Мошковская новь, 1980, № 082

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 8 июля 1980 г.,. № 8 2 (4268Ь 8 июля 1980 г., № 82 (4268)ё МОШКОВСКАЯ НОВЬ ПОВЫШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КУЛЬТУРНОГО «...обеспечить высокий научный уровень пропаганды и агитации. Ярко показывать величие коммунистических идеалов, всепобеждающую силу марксизма - ленинизма, плодотворную неутомимую деятельность КПСС по укреплению могущества Советской Родины и росту благосостояния народа, исторические преимущества социализма, его подлинный демократизм и гуманизм. Убедительно, на конкретных фактах раскрывать сущность советского образа жизни, достижения развитого социалистического общества, пути его постепенного перерастания в коммунистическое». (Из Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы»). Работники Кайлинского и Обского клубных объединений, Белоярского, Октябрьского Домов культуры, Елты- шевского сельского клуба, Та- шаринской, Новомошковской, Октябрьской, Смоленской, Со- курской библиотек в помощь сельскохозяйственному производству ведут пропаганду решений партии и правительства, оформляют наглядную агитацию в красных уголках. Домах животноводов, полевых вагончиках. Массовая работа способствует культурному отдыху тружеников, мобилизует их на выполнение государственных заданий. Организация социалистического соревнования и его гласность, пропаганда передового сельскохозяйственного опыта не сходит с повестки дня. В период весеннего сева работал агитпоезд и 12 агит- художественных бригад. Агитбригада районного Дома культуры (руководитель В. Коли т е вокально - инструментальные ансамбли: Мошковского, Сокурского Домов культуры, ученические, учительские, а также коллективы сельской художественной самодеятельности, лучших художников, мастеров прикладного искусства. В 1979— 1980 годах на областном смотре агитхудожественных бригад белоярцы: агитбригада и хор— получили диплом первой степени, агитбригада районного Дома культуры — второй степени. Награжден дипломом первой степени инструментальный ансамбль районного Дома культуры. Ташаринско- му хору присвоено звание лауреата. Идет подготовка ко второму Всесоюзному фестивалю самодеятельного творчества трудящихся. Однако Дома культуры: Уч-Балтинский, Балтийский, совхозов «Большевик», «Мош- ковский», «Нефтяник» слабо работают с художественными В ТВОРЧЕСКОМ ПОИСКЕ ганов) дала 25 концертов. Мобилизующими были выступления агитбригад Октябрьского, Белоярского, Смоленского, Балтийского Домов культуры (руководители В. Григорчак, В. Новосельцева и В. Ревя- кин, Б. Токарев, Л. Шипицы- на). Проведены праздники сева, дни культуры на фермах, читательские конференции... Умение связать работу Дома культуры, клуба, библиотеки, кино с повседневной практикой производственного коллектива является показателем эффективной деятельности учреждений культуры. Опыт лучших должен быть достоянием каждого. Работники Дубровин с к о- го, Уч - Балтийского, Са- рапульского Домов культуры, Барлакск о г о , Мот- ковского, Орского, Емель- яновокого сельских клубов, Балтийской, Уч-Балтинокой, Томиловской библиотек не утруждают себя поисками интересных форм работы. Уже давно практикуются клубные объединения по интересам. На . каждом занятии районной школы передового опыта речь идет о создании таких объединений, клубов по интересам. В названных же учреждениях культуры придерживаются работы i«no старинке». Объединить людей по интересам, организовать филиалы университета культуры, здо-‘ ровья, правовых, эстетических знаний для детей, подростков, взрослого населения, развивать самодеятельное художественное творчество трудящихся — важная задача центров культуры на селе. Большие творческие коллективы созданы в Кайлинском клубном объединении, Белоярском, Октябрьском, Ташарин- ском, районном Домах культуры. Смотры назвали лучколлективами, не участвуют в районных смотрах. Способствует улучшению культурного J обслуживая й я трудящихся составление комплексных планов и совместная работа клубов, библиотек, киноустановок, комсомольских организаций. У нас есть примеры такого содружества в Кайлинском, Белоярском, Октябрьском, Смоленском Домах культуры и библиотеках, что позволяет правильно планировать, применять интересные формы клубной и библиотечной работы. В докладе на XXV съезде КПСС Л. И. Брежнев оказал, что ничто так не возвышает, личность, как активная жизненная позиция, .сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становятся повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию — задача нравственного воспитания, которая решается у нас на вечерах, устных журналах, диспутах на темы: «Верные подвигам отцов», «Традиции и моральный кодекс молодежи», «Вечен факел революции», «Человек и закон», «Человек, мора л ь, право», когда основная цель — рассказ о трудовых достижениях коллективов, борьба за качество, борьба за человека. Воспитательное значение имеет связь с творческой интеллигенцией. Так, на занятиях университета культуры за три года побывало более 30 писателей и поэтов. Они же встретились с сельчанами в хозяйствах района, на предприятиях, в школах, особенно в дни науки и дни культуры. Иногда молодежь какого- нибудь села пишет в газету, что в клубе, библиотеке скучно, неинтересно. Напрашивается вопрос, а кто же должен Понять современность, активно участвовать в жизни общества невозможно без живой повседневной работы. Дом культуры с. Октябрьского устраивает общественно. - политические чтения, встречи слушателей с идеологическими работниками, циклы лекций, бесед на темы: «Наша Конституция самая демократическая в мире», «Экономическая политика КПСС в свете постановлений партии о дальнейшем совершенствовании и планировании хозяйственного мехаПРОПАГАНДИРУЕМ НОВОЕ. ПЕРЕДОВОЕ низма», '«Во имя мира на ' земле», «Таким он был, наш Ильич», «Ленин — вождь Октября». В период активной подготовки к XXVI съезду КПСС мы объективно оцениваем как достигнутое, так и недостатки, нерешенные проблемы, определяем пути дальнейшего развития клубной работы. Это отразилось в программе агитбригады «Непоседы», которая 12 раз за период весеннего сева выезжала на полевые станы совхоза «Барлакский», дала пять концертов животноводам. В программе действенно, боевито пропагандируется все новое, передовое, критикуются прогульщики, пьяницы. О недостатках, слабых участках производства говорится в сатирических частушках, стихах, «молниях»... В. ГРИГОРЧАК, директор Октябрьско г о сельского Дома культуры. I * организовать работу? Разве только один заведующий клубом, директор Дома культуры? Хозяевами в клубе, библиотеке совместно с работниками учреждений культуры является молодежь. Подумайте вместе, как лучше организовать культурный отд ы х, провести то или иное мероприятие, и тогда не будет скучно. ■ , , В районе начато создание единых культурно - массовых центров или центров идеологической работы. Первый такой центр возник на базе Октябрьского Дома культуры под руководством парткома совхоза. Он позволит улучшить идеологическую работу среди сельчан, заставит многие службы «повернуться лицом» к нашей главной задаче — коммунистическому воспитанию человека, мобилизации тружеников на выполнен ние и перевыполнение государственных заданий. Повышает уровень работы учреждений культуры и улучшение методического руководства ими. Районному Дому культуры и центральной районной библиотеке нужно пропагандировать единое планирование клубной, библиотечной работы, комсомола, кино- установки на территории хозяйства, так как комплексное применение всех средств духовного воздействия на человека и сочетание идейно-воспитательной работы на производстве, в учреждениях культуры, по месту жительства — это практическая реализация указаний Центрального Комитета нашей партии. Клубная и библиотечная профессии необходимы людям. От уровня политической зрелости культпросветработников, их профессионального мастерства и отношения к делу во многом зависит, сумеют ли они повысить роль учреждений культуры в общественно - политической жизни и организации досуга сельчан. Там, где деятельность сельских учреждений культуры не отвечает современным требованиям идейно - воспитательной работы, возросшим культурным запросам тружеников села, где не уделяется должного внимания материальной ' базе, где нет музыкальных инструментов, современных технических средств, недостаточно привлекается общественность и молодежь, там не может быть настоящей воспитательной работы. В целях дальнейшего улучшения культурного обслуживания сельского населения, усиления идеологической, по- литико - воспитательной работы необходимо укрепить материально - техниче с к у ю базу Домов культуры и библиотек, более широко использовать возможности очага культуры в мобилизации тружеников села на выполнение планов экономического и социального развития, в организации культурного отдыха населения, развертыва н и и социалистического с о р е в- нования, пропаганде передового опыта и агротехнических знаний. Г. ТУРКОВА, заведующая отделом культуры райисполкома. Одной из главных задач воспитания является пропаганда передового опыта, научно - технических и экономических знаний, освещение итогов социалистического соревнования. В красных уголках на фермах, центральной конторе, Доме культуры нашего совхоза оформлены условия социалистического соревнования, обязательства района и коллектива совхоза, задания и показатели их выполнения, распорядок дня. В Доме культуры ведем стенд «Трудовые будни совхоза «Смоленский» из пяти разделов: «Виды производимой продукции в десятой пятилетке», «Трудовыерекорды: на весенне-полевых работах, на заготовке кормов, на уборке урожая», «Пьедестал почета», «Планы и дела жи- вотноводцв», «Социалистические обязательства района и совхоза». Накануне сева провели тематический вечер, устный журнал «Химия на службе сельского хозяйства». На вечер наставников пригласили» кавалера ордена4Ленина М. Т. Яцученко. Дни культуры на ферме проходили под девизом «Ленину верны, партии верны». Приведены беседы «Победный марш пятилеток», «Трудом крепим могущество Отчизны», Для выпускников подготовили вечера по профориентации: «Дороги, которые мы выбираем», «Ими гордится село», «Встреча выпускников разных лет». Клуб и библиотека помогают внедрению научной организации труда, гласности социалистического соревнования. ский вечер «Трудом . красив и славен человек», киносеансы. Демонстрировали научно - популярные кинофильмы и в красных уголках для животноводов, и для механизаторов. За весенне - посевную кампанию агитбригада выступила с семью концертами. В программу входило чествование передовиков, которым посвящали номера художественной самодеятельности. Решением рабочего комитета, дирекции совхоза агитбригада награждена Почетной грамотой. Передовой опыт пропагандировался в обзорах: «Передовому опыту — дорогу в поле», «Твои помощники», «Новую технику — на поля совхоза»; беседах «Удобрение и урожай», «Экономить в большом и малом», «Ленин о коммунистическом отношении к труду». Итоги сева были подведены на театрализованном «Празднике русской березки». Б. ТОКАРЕВ, директор Смоленского сельского Дома культуры. На сниЧике: Б. Токарев. ДЕЛА КОЛХОЗНЫЕ Вечер «Люди и звезды» был посвящен встрече с Героем Социалистического Труда Ириной Федоровной Ивановой. Воспитательное значение имеют вечера чествования передовиков, встречи с ветеранами труда, участниками Великой Отечественной войны. На-чествовании животноводов, победителей социалистического соревнования мы рассказали о доярке ударнике коммунистического труда В. А. Санниковой, которая стала победителем в районном соревновании, надоив по 3824 килограмма молока на корову, о доярках - трехтыся ч н и ц а х Р. И. Алабугиной, Ф. Ф. Ку Карцевой, Г. Хасаншиной и других. В настоящее время Вера Алексеевна получает от коровы по 18,7 килограмма молока. В честь ее поднят Флаг трудовой славы, а коллектив второй фермы 23 июня рао) С Соревнованию — гласность Весной работа Дома культуры в основном сосредоточена на полевых станах и красных уголках, в которых выпускались календари трудовой славы, стенды «Сегодня впереди», «Боевые листки», «молнии», ежедневно подводились итоги работы. По пятидневкам победителям соревнования вручались переходящий вымпел, красные флажки, в их честь поднимался Флаг трудовой славы, им посвящались радиогазета, тематикеОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ШКОЛА ТРУДОВОЙ ЗАКАЛКИ Мы считаем, что соревнование есть лучшая массовая школа трудовой закалки. В нашем коллективе соревнованием охвачено большинство тружеников. Вдохновляющей и воспитательной си- • лой является личный пример передовиков, производства. Они проявляют в работе подлинную самоотверженность. Так, рабочая норковой фермы Е. С. Гришунина уже выполнила свой пятилетний план по деловому выходу молодняка норки на 106,5 процента и заняла первое место среди нор- ководов. Среди рабочих лисо- фермы первое место у старейшей работницы Л. В. Фоти- ной, выполнившей личную пятилетку по деловому выходу молодняка лисиц на 114,3 процента. Закончили свои пятилетние задания трактористы братья Ю. и Ф. Евстифе- евы, В. А. Бреннер и многие другие. Культурные учрежден и я: клуб, библиотека, киноустановка—оказывают помощь партийной и профсоюзной организациям в воспитании людей. В 1977 году приняла Белоярский Дом культуры В. В. Новосельцева, и роль Дома культуры на селе значительно Повысилась. Много работает художественный руководитель В. Ревякин. Только в первом полугодии поставлено восемь концертов в Доме культуры, пять — в селах Дубро- вино, Обском, Локтях, а также для работников Ояшинско- го ремонтно - механического завода. Коллектив художественной самодеятельности, занял третье место в районном смотре, участвовал в областном, является дипломантом. Вечера в Доме культуры *— это. проводы на заслуженный отдых и посвящение в рабочие, проводы в ряды Советской Армии, встречи с профессиональными артистами, поэтами, чествование передовиков производства. По традиции во второе воскресенье июля подводятся итоги социалистического соревнования за полугодие как среди цехов, так и среди отдельных рабочих. Немалую роль в воспитательной работе играет библиотека, которая обеспечивает специалистов, механизаторов, звероводов оперативной информацией о достижениях пе редовиков производства, науки и техники. Особенно большую помощь библиотека оказывает слушателям и пропагандистам школ коммунистического труда (заведующая библиотекой Г. П. Норкина). . Киноустановка нашего Дома культуры в социалистическом соревновании работников киносети области заняла первое место. Ежегодно перевыполняется план по сбору средств от кино, пятилетка выполнена в августе 1979 года. На киноустановке работают мать с сыном Л. В. и М. В. Борзенковы. Для рабочих, занятых в звероводстве, у нас имеются красные уголки, где проходят лекции, беседы, собрания. Они оформлены наглядной агитацией, имеются телевизоры, .проигрыватели. Работники культуры нашего совхоза шефствуют над ними. Они живут в постоянном поиске нового, и передового. В. ПРЯМОНОСОВ, председатель рабочего комитета совхоза «Белоярский». И З О Б Р А Щ Е Н И Я УЧАСТНИКОВ III РАЙОННОГО СЛЕТА К РАБОТНИКАМ КУЛЬТУРЫ И КИНО Г Ни одного равнодушного рядом Совсем недавно в наш Дом культуры щли неохотно. Изредка комсомольцы устраивали вечера, которые, конечно же, не решали во многом задач воспитания. -С приходом в Дом культуры супругов Волошиных все изменилось к лучшему. Прошло всего четыре месяца, однако у нас уже действуют шесть кружков: танцевальный, драматический, театр чтеца, хоровой, вокальная группа, играет вокально - инструментальный ансамбль под руководством Н. Волошина. После первого же концерта потянулись сельчане к своему центру культуры. Сейчас только в хоре 25 человек. * Каждые новый вечер, встреча, устный журнал, «Огонек» не обходятся без участия комсомольцев и молодежи. К 8 Марта женский клуб провел «Огонек». Выпускники Широ- коярской средней школы вели разговор о профессиях на вечере «Дороги, которые мы выбираем». Театр чтеца высту- • пил с программой, посвященной 35-летию Победы в Великой Отечественной. Не остались в стороне комсомольцы: помогли в организации выставок прикладного искусства, стенных газет, следят, чтобы в Доме культуры не было нарушений общественного порядка, регулярно дежурят на вечерах и во время киносеансов, решили организовать КОМСОМОЛЬСК и й субботник по уборке территории и оформлению Дома культуры. Однако и комсомольцев, и ...Мы, участники районного слета, призываем работников культурно - просветительных учреждений направить все свои силы, знания и энергию на дальнейшее развитие со ­ циалистической культуры, всестороннее удовлетворение д у ­ ховных запросов сельских тружеников, на достойную встречу XXVI съезда КПСС. Необходимо настойчиво осуществлять комплексный подход к делу коммунистического воспитания трудящихся, вести широкую пропаган д у внутренней и внешней политики партии, способствовать формированию марксистско - л е ­ нинского мировоззрения, коммунистической нравственности, активной жизненной позиции, усилить борьбу с буржуазной идеологией, негативными явлениями, мешающими нашему движению вперед. Работники клубов и Домов культуры, библиотек и кино призваны постоянно и целеустремленно помогать партийным организациям в утверждении социалистического образа жизни, воспитании чувств советского патриотизма й пролетарского интернационализма, максимально использовать в этих целях замечательные революционные, боевые и трудовые традиции Коммунистической партии и советского народа. Деятельность учреждений культуры должна быть тесно связана с задачами трудовых коллективов и направлена на развитие социалистического соревнования, мобилизацию трудящихся на успешное выполнение производственных планов и обязательств. Необходимо всеми средствами вести активную пропаганду до ­ стижений науки, техники и передового опыта, агротехнических знаний, воспитывать коммунистическое отношение к труду. Нет задачи благороднее, чем достойно прославлять труд земледельца, животновода, механизатора, строителя, оказывать повседневную поддержйу каждому ценному начинанию. Коллективы учреждений культуры призваны стать ум е ­ лыми организаторами досуга, рационального использования свободного времени трудящихся. Важно усилить работу по эстетическому воспитанию населения, добиваться, чтобы лучшие произведения литературы и искусства стали достоянием каждого человека и содействовали формированию его высоких художественных вкусов, чтобы рожденные со ­ ветским общественным строем новые обряды и традиции прочно вошли в современный быт. В коммунистическом воспитании трудящихся неоценима роль самодеятельного худо ­ жественного творчества, социальная активность наших людей, их стремление непосредственно участвовать в созда ­ нии культурных ценностей. Массовое участие трудящихся в самодеятельном художественном творчестве требует повседневного внимания работников культуры и кино, ПО ­ СТОЯННОЙ заботы о повышении идейно - художественного уровня, исполнительного мастерства самодеятельных коллективов. Мы обращаемся к комсомольским комитетам — совместно с культпросветучреж дениями улучшить организацию досуга молодежи, значительно усилить воспитание д е ­ тей и подростков, организовать для них еще более широкую сеть кружков и любительских объединений на базе клубов, библиотек. Работники культуры и кино! Широко развернем Всесоюзное социалистическое со ­ ревнование за повышение качества и эффективность работы культурно - просветительных учреждений! работников Дома культуры беспокоит, что до сих пор не проведен текущий ремонт, е зимы не работает отопление, нет надлежащей мебели. Мы не можем- купить органолу, хорошие гитары, микрофоны^ хотя ансамбль уже создан. Клубам по интересам при Доме культуры (молодежный «Прометей», женский «Василиса», клуб для родителей «Наши дети») негде проводить занятия.- Ни столов, ни стульев. Правда, заказаны костюмы для хора, танцевальной группы, вокально-инструментального ансамбля, выписан реквизит для народного театра. И настрой у молодежи хороший — активно участвовать в художественной самодеятельности, клубах по интересам, редколлегии Дома культуры. Е. ТАРАСОВА, секретарь комитета комсомола совхоза «Ояшин* ский». На снимке: Наталья и Николай Волошины. По-ленински жить, работать, учиться Ташаринская детская библиотека всю свою работу в ленинском юбилейном году подчинила главной теме года «Жизнь Ленина — великий пример» и проводит ее совместно с библиотекой и пионерской организацией школы, работниками Дома культуры «Обь» и ташаринским обществом книголюбов. Учащиеся 4—5 классов участвовали в читательской конференции: «Страницы великой жизни» — по книге М. Прилежаевой «Жизнь Ленина»; использовались диафильмы, стихи и песни, грамзаписи, ребята рассказывали о жизни В. И. Ленина, зачитывали наизусть понравившиеся отрывки. Для учащихся 7—8 классов прошел библиотечный урок «Ленин и книга», ленинский час «Музыка в жизни Ленина». Литературным клубом «Парус» проведена читательская конференция «Гений Н А Ш И Д Е Л А портовал о досрочном выполнении полугодового плана продажи молока государству. В его честь также поднят Флаг трудовой славы, выпущены «молнии», «Боевой листок»... Наглядная агитация — одно из важнейших средств коммунистического воспитания. Работники Дома культуры, библиотеки оформляют красные уголки, полевые станы, ремонтную мастерскую, контору первой бригады. Наглядно пропагандируют опыт передовиков в стендах .«Опыт лучших — всем!», «Лучшее примени у себя», где передовые животноводы делятся опытом. Регулярно проводим дни культуры на фермах, устные журналы. Стали традицией проводы .парней в Советскую Армию и встречи их после службы. Немалую роль в коммунистическом воспитании играет организация культурного отдыха населения. Для детей и подростков организован клуб по- интересам «Подросток и закон». Всех «трудных» подростков стараемся привлечь в этот клуб, в детскую агитбригаду, которая выступает на весеннем севе, сеноуборке и хлебоуборке перед механизаторами, а также и перед животноводами. Л. ШИПИЦЫНА, директор Балтинско г о сельского Дома культуры. века», где прозвучали произведения советской ленинианы, авторами которых явились М. Прилежаева, А. Рутько, 3. Воскресенская, А. Кононов, воспоминания современников, посвященные В. И: Ленину, показан образ вождя в творчестве художника Н. Жукова. Торжественно прошел в Таша- ринской средней школе тематический вечер «Ленин и Сибирь», в основу которого была положена первая и вторая части романа - трилогии -сибирского писателя Афанасия Коптелова «Большой зачин», «Возгорится пламя». На вечере присутствовали не только ребята 8-х классов, но и их родители. Горячо и страстно в зале звейели детские голоса, революционные гимны. В целях дальнейшего .повышения роли книги в жизни пионеров И ШКОЛЬНИКОВ в связи с областным смотром-конкурсом «Без книги нет знаний» ребята 6 —8 классов писали конкурсное сочинение на тему: «Какую книгу я подарил бы В. И. Ленину?», лучшие из них представлены в отдельном альбоме. Ребята младшего школьного возраста стали участниками литературно -. музыкальн о й композиции: «Октябрятам — о Ленине», литературного утренника «В Шуше, у подножия Саян», для них проведен ленинский чае-«Ленин в Р а з ­ ливе». В библиотеке организованы книжные иллюстрированные выставки, посвященные Лени- ниане. В*ознаменование ленинского юбилейного года и 35-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне идет Всесоюзная читательская конференция «По - ленински жить, работать, учиться». Вечер «Начинаю про Ленина рассказ» открылся музыкальным вступлением, песней Туликова «Ленин всегда с тобой»... Присутствующие услышали живое слово Ильича, чтение отрывков поэмы в исполнении артистов. В композицию были включены отрывки из стихотворения Владимира Маяковского «Разговор с товарищем Лениным». С . НАЗАРЕНКО, заведующая Ташаринской детской библиотекой. На снимке: С. Ф. Назаренко,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2