Мошковская новь, 1978, № 007

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 14 января 1978 г., № 7 {3881) В О С П И Т А Н И Ю — К О М П Л п о д х ДОРОГАМИ СЛАВЫ С РАЙОННОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КРАСНЫХ СЛЕДОПЫТОВ Последнее воскресенье декабря. 10 часов утра. В Мош- ковской средней школе людно, слышны песни, голоса ребят. Из разных школ района они собрались на районную конференцию красных следопытов: поделиться, как идет поиск, что предстоит еще сделать. Красочно оформлены фойе и актовый зал. На сцене силуэт обелиска и буденовки. На стене приветственный лозунг, слова Юлиуса Фучика: «Не забудьте! Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за всех,— Помните: не было безымянных героев»... Впервые начали поиск следопыты Ленинграда в дни подготовки к празднованию 40- летия Великой Октябрьской социалистичеокой революции. Газета «Ленинские искры» призывала юных ленинцев отправиться на поиски затерявшихся следов героев революции и Великой Отечественной войны, побывать на местах былых сражений, пройти боевыми путями воинских частей. Составлялись летописи новых городов, записывались страницы истории фабрик, заводов, шефствующих над школой предприятий. К ленинградцам присоединились пионеры всей страны. Не остались в стороне от этого важного дела и школьники нашего района. Они узнают о жизни и подвигах героев, чьими именами названы их пионерские отряды, дружины, выполняют задания колхозов, совхозов, пишут летопись тру- ' довых подвигов советского народа. Следопыты собирают материалы об истории пионерской организации, о пионерском детстве своих родителей. На конференции каждый отряд красных следопытов сдал рапорт о проделанной поисковой работе. С большим интересом слушали они рассказы ветеранов войны и труда А. Н. Махнева и А. П. Игнатьева. Минутой молчания почтили ребята память героев и дани клятву верности заветам отцов: «Всем, кто горячее сердце отдал нашей любимой Родине. Всем, кто примером нам в жизни стал, клятву даем. В любую минуту заменить их в строю, — клянемся! В том, что с пути никогда не свернем, — клянемся!» ■На конференции были названы победители и делегаты на областную конференцию — следопыты Дубровинской и Ташаринской средних школ. Пионеры этик школ и Ояшин- ской железнодорожной награждены за поисковую работу Почетными грамотами РК ВЛКСМ. О. НЮРЕНБЕРГ, директор Дома пионеров. р. п. Мошково. ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ Яркие впечатления остались у нас от встреч с красными следопытами на областной конференции, посвященной 60-летию Вооруженных Сил СССР. Зал буквально был заставлен экспозициями из школьных музеев «Боевой славы». Ребята узнали много интересного, поделились опытом работы. Они решили: продолжать поиск Героев Советского Союза, кавалеров орденов Славы трех степеней, участников партизанского движения, новых «Матросовых», «талалихиных», героев труда. А. РЕВА, С. ДОБРОВОЛЬСКИЙ — участники слета, учащиеся Дубровинской средней школы. Н И К Т О НЕ З А Б Ы Т , Н И Ч Т О НЕ З А Б Ы Т О С особым интересом изучают ребята нашей школы историю становления Советской власти в нашем селе. Семиклассники побывали в народ1 ном музее Колывани, привезли оттуда фотографию балтийского моряка, участника штурма Зимнего, председателя первой коммуны в Дубровино М. Г. Харламииева. В ходе подготовки к 30-летию Победы в нашей школе возникла мысль о создании музея «Боевой славы». В каждом классе были поисковые отряды красных следопытов, распределившие между собой улицы села. Они собрали сведения о всех участниках войны, выяснили фамилии погибших односельчан, их место жительства до войны. Записали воспоминания ветеранов. Нам удалось собрать и личные вещи участников войны, награды и документы. Среди них письма с фронта, благодарности от командования, красноармейские книжки. Все это есть на витринах и стендах. В 1976 году нашей школе был вручен паспорт музея. Ребята также совершили походы по местам боевой славы отцов, побывали в городах- героях Волгограде, Бресте. Итог этих поездок — экспозиции в музее «Боевой славы». Мы встречались с участником Сталинградской битвы, работником Дубровинскопо лесхоза Василием Степановичем Ко- машко. Сбор материалов о бывших воинах, изучение архивных документов — вот наш путь в этом поиске. Н. СУДНИЦЫНА, секретарь комитета комсомола Дубровин с к о й средней школы. Краеведческий уголок был создан в Ташаринской школе в 1962 году. Вначале собирали материал о природе родного ■края, истории Татары, школы, ЛПК-2, колхоза «Ленинец». Ребята посещали старожилов, беседовали с руководителями хозяйств, собирали вырезки из газет, проводили экскурсии. Постепенно стали приобщаться к работе все учащиеся. Ежегодно по классам дается поисковое задание: собрать материал и оформить в альбом, стенд и ,т. д. 50-летию Октябрьской революции были посвящены материалы «Ташара за 50 лет», «По заветам Ильича», а к 60-летию Октября сведения были расширены. Стенды «Наш край», «Наш район», «Наша область» в каждой пятилетке помогают а изучении родного края. Три группы учащихся побывали в Шушенском. Следствием этого стал материал «Ленин в Сибири», а затем — «Ленин за границей», «Имя Ленина на карте СССР». «План ГОЭЛРО», «Ленинская гвардия». Открыта Ленинская комната. По заданиям изготовлены макеты шалаша в Разливе, крейсера «Авроры». Как-то сам собой в музее возник отдел быта. Ребята приносили предметы одежды, обуви, вещей дореволюционной поры. Пополняется отдел «нумизматики и бонистики». Включившись в соревнование под девизом «Мое Отечество — СССР», мы собрали сведения об участниках Великой Отечественной войны, живущих в Ташаре. Поддерживаем связь с родственниками и знакомыми героев, пополняем данные из газет. Собран маПОСТ № 1 териал и о комсомольцах военных лет, живущих в Ташаре, работниках школы — участниках войны, сибиряках, павших за нашу Родину. Во время подготовки к вечеру, посвященному 8 Марта, 8 «а» класс начал поиск женщин — участниц войны. Ребята узнали много интересного. В. И. Ян, например, была шофером, всю войну подвозила снаряды, 3. Т. Сысоева —медсестрой. В музее вывешена карта Татары, на которой звездочками показаны дома, где живут участники войны. 2 октября на Всесоюзной пионерской линейке отряды получили задания: из газет «Пионерская правда», «Комсомольская правда», «Мошковскал новь» и из бесед с участниками войны собрать материалы по темам: «День Победы 9 мая. Как помнят его воины?», «Герои-пионеры», «Герои - комсомольцы»,'«Герои наших дней»,.«Поэты-сибиряки, не вернувшиеся с войны», «Песни фронтовых лет», «Вспоминают воины Мош- ковского района», «Тэшаринцы на войне». Задания нашли свое отражение в докладах «Они сражались за Родину», «Сибиряки на франтах» — на уроках мужества, вечерах, классных часах. Интересно прошел вечер «Медаль за подвиг и за труд из одного металла льют». Шел рассказ об истории возникновения орденов Боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, ордена Ленина, звания Героя Советского Союза. Мы узнали о земляках, получивших эти награды. Было представлено слово и орденоносцам нашего села. Три года вел поиск таша- ринцев, погибших на войне, 8 «б» класс. Ребята ходили по домам, где проживают родные погибших на войне. Самое активное участие в поиске ташаринцев приняли Света Бабченко, Маша Поклонцева, Нина Ковалевич, Таня Кулешова, Витя Журбенко, Коля Бестужев. Большую помощь оказал им классный руководитель М. И. Лещинская. На сборе «Никто не забыт» прозвучали имена погибших, в их честь читали стихи и исполняли песни. Возложены цветы к мемориальной доске. На сборе присутствовали родные погибших. Им тоже было предоставлено слово. В школе прошло открытое комсомольское собрание на тему: «Равнение на комсомольцев 40-х годов». На Ленинском уроке: «Ты на подвиг зов.ешь, комсомольский билет» было принято решение— отработать в колхозе «Ленинец» за комсомольцев, ушед^ ших из этого колхоза на фронт и не вернувшихся. На комсо- мольско - молодежном собрании школьники внесли предложение: воздвигнуть в Ташаре памятник погибшим. Памятник открыт 9 мая 1975 года. И теперь ежегодно 9 мая у памятника стоят в почетном карауле лучшие учащиеся школы. Здесь, у поста № 1, они дают клятву н.а верное служение Родине. Т. АЛАБУГИНА. Ташаринская средняя школа. ИХ СУДЬБЫ СТАЛИ ПРИМЕРОМ Ленинград. Почетом и уважением окружены у нас ветераны партии, те, чьи судьбы стали примером для многих поколений советских людей. Старые коммунисты являются почетными гостями в трудовых коллективах, на заводах и фабриках, в вузах и школах. Ведь события, пережитые ими и биография страны, воспоминания ветеранов — уроки для молодежи. Член КПСС с мая 1917 года Е. А. Гилярова считает, что 1977 год был одним из знаменательных в ее жизни. Вся большая общественная деятельность и энтузиазм, с которым она проводит работу по популяризации революционно- ‘го наследия, были посвящены славному юбилею Великого Октября. — Примечателен для меня этот год и тем, — говорит Елена Александровна, — что я присутствовала на торжественном заседании в Кремле, посвященном 60-л.етию Великой Октябрьской социалистической революции. В 1978 году я продолжу работу по воспитанию молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях нашей партии и народа. На снимке: Е. А. Гилярова работает над новым историческим очерком. Фото И. Сабадаша. (Фотохроника ТАСС). Украинская ССР. Лрощлой осенью в Ровно состоялись торжественные проводы призывников в ряды Советской Армии. На снимке: бывший военный летчик, Герой Советского Союза Н. И. Зайцев беседует с юношами, уходящими в армию. Телефото П. Здоровило. (Фотохроника ТАСС). Выбор профессии определяет всю жизнь, от этого зависит, как сложится судьба, сможет ли человек полностью раскрыть свои способности, определить, насколько полезен его труд для общества. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет», — писал великий русский педагог Д. К. Ушинский. 8 один из субботних дней з. гости к восьмиклассникам Большевистской школы пришли шефы — передовые раП Р И О Б бочие ремонтно - тракторной мастерской и автогаража. Шел разговор о профессии. Кузнец . Петр Петрович Остертак познакомил учащихся со своей работой. В умелых руках кузнеца, сказал он, кроется и творчество, и даже искусство. Владимир Семенович Ноеоле- вмч поделился мнением о своей профессии шофера, назвал ее романтичной, нужной и важной. Гости ответили на вопросы, предложили выбрать Щ Е Н И Е К профессии, нужные сельскому хозяйству. В восьмом классе особое внимание уделяется профориентации. Среди ребят часто можно видеть работников совхоза различных отраслей производства. Мне не раз приходилось наблюдать, с каким желанием учащиеся старших классов проходят производственную практику на разборке и сборке тракторов во время Т Р У Д У зимнего ремонта. И хотя они порой вымажутся, как заправские трактористы, лица у них довольные и радостные. В разговоре с учащимися передовые работники совхоза не преминут задать вопрос: «Какую же вы, ребята, изберете профессию?» Конечно, не просто ответить на него, однако большинство представляют ясно свой завтрашний день, решив учиться в ССПТУ, остаться в родном селе, продолжать дело родителей... И помогли им определить выбор не только педагоги, но и рабочие коллективы, которые помогли узнать как можно больше о сельских профессиях. Такая тесная связь между сельской школой и шефами по вопросу профориентации учащихся дает положительные результаты — вчерашние школьники находят себе дело на селе. Г. ПЕТРОВ, слесарь ремонтно - тракторной мастерской совхоза «Большевик».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2