2 2 МОШКОВСКАЯ новь z l февраля 1978 г., NS 15 (3889)^ В О С ПИ Т А НИЮ - К ОМП Л Е К С НЫЙ п о д х о д ВСЕ НАЧИНАЕ ТСЯ С ДЕ ТСТВА Все начинается с детства. Нам доверено важное и ответственное дело — формировать гармоническую личность строителя коммунистического общества. Учительский коллектив нашей шмоды много поработал над разъяснением новой Конституции СССР в школе. Уроки по Основному Закону страны .приносят удовлетворение. Они многое дают для формирования мировоззрения, широкого обобщения научных знаний, понятии, идей, помогают использовать материал актуальный, связанный с сегодняшним днем, с практикой коммунистического строительства. Разнообразные формы уроков, семинары, лекции, внеурочные мероприятия, работа лекторской группы, встречи с ветеранами войны и труда расширяют диапазон общественно - политической деятельности учащихся, учат высказывать собственную точку зрения, делать выводы. Активно работают учащиеся с документами партии и правительства при подготовке ответов на логические задачи. Например, предстоит доказать на конкретных примерах, что развитой социализм —высшая ступень социализма. Для этого анализируется доклад Л. И. Брежнева о проекте Конституции СССР, его статья «Исторический рубеж на пути к коммунизму». Ребята рассказывают об изменениях в промышленности, сельском хозяйстве, о технической оснащенности, повышении производительности труда. Не обходят и вопросов изменения в социальной структуре общества, роста благосостояния советских людей, используя краеведческий материал, примеры из жизни своего села и совхоза. С первого дня прививают любовь к труду, ведут большую воспитательную работу с детьми учителя начальных классов В. Е. Паничева и Т. Н. Новицкая. Первое полугодие 63 процента учащихся 1—3 классов закончили без троек. 1 сентября ежегодно в «День знаний» у первоклассников «Встреча с Букварем». Первые дни для ребят — труднейший этап в их жизни. У них появились новые обязанности: соблюдать школьные правила, режим дня, вести дежурство по классу, уход за растениями. Учителя в воспитании придерживаются правила: уважение к труду окружающих — заявка на собственное трудолюбие. Поэтому на один из первых классных часов приглашают техничку. Она' рассказывает о своей работе и хвалит детей за порядок в классе. Как следствие этого разговора — ребята ходят к ней за советом, предлагают свою помощь. Готовясь к празднику «Красная Звездочка», первоклассники знакомятся с правилами октябрят, а став ими, работают и выполняют поручения коллективно. Это содействует воспитанию активности и самостоятельности детей, а главное, формирует такие моральные качества, как чуткое отношение к товарищу, любовь к людям, желание прийти на помощь. Во время игры «Приглашаем в Октябрятск» ребята встречаются со знатными людьми села, ветеранами труда и войны. В третьем классе дети готовятся к вступлению в пионеры. Это день торжественный. На сбор приглашаются почетные пионеры школы, родители. Учащиеся идут к памятнику погибшим односельчанам и возлагают ’ цветы к. его подножию. Растут дети — меняются и усложняются методы их воспитания. Знакомство с трудом родителей, рассказы о профессиях, пионерские сборы, встречи с ветеранами труда и войны — все это ввюдит^их в курс настоящих и взрослых дел, побуждает желание приобщаться к этим делам. Формирование нового поколения людей, которые будут жить при коммунизме, непришкольнот участка с указанием урожайности, объявили конкурс на лучший салат из овощей. Дежурные встре- , чали гостей и участников, вручали эмблемы. Праздник открыл руководитель кружка юннатов. Затем ведущие с большим караваем на вышитом рушнике и снопами пшеницы поздравили приглашенных и вручили передовикам производства каравай. Ведущие сменяли друг друга. Одни рассказывали об ,и1стории возделывания человеком хлебных злаков, другие — о хлебных полях нашей Родины, высоких урожаях, о том, что нет почетней труда хлебороба, третьи — о высокой гражданственности человека — чувстве уважения к земле. В заключение праздника слово было предоставлено знатным хлеборобам. Подобные мероприятия воспитывают у ребят уважение к сельокохюзяйственному ■дэуду, гордость за свою Родину. Но даже самые интересные не заменят конкретного дела. Дети поймут цену труда только непосредственно участвуя в нем. Мы же пока еще слабо решаем проблему професвозможно без воспитания бережного отношения к богатствам Родины. Бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда прививает традиционный праздник «Хлеб Родины моей». Заранее совместно с членами кружка юннатов ответственные за его проведение наметили план вечера, продумали текст пригласительного билета, написали лозунги, оформили выставку рисунков учащихся на тему «Слава хлеб растившим», стенд поговорок о хлебе, пригласили гостей — тружеников нашего совхоза, приготовили выставку овощей, злаковых с сновальной ориентации школьников. В школе нет оборудования по машиноведению, нет трактора — ребята изучают его только по плакатам, а тяга их к изучению сельскохозяйственных машин большая. Поэтому проблема номер один для нашей школы — техническая оснащенность, материальная база. И решить ее без помощи совхоза невозможно. А. РОМАНЫЧЕВА, заместитель директора по учебно - воспитатель ной работе Новомошковской средней школы. На снимке: Т. Н. Новицкая. Фото П. БЕЛОВА, Костромская область. В Шун- генской средней школе, находящейся на территории колхоза «Дружба» Костромского района, хорошо поставлено тРУДовое обучение учащихся, их профориентация. Часты и желанные гости <в школе —— председатели и 'специалисте! близлежащих колхозов. Старшеклассники проходят курс производственного обучения по механизации электрификации животноводческих ферм, изучают устройство трактора, знакомятся с основами животноводства. На снимке: в гостях у десятиклассников дважды Герой Социалистического Труда председатель колхоза «ХП-й Октябрь» Прасковья Андреевна Малинина. Фото С. Метелицы. (Фотохроника ТАСС). БЕСЕДЫ О НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ ОСНОВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ во имя В новой Конституции СССР углублены, развиты и расширены положения о конкретных социально-экономических правах советского человека. Прежде всего это относится к праву на труд. Новый Основной Закон предусматривает право на труд не только как гарантированную возможность работы, что уже давно является для советских людей привычной нормой. Сегодня это право включает в себя и возможность выбора профессии, рода занятий, и деятельности в соответствии с призванием, профессиональной подготовкой и т. д. Расширение содержания права на труд и его гарантий стало возможным потому, что экономика развитого социалистического общества предъявляет не только стабильно растущий, но и все более разносторонний спрос на рабочую силу и различных специалистов. Удовлетворяет этот спрос высокоразвитая система бесплатного общего и специального образования, профессионального обучения, повышения квалификации, которая выступает тем самым дополнительной гарантией права на Т Р У Д - В новом Основном Законе большое внимание уделяется и праву на отдых, его гарантиям, Это важное социальное право обеспечивается ныне установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставленном ежегодно оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха. Оно гарантируется также расширением сети культурно- просветительных и оздоровительных учреждений. в Конституции закрепляется возможное только в условиях социализма право граждан на государственную охрану здоровья. Это право реально обеспечивается целым комплексом связанных между собой социальных мероприятий. Более емким по сравнению с действовавшим прежде Конституционным установлением как по кругу охватываемых лиц, так и по реальной обеспеченности является установленное в новой Конституции право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае временной нетрудоспособности, а также полной или частичной утраты трудоспособности и потери кормильца. Это право распространяется теперь не только на рабочих и служащих, но и на членов колхозов. Новым конституционным правом граждан СССР выступает право на жилище. Гарантированность этого права стала возможной в результате осуществления широкой программы жилищного строительства за счет государства, справедливого распределения жилой площади под общественным контролем, установления низкой квартирной платы, поощрения и содействия кооперативному и индивидуальному жилищному строительству. В Конституции получило дальнейшее развитие, дополнилось новыми гарантиями и право на образование. Теперь оно обеспечивается не только беоплатЧЕЛ ОВЕКА ностью всех видов образования, предоставлением государственных стипендий и других льгот учащимся и студентам, но и постепенным переходом к бесплатной выдаче школьных учебников. Конституция СССР полностью воспроизводит закрепленные прежним конституционным законодательством основные свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Вместе с тем в нем получили конституционное оформление и другие политические права, которые давно вошли в практику общественной жизни. Принципиальное значение в укреплении социалистической демократии играют конституционные положения о том, что граждане СССР имеют право участвовать в управлении государством, делами общества, а также вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. По сравнению с Конституцией 1936 года новый Основной Закон предоставляет советским гражданам больше прав в защите и'х личных интересов. Так, например, право на критику обеспечивается теперь конституционным запретом преследования за критику и требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении этого запрета. Новый Основной Закон СССР содержит более широкий круг обязанностей граждан, чем прежняя Конституция. Но это отнюдь не свидетельствует о его меньшей демократичности, что утверждают антисоветские пропагандисты в капиталистических странах. Соблюдение Конституции, советских законов, правил социалистического общежития, добросовестный труд в избранной области деятельности, бережное отношение к социалистической собственности, защита социалистического Отечества, уважение национального достоинства других граждан, забота о воспитании детей, бережное отношение к природе и ее богатствам, содействие развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего ми- Ра ~ ’ вот основное содержание обязанностей советских граждан. Их социалистический характер, гуманизм и коммунистическая направленность не нуждаются в каких-либо комментариях. Дальнейшая демократизация с оветского общества предпол а- гает еще более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения. Новая Конституция СССР устанавливает, что главном направлением в развитии советской политической систег мы является дальнейшее разртывэние социалистической демократии. док-п„ Г- МАНОВ, Доктор юридических наук. У
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2