнера мяса. Лучшие звероводы — Лена Ташлыкова, Женя Мамонов, Володя Чернышев. В уставе Ташаринской учебно - производственной говорится: «Каждый обязан знать весь технологический процесс закладки опыта от начала -и до конца». Труд в звеньях на пришкольном учаегке требовал изучения основ агротехники, наблюдений, например, как ведут себя всходы картофеля, посаженного пророщен н ы м, непророщенным, долями, целым клубнем, какова урожайность огурцов разных сортов и т, д. Результаты наблюде-' ний записывались в дневники. Бригада выращивала корнеплоды на умревинских и са- рачевских полях колхоза «Ленинец». Собрано 37 килограммов лекарственных трав, 15— калины. Вот как отзывается бригадир Света Голенкова о минувшем лете: — Даже при выполнении самой трудной работы мы не унывали, потому что были вместе... Этот коллективный труд, соревнование, общие интересы, отдых сплотили ребят, родился новый коллектив, где критерием в оценке личности был труд, отношение к нему. Кайлинские школьники по-: пробовали себя и в животноводстве, и в полеводстве. Галя Крупно, Лена Ткаченко пасли телят. В полеводческом звене Костя Неруш, Саша Се- менцов, Алла Трапезникова, Марина Русских, Володя Лиманов, Игорь Саидов и другие ребята были заняты на прополке корнеплодов, заготовке кормов, уборке урожая. Ученическая производственная посадила, обработала и убрала картофель с 1,2 гектара. И юным лесоводам: Володе Лиманову, Валерию Рома- нашину, Ване Цаану, Васе Ручко, Володе Федорову нашлось дело в школьном лесничестве. Четыре проиеводственных звена Мошковской восьмилетней школы два месяца были объединены в лагере. «Солнышко», выращивали овощи, цветы, ухаживали за садом, пчелами. В школьных лесничествах Дубровинской, Сокурс кой, Кайлинской, Белоярской средних школ ребята отвечали за питомник, посадили 40 гектаров лесных культур. Учащиеся Обской, Красногорской восьмилетних школ охраняли лес, муравейники, ' собирали лекарственные травы. В итоге социалистические обязательства, п р и н я т ы е школьниками на лето, выполнены, заработано 19,5 тысячи- рублей. Постижение труда на селе не проходит бесследно. 30 выпускников школ, членов учебных производственных - 79 остались работать . в сельском хозяйстве. Думается, что и многим нынешним выпускникам труд в учебно - производственных поможет ответить на вопрос: «Кем быть»? Л. ГОРЕЛИКОВА. Каждому—прочные знания Нет и не. может быть детей, которые не хотели бы учиться "с самого начала учения, говорил В. А. Сухомлинский. И если появилось у подростка от- рицатедное отношение к учебе, учитель обязан выяснить причины. В первую очередь, это отсутствие веры в свои силы. Директор Широкоярской средней школы Г. В. Шмидт, н а п р и м е р , в о с п и т ы вает у педагогов ответственность за каждого школьника, чтобы были созданы условия для такой деятельности на уроке и вне урока, которая рассчитана на его силы и возможности. Учить всех ребят без двоек '— значит воспитывать их самым главным, самым эффективным средством — верой в , свои силы. Основной принцип ' — снять чувство страха с -души ребенка, вселить в него уверенность. Самый слабый ученик должен чувствовать хоть в чем-то свои успехи на каждом уроке, а это возможно лишь в атмосфере доверия между учителем и учеником. Такие заповеди в работе у учителей математики Смоленской средней школы Г. М. Рудневой, К. А. Старцевой, В. И. Семьяновой. На протяжении урех лет учителя Сокурской средней школы занимаются углубленным • изучением возрастной и педагогической психологии. Они ведут дневники наблюдений, фиксируют все. изменения .в поведении ребенка, в его отношении к учению, к общественной деятельности, к учителю, к коллективу. Учителя составляют на каждого неуспевающего ученика специальные карты пробелов, намечают планы индивидуальной работы на уроке и во время самоподготовки. При доброжелательном отношении, постоянном внимании и контроле значительная часуь неуспевающих учеников меняет свое отношение к учебе. Интересен опыт работы учителя математики Мошковской восьмилетней школы В. М. Денисенко. Она на каждом уроке обучает школьников навыкам умственного труда. Ею разработаны памятки для всех" неуспевающих и слабых учащихся: как выполнять домашнее задание, как готовиться к контрольн о й работе, как оформлять контрольную работу и т. д. Чтобы помочь учащимся в закреплении материала, она раздает им составленные по этим памяткам карточки - инструктажи. Валентина Михайловна проводит с неуспевающими специальные занятия по обучению приемам умственного труда. Их тематика разнообразна. Например, как стать внимательным на уроке, как научиться устно считать, как тренировать память и т. д. Для этих занятий учительницей разработана целая программа. Среди включенных в нее пунктов и намечаемых мер есть такие: не менее двух раз посетить семьи неуспевающих, регулярно давать отстающим ученикам индивидуальные задания и обязательно контролировать выполнение; всегда замечать и поощрять их продвижение в учебе, прилежание; помнить, что самое главное в работе с неуспевающими — научить их учиться; стремиться спросить каждого за четверть не менее 6—10 раз. С целью приобщения школьников к занятиям математикой, воспитания интереса к этому предмету учительницей проводится большая и содержательная внеклассная работа: конкурсы, математические вечера, олимпиада и т. д. Такая продуманная система дает положительные результаты; в течение трех лет В, М. Денисенко работает без второгодников. На протяжении всего урока преподаватель математи к и Кайлинской средней школы Г. С. Солдатова включает в работу отстающего ученика. Дает индивидуальные задания на карточках, организует дифференцированную работу по группам н проверяет все задания слабых учащихся. Тут же оказывает им помощь и дает консультации. Особое значение придает повторению материала, работе над ошибками, закреплению навыков, многократной тренйровке, проверке домашнего задания. Отстающий ученик поставлен в такие условия, когда он' не может не работать. Повышение качества- знаний учащихся достигается многими учителями путем совершенствования всей системы учебно - воспитательной работы по предмету. Целеустремленно формируют и совершенствуют практические навыки учащихся, добиваясь осознанного усвоения изучаемого материала на уроке, работают над обогащением словарного запаса школьников как на уроках, так и на .факультатйвных занятиях и в кружках русского языка, драматическом, литературном учителя Н. А. Антонюк из Сокурской средней школы, Л. В. Колесник, Т. Л. Белова из Мошковской, А. А. Портнова из Новомошковской, А. П. Семчукова из Станцион- но - Ояшинской, Р. К. Максимова из Широкоярской,' Г. Г. Жарикова из Белоярской, А. С. Требунский из Дубровинской, А. И. Аверина из Большевистской средних школ. Многие учителя умело осуществляют связь обучения с жизнью, уделяют большое внимание формированию практических умений и навыков. Коллективы учителей. Ташаринской, Сокурской, Смоленской, Октябрьской, Большевистской, Дубровинской средних школ добиваются, чтобы учащиеся понимали роль и место изуча- е,мого_ на уроке материала в общей системе знаний, рас-« крывают их практическое значение. А. ЦЕПАЕВА, инспектор районо.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2