4 мошковскля новь 24 декабря 1977 г. № 154 (3872) ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ (Продолжение. Начало в № 151) Погода испортилась за сутки. Вчера на Мошковский элеватор шли вереницы машин с зерном, а сегодня автотранспорт на приколе. Дождь, как из ведра, поливал всю ночь, зарядил и с утра, кажется, навечно. Земля превратилась в кисель, лужи — в озера. В такое ненастье на уборочном фронте нашлись герои. Они, не жалея сил, старались добавить в сибирский каравай свой весомый вклад. Помню, героями дня были шоферы Мошковской автоколонны — Николай Грешнов и Константин Ежаков. Из деревни Мотково они под проливным дождем полсуток везли на элеватор хлеб, надежно закутанный в брезент. Трудолюбивые настойчивые ребята заслужили, чтобы о них рассказать читателям газеты. И я отправился встречать героев- шоферов. По дороге заглянул к Анатолию Иванову. В знакомой до мелочей обстановке двора сразу заметил обновление: не доставало... бурьяна. Высоченный, нехотя склонявший буйную голову от ветра еще вчера, сегодня был срублен под корень и выброшен. «Почему Иванов срубил бурьян теперь, а не в августе, когда его об этом просила мать? — навязчиво завертелось у меня в голова. Теряясь в догадках, пришел к выводу: — Дикие заросли уничтожены после того, как их описали»... Анатолий встретил меня на пороге. Одетый в плащ, он бережно упаковывал рукопись. После обоюдного приветствия, сообщил: — Еду в Новосибирск. Повезу в непогоду свой «Урожай»... До станции шли вместе. Иванов рассказывал: — Закончил пятый вариант «Повители». Устал чертовски. Порой начинаю сомневаться в осуществлении своей мечты. Посмотрю, что 1 и на этот раз в «Огнях» скажут. Расставаясь, я ничего не сказал Анатолию о бурьяне. Решил про себя : «Проверю когда-нибудь свое предположение». Будущее подтвердило верность догадки : бурьян не исчез бесследно. Откройте четвертую часть романа. Она начинается так: «Каждое лето обочины широких улиц и переулков Локтей быстро зарастают высокими, в рост человека репьями. Под их широкими и мягкими, точно обваренными, листьями всегда прохладно и сумрачно. Там, в этих своеобразных джунглях, спасается от июльского зноя всякая живность...» Чтобы читатели яснее представили образ Григория Бородина, Анатолий Иванов начинает повествование заключительной части романа с описания «джунглей». Иной прочтет о репьях и не подумает над тем, сколько времени ушло у , писателя на два де сятка строк, чтобы они получились интересными, правдивыми. Может, восхищаясь, заметит: «Здорово! За репьями душу пошлого человека видно». Мое первое знакомство с «Позителью» состоялось сентябрьской ночью. Помню: возвращаясь с работы, встретил Анатолия с пригородного. Шел он тихо, словно высматривал под ногам^ ценную потерю. Руки держал в карманах плаща, зажатыми в кулаки. Такая походка и у Григория Бородина — главного персонажа «Повители». Так что автор, рождая героя, старался наедине внешне копировать того, кому суждено было предстать перед читателем. На мою штамповку: «Как дела?», Анатолий, с тяжелым вздохом ответил: — Вот, снова надо перерабатывать... —• Обнадеживающее что-нибудь сказали? — Конечно, — его усталый взгляд скользнул по моему лицу. — Говорят много и по- разному, но я из вороха советов и замечаний отбираю нужное. Мне, например, подсказывают: «Надо изменить название повести». Почему? Есть оказывается, мудрецы, которые доказывают, что читатель не поймет слово «Повитель». А я не изменю названия, — сказал он упрямо, трогаясь с места и оставляя на моих руках кипу бумаг. Я удивился его поступку и подумал: «Почему Иванов отдал свое сокровище?». Хотел опросить его об этом, но Анатолий, не оборачиваясь, наказал: — Завтра принеси рукопись... В ту памятную ночь заснуть почти не удалось. Особого восхищения в моей душе «Повитель» не вызвала. Правда, отдельные куски повествования, образ главного героя, его мысли и гнусные дела, «С любимым-то и нужду легче переносить, — промолвила Дуняшка». РАССКАЗЫВАЕМ ОБ А. С. ИВАНОВЕ «Я приехал к вам по постановлению уездного комитета партии, — проговорил Семенов...» (Из иллюстраций к роману «Повитель»), место действия — все это крепко задало в памяти. Но чувства полного удовлетворения не было. События в повести развивались от первый дней Великой Октябрьской социалистической революции. Весть о ней в глухое сибирское село привез безногий цыган - коновал. Сын матерого локтинского кулака — Павел Бородин — не видел, как по земле прошла буря — революция. Проболев год (Павла избили парни за Дуняшку), молодой Бородин вышел на улицу из душной комнаты, когда «новое брало верх быстро». На десятой странице Анатолий Иванов уверял читателя: «Весной приступили к раскулачиванию...» Павел Бородин все надеялся: «Не объявится ли второй Колчак...». Семена Пьян- кова (в восьмом варианте романа он Тихон, а в девятом совсем исчез со страниц «Повители») -писатель хоронил бессмысленной смертью. Зато Павла Бородина быстро загонял в артель, возвращал с Великой Отечественной войны с медалями и делал председателем колхоза в Локтях. Люди в повести не были связаны духовной общностью, не показаны в труде и быту. На одном полюсе «Повители» Павел Бородин и агроном Василии Ракитин, каждый по- своему вели колхозное хозяйство; на другом — Поленька Веселова, молодая вдова Настя Туманова (в последнем варианте она Настя Тимофеева) и Петр Бородин играл , в любовь, а в средине изредка мелькала худосочная фигура Артюхина, забитая Аниска (жена Павла Бородина) и робкая Евдокия Веселова. Таким был пятый вариант «Повители». Он начинался, как и настоящий роман: «Маленькая речка, густо заросшая по берегу тальником и низким осинником, в самом центре деревушки круто заворачивает влево, образуя почти прямой -уугол. Оттого, видимо, и деревня называется Локти...» В. двинянинов, журналист. (Окончание следует.]. А В Т О Р Т Р И Л О Г Новосибирск. В этом году в журнале «Сибирские огни» ап убликав аны зэк лючительные главы книги А. Коптелова («Тачка отары», завершающей цикл романов о В. И. Ленине, начатый книгами «Большой зачин» и «Возгорится пламя». — Так счастливо сложились состоятзльстза, — говорит писатель, — что я сумел закончить свою многолетнюю работу над Ленинианой именно в юбилейном году. В своей трилопии автор на основе документальных материалов, связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, создал яркий образ великого вождя резолюции. А. Л. (Коттелов — один чз известнейших писателей Сибири. Его книга «Великое кочевье», рассказывающая об алтайцах — (народности, .возрожденной Октябрем, — издавалась 14 раз . Труд .писателя высоко отмечен Родиной. Афанасий Лазаревич награжден орденами Ленина, Октябрьской Резолюции, Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета» и шестью медалями. На снимке: А . Копте лов в рабочем кабинете. Фото А. Полякова. (Фотохроника ТАСС). « Л Ю Б О В Ь Я Р О В Москва. Государственный академический Малый театр СССР показал в новой сценической редакции пьесу К. А . Тренева «Любовь Яровая». Постановка спектакля — П. Н. Фоменко, режиссер — А. С. Юнников, художник — заслуженный художник РСФСР Е. И. Куманьков. , На снимке: заключительная сцена спектакля. Любовь Яровая народная артистка РСФСР Р. Д. Нифонтова, Роман Кошкин, комиссар — народный артист РСФСР В. И. Коршунов, Швандя, матрос — заслуженный артист РСФСР В. М. Соломин. Фото В. Соболева. (Фотохроника ТАСС). ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25. 12 ПЕРВАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. 10.00 Новости. 10.10 «На зарядку, становись!» (Цв.) 10.30 «Будильник». (Цв.) 11.00 «Служу Советскому Союзу!» 12.00 «Встреча юнкоров телестудии «Орленок» с Героем Социалистического Труда — директором ПТУ № 180 | гор. Москвы В. С. Филипповым. (Цв.) 13.00 «Музыкальный киоск». Ведущая — Э. Беляева. (Цв.) 13.30 «Сельский час». (Цв.) 14.35 В гостях у сказки. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»-. Телевизионный художественный фильм. -2-я серия. «Лен- фильм». По заказу Гостелерадро. 15.55 «Международная панорама». 16.40 «Приключения Незнайки и его друзей». Телевизионный многосерийный мультипликационный фильм. 9-я серия — «Незнайка встречается с друзьями». 10-я серия — «Возвращение». «Экран». (Цв.) 17.20 Премьера телевизионного документального фильма «Ближний Восток: время испытаний». Автор — политический- обозреватель Ф. Сейфуль- Мулюков. (Цв.) 18.20 «ИРОНИЯ ' СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ». Телевизионный художественный фильм. 1-я серия. «Мосфильм». По заказу Гостелерадио. 20.00 Новости. 20.10 «ИРОНИЯ СУДЬБЫ. ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ». Телевизионный художественный фильм. 2-я серия. 22.00 «Клуб кинопутешествий». Ведущий — журналист О. К. Игнатьев. 23.00 «Время». Информационная программа. 23.30 Мелодия и ритмы зарубежной эстрады. (Цв.) По окончании — Новости. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИИ. IАШ АДРЕС: 633140, р. п. Мошкош-о, улица Советская, 15. Т Е Л Е Ф О Н Ы : Редактора — 92-204, заместителя редактора, отдела партийной жизни, ответственного секретаря — 92-216. ОТДЕЛОВ: сельского хозяйства и бухгалтерии — 92-298, писем и массовой работы — 92-440, местного радиовещания — 92-508, типографим — 92-362, Индекс 50903 Мошковский филиал полиграфобъединения «Кедр». Заказ 2314 Тираж 4559 Объем 1 печатный лист,
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2