МОШКОВСКАЯ НОВЬ [15 ноября 1979 г., № 136 (4166): Н А Ш И Т Р А Д И Ц И И П Р А З Д Н И К П И Р О Г А Посетителей праздника пи- рсгаг, состоявшегося в районном Деме культуры, по старой русской традиции, встречала девушка в сарафане и с хле- бсм-.солыо в руках. В стихах сна прославляла почета ы й труд комбайнеров, трактористов и шоферов. Честь открытия была предоставлена одному из лучших шоферов района, участвовавшему в нынешней уборке урожая, Анатолию Васильевичу Хохлову. 'Стены фойе украсили плакаты с народными пословицами и поговорками о хлебе — «Не красна неба углами: а красна пирогами», «Хлебушко калачу дедушка», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно». „ И С К У П Л Е Н И Е ЧУЖИХ ГР ЕXОВ“ Г Под таким названием на экраны страны вышел фильм, созданный на киностудии имени А. Довженко. По просьбе Пресс- бюро «Правды» автор сценария писатель Василий Сычевский рассказывает о документальной основе этой кинокартины. ...Юлий Мересий в прошлом игумен Ужгородского монастыря, фанатик иезуит, долгие годы проповедовавший с амвона религиозные догмы, стал атеистом. Что заставило его изменить взгляды и круто повернуть свою жизнь? Этот вопрос засел в моем сознании еще с той первой памятной встречи в горном туристском приюте, куда нас обоих привели случай и непогода. Ночью мы сидели у костра, и Юлий Иванович рассказывал о своей жизни. Передо мной был человек, долго и мучительно шедший к истине. Эта встреча, беседы со многими другими людьми, по .рвавшими с религией, работа в архивах Ужгорода и Вэрегс- во, где хранятся документы, свидетельствующие о далеко неснятой жизни высшего духовенства Муканевской консистории, привели меня к написанию книги «Вернись, Руже- на!». По ее мотивам создан фильм «Искупление чужих грехов», в котором разоблачается предательская роль униатской церкви на Западной Украине в годы войны с фашизмом. Судьба Мересия была изначальным толчком. И когда Юлий Иванович ознакомился с рукописью романа, он сказал: «Это моя жизнь. Если со мной лично чего-гго и не бы. ло, о чем вы пишите, то было с другими, оказавшимися, как и я, в тине церковной демагогии- Ошибается тот, кто думает, что священники преданы правоте своих слов и деяний. Мир этих людей противоречив.-,». Мересий прав. Распространяясь о милосердии, служители церкви жестоко унижают людей, требуя покорности, сами исповедуют гордыню, призывая к братской любви — санкционируют разбой. Не так ли поступил лапа Пий XII, благословив поход гитлеровцев на Восток? И если бы не общая цель — обогащение за счет •обманутых людей, носителя духовного сана давно бы уничтожили друг друга, как пауки в банке. Человеку, попавшему в это болото, остается или утонуть в нем, простясь с совестью, правдой, любовью, с истиной — то есть со всем тем, чам жив на земле честный человек, или раз и навсегда порвать с этой бессовестной ложьюВ романе и фильме на примере судьбы Богдана Чичуры показаны пути исканий целого поколения людей, искалеченных униатской церковью. Что такое униатство? Это — локальное религиозное направление, существовавшее на западно-украинских и белорусских землях. Униатство (объединение) родилось в конце XVI века в результате соглашения между папством и рядом православных иерархов. За три с половиной столетия существовании униатства создавались и распадались государственные образования на территории к западу от Днепра, а уния то набирала силу, то угасала, но всегда оставалась орудием угнетения, духовного порабощения трудя-' щихся украинцев и белорусов- Униатскую церковь Рим считал своим золотым мостом на Восток. Ее цели противоречили извечному стремлению украинцев, белорусов, русских к объединению. Униаты воспитывали из своих прихожан «янычар», рьяно служивших интересам Рима, и потирали интересы своего народа. Таким в действительности был епископ Александр Стойка. Таким он стремился воспитать и Богдана Чичуру. Молодой человек был наарав-. лен в Рим в Преторианский университет. Возвращается в Ужгород в сане доктора теологии. Но в городе уже хозяйничают фашисты. Он видит кровь, страдание людей, однако пытается «уйти в себя», укрыться под сенью креста. Постепенно Богдан прозревает, видя фальшь и лицемерие духовных владык, которые потворствуют фашистским палачам. Богдан не поддался на крючок тонкой демагогии высоких пастырей. Но были такие, которые попали в их сети. Мы хорошо помним, что под черным крылом униатства был ■ взращен украинский буржуазный национализм, ставший кровавым палачом военного и послевоенного Полесья, Подолья, Карпат. Несмотря на то, что Брестской унии давно не существует, а 'церковь униатов упразднена, ее деятели за границей не сложили оружия- Пригретые Ватиканом, руководимые бывшим соратником митрополита Шептицкого по совместной службе фашистским оккупантам, кардиналом Слепым, они ведут активную подрывМастерами хлебопечэ н и я Мошкавского хлебозавода были представлены несколько пышных караваев, батоны, сайки, различные булочки, «плетенки». Активное .участие в организации и проведении выставки приняла мастер кондитерского цеха столовой Александра Яковлевна Яковенко- Изделия, приготовленные ею, отличались богатой выдумкой, фантазией и мастерством. Не остались равнодушны к этому празднику и любители постряпать нашего районного центра. На столах были разложены плоды их труда. Очень поправились дегустационной комиссии пирожки Е. Я. С-алфеткиной. Они были мягкими, румяными и вкусными, видно сказался многолетний опыт. Хороши были плюшки и кекс Л. Л. Кисель и Л. А. Васильевой. Не осталось без внимания печенье «Домашнее» и «Медовая горка», торт «Наполеон» и печенье «Айгуль», торт «Ну, погоди» Ирины Дорошиной, Оли Белоусовой и Ирины Симачевой, учениц Мошковской восьмилетией школы. Участники обменивались друг с другом рецеп- •ную деятельность против Со ветского государства, засыла ют к нам своих религиозных эмиссаров, шлют теологическую литературу, всеми средствами стремясь вернуть утраченную популярность среди верующих. Поэтому разоблачение лицемерия униатов, развенчание псевдонаучности их религиозных допм актуально. Кинофильм «Искупление чужих грехов» построен на документальной основе. На экране воссоздана достоверная атмосфера событий- Главный герой переживает сложные духовные борения, проходит многотрудный путь сомнений. Влияние на формирование личности Воздана в фильме оказывают епископ Александр Стойка и сельский учитель, коммунист Василий Русин. Если Стойка сулит Богдану высокий пастырский сан, который, дескать, позволит ему облегчить в будущем бедственное положение братьез- верховинцсв, то Русин с оружием в руках борется за их лучшую жизнь. А когда потребовалось, решительно идет на смерть, чтобы снасти жите- лей верховинсного села от расправы карателей. Василий Русин интеллигентный, умный, искренний человек. Он обладает твердым характером, глубокой убежденностью в правоте своего дела. Именно он оказывает огромное идейное влияние на Богдана, который избирает путь борьбы за правду и человеческое достоинство. Жизнь наделенного незаурядными способностями молодого гуцула и его верной подруги Ружены, их поруганная, растоптанная униатами любовь не оставили равнодушными многих читателей, а теперь и зрителей. Приведу отрывок из одного письма: «Обращается к вам девушка с гор. Меня очень взволновала судьба героев книги и фильма — Богдана и Ружены. И чтобы убедиться, что это правда, а не выдумка, ездила в тот самый монастырь, о котором написано. То, что я там увидела, глубоко взволновало -меня, потому что все это — действительность..- Теперь я окончательно не верю в бога. И раньше не очень верила, ко религиозные россказни старух, их нашептывания западали в душу..- Книга и фильм помогли насовсем избавиться от сомнений. Спасибо!..» тами и секретами выпечки. Лучшим и:з всех изделий комиссия признала торт «Поленница» М. И- Перет-окиной. В него было- вложено много труда, терпения и фантазии, за который ей и была вручена Почетная грамота исполкома Мошкавского поссовета и подарок. Второе место присуждено Оле Белоусовой и Л. А- Васильевой и третье Ирине Дорошиной и Е. Я. Салфет- киной. Комиссия отметила самого юного крндитера Марину Сагайдак за торт «-Сказка». Каждому участнику были вручены Почетные грамоты и подарки. После подведении итогов зрители попробовали на вкус понравившиеся изделия. На столах появились самовары, душистый чай. Затем были проведены конкурсы н-а лучшее знание пословиц, исполнение песен о хлебе. ' Хотелось, чтобы в следующий раз количество участников такого праздника было бы гораздо большим. Л. ЛОГИНОВА, методист районного Дома культуры. На снимках: хлебом-солью встретила посетителей праздника пирога Наталья Волошина; ученицы Мошковской восьмилетней школы Оля Белоусова и Ирина Дорошина с печеньем, испеченным собст- f венными руками. Любимым*- делом девочки занимают с я дома в свободное время. А учат их шить, вязать, вкусно варить и печь в школе на уроках труда ив кружке «Умелые руки», который ведет Нина Ивановна Патрушева; -красивым внешне и очень вкусным оказался торт «Поленница», испеченный Марией Ильиничной Перет-окинойФото С. КАЗАКОВА. НА ГОЛУБЫХ * ЭКРАНАХ• ВОСКРЕСЕНЬЕ, 18. 11 ПЕРВАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. 10.00 ВРЕМЯ- Информаци- )нная программа. 10.40 На зарядку, становись! 1.00 Будильник. 11.30 Служу Советскому Союзу! 12.30 В гостях у сказки «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО». Телевизионный судожествен-ный фильм. 2-я серия 14.00 Сельский час. 15.00 Музыкальный киоск. Ведущая— Э. Беляева. 5.30 Театральный спектакль. К. Симонов — «Из записок Лопати-на». пектакль Московского театра «Современник». 7.40 Клуб кинолутешествий. Ведущий - Ю. А. Сенкевич. 18.40 Премьера фильма - концерта Здравствуй, цирк!», «Экран», 1979 г. 9.30 Международная панорама. 20.15 Песня-79. 20.50 Гла-вы великой книги. «Весна созидания», Фильм Ф-й о советских пятилетках 21.50 Премьера телевизионных короткометражных художественных фильм- мов: «Посещение», «Мир в зеркальце». «Арменфильм» по заказу Госте. ларад-ио, 1979 г. 22.30 Время. Информационная программа. 23.05 На улице Неждановой. 0.15 Телевизионный -документальный фильм. ВТОРАЯ ПРОГРАММА НОВОСИБИРСК. 18.00 Для детей В страну прекрасного. Путешествие 6-е. 1- 8.20 «Муравьишка Типа». Мультипликационный фильм. (Цв.) 18.30 «НАЗНАЧАЕШЬСЯ ВНУЧКОЙ». Телевизионный художественный фильм. 2- я серия. (Цв.) 19.40 И,грает джазовый дуэт —В, Исаев (фортепьяно) и В. Высотин (ударные инструменты). (Цв.) 20.15 Объявления. 20.25 «Человек и природа». Научно- популярные фильмы: «Природа подсказывает», «Змеи». 20.50 Всесоюзный турнир по хоккею с мячом. Запись по трансляции со стадиона «Сибсельмаш», (Цв.) Редактор А. Т. ПОДДУБСКИИ НАШ АДРЕС: 633140, р- п. Мошково, улица Советская, 16. ТЕЛЕФОНЫ: Редактора — 92-204, заместителя редактора, отдела партийной жизни, ответственного секретаря — 92-210. ОТДЕЛОВ: сельского хозяйства и бухгалтерии — 92-298, писем и массовой работы — 92-440, местного радиовещания — 92-508, типографии — 92-362,_____________________ ________________ _________ ___ Л ■ Индекс 50903 Мошковокий филиал юлиграфобъедииения «Кедра. Заказ 2216 Тираж 4252 Объем 1 иечатный лист.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2