МОШКОВСКАЯ НОВЬ «...Пропагандистам, идеологическим работникам должны быть присущи чувство высокой ответственности за содержание и результаты воспитательной работы, творческий поиск новых форм и методов работы с людьми». (Из постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы».) ПРОПАГАНДИСТЫ ДЕЛЯТСЯ О П Ы Т О М Р А Б О Т Ы ПОВЫШАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛрО(блемы эффективности самостоятельной работы, ее роль и место в учебном процессе привлекают все больше внимания пропагандистов. Элемент самостоятельности в изучении мар!кшстшо-лен.ин- сной теории стал необходимой обязанностью каждого слушателя. Наш теоретический семинар .работает по курсу «Развитой социализм: проблемы теории и практики». У нас ис- яользуются р а з л и ч н ы е методы' р а б о ты — это и лекции, беседы, конспект,ироваяие, написание рефератов и так далее. Но чаще (всего занятия проводятся в форме собеседования. Цель его состоит в том, чтобы наиболее полно включить участников (занятий в активный процесс коллективного обсуждения и осмысливания темы, (выявить 'знания и мнения слушателей по сложным вопросам, развивать способность к научному мышлению. Каждое занятие я обычно открываю вступительным словом, чтобы этим непосредственно 'определить направление коллективного обсуждения. • В нем кратко напоминаю содержание темы, подчеркиваю главную идею, ставлю вопросы, Как правило, ориентирую выступающих, чтобы они не читали подготовленных текстов, а излагали тему своими словами. Такая форма занятий дает положительные результаты, Это помогает учителям в работе с учащимися. Кроме того, весь наш коллектив принимает активное участие в воспитании тружеников совхоза «Мошновакий». Мы являемся лекторами, агитаторами, политинформаторами. Поэтому часто с материалами, изученными на занятиях семинара, идем в производственные коллективы. Вот и теперь, в предвыборную кампанию, большинство слушателей ^уже побывало у избирателей, выступили перед ними по избранным темам. Интересные беседы проводят.А. А. Портнова, А. И. Воманычева, Л. В, .Мартыненко, Л. А. Маркина и другие А. НОВИЦКАЯ, пропагандист теоретического- семинара Ново- мОПЕКавокой с р е д н е й школы. ОЩ У Т ИМЫ Е Второй год в совхозе «Со- курский» на экономических занятиях изучается «Передовой опыт повышения сельскохозяйственного производства». В семинаре занимаются специалисты, инженерно - технические работники, руководители производственных подразделений, служащие. Одной из главных форм усвоения знаний нашими слушателями является выполнение ими практических заданий. Они помогают не только повышать политические, экономические и профессионалы Р Е З У Л Ь Т А Т Ы ные знания, но и приносят ощутимые результаты в хозяйственной деятельности. Например, при изучении вопроса «Звеньевая система, применение передовых агроприемов при выращивании силосных культур» были разработаны мероприятия по повышению урожайности, подобрана наиболее рациональная оплата труда. Это дало возможность в среднем за четыре года пятилетки получить с каждого гектара по 198 центнеров зеленой массы ку- курузы, в то время как в де3 января 1979г., № 2 (4188) ПОЛИЕТСОИКЕЧ САМООБРАЗОВАНИЕ-ОСНОВНОЙ МЕТОД ОВЛАДЕНИЯ МАРКСИСТСКО- ЛЕНИНСКОЙ ТЕОРИЕЙ 4 Успех политического занятия зависит не только от того, как подготовился к нему пропагандист, но и насколько основательно' подготовились к нему сами слушатели. Недооценивать значение самообразовательной работы их ни в коем случае нельзя. Самостоятельная работа — это прежде всего усвоение «книжных знаний», переосмысление прочитанной литературы, конспекта р о в а н и е, состазЛ'е«1 И'е планов, тезисов, работа с наглядными пособиями, подготовка рефератов, выполнение практических заданий. Немалую роль в организации самостоятельной работы играют вопросы, задаваемые слушателям к предстоящему собеседованию. Например, при изучении темы «Новая Конституция СССР — 'манифест эпохи строительства коммуня- зма» намечено рассмотреть четыре вопроса: 1. Марксиам- лекинизм о понятии и сущности Конституции. '2,- Роль КПСС в создании новой Советской Конституции. 3. Основные черты новой Конституции СССР. 4. Значение новой Конституции 'СССР. Для пропагандиста — это план, костяк лекции. Но слушателям для глубокого понимания темы этого будет мало. Чтобы обесгаечить успех собеседования, я наметила ряд более подробных вопросов. Дробле- ление темы на подтамы играет положительную роль, помогает слушателям тщательнее подготовиться к собеседованию. При самостоятельной работе над произведениями, в которых'' изложена марксистско- ленинская теория, у слушателей встречаются трудности: незнакомые слова, понятия, определения, обороты речи. Все это заранее предусматриваю, спрашиваю об этом более подготовленных товариВ А Ж Н Ы Е МОМЕНТЫ щей или рекомендую политические словари. Практикуются в нашем теоретическом семинаре и индивидуальные задания. Например, предлагаю кому-либо по одной из тем подготовить реферат, а другим принять участие в его 'обсуждении. Как правило, теоретический материал большинства обсуждаемых тем увязывается с вопросами деятельности и практики проийБОдственных коллективов. При выполнении практических заданий слушатели занимаются сбором, ооооЩе- нием и анализом местных. Так, при изучении темы «Советы народных- депутатов — политическая основа СССР» давалось специальное задание подобрать .газетный материал о роли Советов з равоие, >о работе нашего по- сеснового Совета, о деятель- кости депутатских груш и комиссий. Все это сравнивалось с буржуазной демократией. В самостоятельной работе существенное значение имеет запись. Это контроль восприятия. Чтобы записать какую- то мысль, нужно ее понять. Записи облегчают запоминание. Важное место в организации 'са1 мостоятельной работы занимают консультации, как групповые, так и индивидуальные. Таковы некоторые, на мой взгляд, наиболее важные моменты организации самостоятельной работы, которая является основным методом оклад ния марксистеко-ленинской •теорией. И наш долг, долг пропагандистов уметь научить своих слушателей плодотворно пользова т ь с я этим методом. А. ГОЛУБКИНА, пропагандист железнодорожной станции Ояш. Н.а снимке: занятие ведет А. Голубкина. РАЗВИВАЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТ Ь Вот уже несколько лет в нашем совхозе действует такая форма массовой пропаганды, .как школы коммунистического труда, слушателями которых, в основном, являются животноводы — доярки, скотники, телятницы. Я руковожу школой комму- Н!истаче1 ского труда на первом отделении. В прошлом году мы закончили изучение программы «Социализм и труд», нынче занимаемся по программе «Передовой опыт повышения эффективности и качества». Занятия проводим один раз в неделю. Для их проведения привлекаются пропагандисты Н. А. Галузин, А. Я. Кошкин, специалисты хозяйства, руководители общественных организаций. Перед началом учебного года обычно составляю план занятий, и каждый специалист знает, когда и по какой теме ему выступать. Для успеха теоретической учебы очень важно наличие живого! интереса слушателей занятием. Мы стараемся шире применять активные формы работы со слушателями. Перед началом каждого занятия в течение 7—10 минут проводится политинформация, вначале с которой выступали пропагандисты, специалисты или руководители отделения. Теперь для проведения политинформации привлекаются слушатели. Мы применяем различные методы занятий — это и лекции, и рассказы, и собеседования. Если изучается какая- либо тема на протяжении нескольких занятий, то перед началом следующей, проводится собеседование по уже пройденному материалу. Таким образом, собеседование служит для повторения, закрепления темы й как средство контроля. Основные выводы и цифровой материал всегда записываются слушателями. Не забываем мы и о наглядной агитации, оформлении места занятий. В красных уголках, шде проводится учеба животноводов постоянно вывешиваются бюллетень со- ' циалистического соревнования, 'производственный и эконом,ичеший анализы работы ферм. Используются у нас для занятий и документальные кинофильмы с последующим нх обсуждением. Много внимания в школе коммунистического труда мы уделяем изучению передового опыта. Так, был обобщен опыт лучшей доярки нашего совхоза Н. М. Медведевой. С ■ним детально ознакомились коллективы каждой бригады. Сейчас изучается опыт Л. М. Станковой, телятницы из нашего же хозяйства. Широкое распространение в школе коммунистического труда получили практические занятия. Роль их велика. Они позволяют полученные теоретические знания применять на практике. Все слушатели имеют представление о планировании производства, сами принимают участие в составлении плана бригады. Каждый теперь может начислить себе заработную плату. Практические занятия мы также проводим и по изучению передового опыта лучшего отделения, лучшей бригады, знакомимся здесь с организацией труда. Таким образам, вся учеба проходит в тесной связи с производством. Слушатели .выполняют задания по анализу выполнения планов и социалистических обязательств. О результатах работы школы коммунистического труда говорит тот факт, что из 25 доярок И человек имеют первый класс мастера машинного доения, многие получили за время обучения второй класс. В нынешнюю аимовку скота увеличилось производство молока. Один раз в месяц мы проводим занятия по четвертому разделу, который предусматривает повышение культурного уровня слушателей. План по этому равделу составляется совместно с работниками учреждений культуры, с привлечением учителей средней школы, лекторов первичной организации общества «Знание». Темы этих занятий очень разнообразны. Это и беседы о культуре поведения, л е к ц и и о воспитании детей в семье, о* жизни и творчестве выдающихся композиторов, художников, писателей и поэтов, рассказы о героях т РУДа Великой Отечественной войны. Наши слушатели люрят ходить на концерты художественной самодеятельности, в кино, на вечера чествования передовиков производства. Тесная связь у нас установлена с учащимися школы. Л. ТРУБИЦЫНА, руководитель шк о л ы коммунисти'чеакого труда совхоза «Барлакекий» вятой пятилетке урожайность составляла 85 центнеров. Ощутимую пользу принесло изучение вопроса «Специализация хозяйства, пути увеличения количества и качества продукции». Готовили практические задания по этой теме главный зоотехник М. Е. Тельцев и главный ветврач А. А. Карпова. Выполнение их помогло животноводам добиться среднесдато и н о г о веса каждого животного по 382 килограмма против 332 килограммов в девятой пятилетке. Почти на 40 процентов увеличилась сдача скота высшей упитанностью. Положительные результаты дали практические задания по теме «Сохранность поголовья скота —дополнительный резерв получения продукции». По сравнению с девятой пятилеткой намного сократился падеж поголовья, а это дало возможность увеличить производство мяса. ме «Пути снижения себесто мости продукции животново ства». На нем т а т е были д ны слушателям практическ; задания. Разрабатывают* предложения по производс 127 „ Z " « ° ™ е с « о » И. ЕГОРОВ, руководитель экономического семинара совхоза «Сокурский».
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2