Мошковская новь, 1978, № 067

МОШКОВСКАЯ новь 1 июня 1978 г, № 67 (3941) J ИЮНЯ-МЕШДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ Четверть населения планеты составляют дети. От того, какое воспитание и образование они получат, с каким багажом придут на смену старшим, зависит будущее каждой страны и всего человечества. Все, кому дорого счастье / юных жителей Земли, ежегод- V но 1 июня отмечают Международный день защиты детей. Этот день стал символом непреклонной решимости наро- . дов избавить своих сыновей н дочерей от угрозы новой вои- ны, голода и болезней, помочь им стать истинными борцами за свободу, прогресс, за прочный мир на Земле. Ярким примером подлинно гуманного отношения к детям, к воспитанию подрастающей смены является вся 60-летняя история первого на земле социалистического государства. Уже первые дни после Великого Октября ознаменовались де ­ кретом Советской власти об охране жизни и здоровья де- k тей, о предоставлении им все- f го лучшего, что могла выделить из своих скудных запасов молодая республика. Ленинский принцип «Все лучшее — детям!» — стал одним из глав- \ ных, определяющих законов жизни советского общества. У нас создана самая передовая в мире система воспитания и обучения подрастающего поколения. Программа развития народного хозяйства, принятая XXV съездом КПСС, предусматривает ряд мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение положения матери и ребенка. Велика забота о подрастающем поколении в братских социалистических странах. Здесь, как и в нашей стране, претворяется в жизнь лозунг «Счастливое детство — каждому ре- . бенку!» Совершенно иное положение детей в странах капитала. Там миллионы мальчиков и девочек страдают от нищеты и лишений, голода и болезней, от непосильного труда и расовой дискриминации, лишены возможности учиться. Тысячи детей гибнут в результате империалистических агрессий. Не могут быть счастливы дети там, где нет социальной справедливости, где преданы забвению принципы Декларации прав ребенка. Борьба за счастье юных — актуальная проблема современности. Сохранение мира на земле — первостепенное условие обеспечения основных прав детей — на жизнь, на гармоничное умственное и физическое развитие. Грядущий 1979 год — М еж ­ дународный год ребенка — станет новой яркой страницей в борьбе за счастливое детство под мирным небом. Ш кол а . Н е забы ваемы е годы . С ними свя зано все: м илое д але кое детство , н е уны вающ ие ж и з н е р а д о с т ны е о д н о кл а с с н и ­ ки, п ер вы е над еж ды и р а з о ч а ­ рования , радость по знани я наш е го о г р о м н о г о мира . Учитель . Он подош ел к тебе, м а л е н ь ком у , р о б к о м у , взял твою р у к у из теплых мамины х ладоней и повел по тернистой д о р о ге в м и р знаний. С тех пор он все гд а р яд ом с тобой , с тро гий , уверенны й , готовы й в лю б ую м и н у т у прийти на п о ­ мощ ь . П о э том у расставание со ш колой , к а к и расставание со всем б л и з к и м и д о р о ги м , п р и ­ носит грусть . М ош к о в с к а я средняя . Она пр о в ож а ё т в бол ьш ую ж и зн ь своих во спитанни ков . П р о з в е ­ невший з в о н о к возвестил о начале то рж е с тв е н н о й линейки , последней линей ки для д есяти ­ классников . Зам ерли ровны е , с тро гие р я ­ ды учащ ихся . Звучит Гимн С о ­ ве тс ко го Сою за . Д и р е к т о р ш к о ­ лы Анатолий Степанович Болдырев дает наказ вы п ус кни кам всегда и ве зде быть первыми , не урони ть чести родн ой ш к о ­ лы. «Вместе с нами, педа го гами , вы учились подчинять свои мысли и п о с туп ки тол ь ко хо ­ рош ем у , — сказала в своем выступлении Нина Васильевна. Д о р о ги н а . — Через все т р у д ­ ности и п р е гра ды вы со ко п р о ­ несите звание со ве тс ко го чело ­ века». П од м у зы к у и гр о м ки е апло ­ дисменты поздравить своих ДОБРОГО ВАМ ПУТИ старш и х товарищ ей в зал во ­ шли самые маленькие жители э то го б о л ьш о го д р уж н о го д о ­ ма — о ктября та . Они та кж е да ­ ли д о б ры е напутствия вы п у с к ­ ни кам , наказали не бояться тр уд но с те й и не отступать. «Чем тр у д н е е буд е т учеба, тем ин ­ те р е сн е е буде т в труде, — г о ­ ворил и они. — Д о б р о го пути в светлую и счастливую ж и зн ь , др у зья» . С по зд ра в ле н и ем к д е сяти ­ кл а с сн и кам обратились пи о не ­ ры . Они го в о р и л и о том, что нел ьзя забывать родную ш к о ­ лу, своих учителей . «На ка к ую д о р о г у вы встанете — н и ком у не известно сейчас. Но в пам яти вечно останется ш кола , взрастившая вас». О т имени родителей вы сту ­ пили Л. А. Рудь, В. В. Хари то ­ нова Н. Л. Карельский . Они пожелали вы пускни кам о тл ич ­ но сдать государственны е э к ­ замены и выбрать правильный путь. С ответным словом и м у зы ­ кал ьным приветствием вы сту ­ пили десяти классники . «Здесь мы провели 10 лет, полных р а ­ д уж ны х на д еж д и великих с в е р ­ шений . . С пасибо вам, д о р о ги е наши , за все, что вы для нас сделали . Всем, что мы знаем и ум еем , мы обязаны вам». 10 «а» класс передает с им в о ­ лический клю ч инициативы 9 «а» классу, С о кончанием ш колы по зд ­ равили в этот день и восьми ­ классников . Они в свою очередь заверили присутствующ их , что прид у т в девятый всем классом . Линейка о кончена . П розвенел последний ш кольны й звонок . Виновникам торжества пр е д о ­ ставляют право пер вым и выйти из а кто во го зала. П осле р е б я ­ та собрались в своем классе. В руках у ка ж д о го кра со чно оф ормленны й наказ. «Д о р о го й д р у г ! — говорится в нем . — Честно и д о бр осо в е с тно служи своем у народу , с воем у го су ­ дарству. Всю силу разума , весь жар свое го сердца отдай лю ­ дям, земле , на ко то р о й ты ж и ­ вешь. Т ворческих д е р зан и й тебе и вы соких ко см и ч е с к и х по^ летов». Ребята делятся планами на будущее . Наташа Минакова: Буду по ­ ступать в те хни кум пищевой промыш ленности . Я очень л ю б ­ лю готовить . От в ку сн о й пищи у лю дей поднимается настрое ­ ние. П оэ том у п р оф е с сию эту считаю поле зн ой и н уж н о й . Таня Соколова: Я реш ила п о ­ ступать в сельскохозяй ственны й те хни кум . Лю блю деревню , землю , хочу на ней работать . Женя Филимонов: М е ч т аю о строительном институте . Буду создавать для лю дей со вр е ­ менные красивы е здания . Д о б р о г о вам пути, вы п у с кн и ­ ки ш кол . Н. ФОМИЧЕВА. к • ДЕЛЕГАТ ВСЕСОЮЗНОГОСЪЕЗДА УЧИТЕЛЕЙ У р о к , в м н о го о б р а зи и форм — м ал ень кое звено в единой цепи . П родуманная система у р о к о в становится системой идейно - п о ли тиче с ко го воспи ­ тания у Зинаиды Ф или пповны М итиной , преподавателя исто ­ рии и общ ествоведения С о ­ к у р с к о й средней ш колы . При планировании по теме она от ­ бирает основное , определяе т соо тнош ения м еж д у фактами и о бобщ ени ям и , п р е д у см а тр и ­ вает р а зн о о б р а зн ую м е то д и ку преподавания для гл у б о ко го и п р о ч н о го усвоения знаний. Главная цель ее работы — идейная под го то в ка учащихся к ж и зн и , воспитание на р е во ­ лю ционны х , трудовы х и б о е ­ вых традициях старших, любви X к народ у , Родине. Рождается у р о к . У р о к — л е к ­ ция ,у р о к — семинар , диспут, обо бщ е ни я знаний П ричем , не абстрактный , а примени тел ьно к о п ред ел ен ной гр уп п е ребят. Так, чтобы все они активно работали в классе , чтобы к а ж ­ дая минута из 45 оптимально использовалась . И поэтому З и ­ наида Ф или ппо вн а тщательно прод умы вае т ф ормы самосто ­ ятельной работы учащихся , ставит перед ними ло гиче с кие и познавательные задачи, учит мыслить , доказывать . Как пра ­ вило, ее учени ки ум ею т сам о ­ стоятельно работать. В п е р в ую очеред ь учителя забо тит научная ор ганизация труда учащихся . О тсю да— р а з ­ личны е приемы учебной р а б о ­ ты: составление планов, те зи ­ сов, кон спе кти рование , веде ­ ние словаря и с т о р и к о - поли ­ тиче с ки х терм инов . Ребята учатся мыслить , ко гд а составляю т устные и письменные р е ­ цен зии , п р о в е р яю т д р у г у д р у ­ га планы - конспе кты . П ом о га ­ ет гл у б ж е усвоить тему, у в я ­ зывание и зучаем о го с ж и зн ью , с пер вои с то чни кам и . Это статьи В. И. Ленина, партийные д о к у ­ менты , решения съездов КПСС, материалы новой Конституции СССР из газет и ж урналов . С во еобра зие ур о ка в яр кой личности сам о го учителя, его эм оционал ьной , точной речи . У Зинаиды Ф или ппо вны — это ра с с ка з - описание , р а сс ка з - хара ктеристи ка , проблем ное и зл о ж е н и е с прим е не ни ем диа ­ фильмов , учебны х фильмов , зв у ко за пи си и прочи х техниче ­ с ких средств. 24 года отданы ш коле . Из них 15 лет — С о к у р с ко й с р е д ­ ней. Если выразить п р о и з в о д ­ ное ее труда в циф рах , они будут такие: ни о д н о го неус ­ певающ е го за все 15 лет, к а ­ чественная успеваемость по предме ту составляет 60 п р о ­ центов. Письмо. Оно пол учено не ­ давно. Писала бывшая ученица Людмила Ани кина . «Д оро гая Зинаида Ф или ппо вн а . Я часто вспоминаю ш колу ... К акое незабываемое было время . Как жаль, что расстаемся с ней. Это уж е о со знаем позднее . Вот, кажется , вернулась бы в школу, села за л ю б им ую пар ­ ту, слушала бы бе з конца учителя и училась бы на одни пятерки . Лю бим ы й учитель ! Он все понимает, помо гае т , учит. Такой учительницей были Вы, Зинаида Ф илипповна ...» Вспоминает и она прошлое . Закончила Н иж не -Е л ьцо вс кую восьмилетнюю ш кол у , И с ки тим - ское п е д а го ги ч е с ко е училище , работала воспитателем Карпы - са кс ко го д е т с ко го дома , затем ис тори ком в ш коле . В кр о по тли вом тр у д е быстро летит время . М н о ги х она выучила и воспитала , м н о ги м да ­ ла д о р о гу в ж и зн ь . Ее чтят, шлют теплые, се р д е ч ны е пись ­ ма, с ней с радо с тью встреча ­ ются. А м о ж н о ли сосчитать, с ко л ь ­ ко ребят вышли в ж и зн ь с прочным и убеж д е н и ям и , к о ­ торые сф орм ировались на уро ках Зинаиды Ф или пповны . Ведь каж ды й прошел чере з ее Светлый зал. Встреча с бы в ­ шими вы п у с кн и кам и . К Зинаи ­ де Ф и л и п п о в н е подходит в а к ­ кура тной летной ф орм е штурман в о зд уш н о го корабля Ю рий С ко р о б о га то в . — Вот и встретил я Вас сн о ­ ва, — го в о р и т он. — Пролетая над п р о с то рам и нашей не о бъ ­ ятной Родины , всматриваю сь в селения и го р о да , вспоминаю у р о ки , на ко то ры х Вы с увле ­ чением нам рассказы вали об и с ториче с ки х собы тиях . Н апри ­ мер , на бе р е га х м о гу ч е го Иртыша хр а б р о сражался Ер ­ мак, нед а ле ко от Л е ­ нинграда , на Ч уд с ком о зе р е р усс кие о д ерж а л и по бе д у над п сам и -ры ца р ям и : это Вы нам привили на с тоящ ую лю бовь к славному и с т о р и ч е с ком у п р ош ­ лому... На один из вечеров встречи съехались более ста вы п у с кн и ­ ков. Тем ж е , кто не см о г п р и ­ нять участие в этой встрече , были высланы с во еобра зны е анкеты . На один из вопросов «Кто твой лю бимы й учитель?» сердц е . Кон та кты учителя и у чени ка н е зрим ы , но это вза ­ им опоним ание начало воспита ­ ния. Классы, ко торым и р у к о ­ водит Зинаида Филипповна , в числе правофланговых . бы вш ие ученики ш колы с те п ­ ло той и сердечностью назвали имя Зинаиды Ф и ли ппо вны . — М еня волнует каж дая встреча с воспитанниками , — делится впечатлениями ве те ­ ран ш колы , ком м ун и с т М и ти ­ на. — П риятно то, что м н о ги е из них выбрали м ою п р оф е с ­ сию . Например , Таня Д ащ е н ко о т кр о в е н н о призналась мне, что после о кончани я ш колы непр ем е н н о станет учителем истории . И дут годы . Наполнены они важ ным , пл од о творны м т р у ­ д ом — воспитанием подра с та ­ ю щ е го поколения , приобщ ения е го к созиданию . Это главное в ж и з н и Зинаиды Ф и ли ппо вны М и тиной . С вежо в памяти, к о г ­ да на областном съезде у ч и ­ телей ее е д инод уш но избрали деле га том на В сесою зный съезд . На сним ке : 3. Ф . Митина среди учащихся. Текст и фото Е. СЫСОЕВА Зинаида Ф или ппо вн а п о с т о я н ­ но следит за новин ками и с то ­ рической , м е то д и ч е с ко й и х у ­ доже с твен ной литературы . А к ­ тивно участвует в м е т о д и ч е ­ ских семинарах . На районны х и областных чтениях выступала с о бобщ ени ем опыта рабо ты по теме : «Использование п е р ­ воисточни ков на у р о ка х и с то ­ рии и общ ествоведения» , п р о ­ водила о ткры ты е у р о к и и вне ­ классные м еро пр и я ти я . В те ч е ­ ние ряда лет избиралась с е к ­ ретарем партийной о р га н и з а ­ ции ш колы . Выступает с д о к ­ ладами, беседам и и л е кц и ям и перед населением С о к у р а . Пользуется за сл уж е н ны м авторите том среди всех, к г о ее знает. М но ги е годы Зинаида Ф и ­ липповна бе ссм енн о р у к о в о д и т се кто р ом по л и ти нф о рм а то р о в л е кто р с ко й т р у п п ы , п о д го т о в ­ кой и пр о ве д е н и ем Л е н и н с ки х у р о ко в в ш коле . В к р у ж к е ребята изучаю т работы В. И. Ленина по во пр о сам с тано вле ­ ния социал и с тиче с кой э к о н о ­ м и ки : «О черед ны е задачи с о ­ ветской власти», «Великий п о ­ чин», «О проднало ге» и д р у ­ гие. 3. Ф . Митина р а з н о о б р а ­ зит ф ормы вне классной р а б о ­ ты по предм е ту . Так, и н те рн а ­ циональное воспитание уча ­ щихся заверш илось т о р ж е с т ­ венным ве ч е р ом «Ж ивем под солнцем золотым» . Работа по па тр и о ти ч е с ком у во спи тан ию — вечером , п о свящ енным по д в и ­ гу со ве тс ко го народа в Великой О течественной войне . Несмотря на больш ой педа ­ го ги ч е с ки й стаж , Зинаида Ф и ­ липповна по с тоян но работает над собой , над по выш е ни ем уровня преподавания и с о в е р ­ шенствованием м е т о д и ч е с ко го мастерства. Ее планы с а м о о б ­ разования отличаю тся гл у б и ­ ной и целенаправленностью . Зинаида Ф и л и ппо вн а награждена зн а ч ком «О тлични к н а род но го просвещ ения» . В июне 3. Ф . Митина буде т п р е д ­ ставлять Н о в о си б и р с кую о б ­ ласть на В се сою зн ом съезде учителей. И. ПЛОХИХ, директор, И. УКРАИНЦЕВА, председатель местного ко ­ митета Сокурской средней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2