Мошковская новь, 1977, № 151

мошковскля новь 17 декабря 1977 г., № 151 (3869) Л У Б К Н И Г О Л Т В О Р Ч Е С Т В О ПИ С А Т Е Л Я «Спектакль в Новосибирском театре юных зрителей 1 «Алкины песни» по одноименному рассказу, опера под тем же 'названием, многосерийный телевизионный фильм по роману «Тени исчезают в полдень» под таким же названием, две книги «Вечный зов» — все это произведения и по произведениям Анатолия Сте- панов1Ича Иванова, ныне главного редактора журнала «Молодая гвардия». Анатолий Иванов жил и работал в Мошково, был редактором районной газеты «Ленинское знамя» с 1954 по 1956 год, а затем жил в Новосибирске. Здесь , в Мошково, А . С. Иванов начал свою литера- 1 турную деятельность. Вот что вспоминает известный ныне писатель о своих первых ша- 1 гах литератора. «...После демобилизации офицером запаса и намеревался снова поехать в Казахстан, но по пути задержался в Новосибирске, где мне предложили должность редактора газеты («Ленинское знамя» Мош- ковского района) Новосибир- ! ской области. И благодарю тот день и час, когда дал согласие, потому что это мне, в частности, для романа («Повитель»), дало очень и очень много. Работая в этой газете, я разъезжал по районам, колхозам. Вот тут у меня зарождались первые замыслы, которые я пытался передать в своих рассказах. Написав первый , рассказ, послал его в журнал «Огонек». Там его не опубли- ' ковали, а почему-то переслали в журнал «Крестьянка», где он и был опубликован в 1954 году . Затем я написал еще несколько рассказов. В 1956 году вышел небольшой сборничек рассказов в Новосибирском книжном издательстве, который называется «Алкины песни». Потом я начал работать над романом «Повитель». О первых творческих шагах Анатолия Иванова рассказывает на страницах нашей газеты журналист Владимир Двиняни- нов. ...1956 год. Позади остались годы учебы, в кармане — диплом журналиста, а впереди, в Мошково, работа в редакции газеты «Ленинское знамя». В районном центре я появился в знойный июльский день. Не зная дороги, остановился на перекрестке двух улиц (Вокзальная и Советская). Слева бегал по железнодорожным путям маневровый паровоз, около полисадника с обваренной и запыленной зеленью топтался человек в пижаме. Он поглядывал в мою сторону, бережно прижимая к груди ребенка. Выбора не было, и я подошел к нему, чтобы узнать местонахождение редакции. — Зачем вам «Ленинское знамя?» — поинтересовался он, осматривая меня цеп к и м взглядом . Я дал ответ, а сам полюбопытствовал: — Вы работник местной газеты? — Нет, — ответил он вялым тоном, отвернувшись. Не давая ребенку расплакаться, бросил мне не весьма приятное. — Сегодня воскресенье. Редакция на замке, а работники уехали на пригородном в Новосибирск. — Дела-а, — присвистнул я. — Видимо, придется мне возвращаться в Новосибирск... — Зачем мотаться на пригородном! Переночуете у меня, а завтра — двести метров — и в редакции, — посоветовал он, стараясь, видимо, сгладить у приезжего горечь огорчения. Так состоялось мое знакомство с Анатолием Степановичем Ивановым. Он занялся де ­ лами на огороде, чинил крышу дома. Я же на бревне под плетнем знакомился со свежим номером журнала «Сибирские огни». Перелистывая страницы, наткнулся на рассказ А. Иванова «Алкины песни». Заинтересовался. О д ­ нако, фамилия писателя не вызвала догадки, что я в гостях у автора. Анатолий об этом ни словом не обмолвился, я же подумал: «Разве мало на свете Ивановых? Этот скромненько живет в Мошково, а рассказ написал, как говорили, молодой писатель Новосибирска. И все же, когда мой новый знакомый появился рядом, я поинтересовался: '•— Твой рассказ читаю? — Был такой грех — написал, — последовал ответ. — «Алкины песни» твое первое произведение? — Нет. Первый мой рассказ «Дождь» напечатан в десятом номере журнала «Крестьянка» за 1954 год. А весной для первого сборника сдал в издательство рукопись с семью- рассказами. Я снова уткнулся в страницы журнала. Не успел прочитать и десяти строк, как Анатолий спросил: — Скажи: тебе слово «повитель» знакомо? — Повитель? Нет, не знаю с чем ее едят. — Повитель, понимаешь, — растение такое. В народе оно зовется еще и повеликой. Живет эта повительчповелика за счет других. Обовьет, скажем, дерево, и тянет из него соки. Конец печальный, растение погибнет... — Понятно... — Коль понятно, — усмехнулся он, — тогда скажи: о чем станешь писать, если тебе, как журналисту, дадут задание найти повитель в общественной жизни? — Ну-у... На место деревьев, конечно, поставлю честных людей, а под повителью выведу аферистов, спекулянтов, растратчиков... Кивнув одобрительно головой, Анатолий прервал: — В общем-то прав, но... Разве паразиты общества рождаются готовыми? Разве аферисты или спекулянты в пеленках получают аттестаты зрелости на пошлость? Нет, конечно! Почему и как в душе и сознании человека возрастает повелика? Тема, кажется, без дна, а я ее решил по неопытности раскрыть в небольшом рассказе «Повитель». Начал его прошлым годом. Отстукал на машинке 80 страниц. Отвез рассказ в «Сибирские огни». Там мой замысел одобрили, но сказали: «Мелко, товарищ...» Начал снова. За ползимы из рассказа сделал повесть. Посмотрели ее в «Огнях» и снова «Мелко, поверхностно, слабо». Принялся за повесть в третий, а потом и четвертый раз. События in герои утащили меня от наших дней к годам, когда меня еще и на свете не было. Четвертый вариант повести «распух» до 182 страниц. И опять добрые люди подсказали: образы не раскрыты, о делах минувших лопочу скороговоркой, нет РАССКАЗЫВАЕМ ОБ А. С. ИВАНОВЕ ясного ответа на главный вопрос — как рождается ф ор ­ мула «Человек человеку — волк». Попробовал бросить писать, но не могу : герой заставляет просиживать ночи напролет. — Верно, хороший у тебя герой, АнатоПий? — Если бы, — вздохнул он, — а то самый отрицательный. Он и убийца, и живодер, и садист, бог знает, на какую только подлость мой герой ни способен... В тот памятный июльский вечер Анатолий Иванов поведал мне, как у него появилось желание писать «Повитель». вначале долго 'мучили томительные раздумья над рядом «почему». Почему в наше время некоторые людишки превращаются в стяжателей, стараются раздуть свое хозяйство? Почему в колхозах встречаются типы, которые любыми путями отлынивают от работы. Десятки «почему» настойчиво вертелись в голове, требовали ответа, заставляли автора думать. В процессе мышления возникли образы, которые он, Иванов, мысленно пробовал направить по своей дороге, не ясной даже самому. Творческая фантазия работала на полный ход, но дело не завязывалось. Сплошные думы и споры с самим собой — все, что навязчиво билось в мозгу. Замысла А . Иванова никто не знал. В Мошково даже in не подозревали, что редактор газеты «Ленинское знамя» пошел по тропе литературного творчества. Шли дни. Работа журналиста требовала разъездов по селам. Вот здесь-то, как бы специально, жизнь стала подбрасывать на пути А . Иванова «вещественные доказательства» — кулацкие обрезы, отъявленных бездельников и пьяниц, убийства в корыстных целях и другие. Весной 1955 года на задворках одной из деревень района нашли обрез. Чья-то темная душа долго хранила кулацкое оружие, питая надежду, что обрезы могут «заговорить» по ночам, как они «говорили» в начале тридцатых годов. Но Советская власть оказалась прочной. Боясь разоблачения, «кто-то», наконец, решил выбросить бандитское оружие на свалку. Случайную находку в деревне восприняли по-разному. Одни удивлялись, другие считали этот факт пустяковым, не заслуживающим внима н и я. Только перед взором А . Иванова «факт» предстал чьей-то судьбой. Он попытался представить себе рук!и, державшие обрез. Затем воображение журналиста нарисовало сознание человека, хранившего оружие, его влияние на окружающих, его внешний вид. Получился отрицательный тип, в голове которого ржа в ы м гвоздем сидели пережитки прошлого. Корень отрицательных явлений жизни в какой-то мере помог постичь Иванову и другой факт. С ним он встретился в другой деревне. Пора была сенокосная, село словно вымерло. Только ребятишки сгрудились ватагой, галдели на всю округу. Они-то и остановили «дяденьку», проезжавшего по улице на мотоцикле. На снимке: первая книга А. Иванова «Алкины песни», выпущенная Новосибирским книжным издательством в 1956 году. Из сбивчивых объяснений «племянников» Иванов понял: в колодце человек лежит. Труп из глубокого сруба пришлось Анатолию вынимать одному. Когда следственные органы разобрались — оказалось: жена убила мужа за то, что он мешал ей жить с человеком, у которого имелось «приличное хозяйство». Стремление женщины к личному благополучию повлекло за собой смерть человека, как говорили, неплохого. Третье «вещественное доказательство» на пути Иванова предстало в л:ице забулдыг- пьяниц. Встреча произошла в полдень на окраине еще одной деревни... Колхозники от мала до велика работали на лугах, а три здоровенных мужика, пристроившись на пороге кузницы с гармонью, сидели в прохладе и вели промеж собой пьяные дебаты. Редактор газеты, разумеется, заинтересовался «отдыхающими». Узнал: «идейным» вдохновителем братии является заместитель председателя местного колхоза. Эта встреча для Иванова послужила толчком, после которого последовало рождение образов, столкновение характеров, выражение идей. Началась работа над рассказом «Повитель», который через год перерос в повесть. За четыре года Анатолий Иванов переработал «Повитель» девять раз. Каждый вариант существенно отличался от другого качеством исполнения, глубиной раскрытия образов, полнотой описания события, силой лирических отступлений и многим другим. Интересно было бы проанализировать все девять вариантов — наглядные доказательства того, как писатель, создавая роман, переворачивал «тысячи тонн словесной руды». Жаль, что осуществить такое желание нельзя: Иванов безжалостно уничтожил все 2979 листов, испещренных мелким почерком. Пятый вариант сгорел в Мошково сентябрьским вечером 1956 года, а остальные — брошены в печь осенью 1958 года в Новосибирске. Так что подробно невозможно рассказать, как рождались герои и развертывались события романа в процессе творчества. Однако кое-что в памяти и записях сохранилось... (Продолжение следует). Редактор А. Т. ПОДДУБСКИЙ . I ! МАШ АДРЕС: 633140, р. л. Мошково, улица Советская, 15. ТЕЛЕФОНЫ: Редаотора — 92-204, заместителя редактора, отдела партийной жизни, ответственного секретаря — 92-216. ОТДЕЛОВ: сельского хозяйства и бухгалтерии — 92-298, писем и массовой работы — 92-440, местного радиовещания — 92-508, типографии — 92-362. Индекс 58963 Мешковекий филиал полиграфобъединения «Кедра. Зама* 2308 Тираж 4559 Объем 1 печатный лист.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2