мошковская новь 25 марта 19^8 г., № 37 (3911) приняли участие Широкояр- ское, Барлакское, Октябрьское, Мотовское,' Сокурское и другие торговые предприятия. Они представили большой ассортимент промышленных, хозяйственных и продовольственных товаров. Продавцы позаботились и об оформлении рабочих мест, все были в ярких карнавальных костюмах. Л. ЛОГИНОВА, методист районного Дома культуры. На снимках: весенний месяц Апрель дает свои наказы труженикам районного центра; продавец продторга Валентина Вахляева. П Р И Г Л АШ А Е Т Б И Б Л И О Т Е К А ДЕНЬ БИБЛИОГРАФИИ В центральной районной библиотеке 25 марта проводится день библиографии по краеведению. Читатели позна- , комятся с книгами о родном крае, краеведческой библиографией, прослушают обзор литературы «Сибирь —мой край родной». Библиотекари окажут помощь читателям в выборе литературы по данной теме . Н. ИВАНОВА, библиограф центральной районной библиотеки. ПРОВОДЫ РУССКОЙ з и м ы В минувшее воскресенье в Мошково проходили проводы русской зимы. Театрализованное представление приготовили самодеятельные артисты районного Дома культуры. Началось оно шествием празднично одетых персонажей народных сказок: богатырей,. зазывал, глашатаев, Весны в сопровождении свиты — весенних месяцев: Марта, Апреля, Мая. Глашатай зачитал указ, призывающий людей встретить красавицу Весну. Дед-Мороз и Зима подвели итоги холодов— минувшего года, зимних месяцев. Весна обратилась клюдям с приветствием— призывом ознаменовать 1978 год ударным трудом. Закончилось представление сожжением чучела, символизирующего пьяницу, бракодела, прогульщика, большим концертом художественной самодеятельности, веселыми конкурсами и играми. Смех, поспи, оживление, обилие красок царило на площади у районного Дома культуры. . Продавались блины, пельмени, шашлык. В этот день здесь была организована ярмарка. В ней УРОЖАЙ ПО ПРОЕКТУ Л H W H I i M i y В совхозе «Красная Балтика» на всей посевной площади, превышающей три тысячи гектаров, впервые было получено по 38 центнеров зерновых и по триста килограммов семян многолетних трав. Столь высоких показателей для северной нивы земледельцы хозяйства добились, использовав рекомендации нового методического центра по программированию урожаев , созданного в Ленинграде. Возглавил его агрофизический научно - исследовательский институт, в лабораториях и на экспериментально - производст в е н н ы х участках которого р а з р а- ботана по заявкам совхозов новейшая технология земледелия для каждого конкретного поля. По предварительным подсчетам, внедрение таких проектов на сельскохозяйственных угодьях пяти совхозов области позволило в минувшем году получить дополнительной продукции более чем на полмил- лирна рублей. — Программирование урожаев завоевывает прочные позиции в хозяйствах Ленинградской области, — рассказывает заместитель директора института П. В. Васильев. — На опорных пунктах научно-методического центра, созданных в головных совхозах крупных сельскохозяйственных объединений и фирм , испытывались и новые способы повышения урожайности сельскохозяйственных культур . Так, сорт картофеля «приекульский ранний», прошедший по рекомендации специалистов трехми нутную яровизацию в электро магнитном поле, дал весьма . заметную прибавку. Закончено программирование урожаев на 1978 год в пригородных хозяйствах области. Новые проекты охватывают весь комплекс агротехнических мероприятий — . подготовку семян к посевам, возделывание культур , способы внесения удобрений, те х нологию уборки, транспортировку и хранение урожая. Такие проекты в области получат втрое больше совхозов, чем в прошлом году , когда впервые на больших площадях началось ик практическое внедрение. С. ФОНАРЕВ, корр. ТАСС. Ленинград. Труд, то есть целесообразная деятельность, — первое и основное условие существования каждой человеческой личности и всего общества в целом. Труд доставляет людям необходимые средства к жизни; он создал все те материальные и духовные богатства, которыми обладает сегодня человечество. В нашей стране самоотверженным творческим трудом нескольких поколений построен развитой социализм, успешно осуществляется построение коммунистического общества. * Общественно полезный труд и его резулв- таты, как говорится в Конституции СССР, определяют положения человека в обществе. Труд превращается в первую жизненную потребность советских людей, стал у нас делом чести, доблести и геройства, действенным средством коммунистического воспитания масс. Он все отчетливее приобретает черты труда коммунистического, когда, по выражению в. И. Ленина, люди будут трудиться «по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу» (ПСС, т. 40, стр. 315). Как же относится к труду религия? Библия — «священная кни- ,,га» всех христиан и верующих иудейской религии — начинается легендой о сотворении мира, которое завершилось «созданием первых людей» — Адама и Евы; о том, как они нарушили запрет — есть плоды с дерева познания добра и зла и были прокляты богом. «В поте лица твоего будешь есть хлеб», — таким приговором покарал разгневанный господь первого человека, изгнав его из рая. Это библейское сказание и легло в основу богословского понимания труда как проклятья божьего, как тяжкого наказания человечеству за «первородный грех» прародителей. Человек обречен на тяжелый, изнурительный труд в земной жизни, и за это он «обретет вечное блаженство» за гробом, — социальная, классовая подоплека таких религиозных поучений очевидна. «Вполне естественно сочувствие эксплуататоров к не могли остаться прежними и церковное учение о труде , отношение к нему богословов и священнослужителей. Сегодня в церковной проповеди уже не услышишь, что труд — это божье проклятие и наказание за «первородный грех». В «священном писании» отыскиваются другие тексты , призванные доказать ценность труда , его богоугодность, — такие, например, как слова из послания апостола Павла: «Если кто дела . Конечно, призывы хорошо работать на общее благо похвальны. Но значит ли это, что религия хотя бы в таком вопросе перешла на прогрессивные позиции, и взгляды ее теперь совпадают с тр е бованиями морального кодекса строителей коммунизма? Конечно, нет. В подобных высказываниях богословов труд характеризуется как исполнение долга перед богом и ставится в Б Е С Е Д Ы А Т Е И С Т А Р Е Л Ш Г Ш Л религии, учащей «безропотно» переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая», — так раскрыл эту подоплеку В. И. Ленин и с сарказмом подчеркнул: «Какая же это выгодная, в самом деле, для господствующих классов святыня!» (ПСС , т. 6, стр. 265). Такова была сущность богословского учения о труде в России до Октябрьской революции, такова она и сейчас в капиталистических странах, несмотря на всяческие оговорки современных зарубежных модернистов. Однако в йашей стране, в условиях социалистического общества, когда религия не пребывает в услужении эксплуататорских классов, которых давным - давно нет, а все религиозные организации практически стоят на лояльных позициях по отношению к Советскому государству, когда верующие плечом к плечу с неверующим большинством нашего общества трудятся на благо Родины,— в таких условиях, разумеется, не хочет трудиться, тот и не ешь». Отсюда делаются выводы, что «труд угоден богу», что люди своим трудом продолжают «дело божьего творения» и т. д. Нынешний глава русской православной церкви — самой крупной религиозной организации в нашей стране — патриарх Пимен, вступив в эту должность летом 1971 года, обратился к духовенству и верующим с посланием, в котором говорилось, что для верующего ' «земной труд , совершаемый чадами церкви во славу божию на благо своего народа, на благо семьи, есть не что иное, как радостное исполнение долга благотворного для нас послушания воле божьей». Такие выводы подкрепляются призывами к верующим: хорошо работать, не прогуливать, не уклоняться от труд ной работы, так как любой труд на благо общества является такой же обязанностью верующего, как соблюдение поста, чтение молитвы и другие богоугодные один ряд с молитвой и постом. Ценность труда связывается тут прежде всего с верой в бога. Именно труд во имя божье восхваляют проповедники всех религий. Но т РУД-то — дело земное, человеческое. Работают люди для себя, для общества, и в этом реальном процессе создаются материальные и д у ховные ценности, рождаются нравственные оценки труда и трудящегося человека; это одновременно и процесс коммунистического воспитания самих тружеников. «Нам нет надобности, — писал Ф . Энгельс , — призывать сначала абстракцию к а кого-то «бога» и приписывать ей все прекрасное, великое, возвышенное и истинно человеческое для того, чтобы увидеть величие человеческого существа ...» (К. Маркс и Ф . Энгельс . Соч., т. 1, стр. 592), Эти слова как нельзя лучше подходят именно к такому истинно человеческому понятию, как труд . Примыс- ливание бога не только не помогает понять важность и величие труда , но, наоборот, мешает этому , искажает истинную картину, смещает цен ностные ориентиры. Труд в религиозном понимании превращается в средство , с помощью которого верующий стремится заслужить перед богом загробное спасение д у ши, обеспечить ей вечное райское блаженство. Такое утилитарно - эгоистич е с к о е представление о труде м е шает верующим понять истинную важность, ценность и величие свободного труда , его облагораживающее во здействие на человека, мешает формированию сознательного, творческого , истинно коммунистического отношения к труду . Верующий, как прэ вило, равнодушен и к смыслу, и к сути своего труда . Как видим, за внешне похожими на требования ком мунистической морали призывами религиозных проповедников кроется диаметрально противоположное понимание смысла и целей труда , его роли в обществе , тех нравственных качеств, которые воспитываются в труде . И долг пропагандистов атеизме — показать это коренное, принципиальное отличие меж ду религиозным и коммунистическим пониманием труда , помогать верующим избавляться от религиозных иллюзий. Это и будет практическим слиянием воедино тру дового, нравственного и атеистического воспитания, которое диктуется решениями X X V съезда КПСС . Б. МАРЬЯНОВ, заместитель главного ре дактора журнала «Наука и религия». Редактор А. Т. ПОЛЛУБГ.КИЙ Й Индекс 50903 Тираж 4304. Обьем 1 печатный лист.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2