Мошковская новь, 1978, № 014

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 83< января 1978 г., N8 U 138881: В о с п и т а н и ю —к п о д х о д «...Воспитывать у молодежи любовь к труду, глубокое ува- | жение к людям труда и готовность работать в сфере матери- > ального производства; укреплять единство обучения и воспитания, изучение основ наук теснее связывать с жизнью, практикой коммунистического строительства». (Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду»). ТЕСНАЯ СВЯЗЬСО ШНОЛОЙ В 1977 году был заключен договор совхоза с Широкояр- ской средней школой по выращиванию корнеплодов. С помощью учеников нам удалось получить .в среднем по совхозу по 56,2 центнера корнеплодов с гектара. Совхоз ежегодно выделяет Широкоярской средней школе преподавателей и необходимую технику для изучения тракторов, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, представляет возможность пройти производственную практику вождения тракторов, разбор.си и сборки того или иного узла машин непосредственно в ремонтной мастерской. Стало традицией шефство производственных коллективов совхоза над отдельными 'классами. Учащиеся приходят на фермы, в ремонтно - тракторную мастерскую, бригады, где 'знакомятся с различными профессиями, передовиками производства, работой производственных участков. Передовые труженики совхоза в свою очередь бывают в школе, где ведут разговор с ребятами о своей работе. Практикуются встречи специалистов совхоза с выпускниками средней школы. Замечательную инициативу в трудовом воспитании школьников проявляет старейший житель села Широкий Яр мастер кирпичного завода В. И. Шумкин. Благодаря школьникам ежегодно совхоз получает около 800 тысяч кирпичей. Только в 1977 году нам удалось из кирпича собственного производства построить свинарник-маточник на 90 голов, семь двухквартирных домов и котельную. Из фонда материального поощрения на день строителя всем ребятам, работавшим на кирпичном заводе, по согласованию с рабочим " комитетом вручили ценные подарки. Совхоз оказывает школе материальную томощь.. Так, п 1975 году на покупку лыж выделено 400 рублей, в 1976 году куплен радиоприемник, оказана помощь на 200 рублей в приобретении лабораторного оборудования. Ежегодно оказывается материальная помощь учащимся школы и выделяются денежные средства на проведение новогодних праздников. От совхоза учатся в ССПТУ-8 17 человек, в сельскохозяйственном институте — 5, в медицинском институте — один, в сельскохозяйственном техникуме — 3. Выпускники школы работают в хозяйстве трактористами, мастерами стройцеха, бухгалтерами, зоотехниками, шоферами, свинарками, рабочими полеводства, И все же мы считаем, что проблема закрепления молодежи на селе у нас полностью не решена. Из числа уходящих в ряды Советской Армии еще це все возвращаются работать домой. Поэтому партийная ор г а ни з а ц и я, рабочий комитет, администрация совхоза ’вместе с коллективом учителей ставят цель — прививать учащимся любовь м родному селу, к сельским пр 'Офесси ям. Не секрет, что в условиях всеобщего среднего образования 'нынешняя постановка трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся в нашем хозяйстве не отвечает возросшим требованиям общественного производства и научно - технического прогресса. Многие выпускники вступают в жизнь без должной трудовой подготовки ■и испытывают затруднения при переходе на работу в народное хозяйство, В совхозе нет типовой школы. Имеющаяся не располагает лабораториями, спортзалом, мастерски ,ми и необходимыми классными комнатами. Занятия идут в две смены. В настоящее время решается вопрос о начале строительства средней школы в с. Широкий Яр. Школа на селе — это дом, в котором, в сущности, мы рождае'мся еще раз как граждане, как люди, — каждый со своим предназначением на земле. И наша, всеобщая заинтересованность в ее работе, наше внимание к ее нуждам, наше желание помочь ей — долг перед ней и перед будущим. Б. ШМИДТ, директор совхоза «Ояшинский». Галина Ивановна Чурсина закончила Томский государственный педагогический 'институт. Преподает немецкий язык в Дубровинской средней школе. Трудолюбивая учительница добивается стопроцентной успеваемости. Галина Ивановна, не считаясь с личным временем, занимается •с теми 'учащимися, 'которые слабо усваивают урок. «Моя цель, говорит она,— чтобы каждый подопечный полюбил 'иностранный язык, легко усваивал его». На снимке: Г. И Чурсина. Текст и фото Е. СЫСОВА. За последние четыре года около 90 выпускников Дубровинской средней школы одновременно с аттестатами зрелости получили удостоверения на право управления тракторами и комбайнами. Для изучения сельскохозяйственной техники у нас есть в достаточном количестве плакаты, техника. Учащиеся 9__10 классов проходят практику на Двух ходовых тракторах (сдают езду) и двух разборных, которые можно собирать и разбирать. Педагоги нашей школы в трудовом обучении учащихся, начиная с 1 класса, ставят цель — не только развить техническое творчество, интерес к профессиям, но и привлечь их к производственному труду. Работа мастерской планируется согласно программе и плану-заказу от дирекции школы. Силами учащихся в школе ежегодно производится ремонт стульев, ученических парт и столов, а летом из де- вяликлассников фармируете я ремонтное звено по оформлению кабинетов. За три года мы перешли полностью на кабинетную систему. За это время оформлены два кабинета математики, два — русского языка, истории, военного дела, лингафонный, физический. В В каждом есть шкафы для хранения учебных пособий. Изготовили их из отходов мебельной фабрики, фанеры, рейки, которые отшлифовали, покрыли лаком — выглядят они очень красиво. Большие постоянные стенды сделали из бракованных корпусов телевизоров, которые нам бесплатно передал завод «Элект- росиг'нал», из отходов ‘мебельной фабрики. Стенды хорошо смотрятся, удобны для оформления. В кабинете физики в прошлом году вышли из строя большинство крышек столов, мы решили покрыть их листами белого пластика и укрепить алюминиевыми уголками. Теперь в кабинете физики стоят 20 красивых столов. 8 этом учебном году планируем привести в современный вид пионерскую комнату, библиотеку, коридор второго этажа. Для этой цели выписали 10 кубометров пиломатериалов, заготавливаем рейку. Л Ю Б И Т Ь Т Р У Д Члены звена к работе относятся добросовестно и очень гордятся тем, что делают свою школу красивой. Важную роль в процессе трудового воспитания играет самообслуживание. Ребята нашей школы привлекаются к самообслуживанию с 1 'класса — дежурят, отвечают за чистоту, порядок, а с 5 класса сами производят влажную уборку кабинетов. Дежурные (мальчики и девочки) после окончания уроков обязаны вымыть класс и сдать его дежурному по школе, который ставит оценку за качество уборки. Если уборка сделана на «3», работа не принимается. Дежурные по классу убирают после каждого урока и мастерские, спортивный зал. Раз в неделю учащиеся 1—10 классов проводят генеральную уборку своих комнат и закрепленных за ними территории: 10 класс — актового зала, 9 — спортивного, 8 - мастерских. А С. Макаренко говорил, что нельзя воспитать мужество в человеке, не ставя воспитанника в такое положение, где бы он (проявлял мужество. Надо помочь совхозу убрать урожай, «о не в учебное время значит остается вечер или выходные дни. Комсомольцы проверяют себя, свою способность преодолевать трудности^. Работают вечером' с 7 до 1 ^ Ъ часов, порой в непогоду, n n tW в воскресенье. И надо сказать, что активность в это время была у ребят (большая. Они в эти дни и часы работают сознательнее, лучше. Тем более, что с ними выезжает всего один учитель для соблюдения техники безопасности. Мастерские школ нашего района еще очень плохо снабжены инструментами, необходимыми станками, оборудованием. Это не может не отразиться на качестве уроков труда. Еще хуже обстоит дело с наличием различного вида ма- териалов для работы в мастер- ских. Хотелось, чтобы снабжение их необходимыми инструментами, материалами и оборудованием решалось централизованно, внутри района. Н. РУДНЕВ, учитель трудового обучения Смоленской средней школы. В УЧЕНИЧЕСИ0Й ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ В течение .нескольких лет наша школа работает над проблемой: «Воспитание любви к труду — важнейшее условие нравственного воспитания детей». Вся система воспитания и обучения в труде и через труд оправдала себя. Вот уже несколько лет в школе готовятся трактористы. С 4964 по 1968 годы выпущено 70 трактористов третьего класса, шоферов; с 4969 по 1977 годы готовили ежегодно по 20—25 шоферов ill класса и шоферов-любите- лей. 30 процентов из них остаются верны полученной профессии, у других она 'оказывает влияние на выбор учебного заведения. Сельскохозяйственные вузы и .техникумы по разным профессиям окончили за последние 5 лет 12 наших, выпускников, а в 1977 году поступили 7 человек. С 1 класса ребята учатся рационально организовывать труд. Силами учащихся заложен м выращен школьный сад на трех гектарах. На пришкольном участке, состоящем из цветника, коллекционного участка, ребята работают в течение всего лета по графику, составленному весной. Большую помощь школа оказывает совхозу «Барлакский» весной, летом и осенью. Кроме организуемых массовых выходов-воскресников по посадке и уборке овощей, уже несколько лет работает ученическая производст в е н н а я бригада, в 'которой 107 ребят. Члены ее, учащиеся 6— 9 классов, не только трудятся, но и изучают агротехнику выращивания овощных культур. В 1976 году, например, за бригадой было закреплено 3 пленочных теплицы площадью по 675 квадратных метров .каждая и 5 гектаров ранней капусты. С весны до конца осени учащиеся кропотливо' выполняли операции, лредуомотрэнные технологической картой, благодаря чему получили урожай по 6,5—7 килограммов с квадратного метра вместо 6 по плану. Хорошо потрудились и звенья на выращивании капусты,' шолучив урожай по 263 центнера с гектара. Постепенно увеличивается объем выполняемых бригадой работ. В 1977 году силами ученической производственной бригады было посажено 80 гектаров капусты, летом ее поливали и пропалывали. В бригаде —самоуправление. В совет бригады входят бригадир и звеньевые. В договоре между школой и совхозом конкретно указаны обязательства обеих сторон. Составляется план работы, в котором предусматривается политическое и нравственное воспитание. Девиз бригады: «Получил задание не пищи, легкой работы не ищи». В ученической производственной-77 было три звена по посадке капусты, два — по тр опол .к е, два поливальщиков. На-посадке капусты были заняты ученики 9-х классов. За каждым звеном закреплялся агрегат по посадке капусты, на которых работали квалифицированные механизаторы совхоза Е. Меньшиков, А. Совиное и А. Дени. Не было случаев, чтобы кто-то из ребят не явился на работу беа „уважительной причины. гео яга, прежде чем сесть за агрегат, долго учились на занятиях, организованных овощным цехом. Сажали капусту с 1 июня по 22 июня, закончили на 3 дня раньше намеченного срока. В июле работали звенья на щиков. ыИтаоПгуиСТЬ1 п ,и о дс во вда ил лиь сь ежедневно. По итогам работы составлялись альбомы. Вот уже 2 года наша школа —участница областной сельско ­ хозяйственной выставки в разделе: «Школа и хозяйство», награждена Почетной грамотой областного Совета народных депутатов и облоно за организацию учащихся на общественно полезный .труд. Однако есть и у нас еще . ряд нерешенных вопросов, сверенных, в частности, с ученической призводственной бригадой. Нам бы хотелось, чтобы ее члены были организованы в лагере труда и отдыха, где можно целенаправленно проводить воспитательную работу. Ведь при настоящем положении дел в бригаде очень трудно ее вести Конечно, вопрос быть или не быть лагерю труда и отдыха зависит не только от школы. Наша задача на предстоящую пятую трудовую четверть — сделать труд ученической производственной бригады более совершенным. Это возможно при совместной заинтересованности педколлектива, учащихся, руководителей совхоза «барлакский». Организуя работу ученических производственных бригад, мы должны помнить слова А- С. Макаренко '«...вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не % УДете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной .и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не даюЩта итам», по- ложительного резуль­ _ р. р ец е н ш т ей н, рганизатор внеклассной и TofiU,KOnbHO* работы Ок- тяорьской средней школы. Г О Т О ВИТ Ь КАДРЫ ДЛЯ СЕЛА 'КйЯ Л Г Н д ш о и и л т П ___ * * * Техническая оснащенность позволяет школе хорошо подготовить ребят к работе в сельском хозяйстве. В районе трудятся наши выпускники: братья Анатолий и Николай Ходановичи (Мошково), А. А. Дуриманов—тракторист ooaixо- За «ГалмнсК'ИЙ», В. А. Попов, Н. А. Маслов, Ю. Н. Немилин— шо- феры, Сергей Купцов работает шофером и учится, в сельскохозяйственном техникуме. Практика — главное в при- Й «.Г4ТР?ЛО*“ .учащиеся —5 классов обучаются в столярной мастерской 6—8 классов — Нд 1 металлообработке 8 ™ "° скои их 13, имеется 18 рабо чих мест для ручного тр °- Юнь1е лесоводы не,»*.-' школы заняты Г , нашеи лесничестве. При ^ к,ольном ском лесхозе д ей с тв те^ л Г^ труда ,и отдыха. Минувшим ^ ли 4П Нем работа™ и отдыха- Нр г г , У?еников ^—7 классов, пы учаин° выпускники шкоский лУеТсхоазб° т аТЬ г Дубр° аИН‘ И— ц есх°з . Так, с. Швец — леса г Р 1 ° охРане и защите Дереву ' Г Бг РЛев ~ Т° КарЬ П? механик. ' Соколов ~ главный Учитель И’ ДОРН' НПО п /РУД09ОГО обученей шкДол !Р°ВИНСКОЙ СреД'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2