Мошковская новь, 1977, № 155

С Е Л Ув Ы С О 1 C и i t У Р О В Е Н Ь НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я В М ош ково прошла научно - практическая конференция работников культуры по тем е : «Учреж дения куль туры и идейно ­ нравственное воспитание в свете требований X X V съезда КП СС » . О ткры ла ее лекцией «Идейно -нравственное воспитание тр уд я ­ щихся» л ек тор областно го общ ества «Знание» С. Г. Ларченко. атем участники конф еренции заслуш али д о к л а д заведующ ей о тде лом к ул ь туры райисполком а Г. И. Турковой «О повышении роли учреж дений к ул ь туры в идейно -поли тическом , трудовом и нравственном воспитании тр уд ящ и х ся в све те решений X X V с ъ е зд а КП С С » . О пропаганде м арксистско -ленин ской теории формами клуб ­ ной и библиотечной работы расска зала заведующ ая о тделом об служивания центральной библиотеки В. В. Соколова, о р о ­ ли учреж дений куль туры в воспитании коммунистическо го о тно ­ шения к тр у д у — д и р ек тор Кайлинско го клубно го объедине ­ ния Л . И. Туркова , о совместной работе клубны х , библиотечных учреж дений и ком сом ольских организаций по идейно -нравственному воспитанию м о ло деж и — первый секр е тар ь РК ВЛКСМ Н. С . Л ебе де в . На конференции ш ел р а зговор о пропаганде сове тско го образа жизни , роли наглядной агитации , работе с детьми и п о д р о с т ­ ками . Участники конф еренции посмотрели тематический вечер «С ла ­ ва тр уд у» , на котором чествовались передовики производства д орож но строи те льно го района № 1, районного объединения « С е л ь хо з те хни ка » , райпо . Подготовили его работники районного Д ом а кул ь туры , центральной библиотеки , д е тской музыкальной школы . В О С П И Т А Н И Ю - КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД О сновополагающим принципом всей дея те льно сти клубов и библиотек д олж но стать ука зани е X X V съ е зд а партии о коммунистическом подходе к воспи тательной р або те , при котором органически соче та ­ ю тся и взаим одей с тв ую т три основных н а п р а в л е н и я — идейно - политическое , тр у д о ­ вое и нравственное воспитание . Учр еж д ен и я культуры долж ны ум ело о сущ ествлять м ассово - политическую и про ­ п а ганди стскую дея тельно сть своими специфическими с р е д ­ ствами и спо собами , не д у б ­ лир уя и не повторяя то , что д а е т радио , печать и те л е в и д е ­ ние. Ведь информ ация , ко то ­ рая идет по этим каналам , ад ­ р есована в сем , расска зы вае т обо всем . Учр еж дени я же куль туры призваны вести про ­ па ганди стскую дея те льно сть на основе живых примеров коммуни стическо го стр о и тел ь ­ ства , ум ело связы вать их с вн утренним и м еж д ун ародным положением страны . Чтение лекций , док л адо в , б е се д , пров едени е читательских к о н ф е ­ р енций , -устных ж урналов , встреч с интересными лю д ьм и , ве теранами тр у д а , войны, п е ­ редовиками прои зводства , о р ­ ганизация работы уни вер си те ­ та к ул ь туры , клубов по и н тер е ­ сам , клубных объединений , пропаганда реш ений %XV съ е з ­ д а КП С С — вот т е м е ро при я ­ тия , ко торы е проводя т у ч р еж ­ д ени я куль туры района . Рабо ­ тая по тем ам «Реш ения X X V с ъ е зд а К П С С — в ж и знь !» , «П я ти ле тка эф ф е кти вно сти и качес тва» , «К новым , победам ком м уни зм а » , «Ком м ун и зм и т р у д » , «Гимн т р у д у человека» , учи ты вае тся а уди тори я , задачи с та в я т с я в соотве тствии с конкре тным и д ел ам и п р ои звод ственно го коллектива . С о держ а тел ьн о стр о я т р або ­ т у п о повышению трудовой и политической активности т р у ­ ж еников , н р а в с т в е н н о ­ му воспи танию Кайлинский , Таш аринекий , О к тяб р ь с ки й Д о ­ м а к ул ь туры , Ташаринский , О к тяб р ь с ки й , С о к у р с ки й , Но- вомош ховокий библиотечные ф и ли алы . В О тче тном д о к л аде X X V с ъ е зд у о тмечало сь , что ничто так не во звыш ае т личнос ть , как активная жизненная позиция , со зна тельно е о тно ­ ш ение к о бщ ественном у д о л гу . Вы работать та к ую позицию — задач а нравственно го во спитания. Пом о гаю т решить ее вечер а , ус тны е ж ур н алы , ди с ­ п у ты : «Верные подвигам о тцов» , «Традиции и моральный к о д е к с м о ло д еж и » , «Вечен ф а к е л революции» , «Человек и закон» , «Учись понимать п р екрасно е» , «Ч еловек , м о ­ раль , право» и дру ги е . В Д ом е к ультуры , библиотек е воспитывает не одна лекция или тематический вечер , диспут или ли тературная викторина, а контакт и взаимодейс твие людей . Общ ение п р едпо ­ л а гае т взаимное обогащение , спор , активное отстаивание своих позиций, своей точки зрения . Значит все дело в том , на почве каких интересов и как организовано общение. С о зд а ть условия д л я общения лю дей , привлечь новых посети телей , читателей — это значит знать интересны х людей , ум е т ь их найти^ объединить, преодоле ть штампы в ор гани ­ зации лекций , б е се д , создать усло ви я д ля активно го участия в ра зговоре всех присутствую ­ щих. Но среди учреж дений культуры нашего района есть ряд клуб о в , Домов к ультуры , библиотечны х филиалов , гд е ещ е очень слабо реш аю тся эти проблемы , а некоторые вообщ е не у тр уж д аю т себя д у ­ мать и решать их правильно. К ним можно отнести С о к у р ­ ский , Балтийский , Уч-Балтин- ский сельски е Дома к у л ь т у ­ ры , Верх-Балтинский , Сарачев- ский сель ски е клубы , Балтийский , Томиловский , Уч-Балтин- ский, М отковский , Обской библиотечные фили алы . Их р а ­ ботники не ищ ут интересных , новых форм тр удово го , идей ­ но - нравственно го воспитания тр уд ящ и х ся . С 11 января 1978 го д а объявляе тся см о тр на лучший Дом к ул ь туры , к л у б , библиотеку по идейно - политическому , тр у ­ д о в о м у , нравственному воспитанию тр уд ящ и хся . При организации работы .клуба по интер е с ам можно брать темы «Человек и закон» , «Человек, м ор ал ь , право» , «Этика быта», «Э с те ти к а поведения » , «Учись понимать прекрасное» , «Любители поэзии» , «В мире ин тересно го» и т. д . Важной задачей клубны х учр еж дений являе тся развитие творческих возможное т е й. Бо льш ую роль в этом играет х уд ож е с твен на я сам о д е я те л ь ­ ность. Со ставление комплексных планов работы под р уково д ­ ством партийных организаций хозяй с тв , исполкомов сельских Сове тов народны х депутатов , с привлечением всех к ул ь тур ­ но - просве тительны х уч р еж ­ дений , общественны х ор гани за ­ ций, интеллигенции , актива пом ож ет определить главное направление , привлечь широ ­ кую аудиторию д ля р еали за ­ ции намеченно го . Г. ТУРКОВА, заведующая отдел о м культуры райисполкома. Работники Кайлинско го клуб ­ ного объединения особое внимание уд е л яю т р а зв е р ты ­ ванию социалистического со ­ ревнования сельски х тр уж е ­ ников, пропаганде передово го опыта , организации отды ха . Мы проводим встречи с ветеранами войны и тр уд а , ве ­ чера чествования передовиков производства («Женщины т р у ­ д а » , «Тр удом красив чело ­ век» ) . В их честь поднимается Ф л а г трудовой славы , им посвящ аю тся к и н о ф и л ь м ы . Культпро светработники р а зн о ­ обра зя т вечера о т д ы х а : «Вальс о вальсе» , «Бал цветов», «Осенний бал» , «Проводы русской зимы» , «Праздник русокой б ер езки » , тем ати че ­ ские вечера : «Припомним путь солдатский свой», «Ты на под ­ виг зовешь , ком сомольский биле т !» , «С тране Сове тов — 60», «Я славлю великий С о ­ ветский З а кон ...» . Проведено два огонька : встреча в е те р а ­ нов войны и тр уд а и «Я сл а в ­ лю женщину , чье имя мать» , ус тны е ж урн алы : «Чем кр а ­ сив человек» , «Слуш ай , О к ­ тябрь родной !» . Работаю т кр уж ки худож ес твенной само ­ дея те льно сти , в которых у ч а ­ ствую т и животноводы , и поКлубное объединение действует леводы . При клубном объе ­ динении д ей ств у е т а ги тбри гад а , которая вы езжае т по всем о тделениям совхоза с разнообразной программой , в се эти м ероприятия воспитываю т трудовой герои зм , поднимаю т авторите т п ер едо ­ виков тр уд а , вызываю т с тр ем ­ ление к само со верш ен ство ­ ванию, подсказываю т , как это лучш е дела ть , с чего ' начать. Д ав ая лю д ям о пр еделен ­ ную • систем у политических знаний, расска зы вая о важней ­ ших политических собы тиях , знакомя с м еж д ун ародным положением , изо дня в день работники к ул ь туры сп о соб ­ ствую т _ формированию комм унистической уб еж денности у труж еников села . К ул ь тп р о ­ светработники — агитаторы . Их слово воспитывает чувство высокой о тветственности за порученное дело . В юбилейном го д у в совхо ­ з е прочитано 35 докладо в , 84 лекции , проведено 397 б есед , выпущено 202 «Боевы х ли стка», 49 стен га зе т-мно го тир а ­ ж ек , которые вы сылаю тся на все о тделения совхоза . Идеоло гическая работа не мож е т не сказываться на хо ­ зяйственной деятельно сти совхо за . Ж ивотноводы У . К. Б утенко , А . А . Бойтенко , В. М. Гаврилов , Г. Н. Дериченко и мно гие д р у ги е задания дв ух лет выполнили к 1 сен тябр я 1977 года . В период уборки уро ­ ж ая лидерами соревнования стали комбайнеры первого о тде л ен и я : И. П. Е в сеев , В. И. С ем ь ян о в , И. Р. Делков ... Наших культпросветработни- ков можно видеть зимой на , ф ер м е , в механической мае- у тер ской , ле том — в вагончи- * ках у животноводов и м е хани ­ заторов , в период уборки ур о ­ ж ая — у комбайнов и на зер- нотоку . Мы поддерживаем тесную связь с комитетом ком сом ола , вся работа объе- * динения проходит под контро ­ л ем парткома совхоза . Л. ТУРКОВА, директор Кайлинского клубного объединения. ОБРАЗ ЖИЗНИ-СОВЕТСКИЙ Го то в я сь *д о с то й н о встретить 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции , мы вели работу под деви зом «Наш советский образ жизни» . Пропа гандир уя ли тер а тур у по этой тем е , библиотека с т р е ­ м и тся полнее освещать общ ­ ность социально - экономических , политических , духовных и нравственных основ жизни в С С С Р . Идейным с терж нем этой р а ­ боты являе тся освоение т е ­ оре тиче ско го наследия В. И. Ленина . Были оформлены книжные выставки) «Ленин и революция» , «Ленин — с о з д а ­ тель Со ве тско го го суд ар ства» , у которых постоянно проводи ­ лись беседы и обзоры . В т е ­ чение года собирались о тзы ­ вы по. прочитанным книгам о В. И. Ленине в иллю стрирован ­ ный альбом . В Д о м е культуры и на про ­ изводственных участках с е л ь ­ чане познакомились с устным ж урн алом «Октябрь в и ск ус с тве». При участии членов п ер ­ вичной организации общества «Знание» учителей В. М . Ер ­ молаевой , Т. М . Николаевой под го товлен р я д вечеров под названием : «За ленинской мы слью » . «Товарищ Ленин , мы Вам д о к л ады в аем !» — так назывался вечер , посвященный юбилею О к тябр я . Накануне прошла д ек ад а — вечера «Я ленинцем стать настоящим х о ­ чу, чтобы см е ло гляде ть мне в гл а за И льичу» , «Поэзия о гненных л е т» , «Слава тебе , партии рядовой» , выставка д е т ­ ско го рисунка «Я живу в с тр а ­ не Ок тябр я» . Наш образ жизни хар ак те ­ ри зу е тся творчеством , самЬот- верженным тр уд ом советских лю дей на благо Родины . Над о л го запомнится ж и телям с е ­ ла чествование передовиков прои зводства — праздник плодоро ди я . В ф ойе Дом а к ул ь ­ туры были оформ лены вы ставки : ли тературы д ля полево ­ дов , овощей , выращенных тр у ­ жениками совхоза , стол блюд из овощей , приготовленных учащимися школы . Раз в м е сяц мы проводим дни культуры на ф ер м е . К р а с ­ ные уголки постоянно оф о р м ­ л яю тся и обновляю тся на гляд ­ ной агитацией : социалистическими обязательствами , пока ­ зателями , книжными выставками . З д е сь собираю тся жи%рт- новоды на б есе ды , лекции , тем атические вечера : «Тебе наш тр уд , любимая О тчизна !» , «Гордим ся вами, зем ляки » , «Я славлю великий Сове тский З а ­ кон» , «Ленинская политика мира в действии» и дру ги е . Все м еропри ятия , которые проходили на прои зводствен ­ ных уч а стка х , в Д о м е культуры и библиотеке были связаны с пропагандой и р а зъ я с ­ нением среди ж и телей села Конституции С С С Р , советско го образа жи зни . 8 работе с м о ло д еж ью об ­ ращаем внимание на воспитание^ уваж ения к социалистической законности , соблю дение трудовой дисциплины , д обро ­ совестное отношение к выполнению общественны х о б я ­ занностей , *любви к Родине . В октябре проходил вечер м о ­ лодежи «О течество славлю , которое есть» . На нем говорилось о том , что новая Конституция С С С Р , счастливая жизнь советских лю д ей заво ­ евывалась в битвах революции и граж дан ской войны, возводились вм ес те с домнами Магнитки и плотиной Д н епро гэса , отстаивались ценой миллионов ж изней на полях сражений под С тали н градом и К ур ском , возносилась в космос Ю рием Гагариным , пробивается сквозь вековую тай гу стальной м а ­ гистралью БАМа . С тарейший комм унист , житель села Н. В. За гр ебельны й выступил с во споминаниями . В Д ом е культуры работает мо ло д еж ны й клуб «Соврем ен ­ ник», гд е мо ло деж ь встречае тся с ветеранами войны и тр уд а , принимает участие в вечерах «С доски почета ь гости к нам» , К ВН е «Салю т , «П об е да !» , ус тном ж урнале «Мы и закон» , активно о б суж ­ д а ли вопро сы : «Что такое чувство дол га?» , «Кого можно на- знать к ультурным человеком» , «Личность и общество с е го д ­ ня». Л. ГЕРАЩЕНКО, заведующая Октябрьским библиотечным филиалом. f НАША ОБЩАЯ ЗАБОТА Профилактика и борьба с правонарушениями и дру гими пережитками прошлого стала общим делом . О дним из антиобщ ественны х проявлений в нашей жизни явл яе тся пьян ство. Ум ом надо понять , сер д ­ цем почувствовать, какое это несчастье д ля само го че ло ве ­ ка, его сем ьи , д ля коллектива , где он работает . Сколько пе ­ чальных , трагических случаев происходит на этой почве. Борьбе с пьянством и его проявлениями Дом культуры , библиотека , сель ски е клубы совхоза «Во сход» у д е л яю т большое внимание. В ус тном ж у р ­ нале «Человек и вино» мы попросили выступить нашего медработника А . Д . Смирнову , которая расска зала о том , как алко голь влияет на з д о ­ ровье . В гар аж е первого о т ­ делени я провели р яд бесед на тем у : «За рулем б ез аварий» на конкретных примерах. Вм есте с участковым ин ­ сп ек тором А . П. Литвиновым культпросве трабо тники выезжали с беседами на о тде ле ­ ния. Нашим лек тор ским объединением прочитан р яд л е к ­ ций по тем ам : «О т пьянства д о преступления— один шаг» , «Алко голь и сем ья» . В библиотеке оформ лена книжная выставка «Пьянству — бой !» . На животноводческих ф ер м а х проводим беседы и громкие чтения кни г : «Вред а лко голи зма» . О ф о рм лена тем атическая подборка ли тер а туры : «В человеке долж но быть все прекрасно » , «Закон обо мне — я о законе» . Нравственному воспитанию подростков посвящены лекции «Подро сток и за ­ кон» , «Ум ееш ь ли ты себя вести в общ естве» и дру ги е . Роль кул ь турно - просве тительны х учреж дений в борьбе с такими антиобщественными проявлениями , как пьянство , хули ган ство , со стоит не только в специальных мероприятиях , но и, пр еж д е всего , в выполнении важнейшей задачи — организации свободного вр е ­ мени населения . По этому мы р а знообра зим ф ормы работы с населением , проводим в е ­ чера о тды ха , «огоньки» , на которы х сельчане встречаю тся с интересными людьми .. Н. ШЕВЧЕНКО, заведующая Кайлинским библиотечным филиалом, •ирисиск г, и и л а и н а я ишл/шитела. П п п п о т а п и и ИГРУ Г Т П Я Н . гоеяиняйтесь! К У Л Ь Т У Р Н О Г О О Б С Л У Ж «Необходимо более широко использовать возможности сельских клубов, Домов культуры, библиотек и других учреждений культуры в мобилизации тружеников села на выполнение планов экономического и социального развития и производственных задач» в организации культурного отдыха населения, развертывании социалистического соревнования, пропаганде передового опыта и агротехнических знаний». (И з постановления ЦК К П С С и Со ве та М инистров С С С Р «О м е р а х по д а ль н е йш ем у ул учш е ­ нию культурно го обслуживания се л ь ско го насе ­ ления» ). Воспитывать активную жизненную позицию БОЕВЫЕ ПОМОЩНИКИ ПАРТИИ Нынешний учебный го д в си ­ с тем е политпросвещения на ­ чался в обстановке в сен арод ­ ного трудово го подъема , вы званного 60-летием Великого О к тябр я , принятием новой Конституции С С С Р . Важнейшая задача библиотек — обеспечить глубокое изучение ленин ­ ско го наследия , современных проблем общественно го р а з ­ вития и идеоло гической борь ­ бы с позиции ленинско го уче ­ ния, чтобы оно стало руко ­ водством в практической д е я ­ тельности каж до го комм униста , каждого советско го человека . Библиотеки помогаю т сл уш а ­ тел ям системы партийно-политического просвещения и про ­ пагандистам в подготовке к заняти ям . Чтобы эта помощь была более эф фекти вной , они устанавливаю т тесный контакт с кабинетами политпросвещения, местными партийными ор ­ ганизациями . Библиотекари в первую очередь проверяю т обеспеченность книжного ф о н ­ да литературой , р еком ендо ­ ванной программами для действующ их в их зоне о б слу ­ живания школ , семинаров , круж ко в . О собенно важно , чтобы в библиотеках были в достаточном количестве про ­ и зведения классиков м ар к си з ­ ма - ленинизма , материалы X X V съе зд а КП С С и новой Конституции С С С Р Вся эта ли тература реком ен ­ д у е т с я в книжных выставках как р азверн уты х , так и полочБиблиотзки располагаю т б е с ­ ценными бо гатствами — тво ­ рениями мастеров литературы и искусства , и наш д о л г — донести их до сельчан через вечера , устные ж урналы , конф еренции , книжные выставки, стенды , обзоры , б есе ды , гром ­ кие чтения. С окурский библиотечный ф или ал обслуживае т жителей с . С о кур и отделения совхоза «Сок ур ский» . Совм естно с - партийной организацией совхоза составлен план работы . В каж дом населенном п ункте организована пер едвиж ка , где имею тся наряду с х у д о ж е с т ­ венной ли тера турой общ е с твенно- политическая , сел ь ско ­ хозяйственная . В пункте выдачи конторы совхоза каждый че твер г специалисты сел ь ско ­ го хозяйства м о гут взять нужную им ли тер а тур у . О д н о вр е ­ менно библиотечный филиал информируе т их о пос тупле ­ нии новинок. З д е сь же оф о рм ­ лены стенды по пропаганде решений X X V съ е зд а партии «Реш ения X X V съ е зд а КП СС — в жи знь !» , а та кж е социалистические обязательства кол ­ лектива совхоза «Сокур ский» . На производственном участке — в ремонтно -тракторной мастерской — оформлены стенды «Планы партии — планы народ а» , социалистические обязатель ства механизаторов и инженерно - технических работников по своевременной и высококачественной по д го ­ товке техники к весенне -поле ­ вым работам , книжные выставки «Ремонт сельскокозяй - Смоленсхии Д о м культуры в тесном контакте с библиотекой, школой , ком сом ольской организацией совхоза и д р у ги ­ ми общественными организациями работает над военно- патриотическим воспитанием мо ло деж и . Много помогает нам преподаватель средней школы ветеран войны С . И. Якуб . Очень интересно прошел в ных. В Таш аринском , Сокур- ском , О ктябр ьском , См о лен ­ ском , Б арлакском сельски х , Ояш инском зональном библиотечных филиалах оформлены выставки под назван н е м «Пропаганди стам , лекторам , сл уш а тел ям » , «В помощь про ­ па ганди сту» , «Пропаганди сту о пропагандистском м а с те р с т ­ ве» , «Новые книги по марк- си ст ско - ленинской теории» . Учитывая , что лек тор ам , пропагандистам , поли тинформато ­ рам часто приходится оперировать цифрами и фактами , д ля них со зд аю тся списки «Справочные и статистические издания» . Ш ир око е освоение насле ­ ди я В. И. Ленина , литературы о жизни и дея тельно сти Владимира Ильича активизировалось в канун 60-летия Великого О к тяб р я . В большинстве библиотек реком ендация тр у ­ дов Ленина и ли тературы о нем тесно увязывалась с актуальными собы тиями политической , экономической и культурной жизни страны . Были организованы такие книж ­ ные вы ставки , как «Ленин и технический п р о гр е с с» , «О б ­ раз Ленина в прозе 70-х годов» , «Ленин и со вр ем ен ­ ность». В Таш аринском филиаче прош ел устный ж урн ал , б е се ­ ды , о б зоры , гром ки е чтения, чи тательские конф еренции по кни гам о В. И. Ленине , красочно оформ лен альбом с о тзывами чи тателей . В Сокур- ском — после чи тательской конф еренции по кни ге Прилежаевой «Удивительный год» такж е отзывы чи тателей на ­ шли свое м е сто в альбоме . С тенды о В. И. Ленине , его творческом наследии сделаны в См о лен ском , О к тябр ьском и ственны х машин», «Соблюдай правила техники б езопасно ­ сти» . Вывешен плакат «Водитель! Изучай правила д о р ож ­ ного движения» . В помощ ь чи тателям составлены картотеки «10-я пятиле тка — ещ е один шаг к ком м уни зм у» , «Социалистическое соревнование на со вр е ­ м енном этапе» . П еред кинофильмами проводились б е се ­ ды «Пятилетка эфф екти вно сти и качества» , «Соревнование — важное звено экономической политики партии», «Внешняя экономическая п о л и т и к а КП С С » , «Экономическая страДом е культуры вечер «О тлично Родине служ и ть» . Доброй традицией в со'вхозе « См ол ен ­ ский» стали торж ественны е проводы призывников в Со ­ ве тск ую А рм ию и Военно-Морской Ф л о т . Д л я их организации был создан совет — своеобразный общественный ш таб , который ра зработал все элементы праздника . В совет вошел худоОяшинском филиалах , в центральной районной библиотеке . Во многих шкалах п роведе ­ ны конкурсы на лучш ее сочинение по тем е «Образ В. И. Ленина в художественной литер а тур е» . В библиотеках со ­ ставлены планы чтения для молодеж и «Ком у з а щ и ­ щать Родину» , гд е р еком ен до ­ ваны работы В. И. Ленина «Во ­ енная программа пролетариата» . В плане чтения «Борцы за власть Советов» даны его статьи «К лозун гам» , «Уроки революции». Во мно гих библиотеках прошли ус тны е ж у р ­ налы «Вечен ф акел р еволю ­ ции», «Октябрь в искусстве» , гд е одна из страниц была посвящена Лениниане. В. СОКОЛОВА, заведующая отделом обслуживания центральн о й районной библиотеки. теги я партии и основные осо ­ бенности десятой пятилетки» . Воспитывая высокую политиче скую со знательность тр уд я ­ щи хся , повышая их трудовую активность в выполнении социалистических обязательств , во время различных х о з яй с т ­ венных кампаний наши библиотекари использую т р а злич ­ ную наглядную агитацию : вы ­ вешивают индивидуальные о б я ­ зательства , го то в я / материалы о хо д е той или иной работы . О дноврем енно проводя тся беседы , выпускаю тся «Боевые листки» , молнии, сте н д «Кто се год н я впереди?». По планам чтения о свещ ае тся тем а «Земля — наше бо гатство» . В помощь р або тникам сельско го хозяйства со зданы книжные выставки : «Опы т передовиков — всем животноводам» , «Навстречу ве- сенне - полевым работам» , «Корма — основа животноводства» , «Поле хлебное — поле сражени я» , «Изучи, внедри у себя» . Интересными были б е ­ седы о новом м е то д е уборки ур ож а я «Так работаю т ипатов- цы» , «Соревнование — это творчество» , «Наука и техника в сель ском хозяйстве» , «Ж атва юбилейного го д а» , «Советы ученых — ж и в о т н о в о д а м » , «Как получать высокие привесы» . Итоги социалистического соревнования подвел пр азд ­ ник — день урож ая , в по д го ­ товке ко торо го принимали у ч а ­ стие и .работники библиотеки . Г. САРАИНОВА, заведующая Сокурским библиотечным филиалом. жественный руководи тель Д о ­ ма культуры А . А . Кидлпеки- д и с . Он готовил концерт . З а ­ ведующ ая библиотекой М . И. Ф е д о р ен к о организо в а л а книжно - иллюстрирован н ы е выставки : «Если ты при зывник», « С л уж у С ове тск о м у С ою зу » . На вечер были приглашены призывники , их роди тели , ветераны граж данской , Великой О течественной войн, воины, уволенны е в запас из рядов Сове тской А рмии , представиНр авственное воспитание под р а стающ е го поколения т р е ­ б уе т широко го просвещения , пропаганды знаний в области советской морали и приобретения пр актическо го опыта, ум ени я выработать правильную оценку событий, поступков лю дей . Де ти , подростки долж ны знать и понимать нормы и требования общ е с твенной мор али . По этому мы с тр ем им ся постоянно р а зъ я с ­ нять чи тателям с помощью до ступны х , ярких книг положения морально го кодек са со ­ ветских лю дей , таких как «Можно и нельзя» А . Вакс- б ер га , «С ре ди людей» В. Ам- лин ско го , « Ещ е ничего не с л у ­ чилось» А . Гербера , «Э то с то ­ ит запомнить» А . Дорохова , «Можно ли стать Робинзо ­ ном?» Львова , «Каким быть?» К . Никитенко , «В мире веж ли ­ вости» В. Матвеева , * «Книга про тебя» С . Соловьева . И с ­ п ол ьзуем их в книжных выставках «Как не надо себ я ве ­ сти» , б е с е д а х — «Каким бы ть?» , об зора х книг, ли тер а тур ­ ных вечерах . Заним а тел ь ­ ной была литературная игра — конкур с веселы х и начитанных о правилах поведения в общ естве . Готовили ее с 7 классами восьмилетней школы . Каж дый класс выбрал команд у из 11 человек . Получили дом аш н ее задание , список книг, придумали название, д е ­ виз, эм б л ем у , приветствйе ком ан д , номера художественной само дея тельно сти , конкурс капитанов.. Были предусмо трены эс таф е та домашних д ел и кон к ур с болельщ иков . Игра прошла очень оживленно . По окончании ком анды обменялись сувенирами и получили призы от библиотеки. Свою работу по нравственному воспитанию мы связали с пропагандой нового школьного предм е та «Основы С о ­ ве тско го го суд ар ств а и права» . В 1976 го д у открыли при н а ­ шей библиотеке клуб пр аво ­ вых знаний «Щ ит и меч» . Члены его — ученики 8 класса восЫмилетней школы . В правление клуба вход я т п р е д с е д а ­ тель — заведующ ая чи тальным залом А . Ф . М узы ко , инспек тор де тской комнаты милиции А . Н. Курочкина , работники ш колы , районо , прок ур а туры . Первым заседанием клуба стал вечер вопросов и о тветов. Вопросы р еб я т мы со б р а ­ ли заранее . За тем был ус тный ж урнал «Я славлю вели ­ кий Сове тский Закон» , б е с е ­ ды «Во звращение к жизни» , «Мое и наше» , «Взять чужое — позор» . Восьмиклассники подготовили р еб я т из 4 класса к викторине по книге А .А . тел и администрации совхоза , члены партком а , комитета ком сом ола . Вс тупи тельное слово — боевой наказ призывникам — было предо ставлено ветерану войны С . Павленко , роди телям . Дир е кто р со вхо за В . П. Тр е ть я ­ ков побла го дарил парней за тр уд и завери л , что после службы они б уд у т обеспечены новыми квартирами и любимой работой . Призывникам вручили подарки и красочно оформ ленны е наказы : «ДороС о ко ло в ско го «В се гда на пос ту » . У юных чи тателей необ ходи ­ м о ф ормировать пр едс тавле ­ ние об и деал е . П о э том у мы с тар а ем ся активнее и спо ль зо ­ вать с этой целью книги о жизни и д ея те ль но сти Ленина , е го сор атнико в . В этом году отмечали 100-летие со дня рож дения Ф . Э . Д з е р ж и н с ко ­ го . О ф о рм и ли книжную выста в к у «Рыцарь револю ции» , провели об зор кни г , вечер «Ж е ле зны й Ф е л и к с » . В этом го д у мы верн улись к т ем е : нормы поведения чело ­ века в о бщ е стве . То лько т е ­ перь это был ус тны й ж урнал по кни ге А . Д о р о х о в а « Э то стои т запомнить» . У ч а с т ­ ники ж урнала — ученики 4— 6 классов . Вот странички э то ­ го ж ур н ал а : «Говорит пионер ­ ский па труль» , «Ты ж ивеш ь на све те не один» . О гром ны й нравственный зар я д н е с у т в себ е любимые де тьм и в се х поколений книги А . Гайдара , В. Ка таева , Л . Касси л я , А . М уса то в а . Ж и зни и славным д е л ам со вр ем енны х пионеров посвящ ены книги В. Крапивина , Р. По година , Ю . Томина , А . А лек син а и д р у ­ ги х со ве тски х де тски х писа те ­ л ей . Э та тем а постоянно прис у т с тв у е т на страницах пионерской периодики . Мы с тр е ­ мим ся учитывать инте р е с юных чи тателей к кни гам о ж и зни их свер стников и с по ­ мощ ью индивидуальны х б е ­ сед учим д е тей давать п р а ­ вильную нравственную оценку собы ти ям , поступкам героев . В апреле это го го д а со ве тском у писа телю В. Каверин у исполнилось 75 л е т со дня р ож дения . Е го прои зведения поднимаю т важные вопросы — к ем быть , каким бы ть , как правильно выбрать п уть в жизни , учат любить и ненавид е т ь , ум е т ь по -насто ящ ем у др уж и ть . По книге В. К авери ­ на «Два капитана» в 7 к ла с ­ се мы провели чи татель ск ую конф ер енцию . На вопрос , почем у в одинаковы х у сло ви ях воспитания Сан я Гри гор ьев вырос ге р о ем , а Ромашов пр е д а те л ем , ответила Ира Л ь го ткина . «Д л я Сани Гр и го р ь ­ ева , сказала она , в се гд а была примером жизнь капитана Татаринова . А на Ром аш ова влияние оказы вал Николай Антонович Татаринов , очень лицемерный че ло век , в се гда готовый на подлость . Э то он пом о г Ромашову вырасти от тр у с а д о подлеца , карьери ста и п р ед а те ля » . Ребя та верно обрисовали нравственный облик Ромашова и Гри горьева . Н. ВОРОБЬЕВА, заведующая детским отделом центральной районной библиотеки. гой д р у г ! Вчера ты р або тал в со в хо зе , уч и л ся . А се го д н я у теб я знаменательный день — мы то рж е ственно провож аем теб я в р яды наших славны х Вооруж енны х С и л . Так б уд ь ж е до стойным воином» . ' В ответ А . Зи кр атов , Ю . Томи- лов , Н. К р а у з е дали к л я тв у : св.ято хранить традиции отцов и по окончании сл уж бы в ер ­ н уться в родной совхоз . Д. ГАЛУШКИН, директор Смоленского сельского Дома культуры. КАЖДЫЙ СЛАВЕН ТРУДОМ ОТЛИЧНО РОДИНЕ СЛУЖИТЬ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2