Мошковская новь, 1979, № 117

Пролетария всех страд, соедипяйтесь! ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Год издания 48-й. ВТОРНИК, Газета выходит по вторникам, Ц Е Н А № 117 (4147) 2 октября 1979 года. четвергам и субботам. 2 КОП. Ч Е Т В Е Р Т Ы Й Планы-досрочно Директору совхоза «Оя- шинский» Б. X. ШМИДТУ, секретарю парткома А. А. САУШКИНУ, председателю исполкома Ши- рокоярского сельского Совета народных депутатов А. А. КЛ ИМОВУ, всем животноводам хозяйства. Райком КПСС, исполком районного Совета народных депутатов горячо поздравляют коллектив животноводов совхоза «Ояшинский» с одержанной трудовой победой. Хорошо понимая большую общегосударственную значимость выполнения планов и принятых социалист и ч е с к и х обязательств по производству продуктов животноводства, вы первыми в районе досрочно справились с планом четырех лет десятой пятилетки по продаже государству мяса и молока. На 1 октября вами давлено _g>1669 центнеров .. .#■ при задании 41600 центнеров До конца года будет продано сверх плана четырех лет не менее 1750 центнеров. С начала пятилетки ваш коллектив сдал государству 96427 центнеров молока, что на 5 тысяч центнеров больше плана. Совхоз успешно выполнил четырехлетний план по продаже племенного молодняка свинопоголовья. Дополнительно намечено продать еще не менее 730 голов Успеху во многом способствовала хорошая организация труда на фермах, развернутое социалистическое соревнование, ударный труд животноводов, творческая инициатива специалистов и руководителей. Отличных трудовых результатов добились передовики производства доярки Лидия Алексеевна Даукшт, Екатерина Семеновна Шорина, Татьяна Петровна Хомченко, свинарки - туринцы Надежда Алексеевна Забелина, Эмма Готлибовна Бахман, Елена Никифоровна Картунова, Елена Герасимовна Степанова, свинарки откормочных групп Анастасия Даниловна Агеева, Анна Федоровна Здойма, Лидия Алексеевна Глинская и многие другие. В совхозе развернуто соревнование под девизом «Личную пятилетку — к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина». Райком КПСС, райисполком выражают твердую уверен ность в том, что достигнутые успехи явятся надежной основой для досрочного выполнения вами планов и социалистических обязательств всей десятой пятилетки по продаже государству важнейших продуктов животноводства. РАЙКОМ КПСС. РАЙИСПОЛКОМ. УСКОРЕННЫМИ ТЕМПАМИ СПРАВИТЬСЯ С О С Е Н Н Е - П О Л Е В Ы М И Р А Б О Т АМИ , С ЗАДАНИЕМ ПО СДАЧЕ ХЛЕБА ГОСУДАРСТВУ - ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ДНЯ ТРУЖЕНИКОВ РАЙОНА у -М С М И Г в Ф р о н т а WltT У Б И Р А Е М К А П У С Т У Неплохой урожай капусты выращен овощеводами совхоза «Барлакский». Здесь ею занято 95 гектаров. Сбор урожая ранних сортов начался в конце июля. 1900 центнеров, вместо плановых 1600, уже сдано торгующим организациям. Сейчас труженики совхоза приступили к уборке свеклы и поздних сортов капусты. Большую помощь в этом оказывают труженики промышленных предприятий и учащиеся учебных заведений города Новосибирска. О. БЕЧ, бригадир овощеводства открытого грунта совхоза «Барлакский». За прошедшие субботу и воскресенье обмолочен н а я площадь хлебов увеличилась на 2300 гектаров. Завершили уборку зерновых полеводы совхоза «Галинский». Неплохо потрудились в эти дни полеводы совхозов «Большевик», «Сокурский». Но темпы на завершающем этапе еще не удовлетворяют. На корню находится 4799 гектаров зерновых, из них в совхозах «Ояшинский» — 1308 гектаров, «Боль ш е в и к » — 1175, «Мошковский» — 979, «Сокурский» — 800, «Восход» — 437, «Смоленский» — 100 гектаров. Нельзя ни в коем случае мириться с тем, что не скошены еще силосные культуры с 761 гектара. Давно убравшие хлеб, земледельВ этом году я впервые принимаю непосредственное участие в уборке урожая — перевожу зерно с поля на ток. Мой трактор в эксплуатации седьмой год. Четыре последних на нем работаю я. Сам капитально отремонтировал его, сейчас регулярно провожу текущие технические осмотры. Поэтому МТСЗ-50 работает четко, и в эту страду я ни единого дня не простоял из-за поломок. Сменное задание стараюсь перевыполнять. В день вывожу с поля до 400 центнеров зерна при норме 180. Секретов в таком результативном труде нет, просто работаю добросовестно, не теряю даром ни одной минуты. В первый свой рейс отправляюсь около НИ МИНУТЫ П Р О С Т О Я 11 часов, за день успеваю сделать по 8 и более. Поле, на котором мы работаем, находится в •семи километрах от зернотока. Слежу, чтобы при П 6 , р t ;j>O o i r iО Ьл2 1 x 0 х зерна. В тележке трактора за ­ делал все щели, зерно загружаю не вровень с бортами, на 7—10 сантиметров ниже, во время пути веду трактор спокойно и осторожно. За время уборки вывез около шести тысяч центнеров зерна. Думаю, что к концу страды счет доведу до восьми тысяч. А. НОЗДРЮХИН, тракторист убор о ч н о - транспортного отряда № 2 совхоза «Мошковский». На снимке: А. Ноздрюхин. Фото С. КАЗАКОВА. ГОТОВИМ НАДЕЖНУЮ ОСНОВУ УРОЖАЮ еще осталось вспахать 300 гектаров зяби. На этой работе Неделю назад земледельцы нашей бригады закончили уборку зерновых и кормовых культур. Сейчас все внимание полеводов сосредоточено на завершении подготовки земли и семян под урожай будущего года. Поля заранее очищаем от соломы, она вся скирдуется и приходуется. На взмете зяби отличных результатов добился член КПСС В. И. Цирульников. На К 700 он уже вспахал 5Б0 гектаров пашни. Это как раз половина из всей подготовленной посевной площади. До плановых 1400 гектаров нам также производительно трудится механизатор А. С. Ко- шеутов. Трактором ДТ-54 он поднял ,170 гектаров. В две смены продолжает действовать зерноочистительный комплекс. Здесь полным ходом ведется подработка семян. Из них очищены и засыпаны на хранение 2088 центнеров пшеницы, 955 центнеров овса. Йз заготовленного количества пшеницы осталось еще очищать 1200 центнеров. На комплексе добросовестно справляются со своими обязанностями сушильщики М. В. Степанов, Н. В. Аржанов, подсобный рабочий А. К. Ананьев. С полным основанием хлеборобы нашей бригады могут заявить: четвертый год десятой пятилетки завершается организованно, по-хозяйски, будущему урожаю готовится надежная основа. В. АРЖАНОВ, бригадир У м ревинской бригады колхоза «Ленинец». Н А Ш И ПЕРЕДОВИКИ. Н А Н И Х - Р А В Н Е Н И Е В эти дни упорство противопоставили непотоде наши ■хлеборобы. Наиболее насоких показателей на жатве и обмолоте добились А. С. Перкин, Е. А. Кондрат, П. Г. Кошелев, В. Н; Мамаев. У каждого на счету более двух тысяч центнеров намолоченного зерна. На последних 100 гектарах НАПОЛЯХ РАЙОНА цы колхоза «Союз строителей» никак не могут срезать 15 гектаров кукурузы на силос. Предстоит убрать 238 гектаров подсолнечника совхозу «Сокурский», 351 гектар кукурузы — совхозу «Смоленский», 118 гектаров этой культуры совхозу «Восход», 39 гектаров — совхозу «Ояшинский». В большинстве хозяйств сейчас на первый план выдвинулась вспашка зяби. Лучше других эта работа организована в колхозе «Ленинец», совхозах «Зеркальный», «Барлакский». И очень медленно готовят зябь в совхозах «Большевик», «Восход», «Сокуросталось убрать клубни картофелеводам. Соревно в а н н е здесь возглавляет коммунист И. Л. Рагулин. Он накопал 550 тонн картофеля. Хорошие результаты у В. М. Шумакова, Я. X. Септа. Производительно работает на уборке кукурузы Ф. М. Литвиненко, который накосил 3810 тонн зеленой массы. На него равняется молодой механизатор В. А. Уханов. На его счету 2526 тонн силосной массы. По-ударному трудится В. Т. Леончиков. Е. ЖИЛЬЦОВ, главный агроном совхоза «Смоленский». ский», где ее вспахано только по 2 4— 27 процентов к плану. Не вспахано н половины необходимой площади в колхозе «Союз строителей», совхозах «Смоленский», «Ояшинский», «Мошковский». Вновь наступившие дожди требуют особого внимания к работе на токах, зерноочистительных комплексах. Все семена сейчас должны очищаться и доводиться до посевных кондиций. Зернофураж, все зерноотходы необходимо также учесть до каждого килограмма, просушить их и засыпать в склады. За этим следует установить строжайш и й контроль. Ио-прежнему непростительно сдерживают сдачу хлеба государству совхоз «Смоленский», колхоз «Ленинец». К А Ж Д Ы Й Д Е Н Ь С Ч И Т А Т Ь У Д А Р Н Ы М Закончив жатву пшеницы, хлеборобы совхоза «Большевик» продолжают вести уборку ячменя и овса. В социалистическом соревновании механизаторов хозяйства лидируют члены уборочно - транспортного отряда третьей фермы. Многие комбайнеры стремятся производитель н о использовать каждую минуту. В часы ненастья они проводят дополнительные текуходы за комбайнами, ремонтируют их. Некоторые механизаторы переключаются на вспашку зяби. Чтобы преодолеть ранее допущенное отставание, каждый день на жатве теперь в хозяйстве объявлен ударным. За выполнение полутора и двух дневных норм предусматривается премия. Не раз были удостоены этого хлеборобы третьей фермы Алексей Михайлович Римша, Николай Ефимович Берестов, Алексей Михайлович Олешгко, Анатолий Васильевич Ишутин. В составе отряда образцово трудится прибывший на помощь из Воронежской области, Александр Павлович Клименко.

МОШКОВСКАЯ НОВЬ октября 1979 г., № 117(4147)5- --- В о с л я г г а н и х о —к о м п л е к с н ы й : п о д х о д ! Советская школа в условиях развитого социализма приобрела новое качество. Теперь это не просто учебное заведение, в котором преподаются и усваиваются те или иные предметы. Современная школа — важнейшая ячейка общества, где комплексно разрабатываются и претворяются в жизнь стратегия и тактика, методы и формы коммунистического воспитан и я юных граждан Советской страны. В нашем районе педагогические коллективы умело решают комплекс проблем обучения и воспитания школьников. Примером этого является деятельность учителей Со- курской, Октябрьской, Стан- ционно . Ояшинской, Дубро- винской, Новомошковск о й, Большевистской, Смоленской средних, Радужской восьмилетней школ. Здесь оборудованы учебные кабинеты, лаборатории, в библиотеках имеется достаточное количество общественно - политической литературы, книг о В. И. Ленине, его соратниках, о партии. В работу учителей внедряются элементы научной организации труда. Замечательный почин педагогов Московской области «От творчески работающего учителя — к творчески работающему коллективу» получил поддержку и распространение в школах нашего района. Образцовый опыт по военно - патриотическому и физическому воспитанию учеников, организации самообразования учителей накоплен в Ташаринской, по интернациональному воспитанию — в Октябрьской и Белоярской, по трудовому обучению и воспитанию — в Октябрьской, Смоленской средних школах. Много творческих усилий вкладывают педагогические коллективы Дубровинской, Большевистской, Белоярской, Ташаринской средних школ в работу по воспитанию коммунистической убежденно с т и учащихся на примере жизни и деятельности В. И- Ленина, на славных революционных, боевьгх и трудовых традициях советского народа. Здесь созданы музеи, открыты Ленинские комнаты, комнаты боевой и трудовой славы. Хороший педагог, какой бы предмет он ни вел, ежедневно преподает учащимся глав, ный урок — гражданственности, человеческого общения, высоких нравственных норм. В наше время насчитывается около 10 тысяч различных профессий с 40 тысячью специальностями. К тому же их мир не является чем-то застывшим и неизменным: одни профессии стареют и отмирают, другие наоборот, возникают и развиваются. Правильный выбор профессии очень важен как для самого человека, так и для общества в целом, поскольку способствует максимальному расцвету творческих сил и ак. тивности трудящихся, раскрытию их способностей. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» творится, что школьники должны вплотную подойти к овладению определенной профессией. Профессиональная ориентация учащихся проходит в четыре этапа: профессиональное просвещение школьников . и воспитание у них уважения к рабочим профессиям, производственная информация учащихся, профессиональная консультация и выбор определенной специальности. ф Первый этан включает ознакомление с наиболее нужными и распространенными в нашей местности профессиями. Эта работа начинается Школы—юному поколению И пример этого высокого искусства идейно - нравственного воспитания в процессе обучения показывают мастера педагогического труда А. П. Семчукова из Станционно-Оя- шинской, А. И. Романычева из НювОмошковской, Г. А. Родина из Сокурсиой, В. В. Чертовикова из Большевистской, (М. С. Чепурнова и Т. И. Обгольц— отличники народного образования из Ташаринской, И. И. Дорн из Дубро- винской, Н. А. Руднев из Смоленской, Л. В. Колесник из Мошковской средних школ и другие. В современных условиях, когда в стране осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, насущной задачей является решительный поворот школы к улучшению подготовки молодежи к ТРУДУ в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии. Что сделано в этом плане в школах района? Закончилась летняя трудовая четверть школьников под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики». Все учащиеся 7— 10 классов в составе лагерей труда и отдыха, ученических производственных бригад, школьных лесничеств, других трудовых объединений работали на полях и фермах колхозов, совхозов, участвовали в охране природы, в озеленении и благоустройстве сел, ремонте школ. Учащиеся Октябрьской средней школы заработали за лето 5627 рублей. Девочки из учебно-производственной бригады Смоленской средней школы надоили 46000 литров молока- Юными лекторами за лето прочитано 382 лекции, участниками школьных агитбригад поставлено 28 концертов для тружеников села. Школьники собрали 42 тонны металлолома, 32 тонны бумажного сырья, 36 килограммов березовой почки и т. д. Тем самым они вносят посильный вклад в выполнение народнохозяйствен н ы х планов. За последние годы значительно повысилось внимание к нравственному воспитанию учащихся. Действенным средством активизации этой работы стали книги Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». С огромным интересом читают и изучают эти книги школьники, находят в них ясные ответы на волнующие вопросы: каким быть? с кого «делать жизнь*? В школах проводятся диспуты, теоретические конференции на морально - этические темы, обсуждения новинок советской художественной литературы. Созданы первичные организации общества книголюбов. Много внимания уделяется дальнейшему улучшению эстетического воспитания- Организуются художественные галереи, выставки. Растут и расширяются коллективы и кружки художественной самодеятельности. Этому способствуют вошедшие в систему районные смотры - конк у р с ы ученической художественной самодеятельности. Победителями стали в этом году коллективы Мошковюкой и Со- курской средних, Радужской, Обской, Новопоросской восьмилетиях школ. Доброй традицией стало ежегодное проведение выставки детского технического творчества, в этом Г0ДУ на ней призовые места завоевали учащиеся Станционно - Ояшинской, Дубровинской, ОкГОТОВИМ i К А К Т И В Ы о й ж и з н и В нашей школе особое внимание уделяется воспитанию у учащихся любви к труду. Для этого организуются встречи со специалистами колхоза «Союз строителей», ветеранами труда, представителями Болотнинского педагоги ч еского училища, Ояшинского СОПТУ-8. В восьмом классе оформлен уголок профориентации. И не случайно многие выпускники школы идут в Ояшинекое ССПТУ-8, получают специальность механизатора и работают в родном хозяйстве. По плану, разработанному и утвержденному педагогическим советом, пополняется необходимыми инструментами для уроков труда школьная мастерская. Так, в последнее время сюда добавились столярные, сверлильный станки и другое оборудование. Успешно работает кружок «Умелые руки»- Ощутимую помощь оказывают нам правление, профком колхоза. !В прошлом учебном году для приобретения спортивного инвентаря было выделено 600 рублей. Наши питомцы принимают активное участие .во всех -мероприятиях, организуем ы х районной пионерской организацией и райкомом комсомола. В прошлом учебном году силами ребят было собрано две тонны макулатуры, несколько тонн металлолома. По итогам сбора березовых почек школе -присуждено первое место. Ребята помогли колхозу в уборке льна, очистке животноводческих территорий от снега. Заработанные деньга идут на проведение общешкольных меро-приятий. Прошедшим летом за школой был закреплен участок в 0,5 гектара. Здесь выращивался картофель, проводились опыты над свеклой, капустой, огурцами. Учащиеся работали на сортоиспытательном участке, приняли участие в ремонте здания школы и мебели. 50 детей отдохнули во время канйкул на .детской площадке. Разнообразие дел, в которые учителя вовлекают ребят, помогает каждому из них найти занятие по интересам, вложить в него свой задор, фантазию, и в конечном итоге, воспитать в себе достой- ного гражданина. С- ТЕПЛЫХ, директор Балтин с к о й восьмилетней школы. К Б УДУЩЕЙ П Р ОФ Е С СИИ еще в начальной школе. В средних и старших классах профессиональное просвещение постепенно переходит в соответствующую информацию и консультацию, которые заканчиваются рекомендациями выпускникам по выбору будущей профессии. Основную роль в профессиональной ориентации учащихся играют учебные предметы. Среди них одно из ведущих мест принадлежит физике. Поскольку в процессе ее преподавания происходит ознакомление ребят с научными основами современной индустрии. Техника, от простейшего механизма до сложнейшей машины, есть результат сознательного применения физических законов — в этом стараюсь убедить учащихся 6—10 классов. Их необходимо учить самообразованию, умению работать со справочниками, книгой (при изучении нового материала, решении задач). Трудно сегодня делить специальность и по принципу «легкая — тяжелая». Оператор пульта управления энергосистемой за дежурство устает не меньше, чем землекоп, хотя он только следит да нажимает кнопки. (Специальность оператора - электрика у нас является дефицитной, но некоторые родители и наши выпускники имеют ее). Поэтому наши ученые разделили профессии по группам «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек» и «человек — художествен н ы й образ». Я стараюсь ориентировать учащихся не на одну специальность, а на группу их. В начале в 6 классе состав-» ляю карту интересов. Она включает вопросы и ответы. На ^каждый вопрос нужно дать точный и обдуманный ответ. Он может быть в пределах следующих трех вариантов: очень нравится (+ + ), просто нравится (+ ), не нравится (—). Ответы на все вопросы дают картину интересов, которая учитывается дальше на уроке при работе по вопросам профориентации и классным руководителем. В кабинете оформлен стенд «'Новости науки и техники», «Хочу все знать» в соответствии с проходимой темой и связанными с нею материалами по профориентации. Использую экскурсию для знакомства с профессией строителя — в 8 классе, шофера, автослесаря — в девятом, оператора электрика — десятом и т. д. Семиклассники составля ю т рассказ о профессии родите лей, устройстве автомобилей разных марок. Лабораторная работа по определению плотности вещества в 6 классе для знакомства с профессией и практическими навыками лаборанта. В 9—10 классах проходит чтение рефератов о профессиях. Рабочие — выпускники школы рассказывают о своих профессиях. Профессиональная направленность курса физики может быть обеспечена и содержанием физических задач. Решение таких задач приносит значительную пользу как для закрепления знаний по физике, так и для развития политехнического кругозора учащихся, усвоению ими знаний и навыков в области выбранной профессии. Профессиональная ориентация и консультация учащихся осуществляются также и во внеклассной работе: при «организации физических вечеров, конференций, при проведении недели физики и т. д. Таким образом, многие задачи подготовки школьников к сознательному и обоснованному выбору профессии могут быть успешно решены в процессе ; преподавания физики, без нарушения системы и содержания курса. В то же тябрьской, Ташаринской средних школ, по прикладному искусству лучше других показали себя Большевистская, Смоленская средние, Мошков- ская, Радужская, Кузнецовская восьмилетние школы. В этом году была проведена районная выставка детского рисунка «Я вижу мир», посвященная Международному году ребенка. Лучшие рисунки представили Большевистская и Белс^рская средние школыУчитывая важность физического воспитания для всестороннего гармонического развития детей и молодежи, подготовки их к груду на. благо общества и выполнению священного долга по защите Родины, школы последовательно осуществляют ряд мер по совершенствованию физкуль- турно - спортивной работы. Уроки физвоспитания нацелены на привлечение учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО и активной работе в спортивных секциях. Ежегодно проводятся различные спортивные соревнования. Наши школьники принимали участие в областных соревнованиях по лыжам, баскетболу, волейболу, хоккею. Лыжники из детско-юношеской спортивной .школы входили в сборную области и участвовали в республиканских соревнованиях в г. Гурьевске. Комплексный подход благотворно сказывается и на работе по военно - патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В школах функционируют технические кружки, уголки боевой славы, проводятся походы и туристические поездки по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Большой популярностью у старшеклассников пользуется спортивный лагерь, который организуется на базе Большевистской средней школы. Дальнейшее совершенствование учебно - воспитательного процесса зависит прежде всего от учителя, его идейного уровня и педагогического мастефСтваГ Йвдущео .„десто в этом отводится самообрЙЗббаТ нию. Необходимой основой успешной работы каждого учителя, каждого руководителя стала опора на передовой педагогический опыт. Потому так важно его обобщение и распространениеп. го рько вс ки й, заведующий районо. время целетацрав л е н н а я профориентационная работа — это один из конкретных способов привития учащимся интереса к изучению физики и техники, важное средство связи преподавания науки с жизнью, с практикой комму--, мистического строительства. Г. РОДИНА, завуч Сокурсиой средней школы. НА СОИСКАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ СССР Известный советский поэт Роберт Рождественский представлен на соискание Государственной премии СССР за книгу стихов «Голос города». На снимке: поэт Р. Рождественский. Фото В. Савостьянова. (Фотохроника ТАСС).

октября 1979 г., № 117(4147)1 МОШКОВСКАЯ НОВЬ 19 7 S 1 - й - МЕЖДУНАРОДНЫЙ 1 Р Е Г 1) д Б [ : н к а МАШЕНЬКА . Фото В . Маслюкова. (Фотохроника ТАСС ). Молдавская ССР. Большим Соросом пользуется одежда для детей, выпускаемая Бельц- кой швейно - трикотаж н о й фабрикой. Изделия предприятия неоднократно експони р о- вались на международных ярмарках, на (ВДНХ СССР. На фабрике следят за покупательским спросом, изменениями моды. Художники- модельеры совместно с коллективом экспериментального цеха создают новые, современные модели, которые внедряются в производство. На снимке: художник-модельер, фабрики Е. А. 4Иубин- ская готовит демонстрацию новых моделей детской одежды. Фото М. Потырнике. (Фотохроника ТАСС). С Р А В Н И М Д В А М И Р А , Д В А О Б Р А З А Ж И З Н И Любовь Владимира Ильича Ленина к детям общеизвестна. Он неизменно проявлял трогательную заботу о детях, ду- Majf об их настоящем и будущем. Декреты и постановления Совнаркома, подписанные Владимиром Ильичом Лениным «навсегда останутся, — отмечал И. А. Семашко, — историческим памятником заботы Советской власти и товарища Ленина о детях». Среди таких декретов и декрет «Об учреждении Совета защиты детей». Его проект обсуждался на заседании Совнаркома под председательством В. И. Ленина 25 января 1919 года. Знакомясь с проектом, Владимир Ильич внес существенную поправку в первоначальный заголовок, — вместо слова «обороны», написал «защиты». 4 февраля 1919 года отредактированный В. И. Лениным декрет был принят. В нем отмечалось: «Принимая во внимание тяжелые условия жизни в стране и лежащую на революционной власти обязанности сберечь в опасное, переходное время подрастающее поколение, Совет Народных Комиссаров настоящим декретом утверждает особый Совет защиты детей». Как важнейшее государственное дело декретом определялось дело снабжения детей питанием, одеждой, обеспечение топливом, медицинской помощью, предусматривалась эвакуация детей в хлебородные губернии. Ленинский принцип: «Все лучшее — детям» — был и остается в нашей стране государственным законом. «В Советском Союзе мы стараемся сделать все, чтобы годы детства были здоровыми и счастливыми, — указ ы в а е т Л. И. Брежнев. — Мы создали и проДолжаем строить тысячи и тысячи светлых, удобных детских яслей, детских садов, школ. . Мы стремимся научить детей добру, ДРУЖ-бе, Научить их жить по- Добрососедски со всеми людьми любой национальности и цвета кожи, научить ик уважать труд и уметь трудиться на благо всех людей!». И это, конечно, не может не вызывать у каждого советского человека чувство глубокой удовлетворенности. Нынче, в год, объявленный Организацией Объединенных Наций Годом ребенка, советские люди с гордостью констатируют: в нашей социалистической стране счастливое детство провозглашено и гарантируется. Но мы знаем: за 'рубежами нашей страны, в капиталистическом мире положение детей тяжкое, неутешительное. И сознание этого не может не волновать всех людей доброй воии. Да, в обществе социальной несправедливости, где человек человеку — волк, дети— самые обездоленные из обездоленных- Представить только! — каждый день на планете умирает от голода 80 тысяч детей. Из 373 миллионов детей только 115 миллионов имеют возможность посещать школы. В странах Запада, о «свободе» которых на все лады трезвонят пропагандисты капиталистического обра з а жизни, миллионы подростков из-за разгула массовой преступности, наркомании, порнографии находятся под угрозой полного морального растления. Сам образ жизни в капиталистическом мире воздействует на ребенка так, что способствует развитию в нем самых низменных качеств. «бесчеловечный, жестокий по природе своей капитализм кадечит миллионы детей физически и духовно, безжалостно истязает и растлевает их, эксплуатирует и обкрадывает. Писать о трагедии детей тяжело, — отмечает сов е т- ский публицист В. Сыроком- ский. — Но писать об этом обязательно надо. Нет, не из желания позлорадствовать по поводу язв «свободного мира ».•Просто, когда детям плохо, \ \ щ больно за них, чьи бы они ни были». , Вот с таким чувством боли за детей, которых истязает сама капиталистическая действительность, и написана рестанет загораживать лицо ручками — снова точн ы й удар по одной щеке, потом по другой. Хозяин собаки тот беспорядочно колотил пса, а этот действовал хладнокровно, продуманно. У меня все кипело внутри. Но я был иностранцем, как тут вмешиваться... Все же не выдержал и обратился к солидной паре на соседней скамейке: — Что делает этот человек? Он же мучает ребенка! Пара, спокойно наблюдавшая за происходящим, с недоумением уставилась на меня. Минута холодного молчания, — они демонстративно поднялись и удалились с видом оскорбленной добродетели. Они явно были недовольны. Мною.-. Реакция публики потрясла меня даже больше, чем поведение отца-мучителя». Все это не могло не привлечь внимания публициста, побудило его заняться изучением определившейся темы. И в результате работы эта книга — «Искалеченное детство», в которой широко использованы документальные свидетельства, цифры и факты, почерпнутые из западных С Л О В О В З А Щ И Т У Д Е Т С Т В А В. Сырокомским книга «И с ­ калеченное детство», выпущенная издательством «С о ­ ветская Россия» в серии «По ту сторону»- Однажды, будучи в Мюнхене, автор книги, увидел такую картину. В небольшом ухоженном парке прогуливались люди, выглядевшие сытыми, довольными жизнью и собой. «Внезапно чинная, благопристойная тишина была нарушена. Возле клумбы завизжал от боли породистый пес, которого стегал поводком мужчина в кожаной куртке. Чуть ли не одновременно на детской площадке раздался громкий плач: там другой мужчина столь же яростно избивал мальчика лет трех- четырех. Не прошло и минуты, как у клумбы образовалась толпа, возмущенная' поведением хозяина собаки, негодующие граждане что-то гневно выкрикивали, наверное, грозили вызвать полицию. Возле детской площадки никто даже не замедлил шага: публика и не -думала заступаться за ребенка. А между тем папаша — или не знаю кто он был — продолжал расправу весьма методично и искусно: ударит по одной щеке, -потом по другой; чуть ребенок успокоится, легазет и журналов. Анализируя материал, В. Сыроком- ский показывает утвердившуюся в капиталистическом мире жестокость по отношению к детям и равнодушие людей к этой жестокости, дает всему этому точное и ясное объяснение. Жестокость на Западе процветает. Она стала нормой в отношениях людей. И эта жестокость воспитывае т с я прежде всего на детях, в отношении к ним. Испытавшие жестокость в обращении, вырастают людьми жестокими. Собаки в Ф Р Г защищены законом. Он запрещает физическую расправу над животными. Шестьсот шестьдесят тысяч членов общества защиты животных следят за неукоснительным соблюдением закона- А дети подобным законом не охраняются. «Р ав ­ нодушие, с которым взрослые немцы взирают на то, что делают другие взрослые немцы со своими детьми, создает питательную почву для трагедии, приобретающей все более страшные размеры». Так писала шприн г е р о в с к а я «-Вельт». Трагедий неисчислимо. Родители забивают своих детей до смерти. Родители сознательно терзают своих детей. Ежегодно в Ф РГ регистрируется две тысячи дел о нанесении детям открытых ран. От истязаний ежегодно погибает до полутораста детей. Факты и цифры, которые приводит автор, потрясают. Такое положение в Ф Р Г не исключительное. «П о статистике ужасов, — констатировала «Нувель обсерватер», — Франция может соперничать с любой другой страной. Во Франции насчитывается п] мерно такое же (как и в I ликобритании) число детей которых бьют, душат, трясут морят голодом, обжигают, ку сают, пытаются удавить, ка лечат и подчас убивают их родители». Цифры и факты, которые приводит автор книги, убедительно доказывают, что во всех капиталистических странах, v— и в Италии, и в Соединенных Штатах Америки, везде и всюду истязание детей — не патология, а явление. В. Сырокомский начисто опровергает утверждение правой печати Запада, что истязания - де — криминалистические истории- Нет, истязания детей это результат социальной несправедлив о с т и , следствие владычества его Препохабия Капитала. «Мы растим поколение бездушных, холодных, жестоких людей, — заявлял профессор Таубер. — Тот, кото не любили в детстве, сам никого не любит. Тот, кто был жертвой насилия, сам очень легко может стать насильником». Это верно. И насильниками, жестокими людьми становятся уже в детстве. Преступность в американских школах растет неудержимо. Увеличивается число убийств, изнасилований, нападений на школьников и учителей. Подростки, школьники растлеваемые несправедливостью, царящей в капиталистической стране, печатью, телевидением становятся участниками бандитских шаек, воруют, устраивают поджоги, занимаются грабежами. Насилие их не ужасает и не возмущает. «Дети — самая большая ценность человечества, его будущее. Мы все в ответе за их судьбу. И потому советские люди поднимают свой голос в защиту детей всей планеты, в защиту тех, кого истязают, калечат, растлевают, эксплуатируют, убивают в так называемом «свободном мире»- Этими взволнова и н ы м и строками заключает В. Сырокомский свою книгу, яркую, публицистическую книгу, разоблачающую капиталистический мир, как врага детей и детства. Она воспринимается как глубоко эмоциональное слово в защиту детей, обездоленных миром капитализма. Е. ЛУЧИНЕЦКИЙ, писатель. г. Новосибирск. ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ Хороший подарок получили дети тружеников колхоза «Уз- вара» Бауского района Латвии. Для них построен новый детский сад. Здесь к услугам малышей плавательный бассейн с подогревом воды, хорошо оборудо-- ванные залы для игр и физкультурных занятий, утолок природы. На снимке: в бассейне детского сада. Фото В. Лисицына. (Фотохроника ТАСС ). На приеме у врача. Фото Н. Адамовича. (Фотохроника ТАСС ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2