МОШКОВСКАЯ новь 1 ИЮЛЯ 1978 г., № 80 (3954) «Массовое участие рабочих, колхозников, интеллигенции, студенческой, учащейся и армейской молодежи в художественном творчестве является характерной чертой социалистического образа жизни, ярким проявлением духовного богатства советского народа». (Из постановления Центрального Комитета КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества»). Г ] ЮБЛЮ тебя, мой край си- » * ■бирский, люблю все то, чем я живу»... Так начинается одно из стихотворений Г. И. Евтушенко. Григорий Иванович работает на втором Новосибирском лесоперевалочном комбинате и живет в Ташаре. А в свободное время идет к природе: в сосновый бор, окружающий село, к реке. В руках его часто можно виде’ ь мольберт... Евтушенко — художник-лю б и- тель. В его картинах запечатлелись и село, и река, и лес во все времена года, люди, живущие рядом. «Нет искусства самодеятельного, искусство — всегда искусство, 8 МИРЕ П Р Е К- РАСНОГ О 11 МП» illIPФ11Щмш шм отражены в низанные солнцем, — эта запись, начинает книгу от- воде («Околица»), зывов о картинах Г. И. Евтушенко. Темная .уползающая, как обес- —Ваши картины заставляют всмаг- силенный дракон, туча пролилась риваться в окружающий мир». Он на землю благодатным дождем, действует, живет на полотнах Ев- Влажное поле, вековые березы, тушенко. Обь с ее притоками, лу- омытые, обновленные («После га, сосновый бор, лесоперевалоч- дождя»), ный комбинат, чаще всего в ночи, Праздничное, залитый огнями, с застывшими Белое». Много кранами - великанами. «Очень понравилось видение я готов был только этим зани- «Учусь у природы, — говорит природы Г. Евтушенко. Его «Об- маться.Рисовал на чемпопало и он, — как чувствую ее, так и пи- с«ие луга» — березки стоят, как чемпопало. Увидев настене очеживые» (Из книги отзывов). Не редиую картинку или портрет, все идет с натуры. Порой это миг, отец начинал ворчать: «Занима- как в этюде «Погода меняется», ешься ерундой»... Что было бы, Полнеба ясное с серпом месяца, если бы родители давали своим другую половину затягивают пе- детям свободу выбора! Они, час- ристые облака, вначале безобид- то сами того не сознавая, выби- ные, мелкие, но грозно темнею- рают своему чаду проторенную соперевалоч«ом комбинате. А что же живопись? Мечта жила в нем все эти годы. СТРАНИЦА ИЗ ДНЕВНИКА В четвертом классе, вспоминает Григорий Иванович, учительница привлекла меня к оформлению светлое «Озеро школьной стенной газеты, по ри- солнца во всем, сованию оценка была отлично, и шу. Уловить мгновение: луну на ущербе, чистое розовеющее небо... Вот был зимой в Мошково и увидел на вокзале зимнюю сказку: резной карниз башни, ветви тополей, провода — все в инее, четкого рисунка, на фоне почти черного звездного неба. И потом щие у кромки горизонта. Еще это жило во мне, пока не появил- светло от косых лучей солнца, ся этюд «Зимняя фантазия». Ви- Ясно выписаны сосны на пригор- дигся снегопад, ветер, пробиваю- Kei крыши домов, но все замер- щийся луч фар... Грустная женщи- ло^в ^предгрозовом ожидании.. на у замерзшего окна отрешенно вместо того, чтобы нале еле заметной тродорогу, править пинке. Мой отец хотел сделать из меня сапожника, он говорил: «Чем Любить природу и беречь ее. портить бумагу, пошел бы к Тро Несколько картин посвящены этой ячкину да поучился сапожному теме. «Человек оставил след» — ремеслу, на всю жизнь будет спе- одна из них. Кем-то срублена циальность в тепле», елочка, затоптан, замусорен снеж- В поселок к нам приехал хуный наст. Нет, не такой след дол жен оставлять после себя чего век... дожник оформлять клуб, Н ДЛЯ меня не было большей радости смотреть, как он рисовал. Дома я изо всех сил старался ему подражать. Он писал масляными красками для библиотеки большой склонилась над письмом — печальной вестью, и малыш участливо заглядывает ей в лицо: «Не плачь, мама»... Сергей Есенин — среди пожара осени... И вообще та картина хороша, которая еще не сделана». Картоны, как дето. В каждую D ОЛНУЕТ художника и тема со- вложена частица сердца. Иные временного героя. Характер- рождались быстро, замысел дру- нов молодое лиг+о ташаринки в гих вынашивался годами. Но каж- цветастом платке — «Сибирячка», портрет Пушкина, а для зала — дая по-своему дорога. задумчивое большеглазое, обрам- Чапаева с конницей, расписывал — Пнсал я их для себя, — рас- пенное черными кудрями — де- сцену. Копировать его я не мог, сказывает Евтушенко. — Посмог- вушки, портрет сына, сама неж- потому что не было масляных рел как-то наш главбух Тимофей ность материнства в облике ма- красок, Но выход есть из любого Иванович, говорит: «Что прячешь, тери и ребенка. «Портреты нали- положения, и я тоже решился не покажешь людям». И вот в саны броско, энергично, раскры- изобразить Пушкина. Нарисовал 1976 году я выставил картины в вают характер...» (Из книги отзы- лицо-розовым кремом, губы под- нашем сельском Доме культуры вов). малевал губной помадой. Для «Обь». С этого и началось... Уви- Главное, считает Григорий Ива- костюма разводил сажу. На подала их методист Дома худо ке- нович, чтобы не повторить кого- почке в чулане стояли всякие ставимого творчества, а чуть поз- го, выразить свое, чтобы никто флакончики с лекарствами и ма- же пришло приглашение — и по- не мог сказать: где-то все видел, зями, там я нашел какую-то жид- ехали две мои работы: «Голубая эти картины никуда не зовут... кость, похожую на масло, и сма- весна», «Ташара утром» в Ново- П ЭТОМ ГОДУ Г. И. Евтушенко зап весь портрет. Восторгу не сибирок. Жюри, скульптор А. С. ^ исполнилось пятьдесят. 50 лет было предела — портрет блестел, прожито вместе со страной. Это как у того художника. Сделан она помогла встать на ноги сы- первый шаг в живописи. Пришла новьям уральского лесоруба Ива- с работы мать, спросила: — Чем это ты его намазал! — Нашел что-то на полочке в пузырьке. Так то ж касторка! Чернобровцев, художник В. П. Хлынов дали добро... Сейчас эти картины отмечен»! дипломами, две работы побыва- на Евтушенко. Когда слетаются ли в 1977 году на Всероссийской они в родительский дом, отец с и Всесоюзной выставках художни- гордостью поглядывает на них. кое - любителей. «До Третьяков- все нашли свое место в жизни, ки но дошел, — шутит Григорий Кончавший вместе с Григорием Иванович, — но в Москве карти- ремесленное училище Анатолий ны побывали». И дипломы эти, и звание лауреата заставляют Григория Ивановича строже подходить к каждой новой работе. Раз в месяц собираются художники Все, кто к нам приходил, говорили, что портрет хорош, а я молодец. Не знаю, было ли это приятно отцу, но особых эмоций он не выражал. А я рисовал. Рисовал, нередко забывая выполнить работу по хозяйству. Я отчетливо видел будущую картину. ми о вновь созданном, услышат» рецензию мастеров, поучиться у них, побывать в их творческой нимали его 8 комсомомл, и, затасегодня доктор философских наук. Петр — начальник смены шахты в г. Украинске. Самый младший Александр — слесарь. D C E ГОДЫ жила в Григории мечта — посвятить себя жи- ™ -• « • » » • «о Наконец, . ' i , „ . , o „ '< оком Дворце культуры «Строи- “ д а л а с ь воина. И он приобрел ковер готова. Чапаев впереди на тель» чтобы поделиться мнения- д р у г у ю профессию в ремеслен- лихом коне, а за ним его верная ном училище — слесаря. На всю конница. Картину повесили у жизнь осталось в нем, как при- кровати... в , , Урал... Сколько воспоминаний мастерской. Не случайно послед- И8 дь|ха1? и®' слУша,ли мальчишки связано с ним. С его неоглядны- ние два года оказались наиболее '«одки Информбюро. И какой ра- ми лесными массивами, с солнечдостнои была весть о Победе, ными вырубками, усыпанными ду- Победный год совпал с оконча- шистой земляникой. С рекою-тру- V ГРИГОРИЯ Ивановича много нием ремесленного училища. И женицей, вечно несущей от- • J этюлоа и больших полотен, поехал Григорий Евтушенко по куда-то с верховодьев деловой комсомольской путевке на вое- лес. С черемухой, низко склонен- становление разрушенного вой- ной над водой Поэдняковки, мес- ко, высветив край неба, а в до- ной целлюлозно-бумажного ком- тами скрытой островерхим ель- мах, мирно сп’ящих под смежными бимата в Прибалтике. Позже слу- ником и пихтачом — излюблен- шапками, еще горят огни, и го- жил в авиации. С 1968 года — в ными местами рябчиков с их ме- лубоаатый дым струится низко, Мошкоеском районе: сначала лодичным свистом. И малоприне уходя ваысь(«Воскресное ут- председателем рабочего комите- влекательной чащей, с бурелома- ро. Ташара»), та в совхозе «Галмнский», затем ми, пожарищами, ’ вывернутыми Белесые, кучевые облака, про- художником - оформителем на ле- огромными корнями, похожими плодотворными. ГРИГОРИЯ Ивановича много д в , посвященных родной природе. Чуть встает за лесом солнышна вздыбленных чудищ, да густыми зарослями малинника и шиповника, где можно всегда ожидать встречи с лохматым хозяином тайги. С хорошими людьми, их уральским говорком. Летний вечер в деревне — это финал большого симфонического концерта, начавшегося с восходом солнца, с полуденным антрактом, когда стоит жара и прячется все живое. А вечером снова вступают струнные, ударные и духовые. Гудят трактора и машины идущие из леса, мычат коровы, блеют овцы, подгоняемые пастухом, пощелкивающим кнутом. На улицу выходят большие и маленькие встречать их. Приобщившись ко всему этому, взлетают на забор петухи и начинают кукарекать во все горло. Помню, пошли мы в лесосеку. Вот и делянка, где рубят и губят лес. Сколько пропадает молодняка! И большой костер, в который люди бросали обрубленные с деревьев сучья, и лязг тракторных гусениц, ширканье поперечных и лучковых пил, окрики возчиков на коней... Мы растерялись, не зная, куда идти. А вокруг то и дело слышалось: «Берегись!» — это падали деревья. Подъехал отец и провел нас к реке. Какое великолепие! Мы стоим на высокой скале, а там внизу, извиваясь светлой лентой, течет река Ляля. Ах, Ляля, Ляля, долго же я буду помнить тебя. Лес подвозят на край скалы и сразу же скатывают в реку, и катятся бревна вниз, кувыркаясь. А там, подхваченные водой, плавно качаясь, уносятся на бумком- бинат, на лесозавод, где обретают вторую жизнь и снова служат людям. Рыбачить не пришлось, потому что в верховье была открыта плотина, пущен вал воды и вода помутнела. Вечером Ляля вошла в берега и успокоилась до следующего вала, пока накопится в плотине вода. И так все лето. Где-то далеко за лесом на том берегу опускалось уставшее солнышко. Внизу, на пологом берегу, побрякивали пасущиеся л о ш а д и , отсюда, с высоты, они казались жеребятами. «Красиво-то как», — тихо произнес я... Вот здесь, можно сказать, впервые я увидел и оценил по-своему красоту сурового уральского пейзажа, стал смотреть на природу иными глазами. И позже запечатлел Урал в своих картинах. Вот река плавно несет свои воды меж сопок, темно зеленеющих тайгой. Осень тронула осины и березки, огненным зигзагом перечеркнув их. От реки, обомшелых валунов по берегам веет первозданной тишиной, спокойствием. Картона так и называется «Река Ляля». У Евтушенко есть несколько уральских пейзажей, но, по его мнению, главные полотна еще впереди. О РЕМЕНИ всегда не хватает, говорит он, не представляю, как можно его бессмысленно тратить, когда есть лес и река, есть любимое занятие, когда можно помочь ближнему. Помимо работы коммунист Григорий Иванович редактирует стенную газет/ ЛПК-2, ведет изостудию при Доме культуры «Обь», вот уже пятый год он народный заседатель в районном народном суде. Григорий Иванович — ндш давний селькор. Но конечно же, на первом месте у него — живопись. ИМОЙ во Дворце культуры «Строитель» г. Новосибирска прошла персональная выставка его картин. В книге отзывов ест» запись: «Работы Евтушенко сродни исконно народному творчеству с его ясностью и оптимизмом. Его произведения дышат правдой. Создают иллюзию встречи с живой природой. Построенные на одинаковой основе повышенного цвета, доведенных до предела контрастах тона, его работы поначалу производят примерно одинаковое впечатление. Но при более внимательном взгляде видишь в одном случае грубую' покраску, в другом — чистое звонкое небо и белеющие снега. Художнику как будто не хватает возможностей, заложенных в кра.'- ках: цвета недостаточно ярки для выражения того, что он видит. И тогда Евтушенко доводит до пределов цвет и тон. Голубое небо— чистая краска из тюбика, на белейшем снегу он пишет самой черной краской, какую только можно найти на палитре, вздыбленные корни и деревья, игнорируя световые и цветовые окружения и прочие «премудрости» живописи, Этот «запрещенный» прием выглядел бы грубостью, если бы не был продиктован сильным и чистым чувством». Эту рецензию на творчество Г. И. Евтушенко оставил маститый художник В. П. Хлынов. Остается добавить, что сейчас Григорий Иванович готовится к областной выставке самодеятел »- ных художников. Л. ГОРЕЛИКОСА. На снимке: Г. И. Евтушенко у своих картин. Фото автора. У М О Р Я О Б С К О Г О На море лунная дорожка, Чуть плещет сонная волна. Нет ничего для нас дороже, Чем ты, родная сторона. Мерцают звезды в вышине, Манит к себе их дальний свет. По трассе, в космосе пробитой, Земляне шлют им свой привет. Играют отблески костра И успокоенностью светят. В ночь улетевшая искра Давно забытое воскресит. Вот этот тихий, чудный миг, И дым костра на берегу, И рядом темный лес не спит. Все близко сердцу моему. Г. ЕВТУШЕНКО. с. Ташара. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИЙ. НАШ АДРЕС : 633 140, р. п. Мошково, улица Советская, 15. Радактора _ 92-204, заместителя редактора, отдела партийной жизни, ответственного секретаря — 92-216. 0, ,-па сельского X03"*cJ ea и ®У*гвлтерци — 92-298, писем и массовой работы — 92-440, местного радиовещание — 92-508, типографии — 92-362. Индекс 50903 Мошковский филиал полиграфобъединения «Кедр». Заказ 1301 Тираж 4304 Объем 1 печатный лист,
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2