5 июня 1980 г., № 68 (4254)i МОШКОВСКАЯ НОВЬ ПОМОЩЬ ТРУЖЕНИКАМ ПОЛЕЙ Г Утро 27 мая было хмурое, 'холодное. Резкий ветер пронизывал насквозь. И настроение рабочих и служащих Со- курского ЖБИ-1, собравшихся ехать на помощь земледельцам совхоза «Смоленский», соответствовало погоде. По дороге в автобусе разговаривали нехотя, скучно. Доехали быстро. В совхозе нам обрадовались, встретили приветливо. После короткого ■знакомства определили участок работы Мужчин направили к картофелесортировальной машине, нас, женщин, — на резку клубней. В работу включились все сразу. Замелькали руки, зазвенели наполняемые ведры, послышались с1иех, шутки. Мне довелось быть рядом с нашим бухгалтером Валентиной Васильевной Никишко- вой. Женщина немолодая, через год ей на пенсию, но работала она удивительно легко, споро. Ловко управлялась с делом, успевала при этом разговаривать, напевать мелодии любимых песен, советовала новичкам, как правильно разрезать картофелины. Очень быстро наполнялось ее ведро. И пока Лиза Ханина относила и, освободив его, возвращалась, Валентина Васильевна помогала соседкам. Такой ритм работы увлекал, невольно разгорелось негласное соревнование, не хотелось отставать и другим. Настроение было радостным, светлым от ощущения товарище с т в а, дружнсщ работы. Казалось,* что и солнце пробилось сквозь серые туЧи., и ветер приутих, и потеплело вокруг. А тут еще Галина Скворцова запела: «Родная, родная, родная земля...», выразив этим наши общие чувства. Для Лизы Ханиной, Тани Быковой этот приезд в совхоз был вторым. Скажи им, что снова надо помочь труженикам села, они не откажутся. И им, и Валентине Васильевне очень сродни это слово — «надо». В тот день никто не взвешивал, сколько мы перебрали картофеля. Наверное, много, ведь машины шли одна за другой. Работавшие люди хорошо сознавали, что такое посевная. На славу потрудились два Николая — Фомин и Вараксин, Виктор Чанчиков, Валерий Буланов, Владимир Гынгазов и Федор Петрович Мельников, рабочий котельной ЖБИ-1. Спасибо им всем! Хочется поблагодарить и работников столовой совхоза, где нас также встретили приветливо, быстро обслужили и накормили вкусным обедом. Работали мы до 16 часов до второй смены. Возвращались домой с бодрым, приподнятым настроением, с щутка- ми и веселым смехом, с чувством выполненного долга. Радостным оказался для. нас тот обычный трудовой день — 27 мая. А. БАБКИНА, мастер цеха ЖБИ-1. с. Сокур. Ф О Т О Р Е П О Р Т А Ж П Е Р В Ы Й Э Н З И М Е Н О 3 А Д И У десятиклассников и восьмиклассников сейчас ответственная пора — начались экзамены. 2 июня в Мошковской средней школе выпускники писали сочинение.. Были три темы: о Ленине, о поэзии Пушкина, о хлебе и людях, его выращивающих. , О чем писать?.. Как лучше показать свои знания?.. Но прежде собраться с мыслями. Дело ведь серьезное. Нужно выбрать самое важное, главное. За шесть часов экзамена придется многое вспомнить, оценить, вложить смысл в В школе экзамены. Сколько переживаний .и волнений в семье. Сам учащийся, забывая подчас о еде, отдыхе, сне, долгие часы и дни сидит над книгами, тетрадями. Где уж тут погулять, размяться, дать передышку нервной системе. Между тем, именно в эту ответственную пору занятий особенно необходимы четкая организация труда, своевременный активный отдых, рациональное питание. Как же следует соблюдать режим, чтобы сохранить здоровье, трудоспособность, не допускать переутомления, хорошо подготовиться к экзаменам и успешно их сдать? Надеемся, что наши советы помогут и будут полезны. Чтобы уменьшить отрицательное влияние большой нагрузки на организм, необходимо рационально распланировать время подготовки к экзаменам. Подчинить все -строгому режиму, в котором будут правильно сочетаться усиленная работа и отдых, нормальный сон, полноценное питание. Очень важно, чтобы в школе и дома во время экзаменов была спокойная доброжелательная обстановка. Режим дня во время"экзаменов не должен значительно отличаться от обычного. День ваш должен начинаться с зарядки, Чтобы быстрее войти каждое,Цслово. Списать нельзя, подсказать некому. Рассчитывать нужно только на себя. Время летит быстро. Кажется Только начали, а два ч,аса прошло. У кого-то уже несколько тетрадных листов написано, у других — всего несколько строчек. Не пишется что-то. Ничего, время еще есть. . Так,строчка за строчкой появляется- в черновике сочинение.. ...Ну,—вроде, все. Еще раз проверить, переписать набело и можно сдавать комиссии. Первый экзамен позади. Потом очередной второй, третий... И, наконец, будет последний. Впереди прощание со школой, большая дорога в светлую жизнь. Успехов вам, дорогие выпускники. Текст и фото С. КАЗАКОВА. в рабочее состояние, создать хорошее настроение и работоспособность, почувствова т ь бодрость, необходимы 10—15- ,минутыё физические упражнения. После каждых 50 минут занятий следует устраивать 10-минутные перерывы. Позанимавшись 3—4 часа, можно устроить 30-минутный перерыв и в это время съесть второй завтрак. Затем позаниматься еще 2—3 часа и устроить для себя более длительный одых на 2—3 часа. За это время надо пообедать, сидения в одной и той же позе и напряженной умственной работы у школьников развивается утомление. Лучший способ снять утомление — переключиться с одной деятельности на другую. С пассивной на активную. Некоторые думают, чтобы снять усталость и восстановить бодрость, достаточно выпить крепкий чай или кофе, а иногда даже применяют лекарственные средства. К этому прибегать не следует. Возбуждая нервные центры, эти вещества на короткое вреная нагрузка гораздо выше, чем в обычные дни. Значит надо позаботиться о белках животного происхожд е н и я. Для этого надо включить в рацион сыр, молоко, творог (его нетрудно приготовить из пастеризованного молока). В этих продуктах содержатся не только - полноценные белки, жиры, витамины, но и много кальция, столь необходимого для нормальной деятельности нервной системы. Благотворное влияние на мозг окажут и фосфорные соединения, котоВРАЧ СОВЕТУЕТ ВЫПУСКНИКУ отдохнуть и обязательно погулять на свежем воздухе. Во второй половине дня занятия не должны продолжаться более 3 часов. В дни подготовки к экзаменам не рекомендуется тратить свободное время на просмотры телепередач, чтение книг, кино; и без этого умственная и зрительная нагрузки очень велики.' И еще не забудьте, что для плодотворных занятий нужны тишина и удобный, хорошо освещенный стол. В результате длительного мя дают ощущение бодрости, а затем приводят к еще большему утомлению. Не менее важно в этот период для школьников рациональное питание. Именно с пищевыми продуктами орга- ’низм получает все те элементы, которые необходимы для обеспечения высокой работоспособности, - выносливости и своевременного " пополнения затраченной энергии. Пища должна быть разнообразной, полноценной и вкусно приготовленной. В эти дни умственрые есть в рыбе, яйце, мясе. В это напряженное время необходимость в витаминах, в в частности группы В, значительно возрастает и, если их недостаточно, может появиться раздражительность, ухудшится сон, нарастает утомляемость. Главный источник витамина В — ржаной хлеб. Поэтому его школьники должны употреблять ежедневно. Фрукты в весеннее время можно компенсировать соками, сиропом из черной смородины, отваром шиповника. Ну, а зелеС К О Р О СЕНОКОС, НО В СОВХОЗЕ «БОЛЬШЕВИК» К НЕМУ НЕ готовятся Последние посевные агрегаты уходят с полей. Уже зазе-* ленели ранние всходы зерновых. Ярким ковром рассыпается естественное разнотравье. С каждым днем поднимаются многолетние травы. Близится еще одна важнейшая сельскохозяйствен н а я кампания — заготовка- кормов. Ряд хозяйств района еще зимой и ранней весной начали к ней готовиться. Много кормозаготовительной техники отремонтировано в совхозе «Барлакский», колхозе «Ленинец». Но глубокая тишина в эту пору на машинных дворах совхоза «Большевик», где и в зимнее время сенокосной техникой не занимались. По словам главного инженера хозяйства Ю. А. Подлинова с помощью пенсионеров ремонтируются косилки на пятой ферме, начата .сборка граблей — на третьей. И больше ничего не делается. Причина — некому вести ремонт, все механизаторы заняты на полевых работах. В совхозе «Большевик» и в прошлом году с запозданием приступили к ремонту сенозаготовительной и другой по кормопроизводству техники. В результате план по кормам был недовыполнен, качество заготовленного было низким.. Похоже, подобное положение повторяется. А ведь нынче план по заготовке кормов увеличен. Только вита- минно - травяной муки предстоит произвести 300 тонн. До 51 000 центнеров намечено заложить сенажа, заготовить 20 000 центнеров сена. В хозяйстве на витаминную муку посеяно 120 гектаров ржи, и она уже подходит для косовицы. Однако с зимы, когда дробилось сено, к ремонту имеющихся двух агрегатов по. производству витаминно - травяной муки никто не приступал, хотя там вышли т строя два электромотора и другие узлы. Оборудование даже еще не очищено от старой продукции. Приобретенный новый агрегат не монтируется. В. ЛУШНИКОВУЖБА ный лук —прекрасный источник витамина С. В меню школьника следует включать салаты из зеленого лука, огурцов, свежей капусты. В дни экзаменов весьма полезен салат «Сибирский ананас». Если есть лимон и морковь — его легко приготовить. К 300 граммам тертой моркови добавить лимон и 1—2 столовых ложки сахарного песка. И салат готов. Мы хотим пожелать всем, кому предстоит сдавать экзамены: «Ни пуха, ни пера!» И уж точно известно, что повезет только тем, кто будет хорошо учиться, придерживаться режима, укреплять свое здоровье. Помните, что люди часто устают не от того, что много работают, а от того, что не умело работают. Л. КЛИМОВА,. врач-методист областного Дома санитарного просвещения.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2