Мошковская новь, 1980, № 094

МОШКОВСКАЯ НОВЬ августа 1980 г., №94 (4280) По-ленински жить, работать, учиться «...художественное слово, переливы красок, выразительность камня, гармония звуков вдохновляют современников и передают потомкам память сердца и души о нашем поколении, о нашем времени, его треволнениях и свершениях...» Л. И. БРЕЖНЕВ. Т РУ Д -Ш КО ЛА ЖИЗНИ I От поколения к поколению передается пафос созидательного труда новой жизни. И в нынешних песенных ритмах, и в славных трудовых свершениях советского юношества живы мелодии песен тревожной молодости времен гражданской войны, революционный дух новых коммунистических субботников и первых пятилеток, героика огненных лет Великой Отечественной войны и ударных фронтовых бригад, энтузиазм послевоенных восстановительных работ и штурма целины. Сегодня, как и в годы первых пятилеток, сталь характеров подрастающих поколений закаливается в буднях великих строек. Сегодня сельскому , хозяйству нужны не просто рабочие руки, а специалисты высокой квалификации, владеющие современной техникой, подлинные мастера своего дела, говорил Л. И. Брежнев. Работники Октябрь с к и х сельских Дома культуры и библиотеки совместно с пар- ' "шой организацией совхоза дрлакский» и школой ведут работу по трудовому воспитанию подрастающего поколения. В Доме культуры действуют два детских клуба. Дети знакомятся с профессиями, нужными сельскому хозяйству, во время экскурсий на производственные участки совхоза: в овощеводческий, животноводческий, строительный цеха, и в беседах, при встречах с передовиками производства. У ребят складывается яркое представление о сельскохозяйственном производстве. В библиотеке проводятся беседы по книгам Мар- куша «Кто ты?», «Ваше величество», Шуршакова «Зерно упало в землю», Мусатова «Вот какой каравай!», дающим сведения о работе механизаторов, животноводов. Пионеры шефствуют над животноводческим комплексом. Вот уже более пяти лет они приходят к животноводам дважды в месяц с концертами, литературными монтажами, чтением книг. Рассказывают им о своих успехах в учебе, передовые доярки- в свою очередь делятся впечатлениями о своей профессии. В красных уголках фермы были поставлены литературные монтажи «Зоя Космодемьянская», «Образ женщины в советской поэзии», состоялись громкие читки по книге Воротникова «Записки адъютанта». Ребята помогают нам в оформлении красных уголков, сами выпуск а ю т «молнии». С целью профессиональной ориентации в Доме культуры для ребят среднего возраста организован детский кинотеатр '«Чебурашка», которым руководит киномеханик Л. М. Шустова. Ростки коммунистического отношения к труду проявляются в творческом почине. Внедрение' элементов творчества в деятельность каждого человека делает его жизнь богатой и содержательной. Вот почему библиотека и Дом культуры стремятся самыми разнообразными средствами пропагандировать труд творческий, поощряют передовиков производства, широко распространяя их начинания путем бесед, встреч с ними. Выступая на III съезде комсомола, В. И. Ленин призывал молодежь в любой деревне, в любом городе каждый день решать практически ту или иную задачу общего труда, пусть самую маленькую, пусть самую простую. Эти ленинские слова актуальны и в наше время. Привить любовь к сельским профессиям, показать героику труда хлебороба, животновода — предмет особой заботы культпросветработников. Практика создала много интересных и эффективных форм воспитания учащихся в труде. Школой жизни стали ученические производственные бригады. Руководство школы, специалисты сельского хозяйства, совет бригады составляют учебно - производственный план, который Предусматривает идейно - воспитательную работу, встречи с передовиками, рационализаторство, производственные задания. Библиотека на основе этого плана организует пропаганду книги, знакомит членов бригады с решениями съездов нашей партии и Пленумов. Предлагаются книги о биографиях строек десятой пятилетки, наших современниках: «Герои пятилетки», «В свои 18 лет» (о подвиге А. Мерз- лова), художественные книги о юных механизаторах: Васильева «Первая весна», Лебедева «Высокое поле» и т. д. Жизнь на каждом шагу сталкивает ребят с экономическими понятиями — они получают производственные задания в бригаде. Бригадиры помогают ребятам вести учет затрат, определять себестоимость продукции, доход, рентабельность путем специальных бесед по экономике: «Что такое экономика?», к<Планирование народного хозяйства»... Библиотекарь помогает подобрать специальную . литературуВ библиотеке оформлен уголок профориентации «Кем быть?» с разделами: «Куда пойти учиться?», 1 «Ищи свою профессию», «Твой труд — Родине». При изучении читательских интересов была составлена картотека: «Мир труда широк и светел». Ребята в любое время могут познакомиться с той или иной профессией, взяв книгу с выставки, прослушав обзо.р. Для них раз в квартал организуются встречи с рабочими и служащими разных профессий: врачами, зоотехниками, студентами. Ребята постоянно участвуют в проведении массовых мероприятий перед тружениками села, в вечерах чествования передовиков, праздниках плодородия и первой борозды, проводят беседы, интересуются ходом полевых и уборочных работ, оказывают посильную помощь в выполнении планов хозяйства. Труженики села, как и все советские люди, с воодушевлением встретили/ постановление июньского Пленума ЦК КПСС о созыве очередного XXVI съезда партии. Знакомя с этими важнейшими документами тружеников хозяйства, в том числе и молодежь, мы, работники культуры совхоза «Барлакский», делаем все от нас зависящее для выполнения планов завершающего года десятой пятилетки. Л. ГЕРАЩЕНКО, заведующая Октябрьской сельской библиотекой. В постановлении секретари, ата ВЦСПС, бюро ЦК ВЛКСМ и Министерства культу р ы РСФСР о мерах улучшения пропаганды книги среди юношества определены конкретные задачи библиотек. Главное внимание сосредоточено на полном и активном использовании книжного фонда в коммунистическом воспитании юношества, в улучшении биб- лиотечно - библиографического обслуживания. В 19 библиотеках района с книжным фондом 236 600 тысяч экземпляров большое число молодых читателей. Пропагандируя литературу, библиотекари привлекают юношей и девушек к целенаправленному чтению, особенно по систематическому, плановому изучению ленинского наследия. Среди многочисленных форм пропаганды произведе- . ний В. И. Ленина и литературы о его жизни и деятельности особо следует отметить ленинские уроки. Тематика их разнообразна. В центральной районной библиотеке прошли уроки «Ленин и книга», в Со- курской сельской— «Дело Ленина живет и побеждает», Ояшинской сельской — «Музыка в жизни Ленина».- В библиотеках накоплен опыт помощи политическому просвещению молодежи. Мош- ковские библиотекари проводят ленинские уроки с членами кружков комсомольского политического просвещения. Участники Ленинского зачета могут получить информацию о самостоятельной работе с книгой и взять необходимую литературу. Одним из ведущих направлений совместной деятельности библиотек и комсомола является нравственное воспитание, пропаганда. правовых знаний. Учитывая сложность проблем морально-нравственного и правового воспитания, Разнообразие форм библиотеки используют самые разнообразные средст в а и формы воспитательной работы пропаганды книги: в Октябрьской сельской это вечер вручения паспортов «Я — гражданин СССР», в Ноео- мошковской — конференц и я по повести В. Быкова «Пойти и не вернуться», в Мошков- ской центральной — устный журнал «Закон обо мне и я о законе». Значительно повысилась роль книги и библиотеки и в трудовом воспитании молодежи. Разрабатывают с я и оформляются рекомендательные списки литературы и планы чтения: в Дубровинской сельской — «Профессии, которые мы выбираем», Мош- ковской детской — «По дорогам профессии». В библиотеках оформлены «Уголки профориентации», в которых постоянно действуют несколько книжных выставок, «Календари профессий», в которые входит цикл выставок, приуроченных к знаменательным датам народного хозяйства. Книги, статьи из газет и журналов, фотоснимки рассказывают о предприятиях, перспективах развития отрасли, людях труда. В практику работы библиотек района вошли вечера трудовой славы, встреч поколений. Тематический вечер «Поговорим о профессиях» провела Дубро в и н с к а я , «Праздник первой борозды» — Ташаринская, вечер встречи передовиков производства с молодежью — Новомошков- ская сельские библиотеки. А. МУЗЫКО, . заведующая методическим отделом центральной районной библиотеки. * * * На снимке: библиотекарь отдела обслуживания Мошков- ской центральной районной библиотеки О. А. Зубова проводит беседу о прочитанных книгах. Воспитывая в ребятах чувство патриотизма и интернационализма, наша библиотека использует различные формы работы: книжные выставки, групповые и индивидуальные планы чтения, беседы и обзоры как у книжных выставок, так и на тематических читательских конференциях, уроки мужества. Мы оформляем тематические картотеки и альбомы, библиотечные плакаты, стенды. Второй год в рабочем дневнике библиотеки в отдельной графе ведется учет выданной литературы о Великой Отечественной войне. В год 35-ле- тия Победы над фашистской Германией военно - патриотическое воспитание стало одним из основных направлений в работе. Книжные выставки оформляются для раз- « личных возрастных групп читателей: «Подвиг народа бессмертен» (для учеников 6—8 классов), «Строки, опаленные войной» — о поэтах, погибших в годы Великой ОтечестВоспитывать на подвиге венной войны, «Имена на поверке», «Пятиконечная звезда и красный галстук рядом» (для учеников 4—5 классов о пионерах - героях), для самых юных читателей (учеников 1—3 классов, дошкольников) оформлена книжная полка «О подвигах». Книжная выставка тогда эффективна, когда ее материалы используются в обзорах литературы, беседах. Так, ряд бесед был посвящен героям-мо- лодогвардейцам, советскому разведчику Р. Зорге. Проведена беседа - экскурсия по книге «Памятники и монументы -Новосибирской области».В беседе о поэте М. Джалиле были использованы грамзаписи с его стихотворениями. Для различных возрастных групп юных читателей оформлены планы чтения: «О тех, кто' отдал жизнь борьбе, чтоб хорошо жилось и мне», «Подвигу жить вечно», «Учись у них мужеству». Мы используем такие формы наглядной агитации,' как стенды «В боях отстояли Отчизну свою»,- библиотечные плакаты >«И музы не молчали», в которых три раздела: «Стихи за колючей проволокой», «Поэзия огненных лет», «И помнит мир спасенный». Оформлены альбомы с разработками тематических литературных вечеров. Библиотека принимает участие в конкурсе чтецов «Подвигу жить». Мы подбираем стихи, знакомим ребят с творчеством поэтов. Читательские конференции по книгам Фадеева «Молодая гвардия», Рыбакова «Неизвестный солдат», поэтический час о творчестве О. Бергольц также направлены на воспитание у наших юных читателей чувства патриотизма. В. ЛОГИНОВА, заведующая ' Ояшинской детской библиотекой. При нимают э с т афе т у с т а рши х В ознаменование ленинского юбилейного года и 35-ле- тия Победы советского народа в Великой Отечественной войне идет Всесоюзная читательская конференция «По- ленински жить, работать, учиться». Юные ленинцы принимают эста'фету старшего поколения, приумножают славные боевые и трудовые традиции, каждым прожитым днем, своими делами на благо Родины оправдывают высокое доверие партии, ленинского комсомола, всего советского народа. Ребята 7—10 классов Та- шаринской средней школы на тематический вечер «Нас погибшие учат герои» пригласили ветеранов Великой Отечественной войны. Прозвучало приветствие пионеров, гостям вручили памятные подарки, сделанные руками ребят из школьного кружка «Умелые руки». Глубокий -сле'д в сердцах ребят оставила: читательская конференция I по повести В.. Быкова «Дожить до рассвета». В день славного юбилея В. И. ЛенцДа в празднично оформленном Ленинском зале Ташарицской средней школы состойся поэтический вечер «Начинаю про Ленина рассказ», представляющий собой композицию поэмы В. Маяковского «В. И. Ленин». С большим опасением и тревогой взялись мы за подготовку этого вечера: надо было донести пламенные слова поэта о вожде до слушателей, показать роль Владимира Ильича в подготовке и проведении революции, горечь утраты и уверенность в торжестве идей ленинизма. Работали с каждым чтецом, чтобы текст поэмы звучал убедительно, грамотно. На вечере были использованы слайды о В. И. Ленине, продемонстрирован самодеятельный фильм о ленинском субботнике, проходившем в Ташаре. Время, потраченное на подготовку этого вечера, не пропало даром. Слушатели с чувством глубокой признательности, удовлетворения и благодарности уходили из зала. Л. ЕРМОШКИНА, библиотекарь Ташаринской детской библиотеки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2