4 МОШКОВСКАЯ новь 17 января 1978 г., № 8 (3882} Н А А Т Е И С Т И Ч Е С К И Е Т Е М Ы В КОМПЛЕКСЕ ВСЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Современный уровень развития советского общества, как подчеркивалось на XXV съезде КПСС , выдвигает важную задачу — обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания советских людей. В этом целенаправленном потоке свое органическое место находит и атеистическое воспитание. Оно тесно связано со всеми другими направлениями идейно-воспитательной работы, выя!вляя в каждом из них специфически антирелигиозный аспект и в свою очередь обогащая другие направления своей проблематикой. Возьмем, к примеру, политическую закалку советских людей выработку у них, и в первую очередь у молодежи, непримиримости к любым проявлениям враждебной нам идеологии, умения распознавать идеологические диверсии пропагандистов антикоммунизма и антисоветизма и давать им принципиальный отпор. Это направление, как видим, теснейшим образом связано с воспитанием атеистическим. Не секрет, что идеологи антикоммунизма стремятся использовать религию как оружие в борьбе против стран социализма. Ставка на религию не случайна. Наши идейные враги питают надежду на то, что верующие люди в СССР и в других социалистических государствах окажутся более восприимчивыми для антикоммунистических, антисоветских идей, если эти идеи облечь в форму религиозной проповеди, преподнести, так сказать, в религиозной упаковке. И долг каждого, кто причастен к политической закалке советских людей и к атеистической пропаганде, — добиваться того, чтобы каждый гражданин нашей страны, — будь то верующий или атеист, — умел четко распознать, где кончается религия и где начинается антисоветизм. Многими своими гранями с атеизмом соприкасается интернациональное воспитание. Исторически сложилось так, что национальные различия нередко совпадают с различиями вероисповедными. У одного народа была одна религия, у другого — другая, и национальная неприязнь закреплялась и подогревалась рознью религиозной. В многонациональной царской России правящие классы всячески разжигали эту рознь, натравляли дру г на друга «иноверцев» и «инородцев», стремясь ослабить классовую солидарность трудящихся , погасить их социальный протест и революционную энергию . В нашей стране давно восторжествовали принципы интернационализма и дружбы народов, ушла в прошлое и религиозная нетерпимость. Однако и сейчас еще в быту не покончено с националистическими пережитками, с рецидивами былой национальной неприязни. И эти пережитки взаимодействуют с пережитками религиозными, что мешает как интернациональному воспитанию, так и окончательному преодолению религиозных предрассудков . Столь же тесно связано атеистическое воспитание с воспитанием нравственным, главная задача которого — выработать у советского человека активную жизненную позицию, чувство хозяина и творца новой жизни, сознательное отношение к общественному дол гу . Те же самые задачи ставит перед собой и атеистическое воспитание. Оно .не сводится только к критике вероучений и догматов, к опровержению утверждений защитников религии. Главное, ведущее в нем— формирование материалистического мировоззрения, выработка активного отношения к жизни, четких представлений о подлинных духовных ценностях. Утверждения 'богословов — будто только вера в бога наполняет жизнь человека д у ховным смыслом , делает его добрым и благородным, — опровергаются не умозрительными рассуждениями, а конкретными примерами из окружающей действительности. Миллионы и миллионы людей, не веря в бога, живут богатой д у ховной жизнью, добры, благородны, душевны в своих отношениях с окружающими. Так что обвинение неверующих в бога в «бездуховности» критики не выдерживает. Органическая взаимосвязь существует также между атеистическим и трудовым воспитанием. Именно в осмысленном, творческом, коллективном труде вырабатываются лучшие нравственные качества советского человека — строителя коммунизма. Приобщенный к такому труду , к рационализаторскому, изобретательскому творчеству верующий человек привыкает надеяться на собственные силы, на помощь товарищей, на поддержку коллектива, развивает и укрепляет свои социальные связи, формирует активную жизненную позицию. В единое целое сливается атеистическое воспитание и с патриотическим. Эта работа г последние годы приобрела большой размах и качественно новые черты. Развитие туризма, паломничества в древние города, богатые памятниками истории и культур'ы, в места героических сражений Великой Отечественной войны — все это прививает любовь к Родине, вызывает чувство гордости за свой народ. Но многие памятники старины — это храмы, монастыри, другие сооружения церковного, культового назначения. Их использование для патриотического воспитания имеет свою специфику. Здесь требуется последовательное применение ленинского принципа выявления двух культур в каждой национальной культуре : с одной стороны — культуры прогрессивной, культуры передовых классов и революционной борьбы, а с другой, — культуры эксплуататоров, насаждавшейся царским самодержавием и церковью. Такой подход дает возможность показать истинную роль религии и церкви в истории советских народов. Сочетание атеистического воспитания с правовым особенно наглядно проявляется сейчас в разъяснении новой Конституции СССР . Пропагандист атеизма прежде всего обратит внимание на то, как воплотились в этом документе ленинские принципы свободы совести. Равенство всех граждан перед законом, независимо от отношения к религии, права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести антирелигиозную пропаганду представляют собой важную сторону социалистической демократии, органически входят в широкий комплекс прав Iи свобод, гарантированных советским людям Основным Законом развитого социализма. Успех антирелигиозной пропаганды в значительной мере зависит от того, насколько органично войдет атеистическое воспитание в единый комплекс идеологической 'работы. Б. МАРЬЯНОВ, зам. главного редактора журнала «Наука и религия». ПО ПИСЬМАМ НАШИХ ЧИТА ТЕЛЕЙ Холод в медпункте Почти в самом центре села находится медпункт. Идут сюда сельчане за 'Первой помощью. У кого сердце шалит, у кого боли в пояснице, да мало ли что случается с человеком. Вот и мне пришлось наведаться в медпункт. Пошел пораньше, чтобы за нять очередь. В приемной блестит покрашенный пол, кругом чистота, книжечки на столе о всяких болезнях, .красочные плакаты о вреде курения и пьянства. Даж е один есть с таким названием «Серд це—не проходной двор». И до вершением ко всему— страш ный холод . Пациенты, повязавшись наплужо,платками и засунуg руки в рукава, ждали вызова. Токарь реммастерской Анатолий Золотарев вышагивал по приемной туда-сюда. Но .ходьба не согревала, поверх шапки- ушанки поднял воротник зимнего пальто. Трубы ..водяного отопления на ладан дышат, чуть теплые. Подошла моя очередь. Захожу в кабинет, и вместо приветствия фельдшер Галина Николаевна Подлинова дует на руки, сопревая их. — Вот видите, в каких условиях работать приходится. Больных раздеть невозможно, Да и вообще, какая работа при таком холоде. Да , большой каменный дом не в состоянии обогреть маленькая чугунная пачечка, в которую входит два совочка угля . Притом, yrcfcnb плохой и жару от него нет. Если будут большие морозы , то придется совсем плохо медицинскому пункту. Г. ПЕТРОВ. с. Сарапулка. НА ГОЛУБЫХ • ЭКРАНАХ • ВТОРНИК, 17. 1 ПЕРВАЯ ПРОГРАММА МОСКВА 10.00 «Время». Информационная программа. 10.35 Утренняя гимнастика. 10.55 Программа мультфильмов: «Тимошкина елка». «Новогодняя сказка». 11.25 «ВЕЧНЫЙ ЗОВ». 7-я серия,— «НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ». 12.30 «В мире животных». Ведет передачу Н. Н. Дроздов. 13.30 Увертюры к операм Дж. Россини. 16.00 «Твой труд— твоя высота». Программа документальных телефильмов: «Рельсы над Байкалом», «Поиск формулы». «Пограничники». 16.55 «Любите ли вы театр?» 17.40 «Рабочая гарантия москвичей». 18.10 «Звездочка». Киноальманах для детей. 19.00 «От 14 до 18». Передача из Ленинграда. 19.30 НОВОСТИ. НОВОСИБИРСК. 19.45 «Спасенное детство». Документальный телефильм. 20.00 ИЗВЕСТИЯМОСКВА. 20.15 «Литературные беседы». Ведет передачу поэт А. Сурков. 21.00 Песни советских композиторов. 21.20 Телефильм «ВЕЧНЫЙ ЗОВ». 8-я серия — «Ис пы т а н и е». 22.30 «ВРЕМЯ». Информационная программа. 23.00 Концерт Государственного народного ансамбля песни и танца имени Тадеуша Сыгетиньского «Ма- зовше» (Польша). 0.00 «Это — автоспорт» . Документальный телефильм. (Ленинград). ВТОРАЯ ПРОГРАММА НОВОСИБИРСК- 19.00 «Социальная психология и коллектив». «Сплоченность групп и групповые конфликты». Передача 2-я. 19.30 Для школьников. «Комочек гли- ны». Мультфильм. МОСКВА. 19.45 Играет А. Цыганков (домра). НОВОСИБИРСК. 20.15 «Белый медведь». Документальный фильм. 21.15 «Представляем молодых». У нас в гостях участники областного семинара литераторов. СРЕДА, 18. 1 ПЕРВАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. 10.00 «ВРЕМЯ». Информа- ционная программа. 10.35 Утренняя гимнастика. 10.55 «Отзовитесь, горнисты!» 11.25 «ВЕЧНЫЙ ЗОВ». 8-я серия - «ИСПЫТАНИЕ» 12.35 «Клуб кинопутешествий». Ведущий — журналист О. К- Игнатьев.' 16.00 «36 радостей». Документальный телефильм. 17.00 «Книга. Время. Читатель». 17.30 «Наука сегодня». 18.00 «По музеям и выставочным залам». Государственная Третьяковская галерея. Новые поступления. 18.30 «Алкоголизм и его лечение». Передача 1-я. Ведет передачу доктор медицинских наук профессор В. Е. Рожнов. 19.00 «Лети, наша песня». 19.30 НОВОСТИ. 19.45 «Х'очу все зйать!» Киножурнал. 19.55 Концерт. 20.25 «К Ленину, в Кремль». Телефильм. Встреча 1-я •— «Учиться работать». 21.25 «ВЕЧНЫЙ ЗОВ». 9-я серия — «ВОЙНА». 22.30 «ВРЕМЯ». Информационная программа. 23.00 «Песня. Романс. Вальс». 23.30 — 1.45 Чемпионат СССР по хок- кею. ЦСКА — «Торпедо». В перерывах — Тираж «Спортлото» и новости. ВТОРАЯ ПРОГРАММА НОВОСИБИРСК- 18.45 «Пятилетка. Год 3-й». «Формула эффективности». Из опыта работы завода «Тяжстанко- Гидропресс» имени Ефремова. 19.35 «Герои ваших писем». 20.05 «Воспоминания и раздумья». Документальный телефильм. 21.05 ИЗВЕСТИЯ. 21.15 КОНЦЕРТ. З Н А Й с в о ю р о д и н у , б е р е г и е е б о г а т с т в а Зам. редактора В. Л. ЛУШНИН0В. П о д о х р а н н о й г р а м о т о й г о с у д а р с т в а 200-тысячный с начала года посетитель зарегистрирован в сентябре в Пензенском объединении мемориальных литературных музеев. С каждым годом места, связанные с жизнью и деятельностью Лермонтова, Белинского, Радищева, привлекают все больше почитателей их таланта. Этому способствуют традиционные праздники поэзии, которые ежегодно проводятся в Тарханах, открытие всесоюзного туристского маршрута, знакомящего с литературными до стопримечательностями пензенской стороны. Почти сорок лет назад под охрану государства была взята усадьба Е. А . Арсеньевой — бабушки Лермонтова. 8 Тарханах поэт провел детские и юношеские годы, здесь покоится его прах. На первом же после революции сходе в память о великом поэте крестьяне назвали свое село его именем — Лермонтово. Сейчас здесь государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». Он занимает площадь в 91 гектар. Установлена охранная зона. В нее вошли все лермонтовские места. Воссоздано большинство надворных построек усадьбы, в том числе домовая церковь, построенная Арсеньевой в память дочери Марии — матери поэта. Из Липецкой области недавно перевезен в Тарханы и захоронен рядом с усыпальницей поэта прах его отца — Юрия Петровича Лермонтова. В июле этого года после реставрации открыт второй мемориальный комплекс государственного музея-усадьбы В. Г. Белинского. Он размести п- ся в бывшем уездном училище, где занимался юный Виссарионович Белинский. Представлено более пятисот различных экспонатов, среди которых копии рукописей критика, книги, документы. Несколько раньше был реставрирован деревянный дом на главной улице города Чембар, названного при Советской власти именем Белинского. Здесь Виссарион Григорьевич провел детство и юность. В 15 километрах от города Кузнецка на берегах речки Тютня.р раскину лось село Радищеве (бывшее Верхнее Аб- лязово). Здесь открыт музей А . Н. Радищева — автора бессмертной книги «Путешествие из Петербурга в Москву». В музее собрано много книг, документов, гравюр, рассказывающих о жизни Радищева, проведшего детские годы на пензенской земле. И. БОДРОВ, Заготконтора Мошковского райпо закупает мясо в неограниченном количестве по следующим ценам: говядин» первой категории — 3 рубля 20 копеек, второй категории— 3 рубля, баранина первой категории — 3 рубля, второй — 2 рубля 80 копеек, свинина — 3 рубля, сало — 2 рубля 90 копеек, кролик первой категории — 3 рубля 20 копеек, второй — 2 рубля 70 копеек. Райком КПСС, исполком районного Совета народных депутатов выражают искреннее соболезнование заместителю председателя райисполкома, начальнику производственного управления сельского хозяйства райисполкома ДЕНИСЕНКО Якову Егоровичу НАШ АДРЕС: 838149, I». п. Меткою, улица Советская, 15 Индекс 50903 Мошковский филиал полиграфобъединения «Кедр». Заказ ~ 92-508, типографии - 9 2 - 3 6 2 . * Р ~ 92‘ 298> ™ с е м и массовой работы _ 92-440, местного радиовещания 153 Тираж 4291 Объем 1 печатный лист.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2