Мошковская новь, 1979, № 117

МОШКОВСКАЯ НОВЬ октября 1979 г., № 117(4147)5- --- В о с л я г г а н и х о —к о м п л е к с н ы й : п о д х о д ! Советская школа в условиях развитого социализма приобрела новое качество. Теперь это не просто учебное заведение, в котором преподаются и усваиваются те или иные предметы. Современная школа — важнейшая ячейка общества, где комплексно разрабатываются и претворяются в жизнь стратегия и тактика, методы и формы коммунистического воспитан и я юных граждан Советской страны. В нашем районе педагогические коллективы умело решают комплекс проблем обучения и воспитания школьников. Примером этого является деятельность учителей Со- курской, Октябрьской, Стан- ционно . Ояшинской, Дубро- винской, Новомошковск о й, Большевистской, Смоленской средних, Радужской восьмилетней школ. Здесь оборудованы учебные кабинеты, лаборатории, в библиотеках имеется достаточное количество общественно - политической литературы, книг о В. И. Ленине, его соратниках, о партии. В работу учителей внедряются элементы научной организации труда. Замечательный почин педагогов Московской области «От творчески работающего учителя — к творчески работающему коллективу» получил поддержку и распространение в школах нашего района. Образцовый опыт по военно - патриотическому и физическому воспитанию учеников, организации самообразования учителей накоплен в Ташаринской, по интернациональному воспитанию — в Октябрьской и Белоярской, по трудовому обучению и воспитанию — в Октябрьской, Смоленской средних школах. Много творческих усилий вкладывают педагогические коллективы Дубровинской, Большевистской, Белоярской, Ташаринской средних школ в работу по воспитанию коммунистической убежденно с т и учащихся на примере жизни и деятельности В. И- Ленина, на славных революционных, боевьгх и трудовых традициях советского народа. Здесь созданы музеи, открыты Ленинские комнаты, комнаты боевой и трудовой славы. Хороший педагог, какой бы предмет он ни вел, ежедневно преподает учащимся глав, ный урок — гражданственности, человеческого общения, высоких нравственных норм. В наше время насчитывается около 10 тысяч различных профессий с 40 тысячью специальностями. К тому же их мир не является чем-то застывшим и неизменным: одни профессии стареют и отмирают, другие наоборот, возникают и развиваются. Правильный выбор профессии очень важен как для самого человека, так и для общества в целом, поскольку способствует максимальному расцвету творческих сил и ак. тивности трудящихся, раскрытию их способностей. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» творится, что школьники должны вплотную подойти к овладению определенной профессией. Профессиональная ориентация учащихся проходит в четыре этапа: профессиональное просвещение школьников . и воспитание у них уважения к рабочим профессиям, производственная информация учащихся, профессиональная консультация и выбор определенной специальности. ф Первый этан включает ознакомление с наиболее нужными и распространенными в нашей местности профессиями. Эта работа начинается Школы—юному поколению И пример этого высокого искусства идейно - нравственного воспитания в процессе обучения показывают мастера педагогического труда А. П. Семчукова из Станционно-Оя- шинской, А. И. Романычева из НювОмошковской, Г. А. Родина из Сокурсиой, В. В. Чертовикова из Большевистской, (М. С. Чепурнова и Т. И. Обгольц— отличники народного образования из Ташаринской, И. И. Дорн из Дубро- винской, Н. А. Руднев из Смоленской, Л. В. Колесник из Мошковской средних школ и другие. В современных условиях, когда в стране осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, насущной задачей является решительный поворот школы к улучшению подготовки молодежи к ТРУДУ в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии. Что сделано в этом плане в школах района? Закончилась летняя трудовая четверть школьников под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики». Все учащиеся 7— 10 классов в составе лагерей труда и отдыха, ученических производственных бригад, школьных лесничеств, других трудовых объединений работали на полях и фермах колхозов, совхозов, участвовали в охране природы, в озеленении и благоустройстве сел, ремонте школ. Учащиеся Октябрьской средней школы заработали за лето 5627 рублей. Девочки из учебно-производственной бригады Смоленской средней школы надоили 46000 литров молока- Юными лекторами за лето прочитано 382 лекции, участниками школьных агитбригад поставлено 28 концертов для тружеников села. Школьники собрали 42 тонны металлолома, 32 тонны бумажного сырья, 36 килограммов березовой почки и т. д. Тем самым они вносят посильный вклад в выполнение народнохозяйствен н ы х планов. За последние годы значительно повысилось внимание к нравственному воспитанию учащихся. Действенным средством активизации этой работы стали книги Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». С огромным интересом читают и изучают эти книги школьники, находят в них ясные ответы на волнующие вопросы: каким быть? с кого «делать жизнь*? В школах проводятся диспуты, теоретические конференции на морально - этические темы, обсуждения новинок советской художественной литературы. Созданы первичные организации общества книголюбов. Много внимания уделяется дальнейшему улучшению эстетического воспитания- Организуются художественные галереи, выставки. Растут и расширяются коллективы и кружки художественной самодеятельности. Этому способствуют вошедшие в систему районные смотры - конк у р с ы ученической художественной самодеятельности. Победителями стали в этом году коллективы Мошковюкой и Со- курской средних, Радужской, Обской, Новопоросской восьмилетиях школ. Доброй традицией стало ежегодное проведение выставки детского технического творчества, в этом Г0ДУ на ней призовые места завоевали учащиеся Станционно - Ояшинской, Дубровинской, ОкГОТОВИМ i К А К Т И В Ы о й ж и з н и В нашей школе особое внимание уделяется воспитанию у учащихся любви к труду. Для этого организуются встречи со специалистами колхоза «Союз строителей», ветеранами труда, представителями Болотнинского педагоги ч еского училища, Ояшинского СОПТУ-8. В восьмом классе оформлен уголок профориентации. И не случайно многие выпускники школы идут в Ояшинекое ССПТУ-8, получают специальность механизатора и работают в родном хозяйстве. По плану, разработанному и утвержденному педагогическим советом, пополняется необходимыми инструментами для уроков труда школьная мастерская. Так, в последнее время сюда добавились столярные, сверлильный станки и другое оборудование. Успешно работает кружок «Умелые руки»- Ощутимую помощь оказывают нам правление, профком колхоза. !В прошлом учебном году для приобретения спортивного инвентаря было выделено 600 рублей. Наши питомцы принимают активное участие .во всех -мероприятиях, организуем ы х районной пионерской организацией и райкомом комсомола. В прошлом учебном году силами ребят было собрано две тонны макулатуры, несколько тонн металлолома. По итогам сбора березовых почек школе -присуждено первое место. Ребята помогли колхозу в уборке льна, очистке животноводческих территорий от снега. Заработанные деньга идут на проведение общешкольных меро-приятий. Прошедшим летом за школой был закреплен участок в 0,5 гектара. Здесь выращивался картофель, проводились опыты над свеклой, капустой, огурцами. Учащиеся работали на сортоиспытательном участке, приняли участие в ремонте здания школы и мебели. 50 детей отдохнули во время канйкул на .детской площадке. Разнообразие дел, в которые учителя вовлекают ребят, помогает каждому из них найти занятие по интересам, вложить в него свой задор, фантазию, и в конечном итоге, воспитать в себе достой- ного гражданина. С- ТЕПЛЫХ, директор Балтин с к о й восьмилетней школы. К Б УДУЩЕЙ П Р ОФ Е С СИИ еще в начальной школе. В средних и старших классах профессиональное просвещение постепенно переходит в соответствующую информацию и консультацию, которые заканчиваются рекомендациями выпускникам по выбору будущей профессии. Основную роль в профессиональной ориентации учащихся играют учебные предметы. Среди них одно из ведущих мест принадлежит физике. Поскольку в процессе ее преподавания происходит ознакомление ребят с научными основами современной индустрии. Техника, от простейшего механизма до сложнейшей машины, есть результат сознательного применения физических законов — в этом стараюсь убедить учащихся 6—10 классов. Их необходимо учить самообразованию, умению работать со справочниками, книгой (при изучении нового материала, решении задач). Трудно сегодня делить специальность и по принципу «легкая — тяжелая». Оператор пульта управления энергосистемой за дежурство устает не меньше, чем землекоп, хотя он только следит да нажимает кнопки. (Специальность оператора - электрика у нас является дефицитной, но некоторые родители и наши выпускники имеют ее). Поэтому наши ученые разделили профессии по группам «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек» и «человек — художествен н ы й образ». Я стараюсь ориентировать учащихся не на одну специальность, а на группу их. В начале в 6 классе состав-» ляю карту интересов. Она включает вопросы и ответы. На ^каждый вопрос нужно дать точный и обдуманный ответ. Он может быть в пределах следующих трех вариантов: очень нравится (+ + ), просто нравится (+ ), не нравится (—). Ответы на все вопросы дают картину интересов, которая учитывается дальше на уроке при работе по вопросам профориентации и классным руководителем. В кабинете оформлен стенд «'Новости науки и техники», «Хочу все знать» в соответствии с проходимой темой и связанными с нею материалами по профориентации. Использую экскурсию для знакомства с профессией строителя — в 8 классе, шофера, автослесаря — в девятом, оператора электрика — десятом и т. д. Семиклассники составля ю т рассказ о профессии родите лей, устройстве автомобилей разных марок. Лабораторная работа по определению плотности вещества в 6 классе для знакомства с профессией и практическими навыками лаборанта. В 9—10 классах проходит чтение рефератов о профессиях. Рабочие — выпускники школы рассказывают о своих профессиях. Профессиональная направленность курса физики может быть обеспечена и содержанием физических задач. Решение таких задач приносит значительную пользу как для закрепления знаний по физике, так и для развития политехнического кругозора учащихся, усвоению ими знаний и навыков в области выбранной профессии. Профессиональная ориентация и консультация учащихся осуществляются также и во внеклассной работе: при «организации физических вечеров, конференций, при проведении недели физики и т. д. Таким образом, многие задачи подготовки школьников к сознательному и обоснованному выбору профессии могут быть успешно решены в процессе ; преподавания физики, без нарушения системы и содержания курса. В то же тябрьской, Ташаринской средних школ, по прикладному искусству лучше других показали себя Большевистская, Смоленская средние, Мошков- ская, Радужская, Кузнецовская восьмилетние школы. В этом году была проведена районная выставка детского рисунка «Я вижу мир», посвященная Международному году ребенка. Лучшие рисунки представили Большевистская и Белс^рская средние школыУчитывая важность физического воспитания для всестороннего гармонического развития детей и молодежи, подготовки их к груду на. благо общества и выполнению священного долга по защите Родины, школы последовательно осуществляют ряд мер по совершенствованию физкуль- турно - спортивной работы. Уроки физвоспитания нацелены на привлечение учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО и активной работе в спортивных секциях. Ежегодно проводятся различные спортивные соревнования. Наши школьники принимали участие в областных соревнованиях по лыжам, баскетболу, волейболу, хоккею. Лыжники из детско-юношеской спортивной .школы входили в сборную области и участвовали в республиканских соревнованиях в г. Гурьевске. Комплексный подход благотворно сказывается и на работе по военно - патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В школах функционируют технические кружки, уголки боевой славы, проводятся походы и туристические поездки по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Большой популярностью у старшеклассников пользуется спортивный лагерь, который организуется на базе Большевистской средней школы. Дальнейшее совершенствование учебно - воспитательного процесса зависит прежде всего от учителя, его идейного уровня и педагогического мастефСтваГ Йвдущео .„десто в этом отводится самообрЙЗббаТ нию. Необходимой основой успешной работы каждого учителя, каждого руководителя стала опора на передовой педагогический опыт. Потому так важно его обобщение и распространениеп. го рько вс ки й, заведующий районо. время целетацрав л е н н а я профориентационная работа — это один из конкретных способов привития учащимся интереса к изучению физики и техники, важное средство связи преподавания науки с жизнью, с практикой комму--, мистического строительства. Г. РОДИНА, завуч Сокурсиой средней школы. НА СОИСКАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ СССР Известный советский поэт Роберт Рождественский представлен на соискание Государственной премии СССР за книгу стихов «Голос города». На снимке: поэт Р. Рождественский. Фото В. Савостьянова. (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2