МОШКОВСКАЯ НОВЬ 9 января 1979 г., № 4 (4034) ЦЦЦЦЦ П Р О П А Г А Н Д И С Т - В О С П И Т А Т Е Л Ь ИДЕЙНО У Б ЕЖДЕ ННЫХ , XXV съезд КПСС отметил, что сейчас важно, не снижая внимания к вовлечению в партийную учебу все более широких масс коммунистов и беспартийных, проявлять заботу о содержании этой работы, о повышении ее теоретического уровня. Эта установка логически развита и конкретизирована в постановлении ЦК партии «О задачах партийной учебы в свете решений XXV съезда КПСС». В настоящее время важнейшее значение приобретает изучение марк- систско - ленинской теории в тесной связи с практическими задачами коллективов, комплексного подхода к воспитанию, идеологическому обеспечению экономических и социальных задач. Многие пропагандисты широко используют в практике своей работы метод проблемного обучения, разбор конкретных ситуаций, выдачу практических заданий и другие формы, обеспечивающие высокую активность слушателей на занятиях. На основе активизации учебы слушатели учатся самостоятельно решать теоретические и практические задачи. Все многообразие методов, составляющих в единстве методику политической учебы, объединяет главный метод — метод самостоятельной работы. В наши дни вопросы по- вышения эффективности учебы решаются только через такие. проверенные жизнью формы работы, как зачеты и экзамены, теоретические конференции, написание коммунистами рефератов, проведение ими социально - экономического анализа по конкретным вопросам с учетом дифференцированного подхода к обучающимся. Уровень и содержание идейно - политического образования, его органическое соединение с нравственным и трудовым воспитанием во многом зависят от теоретической подготовленности, партийн о й закалки и самоотверженности пропагандиста, его личцости. Никакое даже самое лучшее слово не обладает такой могущественной силой воздействия на людей, как образ жизни и морально - этический облик самого пропагандиста. Требуя от слушателей четкого соблюдения учебной дисциплины, пропагандист призван быть для них образцом точности и аккуратности. Важным для пропагандиста является и умение остро ставить вопросы, не уходить от ответов на них. Наши лучшие пропагандисты выполняют свои обязанности не только по долгу, но и по призванию. Среди них С. И. Якуб, Н. А. Галузин, Д. А. Жуков, Е. Е. Назарова, Н. П. Гвоздарев, В. Е. Петров, И. П. Беляев, Н. А. Еварович, В. М. Ермолаева, И. Ф. Плохих, Б. Г. Шмидт, В. В. Суворов, А. С. Пилипченко, В. В. Новосельцева, А. Н. Андреев и многие другие. Существенную роль в реализации на практике единства экономических и идеологических сторон воспитательной работы, как показывает опыт, Трудно в наше время, когда бурно развивается научно-техническая революция, происходят огромные социальные сдвиги в развитии общества, оставаться интересным лектором. Высокий уровень образованности людей, качество мастеров устного и печатного слова, широкое повсеместное распространение радио, телевидения, периодической литературы предъявляют большие требования к нам, пропагандистам. Постоянной заботой для меня является совершенствование своего теоретического уровня. Прежде всего, изучаю литературу по темам теоретического семинара, которым я руковожу, повторяю первоисточники. Помогают пополнять багаж знаний книги, журналы. ВАЖНАЯ СВЯЗЬ В ВОСПИТАНИИ играет массовое экономическое образование трудящихся. Широкая система такого образования была создана, как известно, на основании решений XXV съезда КПСС. В августе прошлого года ЦК КПСС принял постановление «О работе партийных организаций Башкирии по усилению роли экономического образования трудящихся в повышении эффективности производства и качества работы в свете решений XXV съезда КПСС». Особенность этого постанов л е- кия состоят в том, что состояние экономической подготовки кадров рассматривается в тесной связи с осуществлением важнейшей задачи десятой пятилетки — повышением эффективности общественно г о производства и улучшением качества работы в каждом звене народного хозяйства. Коммунистическое воспитание — единый процесс в том смысле, что нельзя формировать какую-либо одну сторону личности человека, какие-либо одни качества, не затрагивая другие. В человеке все взаимосвязано, поэтому и воспитание должно быть единым, целостным процессом. Особо важно подчеркнуть взаимосвязь экономического воспитания с политическим, экономического — с трудовым. Пропагандисту недостаточно только воспитывать одно трудолюбие, требуется также развить и экономическую смекалку, экономическое мышление, навыки эффективной деятельности. «...Для хорошего, по- настоящему передового работника, — как отменил Л. И. Брежнев, — мало быть просто трудолюбивым и дисциплинированным, от него требуется еще активный живой интерес и забота об общем деле, стремление к тому, чтобы это дело шло к лучшему и в бригаде, и в цехе, и на предприятии в целом». Четкой программой работы пропагандиста по идеологическому обеспечению производственных задач являются личные творческие планы. Впервые они появились у пропагандистов электромеханического завода имени Владимира Ильича. Сохранив общую идею ильичевцев, райком КПСС разработал свою форму творческого плана применительно к условиям и задачам района. Личный творческий план составляется на каждый учеб- ный год, а в целом скрепляется пятилеткой, ее целями и задачами. Выполнение личного творческого плана — один из важнейших методов повышения эффективности учебы. В конце каждого учебного года планы анализируются, подводятся итоги по их практическому претворению в жизнь, намечаются меры по устранению недостатков. Сегодня в личных творческих планах следует учитыСЛАГАЕМЫЕ МАСТЕРСТВА Нельзя обходиться и без фактов окружающей нас жизни. Поэтому я всегда использую справочники, сообщения ЦСУ, производственные и экономические анализы хозяйственной деятельности, данные о повышении культурного и материального благосостояния тружеников совхоза «Смо л е н- окий». Очень важно также совершенствование пропагандистского методического мастерст ва. Не один десяток лет я работаю пропагандистом. И каждый раз учитываю состав слушателей, их индивидуальные способности, использую в выступлениях сравнения, провать не только экономические показатели работы слушателей, но и те моменты, которые определяют их дела и поступки. Недопустимо, когда составление творческих планов носит формальный характер, затягивается до середины учебного года. Личный творческий план пропагандиста должен обсуждаться в парторганизации. Обсуждению нового плана должен предшествовать отчет пропагандиста о выполнении им плана за предыдущий учебный год. Личный творческий план пропагандиста является основным документом при проведении его аттестации. Эффективной формой политической учебы, изучения экономики и передового производственного опыта среди рабочих, колхозников стали школы коммунистического труда. У нас в районе работают 138 школ массовой пропаганды, в которых занимается более 4 тысяч .рабочих и колхозников. Учеба в школах коммунистического труда способствует активному вовлечению слушателей в соревнование, усиливает гласность его результатов, улучшает общественный контроль за ходом выполнения планов и обязательств, является одним из каналов распространения передового производственного опыта, ценных инициатив. Одним из важнейших направлений идейно - воспитательной работы партии является нравственное воспитание, в ходе которого нормы коммунистической морали, личного поведения каждого человека вырабатывают определенное отношение к явлениям действительности. Нравственновоспитательную работу в трудовом коллективе, в политшколе и семинаре наиболее целесообразно вести в следующих направлениях: популяризировать лучшие образцы поведения, соответствующие идеалам социализма, создавать в коллективе такую нравственно - психо л о г и ч е скую атмосферу и такое общественное мнение, которые бы стимулировали самоотверженность в труде, чувство товарищества и взаимопомощи, бережное отношение к общественной собственности, честность, дисциплинированность. Работая со слушателями, пропагандист призван способствовать формированию у людей морали сознательных тружеников, отчетливо понимающих роль и значение творческого труда, стремящихся к высшей его производительности и такому уровню мастерства, который знаменуется изготовлением продукции отличного качества. В этой связи исключительно важны для нравственного воспитания учет всей совокупности факторов, влияющих на личность, их умелое сочетание и использование в идейно- воспитательной работе. А. МИНЕНКОВА, заведующая кабинетом политпросвещения райкома КПСС. тиволоставления, цитаты ив произведений классиков марксизма - ленинизма. Большое значение при усвоении программного материала имеет выполнение практических заданий, подготовка и обсуждение рефератов. Занятия в теоретическом семинаре учителей дают положительные результаты в повышении успеваемости учащихся, в проведении массово- политической работы среди тружеников хозяйства. Много доброго можно сказать о делах учительниц Н. Г. Жильцовой, А. К. Ивановой и других. С. ЯКУБ, руководитель теорет и ч е- ского семинара Смоленской средней школы, В школе «Основ марксизма- ленинизма» Новосибирск о г о районного нефтепроводно г о управления занимается по курсу истории КПСС 27 коммунистов. Программа этого курса рассчитана на два года. Но, кроме программного материала, мы изучаем решения июльского и ноябрьского Пленумов ЦК КПСС, а также книгу Л. И. Брежнева «Целина». В целях повышения политических знаний слушателей я каждый год составляю личный творческий план. Он включает в себя такие разделы, как «Работа над повышением теоретического уровня пропагандиста и его методики преподавания», «Совершенствование учебного процесса», «Повышение трудовой и общественной активности слушателей» и другие. Необходимость доходчивого изложения материала заставляет меня тщательно изучать труды В. И. Ленина и другие первоисточники. Так, например, мы уже изучили «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал- демократов», «С чего начать?» и другие. Очень важно знать методику изучения истории партии и использовать ее у себя. Весь учебный процесс я разбиваю на чтение лекций, собеседование и выдачу практических заданий для самостоятельной подготовки с использованием для ответа йме- ющихся наглядных пособий и технических средств. При изучении произведения Л. И. Брежнева «Целина» слушателям оказали большую помощь своими выступлениями участники освоения новых земель Э. Ю. Пелло и Н. С. Волокитин. Практические задания мною даны Ф. Е. Азаренко по вопросу «Исторические предпосылки создания марксистской О С н О Органическ а я связь с жизнью — характерная особенность и важнейшая сторона партийной пропаганды. В. И. Ленин неоднократно отмечал, что пропаганда будет эффективной только в том случае, если знания, полученные людьми, превратятся в их глубокие личные убеждения, станут ориентиром в практиг ческих делах. Еще раз нам об этом напоминает постановление ЦК КПСС «О работе партийных организаций Башкирии по усилению роли экономического образования трудящихся в повышении эффективности производства и качества работы в свете решений XXV съезда КПСС». Центральный Комитет партии поставил задачу усилить практическую направленность экономического образования, обратив особое внимание на изучение хозяйственного расчета, вопросов рационального использования основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, снижения себестоимости, на овладение этими рычагами интенсивного развития экономики. Выполняя эту задачу, я стараюсь развивать у слушателей конкретное экономичеТВОРЧЕСКОМУ партии в России», В. И. Зиновьеву по теме — «Историческое значение книги В. И. Ленина «Что делать?», Д. М. Штабному поручено популярно изложить причины и характер первой русской революции в России, П. А. Машкову — «III съезд РСДРП о тактике партии», А. Г. Шабанову — «В. И. Ленин о причинах поражения первой русской революции, ее уроках и международном значении». Как правило, я интересуюсь, какую художественную литературу читали слушатели по изучаемой теме, если не читали никакой — рекомендую, что прочесть. Выполнение личного- творческого плана нацеливает тру- жеников на повышение трудовой и общественно-политической активности. При индивидуальной работе со слушателями особый упор ведется на побуждение их к активному участию в агитационно-массовых мероприятиях. В разделе моего' личного творческого плана «Меры по повышению трудовой и общественно - политической активности слушателей» намечено оказать помощь агитатору А. П. Богомазову в подготовке бесед в транспортном цехе об итогах ноябрьского (1978 года) Пленума ЦК КПСС, принять участие в разработке индивидуальных и коллективных социалист и ч е с к и х обязательств, заслушать на занятиях Н. С. Волокитина о выполнении обязательств транспортного цеха. Планом предусмотрено проведение на занятиях информаций руководителей и специалистов об эффективности использования имеющихся средств, о выполнении планов и задач, стоящих перед управлением. Для меня важно, чтобы личный творческий план, реализуясь, выражался в трудовых показателях как отдельных слушателей, так и в тех подразделениях, где они работают. Наш коллектив успешно справился с планом 1978 года. Перевыполнены мног и е показатели. Подано и внедрено 60 рационализат о рских предложений с экономическим эффектом в 56,7 тысячи рублей. В этом немалая заслуга коммунистов, занимающихся в школе «Основ марксизма-ленинизма» И. БЕЛЯЕВ, пропагандист Новосибирского районного нефтепроводного управления. В н О й ское мышление, бережное отношение к социалистической собственности, непрям и р и- мость к недостаткам, умение применять полученные знания в борьбе за рост производительности труда, за повышение качества продукции, творческий опыт работы новаторов производства. Одним из главных методов, с помощью которых я добиваюсь намеченной цели, является метод практических заданий. Он помогает слушателям изыскивать резервы производства, внедрять в жизнь свои предложения и получать немалый экономический эффект. Партийное поручение быть пропагандистом вот уже несколько лет стало для меня как бы второй должностью. Возглавляю школу «Основ марксизма - ленинизма». В ней учатся 43 человека, 15 из них имеют высшее образование, 18— средне-техническое, 10— среднее и неполное среднее образование. В основном, это инженерно - технические работники и служащие комбината, главные специалисты цехов, экономисты, нормировщики. В прошлом учебном году мы занимались по курсу «Труд руководителя», в настоящее <
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2