2 мошковская н о вь 1 сентября 1977 г . . № 106 (3824 ) ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ В совхозе «Смоленский» состоялось партийное собрание. С докладом «Устав КПСС — основной закон партийной жизни» выступил секретарь парткома А. Ф. Головин. О выполнении решения предыдущего партийного собрания об усилении пропаганды и разъяснения положений проекта новой Конституции СССР коммунистов проинформировал директор Смоленской средней школы Ю. Т. Храпов. Он отметил, что за прошедший период на всех производственных участках проведены собрания рабочих и служащих с обсуждением проекта. Для его изучения созданы три народные политшколы. С агитаторами проведен семинар по методике изучения Основного Закона нашей жизни. На партийном собрании были утверждены пропагандисты системы партийного и комсомольского просвещения, решены другие организационные вопросы. — Готоявськ отчетам и выборам = СВЕРЯЯСЬ С УСТАВОМ Устав являе тся основным законом внутрипартийной ж и з ни, стро го обязательным для всех организаций и членов партии. Хочу р асска за ть о том , как выполняются требо вания У става коммунистами нашей партийной организации. Устав нашей партии на первый план выдвигает обязан ность коммунистов бороться за со зд ани е материально -технической базы коммуни зма , служить примером комм унистического отношения к тр уд у , выступать з ас тр е л ьщ и к ам и всего нового , передово го , овладевать современной техни кой, совершенствовать свою квалификацию , беречь и приумножать социалистическую собственность . С тр ем я сь к тому , чтобы каждый выполнял эти тр ебо вания У става , партком , цехо вые партийные организации повышаю т авангардную роль коммунистов на производстве , воспитываю т в них со зн а тел ь ное творческое отношение к порученном у д ел у , развивают социалистическое соревнование. Коммунисты привлекаю тся к глубоком у анализу производственной деятельно сти хозяйства , поиску резервов на к аж д ом рабочем ме сте . В качестве примера можно привести партийную ор гани зацию первого отделения (се кр е тар ь партийно го бюро А . С . З уб л ев ) . Ее коммунисты постоянно добиваю тся лучших производственных пока за те лей как в растениеводстве , так и в животноводстве . Д о ярка В. И. Ш кадова успешно спр авляе тся с доведенными планами , являе тся наставником молодежи , ведет большую общественную работу . Она — деп утат сел ь ско го Со вета , принципиальный и честный человек , в коллективе пол ьзуе тся заслуженным автори тетом . Много хорош его можно сказать о члене партии, д о ярке А . С . Витеско . Она так же добро сове стно относится к работе . С р еди механизаторов пример показываю т И. Л. Рагулин, В. А . Костю к , П. Е . М ел ь ников, И .И. Горчаков. На ф ер м е первого о тде л е ния работае т сл е сар ем - наладчиком С . П. Пуш ко . Он опытный рационали з а т о р , в се гд а критически о тно си тся к н едо ста ткам на производстве , не прохо ди т мимо упущений в партийной работе . Именно ем у партийная организация поручила о сущ ествля ть кон троль за качеством ремонтно- строи тельны х работ на животноводческой ф ерм е . И надо ска за ть , что Пуш ко с партийной принципиальностью отно сится к этому поручению . Комм унист И. П. Бер гин р у ководит уч астком по засыпке и хранению сем ян к ар то ф е ля . К а за ло сь бы несложное дело , а сколько тр еб уе т забот. В том , что кар тоф ел ево ды совхоза имеют весной качественный посадочный м а те риал, пр еж де всего , заслу га И. П. Бергина . Коммунисты - руково ди те ли из этой ж е партийной организаций А . С . Уханов , С . Ф . Черкасов четко выполняют ус тавны е требования , по-деловому реш аю т хозяйственные вопросы . Однако кром е положительных сторон в работе этой партийной организации им е ю тся и недостатки . Партбюро , например , не имеет четкого плана работы , не по графику проводя тся партийные собрания, иногда партийные поручения даю тся формально , а о тчеты о их выполнении практи к ую тся от случая к случаю . Пар тбюро должно сделать со о тветствующ ие выводы и • активизировать свою работу , особенно в жаркие дни ж атвы. Устав КП С С обязывает каж до го коммуниста твердо и не уклонно проводить в жизнь реш ения партии, разъяснять м ассам ее политику, спо собствовать расширению и у к р еплению связей партии с народом . Многое делают в р е шении вопросов экономическо го подъема хозяйства С . И. Якуб , Ю . Т. Храпов, М . И. Сизиков , А . А . М ейзер , Г. Г. Ф е д ор а е в , В. И. Сабель- ф ел ьд , молодой коммунист A . Ф . К лясю к , пенсионеры И. С. Якимов , А . И. Красно- щекое , И. Е . Хромов , П. А . М амыш ева . И в тр уде , и в общественной жизни, и в учебе , и в быту — в се гда и всю ду эти коммунисты с д о стоинством носят высокое звание члена партии. Устав КП С С обязывает каж до го коммуниста р а з в и в а т ь критику и самокритику , смело вскрывать недостатки . Наши коммунисты С . П. Пушко , B. И. Ш кадова , И. С . Якимов отличаются партийной принципиальностью , смело вскрывают недостатки . Партийный комитет обобщае т критически е замечания, намечает м е ры для устранения пробелов в работе . Так, на одном из партийных собраний коммунисты высказали критические замечания в адре с р уководителя животноводческой ф ермы М . И. Зи- кратова , который был груб в обращении с подчиненными, появлялся на работу в нетрезвом состоянии . В р е з ул ь та те упала трудовая дисцип лина и, конечно, снизились производственные показатели . Зикратов вынужден был признать кри тику справедливой, дал слово исправить положение . Врем я покаж ет , насколько он сум ее т выполнить обещанное. Сейчас полным ходом идет уборка урож ая . У спех дела во мно гом б уд е т зависеть от- цеховых партийных ор гани заций. Задача состоит в том , чтобы всей силой партийного влияния обеспечить правильную расстановку людей и средств , широкий р а зм ах и действенность соревнования за наивысшую производительность труд а и отличное качество жатвы , эф фекти вное использование техники . Поле сейчас — центр организационной и массово-политической работы . Только целенаправленные усилия коммунистов принесут успех. А. ГОЛОВИН, секретарь парткома совхоза «Смоленский». С НОВЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ В А Ж Н Ы Й Р А Б ОТ Е ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ - ОДНА ИЗ САМЫХ) ) УДИВИТЕЛЬНЫХ, ЗДЕСЬ МАСТЕР ИЗ ГОДА В/ j ГОД ПРОДОЛЖАЕТ САМОГО СЕБЯ В СВОИХ ! ! УЧЕНИКАХ. Л. И. БРЕЖНЕВ. ) БОЛЬШОЙ АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ УЧИТЕЛЕЙ РАЙОНА 26 августа в Сокурском Доме культуры «Нефтяник» состоялось августовское совещание учителей района. Совещание открыл и выступил на нем с речью первый секретарь райкома КПСС А . С. Разгоняев. С докладом «0 ходе выполнения мероприятий по развитию народного образования в свете решений XXV съезда КПСС и Постановления ЦК КПСС «0 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции» выступил заведующий районным отделом народного образования П. А. Горьковский. 0 работе педагогических коллективов рассказали директоры Мошковской, Ташаринской, Сокурской средних школ А. С. Болдырев, В . Б. Суворов, И. Ф. Плохих. В прениях приняли участие учительница Дубровинской средней школы В . Г . Вахмянина, секретарь парткома совхоза «Бар- лАкский» Н. Ф. Ганев, организатор внеклассной и внешкольной работы Смоленской средней школы А. 3. Кузнецова, директор районной заочной школы В . С. Бетенеков, председатель исполкома Новомошковского сельского Совета депутатов трудящихся П. Е . Шоцкий, учительница русского языка и литературы Ум- ревинской восьмилетней школы Т . А . Аржанова. На совещании присутствовала большая группа выпускников педагогических институтов и училищ, которые впервые начнут работать учителями в школах нашего района. С приветствием в их адрес выступила заместитель директора по учебно-воспита- тельн(ЯГ работе Сокурской средней школы Г . А. Родина, а с ответным словом — выпускник Новосибирского государственного педагогического института А. Н. Колесин. Участников совещания приветствовали юные пионеры. € нерйьшрадосг !шм дяо1»*гштибея Вс»страна ешиш* п добрый час. - Плакат художника М. Лукьянова. Издательство «Плакат». (Фотохроника ТАСС). Прошедший 1976— 1977 уч еб ный го д и начавшийся новый обусловлены больш ем политическим и трудовым подъемом , вызванным подготовкой к 60- летию Великого Октября . Во всех педагогических коллекти вах школ района разработаны конкретные мероприятия по достойной встрече юбилея С о ветской власти, проведена большая работа , направленная на совершенствование учебно- воспитательного процесса и улучшение качества знан и й учащихся . Решения X X V съе зда К П С С о необходимости комплексного п о д х о д а , к постановке всего дела воспитания путем обеспечения тесно го единства идейно - политического , трудово го и нравственного стало основой в рабо те каждого учителя . Главным из достижений нашей школы бесспорно являе тся завершение перехода ко всеобщ ем у ср ед н ем у образо - i ванию молодежи . Если п я т ь " л е т н а зад ср едн ее образование имели 72 процента моло деж и района, то в минувшем учебном году— 98,4 процента. По сравнению с предыдущ им го дом ум еньшился отсев уч а щихся из 1— 8 классов и осо бенно по 9— 10 классам . Дуб- ровинская , Белояр ская , Больш евистская , . С окурская , Кай- линская , Ш ирокояр ская , Об ская , Елтыш евская , Мотковская , Томиловская и р яд других школ успешно выполняют З а кон о восьмилетием всеобуче. Однако в некоторых школах, таких, как Ташаринская, О к тябр ьская , Мошковская с р е д ние допустили отсев учащихся . Не в полной мере еще выполняют восьмилетний всеобуч в Ташаринской, Балтийской , Стан- ционно - Ояшинской школах . Слабо реш ается вопрос о прием е учащихся в 9 классы в Октябрьской , Кайлинской, Со курской и Широкоярской ср ед них школах , из Барлзкской , Вовопоросской , Обской , Лок- тинской , Орской , Гляденской , Уч-Балтинской и Кузнецовской восьмилетних . Одной и з причин это го являе тся недостаточный уровень постановки профессиональной ориента ц и и учащ ихся . Поэтому перед педагогическими коллективами ставится задача не только д о биваться высоко го качества обучения и воспитания, но и настойчиво решать вопросы закрепления учащихся на с е ле. Основная задача школы — готовить всесторонне образо ванных людей . А быть образо ванным в наше время — это значит глубоко овладеть основами естественно - математических и гуманитарных наук , ум е ть творчески мыслить и работать , применять на практике достижения неуки и те х ники. Партией выдвинута программная установка , которую можно сформулировать так : научить учеников учиться. Именно к этом у стр ем я тся наши лучшие учи теля . Сейчас в районе 25 школ и 318 учителей работаю т без второгодников . Полную успеваемость дали учителя О б ской , Красно гор ской , Барлакской , Мошковской , Елтышевской , Томиловской , Уч- Балтинской , Вороновской , О р ской , Локтинской , Умревин- ской , Верх - Балтийской , Мош- нинской, Ново-Поросской , Гл я д ен ской , Кузнецовской , Балтийской и д ру ги х школ . Повысили качество учебно - воспитательной работы педагогические коллективы Мошковской восьмилетней , Новомошков* ской , Дубровинской , Смолен ской , С о курской , Станционно- Ояшинской , О ктябрьской них школ . В связи с подготовкой к д о стойной встрече 60-летия Ве лико го О к тябр я значительно во зро с уровень воспитательной Реу i МОШКОВСКАЯ НОВЬ ■ - ■ 1 сентября 1977 г.. № 106 (3824) ВАС, Д О Р О Г И Е У Ч И Т Е Л Я И Р Е Б Я Т А ! Э Т А П В ШК О Л Ы работы учителей в процессе преподавания учебных пред ме тов . В течение всего учеб ного года учителя обращали особое внимание на о свещ е ние на своих уроках таких вопросов, которые в наибольшей мере способствую т ф о р мированию диалектико - м а те риалистического мировоззре ния и коммунистической уб еж денности учащихся . Проверки показали , что на ур о ка х ч тения и природоведения в начальных классах , на уроках истории, литературы , биологии, физики , химии, гео графии кон центрировалось внимание учащихся на установление причинно - следственных связей природных и общественных явлений, на показ преобразую щей , прогрессивной роли Ком мунистической партии, и С о ве тско го правительства , на преимущ ества советско го образа жизни перед капиталистическим . Выпускные экзамены и проверка состояния преподавания свидетельствую т о том , что учителя уделяю т с ер ь е з ное внимание изучению в хо д е учебных занятий произведений “В. И. Ленина , историко- партийных докум ентов , что оказывает существенное положительное влияние на повышение теоретического уровня учащ ихся . Изучение ленинского теоретического наследия и партийных докум ентов стало неотъемлемой частью со держ а ния уроков . В современных условиях , ко гда всевозрастающее большинство молодежи вступает в жизнь , имея ср еднее образо вание, исключительное значение приобретают вопросы тр у дово го воспитания и проф есси ональной ориентации. Сегодня тр еб уе тся , чтобы выпускники школ не только имели теор е тические знания, не и обладали широким кру го зором тр у довых и политехнических навыков. Задача педагогических коллективов — умело , четко и слаженно организовывать посильный общественно - полезный труд . В летний период в районе действовало 11 уче нических бригад и 4 производственных звена, в которых трудилось около тысячи школьников. Ученические производственные бригады и звенья выращивали зерновые , к ук ур узу , картоф ель , капусту , лук , огурцы , корнеплоды . Бо лее 2000 учащихся трудилось на пришкольных участках , бо- л е § 400 отдыхало и работало в восьми л агерях труда и отды ха , более 100 р еб я т входят в школьные лесничества . На августовском совещании учителей пришли приветствовать их воспитанники. А сегодня они заняли свои места за партами. 30 лет в одной школе , 30 лет б ез второгодников . Эти данные являю тся отличной характеристикой трудовой д е я тельности учительницы начальных классов Уч-Балтинской во сьмилетней школы А л е к сандры Ефимовны Зубковой . Сколько детей выучила и воспитала она за эти годы ! Были среди них прилежные и беззабо тны е , примерные и неди сцип линиро в анны е , д о верчивые и зам кн утые . Бо гатый педагогический опыт, •умение найти ключик к сер д цу каждо го ребенка позволяю т ей три деся ти ле тия быть в числе лучших учителей школы . А лек сан дра Ефимовна с л е ди т за судьбой каждо го своего воспитанника, за тем , как склады вае тся его жизненный путь . Вот на первой парте сидит О л е г Тихонов. А 25 лет назад за такой ж е партой у этой же учительницы училась его мать 3 . А . Тихонова , которая та кж е стала учительницей и по прим еру своей наставницы проработала в одной школе уж е 14 лет. Подобных примеров можно привести много. Родители , братья и сестры Иры Геф т , Марины Ш еянковой , Коли Васильева и многих дру гих нынешних воспитанников А л е к сандры Ефимовны стали м ас терами своего дел а , пер едо выми производственник а м и совхоза «Зеркальный» . А . С. Ш еянкова и Т. В. Геф т , например , передовые доярки . Многие бывшие ученики А . Е . Зубковой имеют высшее и среднее образование и с благодарно стью вспоминают свою первую учительницу . Э то — сестры Ершовы — врачи и м ед се с тры , киномеханик 3 О Л Е Т Юрий Коваленко , заведующ ая клубом Галина Геф т . Такими, как Алек сандра Ефимовна , р е шили стать Люда Ф ед о то в а и Надя Синкина, которые сейчас учатся в педагогическом училище . Начиная с первого класса , А . Е . Зубкова готовит своих воспитанников к участию в о б щественно - полезном тр уде . Она проводит с детьми б е се ды о тр уд е , рассказывает о работах , которые выполняются в совхозе . Объясняет своим ученикам , какой в клад вносят их родители в большое , нуж ное для страны дело . У детей появляется гордо сть за своих родителей , за свой совхоз , за нашу любимую Родину. Постепенно они и сами приучаю тся к со знательному и активному участию в тр уд е , у них появляется желание тож е стать примерными тр уж еника ми сельско го хозяйства . Первыми своими помощниками А лек сандра Ефимовна считает родителей , большинство из которых — бывшие ее ученики . Если нужно , она зовет их на помощь и сама частый гость в сем ьях своих у ч е ников. Во время домашних бе с е д она тактично подсказывает родителям , советуе т , как поступать в том или ином с л у чае, поможет в тр удн ую минуту . Александра Ефимовна свои уроки проводит живо, интересно . Несмотря на большой опыт , к каждом у уроку го то вится тщательно , обдумывает каждый его этап. Учебный м атериал старается излагать так , чтобы он увлекал каждо го ученика , заставлял его активно работать . Она ум ее т во збуж дать у де тей интерес к кажд ом у ур о к у , воспитывать активное внимание, помогает само стоятельном у усвоению знаний, прививает умение и навыки. Больш ую работу проводит А лек сан д ра Ефимовна как р у ководитель ме тодичес к о г о объединени я учителей начальных классов . Опы т ее работы тщ ательно изучают и применяю т на практике Л . С . Рябова, Т. В. Овчинникова. Многое пе ренимаю т из ее опыта и молоды е учителя-предметники Л . А . Патрушева , С . Г. Бартенева, Л . А . Рудакова и дру гие . За многолетний , кропотливый тр уд А лек сан дра Ефимов на мно го р а з награждалась Почетными грамот а м и. В минувшем учебном году ей была вручена Почетная гр а мота Министерства просвещения Р С Ф С Р . Перво го сен тября нынешнего года А лек сандра Ефимовна уж е не войдет в просторный светлый класс и не скаже т свое привычное : « Здравствуй те , д е ти !» Накануне мы проводили А л е к са н д р у Ефимовн у на за служенный отдых . Но мы у в е рены , что она не порвет связи с родной школой , которой отдала много лет своей жизни. Н. ГАНОВА, директор Уч-Балтинской восьмилетней школы. НАШ З А В У Ч Антонина Сергеевна Чудай- кина работает в Дубровинской средней школе с 1956 года. Преподает химию, является заведующей учебной частью. На протяжении многих лет добивается высокой успеваемости среди учащихся. Уроки у нее проходят живо, увлекательно. На занятиях она всегда использует наглядные пособия, раздаточный материал. Тетради учащихся ведутся аккуратно. На специально - организованных выставках по школе они занимают первое место. Наряду со школьными обязанностями Антонина Сергеевна выполняет большую общественную работу на селе. Несколько лет подряд избиралась депутатом Дубровинского сельского Совета депутатов трудящихся , членом его исполкома. В настоящее время является членом комиссии по борьбе с алкоголизмом. А . С . Чудайкина пользуется большим авторитетом среди учащихся , родителей товарищей по работе. М. ЮШИНА, учительница Дубровинской средней школы. Директор Новомошковской школы А. К . Новицкая (на снимке) пользуется большим уважением среди учителей за знание своего дела, за умение руководить коллективом. «С ней легко и плодотворно работается» , — говорят учителя. Фото П. БЕЛОВА. З А БО ТЫ П Е Р ВОКЛАССНИ К А — З А БО ТЫ О НЕМ Однако в Мошковской , Боль—- ш евистской , Станционно - Оя- шинской школах тр удово е воспитание, профориентация поставлены слабо . Некоторые р у ководители хозяйств с недовер н ем о тносятся к организации ученических производственных бри гад и не оказывают им необходимо го содействия . Имею тся определенные уп у щения и в воспитательной рабо те . Недостаточно использую тся в этих целях помещения самих школ , особенно р аботающих в одну смену , учебные кабинеты .спортивные залы и площадки , технические ср е д с т ва. Кое-где еще слабо привлекаю тся к этой работе ком сомольские и пионерские ор ганизации. Подобные недо статки в новом учебном году необходимо устранить . Труд учителя нелегкий , слож ный и самый благородный . И тот , кто избрал себе п р оф е с сию педагога по призванию , б уд е т верен ей всегда . П. ГОРЬКОВСКИЙ, заведующий районным отделом народного образования. «В ш коле учи ться интересно и весело , ты б удеш ь получать одни «пятерки» , — обещают некоторые родители б уд ущ е му первокласснику . Но вот наступили б удни ... Знакомая картина . Малыш , увлекшись игрой, вдруг слыши т : «Забудь об играх! Ты уж е не маленький! - Садись за уроки !» Нет лучш его способа , чем вот так отвратить ребенка от уч е ния. Конечно , принуждением , нотацией малыша можно за ставить выполнять учебные обязанности , но его интерес к урокам в таком случае быстро у га сне т . В классе учителя нер ед ко прибегают к игровым элементам . Почему ж е не использовать их дома? Предло жить поиграть в ш колу , например? Первое задание — написать палочки. Э то не сложно , но очень важно : с его выполнения начинается воспитание чувства ответственности и дол га. Следи ть , как первоклассник д е л а е т уроки , конечно, надо, но делать это сл е д у е т так , чтобы не мешать его само сто ятельности . Плохую у с лу гу о ка зываю т те роди тели , которые сами рисую т за де тей , пишут за них, мастеря т поделки . А это , к сожалению , бывает еще сплошь и рядом . На первых порах возможны , неудачи — и палочки неровные получаются , и крючочки кривые . Но вспом ним , разве мы ср а зу овладели своим делом? Мож ет , стоит м а лы ш / рассказать об этом , объяснить , что и нам , в зро с лым , приходится много тр у ди ться , прежде чем научимся хорошо работать. Иные родители , гляд я на первые неудачи свое го р еб ен ка , волную тся , ра здр аж аю тся , кричат, д аж е находят обидные слова д ля своего малыша . А у того совсем руки опускаю тся . А не проще ли найти в т е т р адке то , что хоть чуть-чуть получается , похвалить ребенка за это . Смотришь , и дело пойд е т на лад . «Приохотить тр удн ее , чем приневолить» , — пр ед уп р еж д а е т народная м удро сть . И если мы намерены развить интерес у -детей к знаниям и желание учи ться , то с первых же дней сами должны научиться сочетать требовательность с тер пением , стро гость с доброже- пательностью . Учение — тр уд нелегкий. Полюбить его можно лишь то гд а , когда оно приносит радость . Не случайно выдающийся русский педагог К . Д . Ушинский советовал с первых ж е уроков учить д е тей любить свои обязанности , находить удовле творение в их выполнении. Э тот совет адресован и учи телям , и роди телям . Надо помнить — у семиле тних де тей выносливость к любой работе ещ е ограничена . Вот почему с первых дней обучения важно организовать их время , строго соблю дать режим дня , правильно сочетая тр у д и отдых. Исследования показали , что с е милетний ребенок способен сосредоточенно , не отвлекаясь, работать не более 35 минут. Вот почему во время приготовления уроков через полчаса надо устраивать 10— 15минутный перерыв . Не правы те р оди тели , которые застав ляю т первоклассника делать уроки ср а зу по возвращении из школы или после обеда . У становлено , что в это время — в 2— 3 часа д ня — во збудимо сть кле ток головного м о з га низкая , материал усваи вае тся с тр уд ом . А вот после веселы х игр и уроки споря тся . Поэтому-то д ом аш нее задание р еком ен д у е тся д ел а ть в одно и то ж е время — после о б е да и двухчасово го о тды ха . И ещ е одну новую и д ел и катную задачу предстои т р е шать с ем ье , в которой появился ' первоклассник — п о д д ер живать авторите т учителя и школы , воспитывать любовь к ней. А если возникне т н едоразумение? Чью сторон у должны принимать родители — своего ребенка или учителя? Б е з у с ловно правы те , кто нем е дл ен но пойдет в ш колу , попы тается спокойно во всем р а зо бр а ться и лишь вме'сте с учител ем примет р еш ение . С пер вых ж е дней надо найти с педаго гами тот общий язы к , который помож ет в воспитании де тей . Л. БЕРНАСКОНИ. ITACC). С О В Е Т РЫО Д И Т Е Л Я М
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2