Мошковская новь, 1978, № 067

ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ № 67 (3941) ЧЕТВЕРГ, Газета выходит по вторникам, ЦЕНА Год издания 47-й. 1 июня 1978 года. четвергам, субботам. 2 КОП. Визит дружбы и братства По приглашению Центрального Комитета КПЧ, Президента ЧССР и чехословацкого правительства 30 мая из Москвы в Прагу отбыла с официальным дружественным визитом советская партийно- правительственная делегация во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС, Председателем Президиума Верховного Совета СССР товарищем. Л. И. Брежневым. В составе делегации — член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Украины В. В. Щербицкий, секретарь ЦК КПСС К. В. Русаков, член ЦК КПСС, заместитель Председателя Совета Министров СССР И. В. Архипов, член ЦК КПСС, первый заместитель министра иностранных дел СССР В. Ф. Мальцев член ЦК КПСС, посол СССР в ЧССР В. В . Мацкевич. Вместе с делегацией отбыли кандидат в члены ЦК КПСС, помощник Генерального секретаря ЦК КПСС А. М. Александров, член Центральной ревизионной комиссии КПСС, помощник Генерального секретаря ЦК КПСС А. И. Блатов. * ПРАГА, 30. (ТАСС). Столица братской Чехословакии, залитая солнцем, сегодня выглядит особенно празднично. В убранстве ее улиц, площадей и набережных — алые знамена и транспаранты, на которых — слова приветствий: «Добро пожаловать, дорогие советские друзья!», «КПЧ '— КПСС!», «С Советским Союзом — на вечные времена!». В аэропорту Рузине реют государственные флаги СССР и ЧССР. Здесь совершил посадку специальный самолет, на котором прибыла с официальным дружественным визитом советская партийно-правительственная делегация во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС, Председателем Президиума Верховного Совета СССР товарищем Л. И. Брежневым. У трапа самолета товарища Л. И. Брежнева, членов делегации по-братски тепло, сердечно приветствует Генеральный секретарь ЦК КПЧ, Президент ЧССР Г. Гусак. Пионеры вручают гостям букеты цветов. Многократно гремят залпы артиллерийского салюта. Звучат государственные гимны Союза Советских Социалистических Республик и ЧехослоНа Внуковском аэродроме, украшенном государственными флагами Советского Союза, делегацию провожали члены Г элитбюро ЦК КПСС Ю. В Андропов, В. В. Гришин, А П. Кириленко, А. Н. Косыгин, Ф. Д. Кулаков, A, Я. Пельше, Г. В. Романов, М. А. Суслов, Д. Ф . Устинов, кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС П. Н. Демичев, B. В. Кузнецов, Б. Н. Пономарев, М. С. Соломенцев, К. У. Черненко, секретари ЦК КПСС И. В. Капитонов, В. И. Долгих, члены ЦК КПСС Б. П. Бугаев, А. Ф. Ватченко, Л. М. Замятин, Г. С. Павлов, Н. М. Пегов, Г. Э. Цуканов, Н. А. Щелоков, кандидаты в члены ЦК КПСС М. П. Георгадзе, О. Б. Рахманин, С. К. Цвигун, помощник Генерального секретаря ЦК КПСС В. А. Голиков, заместители министров СССР Ю. Л. Брежнев, Н. П. Фирю- бин, референт Генерального секретаря ЦК КПСС Е. М. Самотейкин. В числе провожавших были временный поверенный в делах ЧССР в СССР Ф. Хлад, дипломатические сотрудники посольства ЧССР. (ТАСС). * * вацкой Социалистической Республики. Товарищи Л. И. Брежнев и Г. Гусак обходят строй почетного караула. Затем они подходят к встречающим — представителям трудящихся чехословацкой столицы, общественным и государственным деятелям, сотрудникам посольства СССР, советских учреждений в Чехословакии. Л. И. Брежнев и Г. Гусак тепло здороваются с ними. Леонид Ильич Брежнев, Густав Гусак, члены делегации,, чехословацкие руководители садятся в машины. Кортеж направляется в Пражский Град, где во время визита будет находиться резиденция советской делегации. По пути следования сотни тысяч трудящихся столицы ЧССР горячо и сердечно приветствуют советских гостей и чехословацких руководителей. Встреча советской партийно- правительственной делегации вылилась в яркую манифестацию нерушимой дружбы ЧССР и СССР, КПЧ и КПСС, с новой силой продемонстрировала глубокие братские чувства, объединяющие чехословацкий и советский народы. III ПЛЕНУМ РАЙКОМА ВЛКСМ 30 мая состоялся третий пленум РК ВЛКСМ. С докладом «О задачах комсомольских организаций района по выполнению решений XVIII съезда ВЛКСМ и задачах, вытекающих из речи Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева на XVIII съезде комсомола» выступил первый секретарь РК ВЛКСМ Н. Лебедев. В прениях по докладу приняли участие Н. Речкина — ученица Сокурской средней школы № 19, Т. Каменская — секретарь комсомольской ор- ганизации райпо, М. Максимова — диспетчер наливной станции Сокур, 3. Скрябина — старшая пионервожатая Сокурской средней школы № 105, Г. Трусова — секретарь комитета комсомола совхоза «Ояшинский», Н. Евдокименко — учащийся О я ш и н е к о г о ССПТУ-8, А. Костенко — токарь Ояшинского завода крепежных изделий, А. Желиба — старший агроном совхо з а «Зеркальный». В работе пленума приняла участие и выступила заведующая организационным отделом РК КПСС Л. С. Гурьянова. По обсужденному вопросу пленум принял соответствующее постановление. Животноводы! Сполна используем благоприятные возможности летнего периода для повышения продуктивности общественного стада Делом отвечая на Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, работники животноводства района стремятся ознаменовать 1978 год ударным трудом* добиться высоких результатов в увеличении производства молока и мяса. Успешно выполнена программа первого квартала, идет выполнение планов второго. Хороших результатов добиваются животноводы совхозов «Ояшинский», «Мошков- ский», колхоза «Ленинец» и ряда других хозяйств. Сейчас наступило благоприятное время. Скот переведен в летние лагеря, что дает возможность значительно повысить его продуктивность. Так, в совхозе «Ояшинский» среднесуточные надои молока от коровы возросли до 11 и более килограммов, в совхозе «Мошковский» надаивают по 11, в совхозе «Зеркальный» и колхозе «Ленинец» этот показатель превышает 10 килограммов. Достигнутое не предел. Бонитировочная оценка дойного стада данных хозяйств позволяет рассчитывать на дальнейшее увеличение надоев, что и нужно ставить, как наК О Р М А , К А К Х Л Е Б . С Л О В О КУКУРУЗОВОДУ Высокопроизводительным трудом, новыми успехами в соревновании за хороший урожай на каждом гектаре подтверждают земледельцы совхоза «Зеркальный» — инициаторы борьбы за увеличение производства зерна и кормов для общественного животноводства в 1978 году — выполнением поставленных перед со - бой задач. О том, как идут дела у кукурузоводов, рассказывает член кукурузоводческого звена, кандидат в члены КПСС Василий Федорович ВИХРОВ. В последние годы в нашем хозяйстве выращиванию кукурузы уделяется такое же внимание, как и пшенице. Эта культура является основным источником кормов для общественного животноводства, поэтому мы стремимся получить наибольшую отдачу с каждого гектара. В прошлом году, например, урожайность зеленой массы составила 187 центнеров с гектара. На нынешний год мы взяли обязательство довести урожайность зеленой массы до 200 центнеров. Для этого у нас есть необходимые условия. В совхозе создано механизированное ку- курузоводческое звено. Возглавляет его опытный механиипервеишую задачу в летние месяцы. Но не везде и сегодня получают высокие и стабильные надои. По-прежнему низка продуктивность коров в совхозах «Барлакский», «Смоленский», где надаивают соответственно по 6,5 и 7,5 килограмма молока от коровы. К тому же в совхозе «Барлакский» этот показатель на сегодня значительно ниже, чем в соответствующий период прошлого года. На результаты работы в летнее время большое влияние оказывает надежность и техническая исправность оборудования летних доильных площадок. Однако с первых дней содержания скота на выпасах уже имеются случаи срыва доек по техническим неисправностям. Так, 27 мая на третьей ферме совхоза «Большевик» вышла и ? строя доильная установка и утренняя дойка практически не проводилась. Имеются подобные случаи и в других хозяйствах. Чтобы не допустить такого вдальнейшем, инженерным службам хозяйств надо установить надлежащий контроль за исправностью доильного оборудования площадок, осузатор Иван Павлович Ковалев. У него большой стаж работы, а мастерство успевай только перенимать. Хорошо знает свое дело и другой член нашего звена Алексей Ефимович Коваленко. Качество работы у него отличное. За звеном закреплена необходимая техника. На подготовке почвы работали четыре гусеничных трактора ДТ-75М. Федор Захарович Кулешов и Владимир Степанович Исаченко проводили лущение полей, а Владимир Федорович Симонен- I СОХРАНИм| I К А К А Л | j СОРЕВНОВАНИЯ | ко и Николай Иванович Котенков — боронование. Они успевали готовить для нас землю Шли за ними след в след. Разрыва между подготовкой почвы и севом практически не было. Темпы с самого начала были взяты высокие. 25 мая каждый из нас выполнил дневную норму на 195 процентов. А по итогам пятидневки впереди оказались Ковалев и Коваленко. (Мне пришлось ремонтировать агрегат, и я немного отстал от товарищей). В честь их на центральной усадьбе был поднят Флаг трудовой славы. Четкий ритм звена мы смогли обеспечить благодаря большой предварительной работе. На три дня раньше намеченного графиком срока закончили ремонт сеялок, вовремя подготовили тракторы. Еще осенью все 500 гектаров кукурузной плантации вспахали под зябь. Зимой вывезли на поля 3500 тонн органических удобрений. ществлять надежный резерв на случай выхода из строя того или иного механизма. Партийным,профсоюзным и комсомольским организациям следует самое пристальное внимание уделять организации ло- литмассовой работы в животноводстве, действенного социалистического соревнования, укреплению трудовой дисциплины. Каждый коллектив, каждые доярка, скотник должны взять высокие, но реальные обязательства на летний период и упорно работать над их выполнением. Необходимо шире применять материальную заинтересованность и моральные поощрения тружеников ферм в борьбе за получение наивысших результатов труда. Летние месяцы — время большого молока. От того, как сработают животноводы в этот период, зависит успешное выполнение годовой производственной программы. Долг всех тружеников животноводства добиваться в эти месяцы наивысших надоев, привесов, организовать круглосуточную пастьбу скота, четко соблюдать распорядок дня, рационально использовать пастбища. Весной провели прибивку влаги, а затем — повторное боронование. . Главной задачей для нас являлось высокое качество сева. Мы точно соблюдали ширину междурядий, глубину заделки семян. Все работы вели в строгом соответствии с технологическими картами. Сеялки снабдили кольчатыми шлейфами, хорошо выравнивающими поч- ву. * Новые заботы ждут нас после сева. До появления всходов проведем боронование- поперек рядков средними боронами в один ряд. Следующее боронование будет уже по всходам средними боронами со скошенными назад остриями зубьев, чтобы не повредить растения. Эту работу лучше проводить днем, когда стебли кукурузы от жары становятся вялыми, гибкими. Цель довсходового и послевсходового боронования — уничтожение сорняков, сохранение в почве влаги, выравнивание полей. После четкого обозначения рядков проведем подсев подсолнечника. Это даст значительную прибавку зеленой массы, лучше будет качество силоса. В конечном счете сможем в достатке обеспечить животноводство сочными кормами. ч Мы поддерживаем инициативу кормозаготовителей колхоза «Ленинец», которые решили заготовить на условную голову не менее 23 центнеров кормовых единиц. В свою очередь #наше звено сделает все необходимое не только по выращиванию кукурузы, но и на заготовке сена. На всех последующих этапах работ по созданию прочной кормовой базы, которая будет решать судьбу успешного выполнения повышенных социалистических обязательств, мы сохраним трудовой накал соревнования.

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 1 июня 1978 г, № 67 (3941) С Е Р Ж А Н Т С МАЛОЙ З ЕМЛИ От начала до конца героической эпопеи на Малой земле участвовал в боях старший сержант Иван Кушниренко. Рабочий Московского судостроительного и судоремонтного завода до войны увлекался фотографией, не расставался е фотокамерой и на Малой земле. Многие снимки Ивана Афанасьевича экспонируются в музее 1-го Московского индустриально - педагогического техникума, с коллективом которого ветеран 18-й армии поддерживает крепкую связь. Он часто выступает с воспоминаниями перед будущими мастерами - производстве н н и к а м и, встречается с пионерами. И эти рассказы особенно ценны, так как бывший малоземелец сопровождает их демонстрацией своих фотографий, сделанных в боях. На снимке слева: И. А. Кушниренко за разбором своего военного фотоархива. На снимке справа: зенитчики 255-й бригады отражают налет «юнкерсов», (Репродукция фотографии, сделанной И. А. Кушниренко на Малой земле). Фотохроника ТАСС. М А С С О В О - П О Л И Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А С О С Т А В Н А Я И П А Т О В С К О Г О М Е Т О Д А Создание хороших культурно-бытовых условий для тех, кто в { Наш агитколлектив из девяти человек. Мы все являемся политинформаторами, читаем лекции. У сельского жителя жажда к знаниям большая. Люди живо интересуются положением в стране и на международной арене, делами в совхозе и районе. Круг духовных запросов широк, и это мы учитываем. Свою работу строим по заранее составленному конкретному плану. Перед началом полевых работ побывали у механизаторов, теплым словом напутствовали в добрый путь за урожай. Хлебопашцы были взволнованы и, конечно же, по другому взглянули на себя, глубже осознали свою роль и ответственность за порученное дело. Они дали слово, что с поставленной задачей успешно справятся, что и подтвердили затем своей ударной работой. На встречу с механизаторами приезжаем в поле на автобусе в обеденное время. Беседуем с ними, сообщаем о новостях, о ходе соревнования в совхозе и районе, узнаем о нуждах и запросах. Мы еще раз убедились, что живое слово политинформатора, агитатора —хорошее подспорье в работе тех, кто сегодня в поле, на переднем крае борьбы за хлеб. Е. ПЛУТАЛОВА, политинформатор, учительница. ДЛЯ ТЕХ, КТО В ПОЛЕ При Доме культуры совхоза уже несколько лет действует агитбригада, возглавлять которую партком поручил мне. На пенсии я шестой год. Но дома не сидится. Тянет к молодежи, на сцену, в поле, на фермы. Поэтому по-прежнему считаю клуб своим вторым домом. зыкальный/ руководитель Олег Тишин и другие. Свои концерты мы обычно посвящаем п е р е д о - викам, чествование которых выливается в настоящий праздник. В составе агитбригады секретарь цеховой комсомольской организации Лидия Семенова, лаборантка школы Люба Гон- тарева, статист бухгалтерии Надежда Кибанова, киномеханик Лидия Нечаева, бухгалтер Екатерина Воронова, заведующая клубом Надежда Морозова, муКогда приезжаем на ферму, в бригаду, то без внимания не оставляем ни одного человека. Бывает, что два или три механизатора работают вдалеке от полевого стана. Девчата обязательно к ним съездят и споют задорные частушки, их любимые песни. А. КАБАНОВА, руководитель агитбригады, пенсионерка. П Е Ч А Т Н О Й С Т Р О К О Й В селе я заведую клубом. Сейчас все мои заботы слились с заботами тружеников полей. Я выпускаю «Боевые листки», «молнии». Больше всего пишу о передовиках, их достижениях. Таких в бригаде большинство. «Боевой листок» С выпускаю регулярно. вечера узнаю у управляющего ферм о й, звеньевых и бригадира новости и итоги за сутки. Печатное слово повышает настроение, при- J бавляет энергии, «Боевой листок», к примеру, поведал о достижениях механизаторов Николая Митюкова, -Леонида Га- левича и других. Достается и тем, кто сбивается с рабочего шага и подводит коллектив. 16-мая тракторист Виктор Климкин вздумал выпить и прогулял. Срочно вышла «молния», которая заклеймила позором прогульщика. Однако это единичные факты. Л. ТАРАСОВА, заведующая клубом. Совхоз «Мошковский». СИБИРЬ СЕГОДНЯ: СОЮЗ НАУКИ И ПРОИЗВОДИТ ЕЛЬНЫХ СИЛ Сибирское отделение Академии наук СССР известно во всем мире выдающимися фундаментальными исследованиями — и в каждой сибирской области и крае — конкретными научными разработками для производства. «Делается много», — сказал товарищ Л. И. Брежнев о воздействии ученых Сибирского отделения на промышленно - экономи ч е с к о е развитие всего района и даже за пределами Сибири. Но, как подчеркнул Леонид Ильич, — «мы ждем еще большего в вопросах практического применения науки и в решении топ- ливно - энергетических проблем, геологоразведке, нефтехимии, машиностроении и в других областях». Как важнейший наказ восприняли сибирские ученые задачу, поставленную товарищем Л. И. Брежневым, — «вести дело так, чтобы активная роль ученых помогала нам решать вопросы., соединения науки с практикой и тем самым способствовать росту производительных сил страны». Поездка Леонида Ильича по Сибири и Дальнему Востоку стала конкретной «картой маршрутов» и для сибирской науки. Нефть и газ Тюмени, машиностроение Омска и Новосибирска, комплекс электротехнических заводов в Минусинске, Саянский территориальнопроизводственный комплекс в Красноярском крае, Братский и Усть-Илимский промышленные комплексы, гидроэнергоресурсы Иркутской области, стройка века — БАМ и богатства Дальнего Востока — таковы основные точки приложения сил коллективов ученых. Стремясь ускорить процесс внедрения научных достижений, сибирские институты осуществляют принцип «выхода на отрасль» — вывода через головные предприятия в широкую практику научных разработок и рекомендаций. Так, например, ученые института горного дела разработали и передали угольной промышленности новые технологические схемы добычи. Аналогичные разработки для глубо'ких горизонтов переданы Норильскому горно - металлургии е с к о м у комбинату. Наука все шире передает практике математические методы, моделирование, методику применения электронно - вычислительной техники. С их помощью геологи- практики быстрее теперь найдут пути к подземным кладам. Лешими с помощью информационно - поисковой системы обнаруживают опасного вредителя — сибирского шелкопряда. По математическим моделям своевременно преграждается путь лесным пожарам. Новым этапом усиления связи науки с производством является разработанная учеными комплексная долгосро ч н а я программа «Сибирь». Она включает в себя двадцать четыре региональные програм- мы по отраслям и межотрас- левым связям. Программа охватывает узловые проблемы комплексного использования нефти и газа Западной Сибири, угля Кузбасса, благородных и редких металлов, ресурсов земельных, лесных и водных, проблемы развития и разме- •че щения территориально - производственных комплексов, охраны окружающей среды. В ее реализации принимают участие около сорока научных институтов, десячки организаций различных министерств и ведомств. С особым вниманием восприняли ученые указания товарища Л. И, Брежнева по развитию сельскохозяйственной базы промышленных районов Сибири, которая должна обес- печивать население продуктами животноводства и овощами. Ценный опыт в этом отношении имеет Новосибирская область. Ее животноводческая отрасль в юбилейном году перешагнула рубеж в миллион тонн продажи молока государству. Совхоз «Кировец», работающий на отходах промышленного тепла Новосибирска, за обеспечение населения миллионного города свежими овощами удостоен переходящего Красного знамени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Два других совхоза — «Искитимский» и «Медведский» являются своеобразным «полигоном внедрения» рекомендаций ученых. Над созданием продовольственной базы в зоне хозяйственного освоения БАМа работают несколько институтов. Сибирские ученые вносят реальный вклад в дальнейшее ускоренное развитие производительных сил Сибири и Дальнего Востока, в решение задач, поставленных XXV съездом КПСС. (Корр. ТАСС). Новосибирск. г % ЗА САМООТВЕРЖЕННЫЙ ТРУД-НАГРАДЫ Самоотверженно трудится в коллективе грузчиков второго Новосибирского лесоперевалочного комбината коммунист Николай Иванович Чеча. Он — стропальщик, систематически выполняет задания на 120—130 процентов. Родина высоко отметила труд Н. И. Чечи, наградив его орденом Трудовой Славы III степени. Виктор Михайлович Семенов восемь лет работает на комбинате также стропальщиком по погрузке готовой лесной продукции. Переработку грузов ведет передовыми методами, ускоренно. В. М. Семенов удостоен медали «За трудовую доблесть». За плодотворную работу в коллективе ценят Марию Николаевну Резинкину. Она — ударник коммунистическо г о тРУДа, подготовке строительных материалов отдала почти пятнадцать лет. Мария Николаевна не знает случая, чтобы не выполнила задания: ее выработка 120 и более процентов. Труд М. Н. Резинкиной оценен по достоинству; ей в торжественной обстановке в райкоме партии была вручена медаль «За трудовое отличие». На снимках: Н. И. Чеча, В. М. Семенов, М. Н. Резинкина.

МОШКОВСКАЯ новь 1 июня 1978 г, № 67 (3941) J ИЮНЯ-МЕШДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ Четверть населения планеты составляют дети. От того, какое воспитание и образование они получат, с каким багажом придут на смену старшим, зависит будущее каждой страны и всего человечества. Все, кому дорого счастье / юных жителей Земли, ежегод- V но 1 июня отмечают Международный день защиты детей. Этот день стал символом непреклонной решимости наро- . дов избавить своих сыновей н дочерей от угрозы новой вои- ны, голода и болезней, помочь им стать истинными борцами за свободу, прогресс, за прочный мир на Земле. Ярким примером подлинно гуманного отношения к детям, к воспитанию подрастающей смены является вся 60-летняя история первого на земле социалистического государства. Уже первые дни после Великого Октября ознаменовались де ­ кретом Советской власти об охране жизни и здоровья де- k тей, о предоставлении им все- f го лучшего, что могла выделить из своих скудных запасов молодая республика. Ленинский принцип «Все лучшее — детям!» — стал одним из глав- \ ных, определяющих законов жизни советского общества. У нас создана самая передовая в мире система воспитания и обучения подрастающего поколения. Программа развития народного хозяйства, принятая XXV съездом КПСС, предусматривает ряд мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение положения матери и ребенка. Велика забота о подрастающем поколении в братских социалистических странах. Здесь, как и в нашей стране, претворяется в жизнь лозунг «Счастливое детство — каждому ре- . бенку!» Совершенно иное положение детей в странах капитала. Там миллионы мальчиков и девочек страдают от нищеты и лишений, голода и болезней, от непосильного труда и расовой дискриминации, лишены возможности учиться. Тысячи детей гибнут в результате империалистических агрессий. Не могут быть счастливы дети там, где нет социальной справедливости, где преданы забвению принципы Декларации прав ребенка. Борьба за счастье юных — актуальная проблема современности. Сохранение мира на земле — первостепенное условие обеспечения основных прав детей — на жизнь, на гармоничное умственное и физическое развитие. Грядущий 1979 год — М еж ­ дународный год ребенка — станет новой яркой страницей в борьбе за счастливое детство под мирным небом. Ш кол а . Н е забы ваемы е годы . С ними свя зано все: м илое д але кое детство , н е уны вающ ие ж и з н е р а д о с т ны е о д н о кл а с с н и ­ ки, п ер вы е над еж ды и р а з о ч а ­ рования , радость по знани я наш е го о г р о м н о г о мира . Учитель . Он подош ел к тебе, м а л е н ь ком у , р о б к о м у , взял твою р у к у из теплых мамины х ладоней и повел по тернистой д о р о ге в м и р знаний. С тех пор он все гд а р яд ом с тобой , с тро гий , уверенны й , готовы й в лю б ую м и н у т у прийти на п о ­ мощ ь . П о э том у расставание со ш колой , к а к и расставание со всем б л и з к и м и д о р о ги м , п р и ­ носит грусть . М ош к о в с к а я средняя . Она пр о в ож а ё т в бол ьш ую ж и зн ь своих во спитанни ков . П р о з в е ­ невший з в о н о к возвестил о начале то рж е с тв е н н о й линейки , последней линей ки для д есяти ­ классников . Зам ерли ровны е , с тро гие р я ­ ды учащ ихся . Звучит Гимн С о ­ ве тс ко го Сою за . Д и р е к т о р ш к о ­ лы Анатолий Степанович Болдырев дает наказ вы п ус кни кам всегда и ве зде быть первыми , не урони ть чести родн ой ш к о ­ лы. «Вместе с нами, педа го гами , вы учились подчинять свои мысли и п о с туп ки тол ь ко хо ­ рош ем у , — сказала в своем выступлении Нина Васильевна. Д о р о ги н а . — Через все т р у д ­ ности и п р е гра ды вы со ко п р о ­ несите звание со ве тс ко го чело ­ века». П од м у зы к у и гр о м ки е апло ­ дисменты поздравить своих ДОБРОГО ВАМ ПУТИ старш и х товарищ ей в зал во ­ шли самые маленькие жители э то го б о л ьш о го д р уж н о го д о ­ ма — о ктября та . Они та кж е да ­ ли д о б ры е напутствия вы п у с к ­ ни кам , наказали не бояться тр уд но с те й и не отступать. «Чем тр у д н е е буд е т учеба, тем ин ­ те р е сн е е буде т в труде, — г о ­ ворил и они. — Д о б р о го пути в светлую и счастливую ж и зн ь , др у зья» . С по зд ра в ле н и ем к д е сяти ­ кл а с сн и кам обратились пи о не ­ ры . Они го в о р и л и о том, что нел ьзя забывать родную ш к о ­ лу, своих учителей . «На ка к ую д о р о г у вы встанете — н и ком у не известно сейчас. Но в пам яти вечно останется ш кола , взрастившая вас». О т имени родителей вы сту ­ пили Л. А. Рудь, В. В. Хари то ­ нова Н. Л. Карельский . Они пожелали вы пускни кам о тл ич ­ но сдать государственны е э к ­ замены и выбрать правильный путь. С ответным словом и м у зы ­ кал ьным приветствием вы сту ­ пили десяти классники . «Здесь мы провели 10 лет, полных р а ­ д уж ны х на д еж д и великих с в е р ­ шений . . С пасибо вам, д о р о ги е наши , за все, что вы для нас сделали . Всем, что мы знаем и ум еем , мы обязаны вам». 10 «а» класс передает с им в о ­ лический клю ч инициативы 9 «а» классу, С о кончанием ш колы по зд ­ равили в этот день и восьми ­ классников . Они в свою очередь заверили присутствующ их , что прид у т в девятый всем классом . Линейка о кончена . П розвенел последний ш кольны й звонок . Виновникам торжества пр е д о ­ ставляют право пер вым и выйти из а кто во го зала. П осле р е б я ­ та собрались в своем классе. В руках у ка ж д о го кра со чно оф ормленны й наказ. «Д о р о го й д р у г ! — говорится в нем . — Честно и д о бр осо в е с тно служи своем у народу , с воем у го су ­ дарству. Всю силу разума , весь жар свое го сердца отдай лю ­ дям, земле , на ко то р о й ты ж и ­ вешь. Т ворческих д е р зан и й тебе и вы соких ко см и ч е с к и х по^ летов». Ребята делятся планами на будущее . Наташа Минакова: Буду по ­ ступать в те хни кум пищевой промыш ленности . Я очень л ю б ­ лю готовить . От в ку сн о й пищи у лю дей поднимается настрое ­ ние. П оэ том у п р оф е с сию эту считаю поле зн ой и н уж н о й . Таня Соколова: Я реш ила п о ­ ступать в сельскохозяй ственны й те хни кум . Лю блю деревню , землю , хочу на ней работать . Женя Филимонов: М е ч т аю о строительном институте . Буду создавать для лю дей со вр е ­ менные красивы е здания . Д о б р о г о вам пути, вы п у с кн и ­ ки ш кол . Н. ФОМИЧЕВА. к • ДЕЛЕГАТ ВСЕСОЮЗНОГОСЪЕЗДА УЧИТЕЛЕЙ У р о к , в м н о го о б р а зи и форм — м ал ень кое звено в единой цепи . П родуманная система у р о к о в становится системой идейно - п о ли тиче с ко го воспи ­ тания у Зинаиды Ф или пповны М итиной , преподавателя исто ­ рии и общ ествоведения С о ­ к у р с к о й средней ш колы . При планировании по теме она от ­ бирает основное , определяе т соо тнош ения м еж д у фактами и о бобщ ени ям и , п р е д у см а тр и ­ вает р а зн о о б р а зн ую м е то д и ку преподавания для гл у б о ко го и п р о ч н о го усвоения знаний. Главная цель ее работы — идейная под го то в ка учащихся к ж и зн и , воспитание на р е во ­ лю ционны х , трудовы х и б о е ­ вых традициях старших, любви X к народ у , Родине. Рождается у р о к . У р о к — л е к ­ ция ,у р о к — семинар , диспут, обо бщ е ни я знаний П ричем , не абстрактный , а примени тел ьно к о п ред ел ен ной гр уп п е ребят. Так, чтобы все они активно работали в классе , чтобы к а ж ­ дая минута из 45 оптимально использовалась . И поэтому З и ­ наида Ф или ппо вн а тщательно прод умы вае т ф ормы самосто ­ ятельной работы учащихся , ставит перед ними ло гиче с кие и познавательные задачи, учит мыслить , доказывать . Как пра ­ вило, ее учени ки ум ею т сам о ­ стоятельно работать. В п е р в ую очеред ь учителя забо тит научная ор ганизация труда учащихся . О тсю да— р а з ­ личны е приемы учебной р а б о ­ ты: составление планов, те зи ­ сов, кон спе кти рование , веде ­ ние словаря и с т о р и к о - поли ­ тиче с ки х терм инов . Ребята учатся мыслить , ко гд а составляю т устные и письменные р е ­ цен зии , п р о в е р яю т д р у г у д р у ­ га планы - конспе кты . П ом о га ­ ет гл у б ж е усвоить тему, у в я ­ зывание и зучаем о го с ж и зн ью , с пер вои с то чни кам и . Это статьи В. И. Ленина, партийные д о к у ­ менты , решения съездов КПСС, материалы новой Конституции СССР из газет и ж урналов . С во еобра зие ур о ка в яр кой личности сам о го учителя, его эм оционал ьной , точной речи . У Зинаиды Ф или ппо вны — это ра с с ка з - описание , р а сс ка з - хара ктеристи ка , проблем ное и зл о ж е н и е с прим е не ни ем диа ­ фильмов , учебны х фильмов , зв у ко за пи си и прочи х техниче ­ с ких средств. 24 года отданы ш коле . Из них 15 лет — С о к у р с ко й с р е д ­ ней. Если выразить п р о и з в о д ­ ное ее труда в циф рах , они будут такие: ни о д н о го неус ­ певающ е го за все 15 лет, к а ­ чественная успеваемость по предме ту составляет 60 п р о ­ центов. Письмо. Оно пол учено не ­ давно. Писала бывшая ученица Людмила Ани кина . «Д оро гая Зинаида Ф или ппо вн а . Я часто вспоминаю ш колу ... К акое незабываемое было время . Как жаль, что расстаемся с ней. Это уж е о со знаем позднее . Вот, кажется , вернулась бы в школу, села за л ю б им ую пар ­ ту, слушала бы бе з конца учителя и училась бы на одни пятерки . Лю бим ы й учитель ! Он все понимает, помо гае т , учит. Такой учительницей были Вы, Зинаида Ф илипповна ...» Вспоминает и она прошлое . Закончила Н иж не -Е л ьцо вс кую восьмилетнюю ш кол у , И с ки тим - ское п е д а го ги ч е с ко е училище , работала воспитателем Карпы - са кс ко го д е т с ко го дома , затем ис тори ком в ш коле . В кр о по тли вом тр у д е быстро летит время . М н о ги х она выучила и воспитала , м н о ги м да ­ ла д о р о гу в ж и зн ь . Ее чтят, шлют теплые, се р д е ч ны е пись ­ ма, с ней с радо с тью встреча ­ ются. А м о ж н о ли сосчитать, с ко л ь ­ ко ребят вышли в ж и зн ь с прочным и убеж д е н и ям и , к о ­ торые сф орм ировались на уро ках Зинаиды Ф или пповны . Ведь каж ды й прошел чере з ее Светлый зал. Встреча с бы в ­ шими вы п у с кн и кам и . К Зинаи ­ де Ф и л и п п о в н е подходит в а к ­ кура тной летной ф орм е штурман в о зд уш н о го корабля Ю рий С ко р о б о га то в . — Вот и встретил я Вас сн о ­ ва, — го в о р и т он. — Пролетая над п р о с то рам и нашей не о бъ ­ ятной Родины , всматриваю сь в селения и го р о да , вспоминаю у р о ки , на ко то ры х Вы с увле ­ чением нам рассказы вали об и с ториче с ки х собы тиях . Н апри ­ мер , на бе р е га х м о гу ч е го Иртыша хр а б р о сражался Ер ­ мак, нед а ле ко от Л е ­ нинграда , на Ч уд с ком о зе р е р усс кие о д ерж а л и по бе д у над п сам и -ры ца р ям и : это Вы нам привили на с тоящ ую лю бовь к славному и с т о р и ч е с ком у п р ош ­ лому... На один из вечеров встречи съехались более ста вы п у с кн и ­ ков. Тем ж е , кто не см о г п р и ­ нять участие в этой встрече , были высланы с во еобра зны е анкеты . На один из вопросов «Кто твой лю бимы й учитель?» сердц е . Кон та кты учителя и у чени ка н е зрим ы , но это вза ­ им опоним ание начало воспита ­ ния. Классы, ко торым и р у к о ­ водит Зинаида Филипповна , в числе правофланговых . бы вш ие ученики ш колы с те п ­ ло той и сердечностью назвали имя Зинаиды Ф и ли ппо вны . — М еня волнует каж дая встреча с воспитанниками , — делится впечатлениями ве те ­ ран ш колы , ком м ун и с т М и ти ­ на. — П риятно то, что м н о ги е из них выбрали м ою п р оф е с ­ сию . Например , Таня Д ащ е н ко о т кр о в е н н о призналась мне, что после о кончани я ш колы непр ем е н н о станет учителем истории . И дут годы . Наполнены они важ ным , пл од о творны м т р у ­ д ом — воспитанием подра с та ­ ю щ е го поколения , приобщ ения е го к созиданию . Это главное в ж и з н и Зинаиды Ф и ли ппо вны М и тиной . С вежо в памяти, к о г ­ да на областном съезде у ч и ­ телей ее е д инод уш но избрали деле га том на В сесою зный съезд . На сним ке : 3. Ф . Митина среди учащихся. Текст и фото Е. СЫСОЕВА Зинаида Ф или ппо вн а п о с т о я н ­ но следит за новин ками и с то ­ рической , м е то д и ч е с ко й и х у ­ доже с твен ной литературы . А к ­ тивно участвует в м е т о д и ч е ­ ских семинарах . На районны х и областных чтениях выступала с о бобщ ени ем опыта рабо ты по теме : «Использование п е р ­ воисточни ков на у р о ка х и с то ­ рии и общ ествоведения» , п р о ­ водила о ткры ты е у р о к и и вне ­ классные м еро пр и я ти я . В те ч е ­ ние ряда лет избиралась с е к ­ ретарем партийной о р га н и з а ­ ции ш колы . Выступает с д о к ­ ладами, беседам и и л е кц и ям и перед населением С о к у р а . Пользуется за сл уж е н ны м авторите том среди всех, к г о ее знает. М но ги е годы Зинаида Ф и ­ липповна бе ссм енн о р у к о в о д и т се кто р ом по л и ти нф о рм а то р о в л е кто р с ко й т р у п п ы , п о д го т о в ­ кой и пр о ве д е н и ем Л е н и н с ки х у р о ко в в ш коле . В к р у ж к е ребята изучаю т работы В. И. Ленина по во пр о сам с тано вле ­ ния социал и с тиче с кой э к о н о ­ м и ки : «О черед ны е задачи с о ­ ветской власти», «Великий п о ­ чин», «О проднало ге» и д р у ­ гие. 3. Ф . Митина р а з н о о б р а ­ зит ф ормы вне классной р а б о ­ ты по предм е ту . Так, и н те рн а ­ циональное воспитание уча ­ щихся заверш илось т о р ж е с т ­ венным ве ч е р ом «Ж ивем под солнцем золотым» . Работа по па тр и о ти ч е с ком у во спи тан ию — вечером , п о свящ енным по д в и ­ гу со ве тс ко го народа в Великой О течественной войне . Несмотря на больш ой педа ­ го ги ч е с ки й стаж , Зинаида Ф и ­ липповна по с тоян но работает над собой , над по выш е ни ем уровня преподавания и с о в е р ­ шенствованием м е т о д и ч е с ко го мастерства. Ее планы с а м о о б ­ разования отличаю тся гл у б и ­ ной и целенаправленностью . Зинаида Ф и л и ппо вн а награждена зн а ч ком «О тлични к н а род но го просвещ ения» . В июне 3. Ф . Митина буде т п р е д ­ ставлять Н о в о си б и р с кую о б ­ ласть на В се сою зн ом съезде учителей. И. ПЛОХИХ, директор, И. УКРАИНЦЕВА, председатель местного ко ­ митета Сокурской средней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2