Мошковская новь, 1977, № 064

ЛШШКОВСКАЯ НОВЬ 26 мая 1977 г., № 64 (3782) Г "" ' I:.- АГИТАТОРЫ ЗА РАБОТОЙ В ПОМОЩЬ УЧИТ ЕЛЮ МЕТОД ШАТАЛОВА- В НАШИ ШКОЛЫ Приближается день выборов в местные Советы депутатов трудящихся. Балти некий агитколлектив проделал значительную работу по подготовке к встрече этой знаменательной даты. В сельском Доме культуры оформлен агитпунк. На отдельном столе разложены газеты и брошюры, в том числе: «Положение о выборах в краевые, областные, окружные, районные и сельские Советы», «Конституция — основной закон РСФСР», Постановление ЦК КПСС «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции». Имеется здесь и тетрадь предложений избирателей. Оформлентакже и уголок избирателя. Здесь вывешены план работы агитколлектива, график дежурств агитаторов, список кандидатов в депутаты областного, районного и сельского Советов депутатов трудящихся. . В плане работы агитколлектива немало лекций и бесед. Некоторые из них уже проведены. Так, председатель исполкома Балтийского сельского Совета депутатов трудящихся А. Р. Воронов рассказал избирателям об образовании избирательных округов и избирательных комиссий по выборам в местные Советы депутатов трудящихся. Секретарь партбюро колхоза «Союз строителей» Р. И. Воронова выступила с лекциНа полевом стане первого отделения совхоза «Смоленский» заведующая агитколлективом, библио т е к а р ь М. И. Федоренко пров е л а беседу о ходе полевых работ. Затем состоялся концерт5 агитбригады, кото|рой руководит депутат Сокурского селького Совета депутатов трудящихся, заведую щ а я детским комбинатам Е. ■Н. Афанасьева. Отдельные но- л мера концерта были посвящены передовикам с е в а И, Л. Рагулину, А. Н. Федоткину, В. М, Шумакову, В. А. ей на тему «Ленинским курсом к коммунизму. В. И. Ленин — вождь Велиокй Октябрьской революции, создатель и руководитель перовго в мире социалистического государства». «Победа Октября — главное событие мира, открывшее эпоху переохда от капитализма к коммунизму» — такова тема лекции директора Балтийской восьмилетней школы А. Е. Пушкарева. С лекциями перде избирателями на различные темы выступят также учителя С.П. Теплых, Н. П. Машкова, Н. И. Вшивцева, завуч Балтийской восьмилетней школы А. Ф. Балабаева, главный экономист колхоза А. Ф. Русских. Еще в апреле на заседани партийного бюро агитаторы были закреплены по десяти- дворкам. На семинарРе. И. Воронова рассказала о правах и обязанностях агитаторов. После чего они вышли по своим десятидворкам. Агитаторы рассказывают биографии кандидатов в депутаты: областного Совета депутатов трудящихся—механика потрудоемким процессам в животноводстве П. У. Безбородова, Мошковского районного Совета депутатов трудящихся — колхозницы Н. А. Концевой, Балтийского сельского Совета депутатов трудящихся — ветерана колхоза, пенсионера И. Г. Рассказова, заведующего сортоучастком Н. И. Ши- пицына, доярок Т. Д. КуляеВ П О Л Е И Н А Ф Е Р М Ы Костюку, П. Е. Мельникову. Задушевно ,и задорно исполнила песни «Сла д к а ягода» и «Семеновна» воспитательница детского сада А. С. Смирнова. Вокальная группа выступала t песней о России, а «Марш трактористов» участники коллектива художественной самодеятельности пели вместе с механизаторами. На полевом стане был выпущен «Боевой листок». И Ю Н Я ДЕНЬ ВЫБОРОВ В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ вой и В. А. Санниковой, заведующей животноводческой фермой 0. Ф. Старковой и других. Большую помощь оказали агитаторы и в уточнении списков избирателей. Нередко агитаторов можно увидеть на животноводческой ферме, на полевом стре. В агитколлективе — люди различных профессий. Это — член КПСС, учительница начальных классов Н. И. Антонюк, кандидат в членыКПСС, электрогазосварщик Н. И. Мальцев, комсомолки: бухгалтер торгового предприятия Т. В. Теплых, библиотекарь Л. Шеина, художественный руководитель сельского Дома культуры Т. Г. Гимодрасла- мова, кандидат в членыКПСС, заведующая молочно - товарной фермойЕ. И. Иванушки- на и другие. Всех их объединяет чувство долга, ответственность за порученное дело. Т. ТЕПЛЫХ, учитель, заведую'щ и й Балтинсним агитпунктом. На снимке: агитатор Т. Г. Гимодрасламова в агитпункте проводит очередную беседу с избирателями. ФотоП. БЕЛОВА. На животноводческой ферме побывала учительница агитатор А. К. Иванова вместе со своими учениками. Анна Кузьминична провела беседу на тему «Советы — органы народной власти». Дети выступили с концертом. Лучшие номера программы посвящались также передовикам произведет в а — дояркам Н. М. Бетмено- вой, А. А. Черняевой, К. Д. Волковой и К. А. Петиной. Д. ГАЛУШКИН. Совхоз «Смоленский». Недавно учителя нашей страны узнали о некоторых подробностях методики преподавания донецкого учителя, научного сотрудника В. Ф. Шаталова. Более 80 процентов учеников, обучаемых по этому методу в десятках школ, страны, учатся без троек. Неуспевающих же вообще нег. Кто из нас, учителей, не хотел, бы добиться таких же результатов? Ведь кроме отсутствия отстающих, а следовательно и второгодников, это еще и 7—10 минут подготовки учащихся к сдвоенному уроку, вместо 40—60, как это делается у нас. Это и отсутствие конфликтов в семье на почве учебы, и ^улучшение -поведения Школьников. Словом, начинать работать по методу Шаталова стоит. И медлить с этим нельзя. Но с чего начинать? —такой вопрос возникает у (многих учителей. Хорошо, бы прочесть об этом кницу, но она еще пишется. Побывать бы на уроках Шаталова самому, но Донецк, где он работает, слишком далеко. И все-таки начинать можно. Во-первых, в нашей области методикой Шаталова пользуется уже несколько учителей, а во-вторых, об этом методе уже многим известно. Учителям, преподающим астрономию, нужно начинать с изучения и внедрения рекомендаций, опубликованных в четвертом номере журнала «Физика в школе» за 1975 год. Всем остальным — с разработки конспектов. В чем же заключается метод Шаталова? Известно, что зрительное восприятие быстрее и прочнее слухового. Кроме того, человеческая память работает по ассоциативному принципу. Вот эти особенности памяти и использовал в своей педагогической деятельности В. Ф. Шаталов. Вместо набора цитат и правил, как это делается у нас, он вместе с учениками пишет опорный конспект, связанный логикой, ассоциациями. Это — схема, плакат — подсказка. Он составляется на тему или часть темы. Он наглядней, легче запоминается. У каждого предмета свои особенности. Но в любом случае для такого конспекта характерны прямоугольники, овалы, круги, стрелки связей, оперные слова, цифры,. рисунки и схемы установок и .приборов. Немалую роль играет и цвет. Следующий этап — многократное проговаривание^ Даже среди отстающих нет таких учеников, которые хотя бы изредка не предприняли попыток для того, чтобы понять тему, разобраться. Но загляните в конец школьного учебника, где помещен предметный указатель. Там много терминов и их ученик должен хорошо знать. Однако паПО ЗАСЛУГАМ И ЧЕСТЬ В 11968 году начал работать линейным монтером Леонид Александрович Насонов. Отслужил в армии и вновь вернулся в Мошков- ский районный узел связи. В коллективе он пользуется заслуженным уважением за добросовестное отношение к своим обязанностям. На снимке: Л. А ; Насонов. Фото П. БЕЛОВА. мять имеет свои особенности. Если школьник услышал один раз какой-либо термин, то нет никакой гарантии в том, что он. его запомнил. А мы порой на одном уроке даем пять — десять различных терминов, а уроков в день бывает до шести. В. Ф. Шаталов все делает естественно и просто. Тему объясняет быстро и образно, увлекает .ребят, ведет их за собой — заставляет прочувствовать, пережить. Материал хордою запоминается. И отвлекаться ученику не нужно, авторучки положены, все слушают и понимают. У Шаталова, если кто-то (Из учеников что- то не понял, материал будет рассказан повторно, а то и в третий раз. Многократность протоваривания делает тему ясной, понятной, как бы рассмотренной с разных сторон,, с несколько равной терминологией и темпом. Цосле прослушивания школьники сос т в в л я ю т опорные конспекты в тетрадях. В таком конспекте уже не будет ошибок, неудачной планировки, потому что учащийся рисует его осмысленно, зная схему целиком, видя ее перед собой. Все это можно вводить в любое ' время учебного года. При проверке знаний учащихся методика В. Ф. Шаталова некоторым образом переплетается с уже опробованной зачетной системой. Пока не выучил, не имеешь оценки. Она ставится обязательно за тему, но только тогда, когда есть что оценивать. Один получает ее раньше, другой позже, в зависимости от .особенностей своей памяти, темперамента, старания. Сложнее обстоит дело с изменением количества часов на (изучение тем и разделов. Думается, что при наличии опыта работы разрешение на это можно получить. Методика В. Ф. Шаталова насчитывает около 200 приемов. Даже используя лишь некоторые из них, можно добиться лучших результатов в о б у ч е ни и школьников. В. АЛИКИН, учитель. с. Сокур. i j l l l l l l i l l l l i i i i i i i i i i l l i i i im i nm i a r i i imi i q iHHnr С Ч У В С Т В О М О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т И

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2