мошковская новь — 28 июля 1977 г., № 91 (3809) ВЕТЕРАН ОСТАЕТСЯ В СТРОЮ Человек оставляет свой след на земле. Какой он будет — зависит от него самого. Более тридцати лет (проработал в ' колхозе «Ленинец» главный инженер Григорий Григорьевич Шац. — Оглянешься назад, — рассказывает он, — и видишь, какой большой путь прошло хозяйство за эти годы. Начинал я работать в теперешней Умревинюкой бригаде в 1945 году. Бы л в то время колхоз под названием «Муравей». Наверное по аналогии с муравьем - тружеником название * такое придумали. Маленький был колхоз ишко, а время тяжелое, «.послевоенное. Но, надо сказать, люди работали на совесть, каждый понимал, что война натворила, поднимать надо было хозяйство, ставить на ноги. Меня бригадиром полеводческой бригады назначили. Лошадей не хватало, техники, практически, никакой. Выпросили в Алексеевской МТС, в Ояше она была, два газогенераторных трактора, провели посевную. Теперь многие и не знают, что такое газогенераторный трактор. На древесных чу рочках чуть побольше спичечного коробка он работал. Кубики эти нагревались, газ из них выделялся, оя-то и поршень двигал, Силенки в тех тракторах было —смешно вспомнить. Теперешний К-700 — вот это машина! Григорий Григорьевич з а думывается, вспоминает: — Убирали урожай на прицепных комбайнах — «Коммунарах». Когда пагода хорошая, бывало, молотишь почти до утра, перед рассветом часок вздремнешь в свежей копне, а потом скова за дело. В 1959 году слили близлежащие колхозы (в один наш, теперешний, назвали его 4«Ленинец». Всего техники ‘наообиралось 17 .тракторов и 14 комбайнов, а меня назначили главным инженером. Вот с тех пор и нахожусь на этой должности. В (колхозе я встречался со многими людьми, хорошо знающими Tirana и у всех о нем одно мнение — знающий специалист, душевный, отзывчивый человек, много сделавший для хозяйства. Да, Григорий Григорьевич вместе со всеми поднимал колхоз. С каждым годом прибавлялось техники, машин. Прибавлялось и работы у инженера. Шац с ней отлично отравлялся. Колхоз первым в тогдашнем Волот- ниноком районе перешел на механизированную заготовку грубых кормов. Немалую роль в этом сыграла инициатива главного инженера. По его предложению переоборудовали для косьбы сена часть списанных зерновых комбайнов, сделали и и применили тракторные волокуши. Выгоды от такого метода' заготовки кормов были налицо. К ним приезжали за опытом, и инженер не таил секретов, щедро делился с гостями своими мыслями. Окрепло хозяйство.. Теперь колхоз имеет 49 тракторов, 18 зерновых комбайнов, 31 автомашину, 200 различных сельскохозяйственных орудий. Н а мощной технике ра- ботают колхозники. Многих из них обучил премудростям механизаторского дела Григорий Григорьевич. Иван Яковлевич Матвиенко, Владимир Иванович Бондарь, братья Геннадий и Анатолий Артамоновы и многие сегодняшние механизаторы колхоза, окончившие внутрихозяйственные курсы, с теплотой говорят о своем учителе. — С 1947 года знаю я Григория Григорьевича, —- оказал мне за(ве.дующий колхозным автогаражом Иван Ефимович Коновалов. — Что главное в его характере — так это нетерпимость к халтуре, бракоделам. Любит человек, чтобы добротно все было сделано, марочно. Такой он всегда. Слышалась в этих словах глубокое уважение одного рабочего человека к другому. Недавно Григорию Григорьевичу Шацу исполнилось 60 лет. Колхозники торж ественно проводили ветерана на пенсию. Но он не оставил своей хлопотной работы. Сейчас под его руководством завершается заготовка кормов и подготовка к жатве хлебов. Дом Шацев стоит на. высоком месте. Отсюда откры вается удивительный вид на красавицу Обь. Течет и течет река. Много воды унесло за те тридцать лет, что живет на ее берегах Григорий Григорьевич. В половодье омывает она все на своем пути — уносит песчаны е Ветрова, с корнем вы рывает деревья. Но бессильно ее половодье перед добрыми человеческими делами — они всегда остаются в памяти у людей. В. САКАДЫНСКИЙ. с. Ташара. КОГДА ЧЕЛОВЕКУ ЗА 60... Почти шесть десятилетий * Коммунистическая партия, Советское государство, профсоюзы, общественные организации последовательно и неустанно ведут активную, многогранную работу во имя человека, для блага человека. Советские люди на каждом шагу убеждаются в том, что забота о человеке — высший закон жизни нашего общества. Об этом ..убедительно свидетельствует и проект новой Конституции СССР. Однако и у нас есть случаи, когда из-за отсутствия чуткости, внимания к человеку рождаются обида, огорчение, боль. Особенно ярко это проявляется у некоторых пожилых людей, которые, закончив трудовую деятельность и уйдя на заслуженный отдых, отрываются от трудовых коллективов, их начинают одолевать одиночество, старческие болезни, и они невольно задумываются о завершающемся жизненном пути. Тут-то и «прибирают» их к своим рукам церковники и сектанты. Мне приходится довольно ч а с т о \ встречаться с людьми пенсионного возраста. И многие из них, с большим удовольствием и радостью рассказывая о своей многолетней производственной и общественной работе, обеспеченной и счастливой жизни родных и близких, о делах и помыслах тружеников своего предприятия, колхоза, совхоза, учреждения, нередко жалуются на * то, что после ухода на пенсию их забывают товарищи по работе, общественные организации: не привлекают к посильному труду, общественным делам, проявляют равнодушие к их жизни. В культурно - просветительных учреждениях, как правило, проводятся мероприятия, рассчитанные на молодежь и людей • среднего возраста. «А куда же нам податься? — сетовала одна колхозница из Ростовской области. — Священник и верующие из соседнего села советуют нам ходатайствовать об открытии у нас церкви, которая не действует с 30-х годов. Вот мы. и думаем: у внуков — школа, у взрослых -детей — Дом культуры, а нам бы храм открыть, что ли? Раньше-то мы и не думали о боге...» Современные богословы и духовенство учитывают огромные изменения в политической, экономической, социальной и культурной жизни советского народа. Если 20—30 лет назад пожилые люди были заняты домашним хозяйством, так как их дети и внуки проживали вместе с ними, то сейчас, как правило, престарелые живут отдельно. Одинокие пенсионеры питаются теперь чаще всёго в столовых, широко пользуются услугами коммунальных предприятий. Продолжительность жизни советских людей значительно возросла. После ухода на пенсию многие проводят активную жизнь .15—20 и более лет. Имея ежедневно 6—.12 и более часов свободного времени, каждый пенсионер, естественно, хочет проводить его в общении с людьми своего возраста, иола, образования, интересов. Духовенство, религиозные объединения стремятся использовать свободное время и авторитет пожилых людей в целях пропаганды религии, как ходатаев в различные органы власти по открытию давно не действующих церквей и монастырей. При этом лица духовного сана не стесняются запугивать слабых духом, неустойчивых людей страданиями и муками ада на «том свете». В населенных пунктах, где не уделяется должного внимания работе с людьми пожилого и пенсионного возраста, развивают противозаконную деятельность заштатные служители культа, попы-самозван- цы, чернички, церковные посредники, спекулирующие на религиозных и национальных чувствах людей. Они совершают религиозные обряды на дому (крестят детей, отпевают умерших и т. д.), собирают деньги на якобы бедствующий монастырь или храм, на заказные молитвы, стараются убедить старых людей в том, что без веры в бога не может быть подлинного счастья. При этом «радетели от религии» действуют по принципу: из собранных пожертво в а н и й рубль — церкви, три — себе. Подобные ,их «деяния» порождают ссорк и недоверие между родными и близкими, приводят порой даже к распаду семей. Проведение разносторонней организаторской и воспитательной работы с пенсионерами — актуальная задача советской общественности. В речи на XVI съезде профсоюзов СССР товарищ Л. И. Брежнев говорил: «Как скрасить старость престарелому? Как облегчить участь инвалида? Как залечить действительную или кажущуюся обиду? Жизнь на каждом шагу ставит подобные вопросы. И решить их можно, только неустанно совершенствуя высокое искусство бережного отношения к человеку. И кому, как не профсоюзам, находящимся в самой гуще жизни, активно участвовать в этом большом деле, от которого зависят судьбы, счастье каждого советского человека». Правильно поступают там, где систематически и продуманно1ведут индивидуальную, массово - политическую и культурно - просветительн у ю -работу среди населения пожилого возраста, находят для этого нужные, действенные формы. В Волоколамском районе Московской области, например, интересную работу с пенсионерами проводят краеведческий музей и его филиалы в селах Кашино, Нелидово, Ярополец, Осташево, Теряево. Сотням ветеранов партии, труда и Великой Отечественной войны здесь нашли дело по их силам и возможностям. Они— активные пропагандисты героического прошлого своего района, его достижений за годы Советской власти. Многие ветераны района совершили туристские поездки в Минск, Ленинград, Волгоград, Суздаль; часто группами посещают театры и музеи Москвы. Местные партийные и советские органы, профсоюзные организации отмечают знаменательные даты в жизни ветеранов - общественников, поощряют их .морально и материально. Колхозные пенсионеры села Чудиново Октябрьского района Челябинской области охотно посещают лекции и доклады в местном Доме культуры, участвуют в подготовке устных журналов, читательских конференций и тематических вечеров, праздников чествования трудовых династий и посвящения молодежи в хлеборобы. Постоянно чувствуя уважение к себе, искреннюю заинтересованность и доброжелательность со стороны культработников, хозяйственников, молодых односельчан, пожилые люди как бы «стряхивают» годы, вновь обретают уверенность в себе, чувствуют, что их жизненный опыт, знания нужны людям, делу. Общественные организации, учреждения культуры призвана широко использовать имеющийся опыт работы с пожилыми людьми, активно привлекать ветеранов труда и войны к посильной общественной, деятельности, всемерно поощрять' их и поддерживать, проявлять чуткость и внимание к их нуждам и запросам. Надо каждого из них занять полезным делом. Тогда никому и в го- лбву не придет думать об иллюзорном личном «спасении» в мифическом раю. Пусть все пожилые люди, будучи на пенсии, живут по-прежнему земными думами и заботами своих соотечественников, пусть их старость будет светлой и спокойной. Е. ВАРИЧЕВ, кандидат философских наук. я зыком ЦИФР ОБЕЗДОЛЕННАЯ СТАРОСТЬ США. Десятки миллиардов долларов, предназначенных для выплаты пенсий трудящимся, положили в свои карманы американские монополии. Как явствует из обследования, проведенного американским информационным агентством Ассошиэйтед Пресс, тОО крупнейших корпораций США недоплатили в пенсионные фонды для своих рабочих 38 млрд, долларов, и задолженность эта продолжает возрастать. ЯПОНИЯ. Как показывают данные опроса общественного мнения, проведенного газетой1 «Майнити», 80 процентов японцев старше 60 лет говорят, что должны работать, чтобы существовать. Ежегодно в стране остаются без работы «по возрасту» и фактически без средств к существованию 200—300 тысяч человек, обреченных тем самым на полунищенское существование. у понские домовладельцы, зная о финансовых проблемах пожилых людей, часто отказывают им в аренде жилья. ИТАЛИЯ. В Италии 10 миллионов пенсионеров, восемьдесят процентов из которых живут на грани полной нищеты. У большинства из них нет средств для лечения даже профессио- нальных болезней, которые они получили на производстве. (ТАСС). Горцу—142 года В Горном Лерике, самой высокой течке азербайджанских субтропиков, много лет не знали таких снегопадов и морозов, как ныне. Во многие селения можно попасть только на лошади или пешком. Но зима не в силах была остудить теплых чувств жителей села Тикябанд, поздравивших колхозного пенсионера, депутата сельского Совета Меджи- да Агаева с юбилеем. Хозяину дома, самому старому человеку в нашей стране, исполнилось 142 года. Появившаяся . недавно на свет праправнучка долгожителя, которой родители дали имя Садагат (в переводе с азербайдж а н с к о г о — верность), была тринадцатой новорожденной, пополнившей за истекший год список многочисленных потомков долгожителя. А у самого родоначальника большой семьи мало что изменилось. За год он ни разу не обратился згг помощью к врачам. В январе все же после настойчивых уговоров прошел вместе с другими долгожителями медицинское обследование. Результа т ы осмотра не оставили никаких сомнений в здоровье старца. Артериальному давлению — 140/80, пульсу, равному 75—80 ударам в минуту, можно только позавидовать. Меджид Агаев по-прежнему проявляет живой интерес к делам родного колхоза имени Азизбекова, членом которого состоит почти полвека, участвует в заседаниях сельского Совета. С большой заинтересованностью встретили недавно депутаты его предложение о расширении проезжей части дороги, соединяющей территории соседних сельсоветов. В Лерикском районе, снискавшем славу долголетием жителей, 68 стариков перешагнули вековой рубеж. Любопытно, что о четырех из них, в том числе о 117-летней Гюллю Абдуллаевой и 116-летнем Рашиде Ибадуллаеве, проживающих в отдаленных селах Спи- рагун и Монидигя, стало известно только недавно, в связи с обменом паспортов. Большинство местных долгожителей — женщины. 103-летняя Марал Новрузова, например, до сих пор искусно ткет ковры. Рост продолжительности жизни населения характерен и для других природно - климатических зон Азербайджана. (Корр. ТАСС). Лерик, Азербайджанская ССР.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2