Мошковская новь, 1979, № 007

мошковскля новь 16 января 1979 г., № 7 (4037) Соревнованию—действенность С каждым годом возрастает ских обязательств как не бы- роль социалистического сорев- вало. нования в трудовой деятель- Основа основ деятельности ности коллективов, в мобили- красного уголка — план рабо- зации людей на успешное вы- ты g плане предусматривают- полнение планов и социалис- £Я g^g мероприятия, проводи- тических обязательств. Сорев- мые ,в уголке, на квартал или нование подлинное, дейст- полугодие — концерты худовенное, основанное на ленин- нсественной самодеятельности, ских принципах сравнимости, лекции, беседы и т. д. План гласности мощный резерв вывешивается на видное мес- повышения производительно- то Это ставит в ответствен- сти труда, улучшения всех ное ПОЛОнсение непосредствен- производственных показателей пых исполнителей мероприя- предприятий. хий. рабочие уже заранее Организация социалистиче- ждут концерта или лекции. В ского соревнования предпола- такой ситуации срыв м&ропри- гает комплекс мероприятий, Ятия, как правило, редок. Од- направленных на повышение нако такие планы не увидишь его эффективности. В рядехо- в красных уголках многих хозяйств района, на отделениях, зяйств, предприятий. Нет их фермах в этом плане накоплен в совхозах «Барлакский», положительный опыт. Но име- «Большевик», ются и некоторые недостатки, в последНие годы в сель- упущения, которые мешают ском хозяйстве произошли р'азвитию соревнования. значительные перемены в сто-: Сейчас в коллективах пла- р0ну повышения уровня ме- нируют работу, принимают со- ханизации труда. Особенно за- циалистические обязательст- Метно это в животноводстве, ва на четвертый год пятилет- Сейчас, по-существу, все фер- ки. Обязательства — как бы мы разделились на две груп- отправная точка соревнова- пы—те, кто работает с моло- ния. От их объективности во копроводом и те, кто доит при многом зависит весь дальней- помощи переносных доильных ший ход трудового соперниче- аппаратов. Конечно, и сорев- ства. Вот почему сейчас самое нование их должно быть диф- серьезное внимание нужно ференцировано. К сожалению, уделить принятию реальных в ряде хозяйств до сих пор су-, социалисте ч е с к и х обяза- ществует уравниловка, при ко- тельств. Их необходимо гото- ТОрой за основу берется один вить заранее с учетом и при- показатель — надой на фу- влечением всех неиспользован- ражную корову без учета ко- ных резервов, с точным эко- ЛИЧества обслуживаемых жи- номическим расчетом, зна- ВОтных. Исходя из этого, вы- иием настроения каждого чле- плачиваются премиальные, дана коллектива. Принимать ЮТСя дополнительные льготы, обязательства человек должен это в корне неправильно. С сознательно, опираясь на кон- РазВитием специализации про- кретные условия работы. Толь- изводства, появлением новых ко тогда он по-настоящему мо- профессий, увеличением на- жет бороться за их выполне- хруаки на работающих необ- ние, быть активным участии- ходима специализация, диф- ком соревнования. ференциация и условий соревК сожалению, практика по- нования. Они должны разра- казывает, что так бывает да- батываться строго по каждой лево не везде. Кое-где в нача- категории рабочих, с учетом ле года в обязательства запи- специфики труда каждого, сывают заведомо невыполни- Большие возможности в опе- мые цифры. Здесь философия ративном освещении хода со- такова — сегодня это выгля- ревнования, его гласности от- дит эффектно, а завтра авось крывает местное радиовеща- забудут. И, действительно, за- ние. В некоторых хозяйствах, бывают. В отдельных хозяйст- например, в совхозе «Больше- вах годами не заслушиваются Вик», оно имеется. Однако отчеты о выполнении приня- Возможности радиовещания истых обязательств, не рассмат- пользуются плохо. По этому ривается ход выполнения обя- поводу справедливо критикова- зательств коллективных. Толь- ЛИСь на отчетно - выборном ко в конце года подведут ито- партийном собрании секретарь ги, да и то молчком, посколь- парткома совхоза «Болыне- ку завышенные обязательства, вик» А. А. Пермин и предсе- как правило, не выполняются. датель рабочего коми т е т а Стыдно, когда обязательство а . П. Бондарев. Передачи низко, вдвойне, стыдно — ког- здесь ведутся от случая к слу- да оно не выполнено — вот с Чаю, носят декларативный ха- каких позиций, думается, не- рактер. Сейчас в совхозе при- обходимо подходить к приня- нимаются меры, чтобы нала- тию социалистических обяза- дить местное радиовещание, тельств. вести передачи ' систематичеНо вот они приняты. Теперь ски. Так нужно поставить во- дело за тем, чтобы с помощью прос и в остальных хозяйст- соревнования обеспечить его вах. выполнение. И здесь на пер- Социалистическое соревно- вый план выступают оператив- вание не терпит шаблона ность подведения итогов, ши- истина общеизвестная. Дейст- рокая гласность, сравнимость веным оно может быть тогда, результатов, распространение когда идет в ногу с развитием передового опыта. Хорошо на- производства, с ростом обще- ладить эту работу партийные образовательного, культурно- и профсоюзные комитеты мо- го уровня людей. Формы и гут тогда когда к ее проведе- методы его разнообразны, все нию Привлечен широкий круг дело в том, чтобы они отвеча- активистов, когда на произ- ли запросам дня сегодняшне- водсгве имеются красные угол- го. И здесь главная роль при- ки, Дома животноводов. Здесь надлежит партийным, профсо- должны сосредотачиваться вся юзным и комсомольским кооперативная информация о хо- митетам, призванным всемерно де выполнения поставленных способствовать развитию это- задач, отмечаться достижения го мощного резерва социали- передовиков, находиться бюл- стического производства. «Нам летени с индивидуальными и не нужны шум и трескотня по общими социалистическими поводу соревнования. Нам обязательствами. В каждом нужна живая заинтересован- красном уголке должен быть ность каждого трудящегося, определенный минимум атри- каждого трудового коллектива бутов, необходимых для веде- в улучшении своей работы»,— ния политмассовой работы, ор- говорил в своем выступлении ганизации действенного сорев- на ноябрьском Пленуме ЦК нования. Излишества же в КПСС Л. И. Брежнев. Это оформлении зачастую играют очень важная и ответственная отрицательную роль. Бывая в наша задача. И решить ее нуж- прифермских красных угол- но в первую очередь, устра- ках, порой обнаруживаешь в няя все то, что мешает сорев- них всевозможные афиши Гос- нованию, тормозит его посту- страха, санэпидемстанции и пательное движение, т. п. А вот своих информаци- В. САКАДЫНСКИИ, онных листков, социалистиче- инструктор райкома КПСС. Современное производство предъявляет повышенные требования к общей культуре рабочего и его профессиональному мастерству. В связи с этим перед школой, перед каждым учителем стоит важнейшая задача по профессиональной ориентации учащихся. У нас в школе воспитание уважения детей к труду, понимания его общественной значимости, формирование необходимых для трудовой деятельности устойчивых навыков начинаются с творческих сочинений по русскому языку и литературе о родном селе, о профессии родителей, с составления различных диаграмм о производстве совхоза, с экскурсий в различные цеха, на родную природу. Ребята создают альбомы и стенды. На вечере встречи выпускников школы со специалистами совхоза за чашкой чая в непринужденной обстановке гости рассказывают о своих профессиях. Выпускники — о сокровенной мечте. Такие вечера встречи практикуются во многих классах. У нас в школе стало традицией проводить выставку цветов, выращенных ребятами, вечер «Хвала хле- «Ученическая производственная бригада — трудовой коллектив учащихся средней общеобразовательной школы, организуемый в целях коммунистического восп и т а н и я школьников в процессе производительного сельскохозянст- • венного труда»,— говорится в первом пункте примерного положения об ученической производственной бригаде. Воспитывает только труд созидательный. Исходя из этого, наш коллектив семь лет назад избрал для выполнения цели воспитания ученическую животноводческую бригаду. Н У Р С— НА ПРОФОРИЕНТАЦИЮ бу». Приглашенные —передовики, комсомольцы совхоза, родители. К этому вечеру ребята своими руками готовят выставку хлебобулочных изделий. На пришкольном участке ребята младших классов в минувшем году выращивали кукурузу, просо, кабачки, помидоры, огурцы и другие культуры. Учащиеся летом делали на фермах брикеты из мела. На первой ферме работало 40 учеников, в строительной бригаде совхоза — 38. Учащиеся 9-го, 8-го классов С. Шашен- ко, С. Вахмянин, Л. Сотников, К. Русаков и другие награждены грамотами совхоза за помощь в сеноуборке. Работу по профориентации все классные руководители ведут систематически, в одном направлении, совместно. Каждый класс имеет своих шефов, производственный учаI в о с п и т а н и ю - ; !КОМПЛЕКСНЫЙ ! I П О Д Х О Д ! | гадой, которая формируется в октябре - ноябре из девятиклассниц. Они выбирают бригадира, комиссара, редактора стенгазеты, культмассовика. Зоотехник совхоза ведет теоретические занятия по программе подготовки мастеров машинного доения. После прохождения темы «Меры безопасности при работе на животноводческой ферме» члены бригады выходят на ферму. Проводится первое совместное сток, закрепленный за ним. Регулярно каждый класс отчитывается о своих делах. После окончания школы 11 выпускников продолжили учебу в сельскохозяйственных учебных заведениях. Трое работают и заочно учатся в сельскохозяйственном институте. За два последних выпуска 25 человек остались работать в совхозе. Идут учащиеся и после восьмого класса в ОСПТУ-8 по направлению хозяйства. 8 человек в этом году вернулись из армии и все остались в родном селе. 60 процентов выпускников восьмых и десятых классов остаются в совхозе или учатся от хозяйства. Каждый выпускник средней школы получает удостоверение тракториста III класса. Результат был бы еще лучше, если бы и администрация совхоза, руководители производственных участков, коллектив учителей и общественные организации села объединили свои усилия по организации трудового обучения, чтобы все выпускники школы оставались работать в селе. 3. ХЛЫСТОВА, учительница Большевистской средней школы. кую рань —это доброе упражнение в преодолении трудностей. «Мне кажется, — пишет Нина X., — что это была проверка на , стойкость, на готовность к работе в любых условиях». В это время члены производственной бригады еженедельно выпускают «Боевой листок», проводят политинформации, выступают с концертами художественной самодеятельности, участвуют в районных конкурсах мастеров машинного доения, а нередко и в областных конкурсах. В 1973 году наша бригада была уча- УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОИ—СЕМЬ ЛТЕ Какие педагогические задачи, на наш взгляд, может и должна решать бригада? Во- первых, подготовить детей к производительному труду, привить любовь и уважение к ТРУДУ работников сельского хозяйства, родителей. Во-вторых, сдружить классный ученический коллектив, помочь овладеть специальностью мастера машинного доения. Приобрести опыт политичес к о й и общест- веной работы среди рабочих совхоза. Доказать необходимость хороших знаний для работников сельского хозяйства. Через участие ребят в производственных совещаниях, рабочих собраниях воспитать чувство ответственности за решение всех вопросов жизни коллектива. Научить членов бригады правильной организации социалистического соревнования, преодолевать трудности. Такие задачи ставим мы перед животноводческой брисобрание доярок совхоза и учащихся, в котором -участвуют бригадиры животноводства, главный зоотехник, управляющий отделением, директор школы, классный руководитель, все члены бригады. После сообщения цели собрания происходит закрепление членов бригады за лучшими доярками на весь период обучения. С этого момента начинается совместная работа животноводов и членов бригады. Пока идет учеба, школьницы раз в месяц выходят на вечернюю дойку, ухаживают за животными, осваивают доильный аппарат. Кроме того, они периодически ставят концерты: для шефов, выпускают газеты. С 30 мая начинается новый этап в жизни бригады. В этот день ее члены переходят в общежитие (пришкольный интернат), где расселяются по комнатам, наводят в них порядок, создают домашний уют. Мы обязательно поселяем всех членов бригады в общежитии, хотя почти все они живут в одном селе. Нам важно посмотреть на то, как смогут они совместно сжиться, как будут вести себя в данной обстановке, в процессе приживания, ведь черев год почти всем им предстоит покинуть семью и жить в общежитиях или на квартирах. В это время мы проводим беседы о соблюдении правил социалистического общежития. Ежедневно ученицы должны доить группу в 25—30 коров. Это нелегко, да и вставать нужно В 5, а в 5.30 ехать в летний лагерь. Вставать в таБолее пяти лет возглавляет первичную организацию общества «Знание» Новосибирского районного нефтепроводного управления Полина Григорьевна Клочкова. За это время организация стала одной из лучших в районе. Общее число лекторов возросло до 30 человек, улучшилось качество читаемых лекций. Свою работу члены общества «Знание» строят в соответствии с планом, утвержденным партбюро. В тематике лекций 1978 года большое место отводилось пропаганде материалов декабрьского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, произведений Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина», новой Конституции СССР. На первый квартал 1979 стн.ицей ВДНХ СССР, а в 1974 году — участницей Всероссийского и Всесоюзного слетов ученических производственных бригад. В 1977 году впервые в истории нашей бригады Света Атрахманова заняла третье место среди школьников на областном конкурсе мастеров машинного доения коров. В 1978 году на первом районном слете ученических производственных бригад нашей бригаде был вручен вымпел и грамота, как лучшей животноводческой бриг а д е школьников Мошковского района. Девушки очень гордятся всеми достижениями бригады в предыдущие годы и стараются не уронить чести в каждый последующий год. Наша бригада, в отличие от большинства бригад в других школах, работает не обособленно, а непосредственно в рабочем коллективе, тем самым приобщается к нему и даже оказывает влияние - на него. После окончания работы бригады проходит заключительный праздник, прощанье с шефами. В текущем учебном году седьмая животноводческ а я бригада уже начала свою деятельность. Школьницы выбрали бригадира, комиссара, культмассовика, познакомились со своими шефами, уже несколько раз ходили на ферму, ставили концерты перед животноводами. Н. ЖИЛЬЦОВА, руководитель учебно- производственной бригады Смоленской средней школы. года запланировано и проводится чтение лекций по материалам ноябрьского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС, а также по темам, посвященным подготовке к выборам в Верховный Совет СССР. Проводимая членами общества «Знание» воспитательная работа оказывает положительное влияние на повышение трудовой активности рабочих и служащих Новосибирского районного нефтепроводного управления. Коллектив предприятия успешно завершил народноховяйствен н ы й план 1978 года и сейчас трудится над выполнением новой производственной программы. На снимке: П. Г. Клочкова. я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2