Мошковская новь, 1978, № 069

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 3 6 июня 1978 г., № 69 (3943) Г * К Л У Б К Н И Г О Л Ю Б .Поистине народным и массовым стад в Советской стране Всесоюзный пушкинский праздник поэзии, отмечаемый в знак нерасторжимой связи отечественной культуры и общественной мысли со светлым именем великого русского поэта. I. Значение творчества и масштабы тения Пушкина поставили его ;,:в |ря|д величайших, исключительных явлений .мировой литературы. Александр Сергеевич Пушкин (1798— 11837) — родоначальник новой .русской литературы и современного национального литературного языка —на основе реалистического метода совер- 6 ИЮНЯ— ВСЕСОЮЗНЫЙ ПУШКИНСКИЙ ПРАЗДНИН поэзии шил открытия, оказавшие влияние на последовавшие за .ним литературные эпохи, вплоть до нашего времени. .Гуманизм, гражданственнооть, .нравственная высота вместе с пафосом истины, реализмом, народностью, историз- чмам были утверждены Пушкиным в качестве главной традиции русской литературы. «Он первый возвел у .нас литературу в достоинство национального ДЛЯ ВАС, СПЕЦИАЛИСТЫ В материалах XXV съезда КПСС , постановлениях партии и правительства намечены большие задачи экономического и социального прогресса в, сельском хозяйстве . В нашей стране сложилась широкая система массового экономического образования трудящихся, в которой ежегодно без отрыва от производства повышают свои экономические знания миллионы рабочих, колхозников, специалистов и хозяйственных руководителей. В издательстве «Правда» в 1977 году под редакцией А. М. Емельянова и А. П. Харламова I вышла книга «Передовой опыт повышения эффект и в н о е т и сельскохозяйственного производства». Это учебное пособие предназначено для специалистов и хозяйственных руководителей . В книге освещены вопросы внедрения достижений передового опыта, повышения культуры земледелия и рационального использования техники, опыт интенсивного развития животноводства, внутрихозяйс г- венного расчета. В издательстве «Колос» в 1977 поду вышла книга В. Н. Степанова «Основы агрономии». В учебнике рассмотрены системы земледелия и севообороты, приемы обработки почвы, свойства и применение удобрений, методы борьбы с сорными растениями, дана агротехника важнейших сельскохозяйственных культур, сроки и способы их уборки. Много полезного почерпнут для себя земледельцы и из книги И. В. Гулякина «Система применения удобрений», вышедшей в издательстве «Колос» в 1977 году. Пчеловодство нашей страны представляет собой развитую отрасль сельскохозяйственного производства. Продукты , получаемые от пчел, находят широкое применение. Мед употребляют в пищу, воск служит сырьем для многих отраслей промышленности. В последние го ­ ды в. медицинской и ветеринарной практике, а также в косметике стали использовать такие продукты пчеловодства, как маточное молоко, прополис, цветочная пыльца, пчелиный яд. В издательстве «Колос» в 1977 году вышла книга «Справочник по пчеловодству». Он содержит рекомендации по рациональной организации пчеловодства. В книгу включены сведения о перспективах его развития, о биологии пчел, технологии ухо ­ да за ними во все сезоны года, размещении и образовании пасек. Все эти книги можно получить в центральной районной библиотеке. дела», —писал о Пушкине Н. Г. Чернышевский. Обоим творчеством, всей своей жизнью Пушкин дал образец верного служения прогрессивным общественным целям. Все создания пушкинского гения проникнуты духом свободы, просветлены верой в силы человека, в победу .света над силами мрака, в торжество прогресса. А. С. Пушкин — народный поэт в самом истинном и полном значении этого слова. Уже полтора века его поэзия вызывает в людях гордость и восхищение .своей мудростью, мощью, Эстетическим совершенством. По словам Н. С. Тихонова, всенародная любовь к поэту «свидетель,ствует о том, как все- * ¥ ; в Пушкинском заповеднике на Псковской земле открыт музей — дом предков А . С. Пушкина Ганнибалов в селе Петровском (на снимке). Он восстановлен на фундаменте дома П. А . Ганнибала по воспоминаниям современников и другим историческим доку ­ ментам , старинным изображениям и данным археологических раскопок . Петровское было имением прадеда Пушкина Абрама Петровича Ганнибала, знаменитого сподвижника царя Петра I. Экспозиция музея магущ и неповторим .Пушкин и какую всемирную 'битву может выиграть .искусство .поэзии, если оно несет в себе очищающую правду». .В атмосфере пушкинского стиха духовно мужали и мужают целые поколения. «Пушкин .принадлежал, — подчеркивал В. Т. Белинский, — к числу тех творческих .гениев, тех великих исторических натур, которые, .работая для настоящего, .приуготовляют будущее...» < .Влияние Пушкина на .нашу жизнь, нашу культуру неисчерпаемо. Пушкинское .начало живет и в творениях русских классиков прошлого века я в про.н.изайной з амечательным чувством, семьи единой советской многонациональной литературе. Гениальное наследие Пушки" на —неотъемлемая часть советской социалистической культуры, 'всей нашей жизни. рассказывает об истории предков А . С . Пушкина и его связях с Петровским . В этом селе с его типичным помещичьим бытом поэт нашел богатый материал для обличения крепостнического гнета в стихотворении «Деревня» , повести «Дубровский», второй главе «Евгения Онегина». Об интересе Пушкина к истории рода Ганнибалов свидетельствуют «Моя родословная» , «К Языкову», «Арап Петра Великого». Ф о то В. Худякова и А. Овчинникова. ТЕСНАЯ СВЯЗЬ Комсомольский актив р. п. Мошково вместе с работниками центральной районной библиотеки провели ряд массовых м е ­ роприятий. Например, библиотекари детского отделения при помощи комсомольцев 8-летней школы подготовили тематический вечер «С тревогой о природе». В апреле был организован конкурс любителей книг Б. Полевого. В читальном зале библиотеки собирались юноши и девушки комсомольских организаций отделения Госбанка, районного объединения «Сельхозтехника». Библиотекари высту п а ю т перед молодежью поселка с беседами, обзорами. Так, старший библиограф Н. Иванова подготовила обзор литературы для с л уш а т е л е й ком с о м о л ь с к о г о политкружка в отделении Госбанка, старший библиотекарь Н. Калинина сделала обзор книг «На перекличке комсомольских поколений». В читальном зале для комсомольцев средней школы состоялась литературно-музыкальная композиция «Советская песня в годы Великой Отечественной войны». Для юношей и девушек в библиотеке оформлены книжные выставки «Комсомолу— 60 лет», «Законы, по которым мы живем» и другие , составлены планы коллективных чтений. На совместном заседании библиотечного совета и райкома ВЛКСМ был утвержден план работы библиотеки и комсомольских организаций. В числе совместных мероприятий по пропаганде книги проведен диспут «Равнодушие — черта характера или преступление?», намечены устный журнал «Два мира — две юности», викторина «Ленинскому комсомолу — 60 лет», литературная викторина по творчеству Л. Толстого, читательская конференция по книгам П. Проскурина «Судьба» и «Имя твое», тематический вечер «Революцией рожденный». Т. БАТРАНИНА, Т. БУХАРЕЕВА. р. п. Мошково. ъ С ЛОВО У Ч И Т Е Л Ю о С продвижением нашего общества по пути коммунистического строительства возрастает роль литературы и искусства в формировании мировоззрения советского человека. Наших учеников волнуют конкретные житейские ситуации, вопросы человеческого бытия. В старшем возрасте возникает потребность разобраться в окружающем и самом себе, найти смысл происходящего и своего собс твенн ого существования. Обычно сначала в 9 классе предлагаю учащимся ответить на вопросы небольшой анкеты: «Что вы ждете от уроков 'ли те ­ ратуры? Какие вопросы вас волнуют? О каких жизненных проблемах вы хотели бы поговорить?» Чаще всего ребята предлагают, чтобы уроки литературы располагали к доверию и взаимопониманию. А круг вопросов, их интересующих, велик: какими могут и должны быть отношения между людьми? О ткуда берется равнодушие? Как понять выражение «жизнь ломает человека?» Что такое честь, счастье и т. д.? Большая литература обогащает читателя самим своим содержанием : она предоставляет ему злободневные проблемы, мир высоких страстей, добрых чувств, волнующих раздумий . Уроки нравственного прозрения Этим она и близка нам, потому-то, «как живой с живыми говоря», входит в нашу жизнь писатель, живший столетие назад. «Что дурно,, что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть7 Для чего жизнь и что такое я? Какая сила управляет всем?»— спрашивает себя Пьер Безухов. В ночь перед дуэлью Печорин записывает: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?» В этих раздумьях отразился характерный для русской литературы пристальный интерес к вопросам смысла жизни, совести, долга, счастья, вопросам, которые не могут не тревожить и нас. С первых уроков литературы в 9 классе ставим задачу — развитие самостоятельности учащихся, индивидуального отношения к художественному произведению, т. е. развитие творческой мысли. Например, задания составляются по важнейшим сценам драмы : «Дайте режиссерский комментарий к сцене покаяния Катерины. Личность и общество, смысл и счастье жизни, духовная свобода и социальная ответственность, герой и время, человек и обстоятельства, добро и зло, подлинные и ложные ценности. Действительность и идеал — эти проблемы каждое новое поколение рисует вновь и вновь, опираясь в своих исканиях ча духовный опыт предшественников, опыт, запечатленный в классической литературе. Она помогает в осмыслении важнейших, основополагающих проблем человековедения. Например, при изучении творчества А. П. Чехова мы очень детально разбираем проблему ответственности человека. Изучив и проанализировав рассказ «Ионыч», обращаемся к отрывкам из статьи В. Назаренко «Перечитывая Чехова». Такая работа — одна из форм проверки знаний. Она требует не воспроизведения сказанного учителем и написанного в учебнике, а новых размышлений, живого творческого подхода . Ребята не согласны со взглядами В. Назаренко на Ионыча. Изучая произведения на уроке , в частности, отвечая на вопрос: «Кто виноват в превращении доктора С тар ­ цева в Ионыча?», мы убеждаем ­ ся, что говорится не просто о всесилии обывательщины. С уд над жизнью перерастает в суд над героем . А позиция Назаренко — это своеобразная реабилитация Ионыча. Работа, начатая на уроке, продолжается во внеклассной деятельности . Уже пятый год в нашей школе действует литературный клуб «Радуга». С 1976 года «радужане» вошли в со- стаз общества книголюбов и развернули активную пропаганду классической, советской литературы . Клубом проведены заседания «Есенин1—это вечно», «Поэт, писатель, коммунист» (о К. Симонове), «Веди нас партия», (литературно - драматическая композиция по произведениям советских писателей), «Комсомольцы-добровольцы», «Писатель гнева и печали» (о Салтыкове-Щедрине), вечер, посвященный творчеству В. Шукшина; встречи с поэтом Юрием Гусевым , литературно - драматическая композиция «Дорогами века», конференция по книге Н. Мейсака «Скблько у нас Маресьевых» с участием автора. Прошли классные часы и беседы о задачах общестза книголюбов. Выпускается газета литературного клуба «Бригантина». Т. БЕЛОВА, преподаватель литературы Мошковской средней школы. На снимке : Т. Л. Белова. Библиотеки-читателю (На .территории нашего района .создано 53 передвижных библиотеки. Организовано 8 пунктов (выдачи книг: в районном объединении «Сельхозтехника», дорожном ремонтно- строительном управлении № 3, райпо, филиале фирмы «Соревнование», районном узле связи и на других предприятиях и учреждениях, 7 Лередвижек — в р. п. Мошково, .в селах .Верх- Балт.а, iKouieBo, .Новый Пор.ос, На пунктах выдачи и .передвижках проводятся беседы и обзоры, устные журналы. .Например, в цехе филиала фирмы «Соревнование» состоялась читательская конференция по книге Нт .Мейсака «Сколько у ;нас Маресьевых», в райпо — обзор «Милые красавицы России». На .пунктах выдачи и передвижках оформляются плакаты и книжные1выставки. Ондат нестационарного обслуживания ведет информационную работу со специалистами .сельского хозяйства. Они регулярно получают индивидуальную информацию о новой сельскохозяйственной литературе по интересующей их теме. Специалисты смогут заказать нужную им литературу в своем сельском филиале и (получить ее но внутрибиблиотечному абонементу в Мошковской центральной районной библиотеке.. .В целях улучшения обслуживания населения объявлен смотр ,на лучшую передвижную библиотеку района. Смотр .проводится с марта по декабрь .1978 года. Заведующие .перед.вижными библпотеками, занявшие в смотре .1—3 места, будут награждены Почетными грамотами . отдела культуры .райисполкома, ценными подарками. Т. СОЛОВЬЕВА, заведующая отделом нестационарного обслуживания районной библиотеки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2