Мошковская новь, 1978, № 101

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 19 августа 1978 г., N® 181 (3975) В Е Д О М Ы Jg jr 20 августа—День Воздушного Флота СССР — Товарищ лейтенант, самолет к вылету готов. Подвеска бомб и зарядка пушек произведены, — дс тожил подошедшему летчику техник истреби. теля-бомбардировщика старший лейтенант Олег Кучеренко. Василий Чугунов, приняв рапорт, приступил к осмотру боевой машины. Конечно, оч знал, что если самолет готовит Кучеренко, первоклассный специалист, значит, все сделана на совесть. Но порядок есть порядок. И Василий не стал его нарушать. Закончив осмотр, Чугунов удостоверил подписью прием самолета и подошел к группе летчиков, стоявших в отдалении' от своих крылатых машин. Время позволяло сделать несколько неторопливых затяжек перед дальней дорогой и в последний раз уточнить детали предстоящего задания. А оно обещало быть нелегким. Это почувствовали все, когда командир эскадрильи ставил учебно-боевую задачу: — По данным разведки в квадрате 7—12 «противник» развернул ракетно-ядерные средства нападения. Нашей эскадрилье приказано нанести _ по цели внезапный удар. Обращаю внимание на усиленную концентрацию средств ПВО и на то, что сама цель искусно замаскирована. Комэск не сгущал красок. Фотографические снимки, выполненные воздушными разведчиками, наглядно свидетельствовали о трудных подступах к столь важному объекту. А уничтожить его надо было во чтобы то ни стало. Это хорошо понимали все летчики, в том числе и лейтенант Чугунов. ...Команда «По самолетам!» заставляет молодого летчика ощутить в груди холодок предстартового волнения. Загасив недокуренную сигарету, Василий опешит к самолету. Приняв заданный боевой порядок, эскадрилья ложится на курс. Место в строю у лейгзнанта Чугунова к покою не располагает — он идет замыкающим. Это только с земли кажется, что все самолеты, словно единое целое, намертво застыли в безупречном порядке. А на самом деле крылатая цепочка почти невидимо для глаза «дышит». Едва уловимый период колебания , рожденный Выполняя долг перед Родиной первых парах, подходит к замыкающему с амплитудой довольно ощутимой. Тут, как говорится, только успевай поворачиваться. Но Василий уверенно держит свое место в правом пеленге. Самолет командира звена все время в поле зрения лейтенанта. Полет выполняется в режиме полного радиомолчания, так что любая эволюция командирской машины — это для ведомого своеобразный сигнал к выполнению того или иного действия. Вот и сейчас ведущий, чуть качнув крыльями — внимание! — начинает разворот. Чулунов незамедлительно повторяет маневр командира. ... Остается позади «линия фронта». «Через семь минут — последний контрольный ориентир», — отмечает про себя лейтенант. Теперь его взгляд все чаще перебрасывается с циферблата бортовых часов на землю. Ведущий не поводырь, а ведомый не просто пассивный страж своего командира. Это тоже обязанность Чугунова — знать в любой момент свое местонахождение. Вот он, контрольный ориентир, — характерный изгиб реки. Самолеты с плавным снижением увеличивают между собой дистанцию. ... Рубеж! Словно выпущенные из гигантской пращи, истребители - бомбардировщики круто взмывают в зенит. Перегрузки вдавливают Чугунова в кресло, пытаются сковать движения. Но и в этих условиях ведомый не должен отставать от ведущего. И Чугунов не отстает. В верхней точке — замыкающая пара. Свалившись на крыло, самолеты устремляются вниз, на объект «противника». В пикировании Чугунов накладывает на цель сетку прицела. И по-прежнему в поле зрения — самолет командира. все ближег ближе земля. — Сброс! — дает команд/ ведущий. Вздрогнула многотонная машина, освобождаясь от смертоносного груза. Можно отходить. И тут же самолет лейтенанта начинает ощутимо трясти. Раз, другой... Это ударные волны от сброшенные бомб настигают замыкающую пару. Крыло в крыло за ведущим Чугунов выполняет «горку». Перезарядка пушек. И снова вниз. — Огонь! Василий видит, как первые султанчики от пушечных снарядов вырастают прямо перед целью. Это значит, что огненный смерч через мгновенье прошибет обреченную мишень. — Вывод! — слышится в наушниках голос ведущего. Вновь перегрузка вступает в единоборство с летчиком. Спустя несколько секунд, она, побежденная, отступает. Истребители - бомбардировщики выполняют противозенитный маневр, а затем с разворотом берут курс на «точку». Ядерные средства «противника» уничтожены. Оценка за вылет — «отлично». Летчики эскадрильи узнают об этом «дома». Ведомому же замыкающей пары лейтенанту Чугунову результат уже известен. В момент последней атаки он имел возможность наглядно убедиться в результатах действий эскадрильи. С. ТОЛСТОЙ, старший лейтенант. ж* Л i СЫН КОМИССАРА Авиаторы Краснознаменного Северного флота в дни летней учебы настойчиво совершенствуют боевую выучку, не жалеют усилий для того, чтобы с честью выполнить взятые на себя обязательства, увеличить число отличных экипажей, подразделений и частей, достойно выполнить свой долг перед Родиной. На снимке слева: экипаж корабельного вертолета, коммунисты — штурман старший лейтенант А. В. Бойцовский (слева) и командир отличного подразделения майор В. И.. Привезенцев. На снимке справа: самолет; противолодочной авиации, Краснознаменного Северноео, флота стартует с воды. Фото С. Майстермана. (Фотохроника ТАОС).. ' Погода внезапно испортилась. Над аэродромом заклубился туман, мз ‘Низких туч заморосил холодный дождь. В динамике руководителя полетов послышался голос: — Произвел четвертый разворот. Иду на посадку. Земли не vt- жу. — Вас понял, — ответил руководитель и, аэплянув на локатор, добавил: — Заходите отлично! Точно выдерживаете глиссаду снижения. Через считанные секунды над командным пунктом прокатился грохот турбин, за окном промелькнула короткокрылая сигарообразная машина. Колеса ее коснулись бетонки точно у посадочных знаков. Самолет зарулил на стоянку. Когда визг турбин смолк, из кабины вылез летчик. Даже на расстоянии заметно было, что он высок и ладен. Костюм его, особенно в сочетании с прозрачным гермошлемом, намоминап скафандр. :— Сейчас вы и познакомитесь, — повернулся ко мне командир. Дверь открылась. — Задание выполнено! Разгон скорости на потолке произведен, — вытянулся перед командиром смуглолицый, с темными цыганскими глазами авиатор. — Как машина? — Превосходна! Tyf я не выдержал: — А какая была скорость и высота? . Летчик с хитринкой улыбнулся: — Скорость? В две звуковые лики не уложить. А высота? Любого Пауэрса достану! Это и был бесстрашный ас Владимир Кандыбин. Но, прежде чем рассказать о нем, хочу попросить тебя, дорогой читатель, восстановить в памяти волнующие кадры фильма «Кочубей». Рядом с боевым, горячим красным командиром — спокойный рассудительный комиссар Кандыбин. Он оказывает на Кочубеи такое же влияние, какое в свое время оказывал на Чапаева комиссар Клычков. Вспомните хотя бы один эпизод —столкновение у цистерны со спиртом. Как был разгиеваан Кочубей) Но затем, опомнившись, он пытается, превратить инцидент в шутку. Оценив ум, такт и даже физическую силу своего политического комиссара, восхищенный Кочубей восклицает: — О, це комиссар! Еще раз товарищем будешь) В основу фильма положены дейеггвительные событи-я. Боевой сподвижник легендарного Кочубея Василий Петрович Кандыбин прожил большую, интересную жизнь. За героизм, проявленный в борьбе с белогвардейцами, он был удостоен многих боевых награди именного оружия. 8 годы первых пятилеток занимал ответственные партийные посты. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Петрович был назначен уполномоченным Цетраль- нопо Комитета партии по эвакуации предприятий и населения Кубани. Во время налета вражеской авиации Кандыбин получил смертельное ранение. Врачи не смогли, спасти ему жизнь. Его сын Володя и жена Софья Ирав т а у н . овна тяжело переживали' ут­ — Мама, я решил пойти на фронт! — сказал однажды сем- надцатишетний Владимир. ...Гитлеровские орды 'откатывались назад, на запад, /огда Кан- дыбин-младший закончил минометную школу. С нетерпением ждал назначения в боевую часть. Но однажды его вызвали в штаб., — Вы комсомолец? - Да. Направляем вас в авиационное училище. — Я же мино!метчик. Знаем. Но нам нужны лет-, чики. Так Владимир попал в училище легчиКов-исгребителей, эвакуированное иэ Сталинграда. Успешно освоил боевой «Як». Кончилась война. Владимиру было присвоено звание лейтенанта и ‘предложено остаться в училище- инструктором. Обучение летному мастерству— дело трудное. Но Кандыбин не отчислил по неуспеваемости ни одного курсанта. Даже Олега Бездольного.. Почему именно Олега? — Произошло так, — вспоминает бывший инструктор, — я наблюдал за посадками самолетов И вот один «Як» сделал вдруг такого «козла», что чуть не отлетели колеса. Из кабины выскочил перепуганный курсант. Лицо белое, как полотно. Инструктор, слышу, распекает, 'его: «Отчислю! Медведя легче научить летать!». Я решил взять этого курсанта. «Я ■вас научу летать» — сказал Олегу и увидел, какой радостью засветились его глаза. В полетах я старался поддержать его, хотя учеба, действительно, давалась парню тяжело. «И что ты с ним возишься?» — удивлялся его прежний инструктор.. «Способноео обучит каждый», —- отвечал я. Зато как мне было приятно, когда в день выпуска Олег с дипломом на руках подошел ко мне и сказал: «Благодарю вас, товарищ инструктор)». — Приходилось ли вам испытывать в воздухе смертельную опасность? — спросил я. — Надо так летать, чтобы нэ подвергать себя опасности. Но раз у меня было такое. ...Истребитель неожиданно затрясло. Сдавал мотор. Как ни пытался Кандыбин прибавить обороты, ничего не получалось. Машит на неудержимо шла к земле. «<Як-9» — это не транспортный сз- , «мелет, на нем далеко не спланируешь. Началась борьба за каждый метр высоты. Скоро ли покажется река. А от нее — рукой подать до аэродрома. Но стрелка высотомера близилась к нулю. С земли поступил приказ: — без промедления выбрасывайтесь на парашюте. Менее ста метров отделяли его от земли. Парашют уже не успел! бы раскрыться. Кандыбин изо всех сил удерживал «Як» в воздухе. И вдруг в какую-то секунду он почувствовал, что ему удалось выровнять .машину. В эфир понесся громкий полос летчика: — Захожу на посадку) — Мне посчастливилось в жизни, — признается Владимир Васильевич. — Нет, не в этом полете. Мне первому из однополчан удалось вылететь на реактивном истребителе. ...Воздушный ас неустанно передает молодежи свое искусство пилотажа сверхзвуковой машины. Летчик Бабакин плохо летал. Отчислить из реактивной авиации? А что если послать его к Кандыбину. Он то умеет воспитывать «трудных». — И вот представился мне Бабанин, — рассказывает Кандыбин. — Старался встретить его как можно теплее. «Что ж, будем вместе летать!» — говорю ему. Новичок молчит, лицо грустное. «Что с вами?» — спрашиваю. «Признаться, не повезло мне в авиации», — отвечает Бабакин». «Только не отчаиваться! Будете, да еще каким будете летчиком!». Вскоре я поднялся с новичком на двухместном истребителе, называемом «старкой». С земли передают команды. Вижу, Бабакин старается, но сильно напояжен, набирает высоту и меняет курс с замедлением, вот «противник» и уходит от него из-под носа. «Чувствуйте себя свободнее», __ передаю ему. Постепенно скованность начала проходить. Стал пилотировать истребитель увереннее. «Вижу цель!» — докладывает. «Как, удержите цель?» — спрашиваю. «Постараюсь». И мне было радостно, когда он доложил: «Атакую)» Бабакин посадил истребитель. Я пожал ему руку. «На троечку вытянул, товарищ командир?». «Ставлю вам пять! Будете по-настоящему летать!» Действительно, после упорных тренировок на земле и а воздухе он ск то амл ... замечательным перехватчи­ — Весь в отца. Любит людей, говорят об офицере Кандыби- не. р. п. Мешкове. Е. СЫСОЕВ. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИЙ. НАШ АДРЕС: 633140, р. п. Мошково, улица Советская, 15. Т Е ^ 2 £ Н Ы ; РеД9КТОра ~ 92' 204' заместителя редактора, «гг,Дела партийной жизни, ответственного секретаря - 92-2U Д : сельского хозяйства и бухгалтерии — 92-298, писем и массовой работы — 92-440 местного na„ u„ - 92-508, типографии - 92 362. ' местного Радиовещания Индекс-50903. Мошковский филиал полиграфобъединения «Кедр». Заказ 1548 Тираж 4276. A L - Объем 1 печатный лист.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2