мошковскля новь 21 сентября 1976 г. № 114 (3676) % V •г~ КОМПЛЕКСНОЕ РЕШЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ Многосторонние и ответственные задачи поставил XXV съезд КПСС перед системой народного образования. Дальнейшее развитие и совершенствование всеобщего среднего образования, повышение уровня учебно- воспитательной работы, улучшение качества подготовки и переподготовки учителей — процесс непрерывный и комплексный, требующий постоянного внимания. Фундаментом, прочной основой среднего всеобуча является всеобуч восьмилетний. Вот почему повсеместное и неукоснительное выполнение Закона о всеобщем обязательном восьмилетием обучении было и остается первой заповедью всех педагогических коллективов. За последние годы в связи с осуществлением всеобщего среднего образования и переходом на новое содержание обучения проведена большая работа по рационализации школьной сети. В районе увеличилось число средних школ и еще более возрос их удельный вес, сократилось число восьмилетних и особенно начальных. .Но вызывает беспокойство тот факт, что из восьмилетних школ в 9 классы идут не все выпускники. Важно поэтому для каждого педагогического коллектива добиваться безусловного выполнения плана приема в 9 классы, настойчиво решать вопросы закрепления учащихся на селе. В нынешнем пятилетии расширится сеть дошкольных учреждений, школ и групп с продленным днем. Социальное и педагогическое значёние этих мер трудно перёоценить. Сейчас в районе более 20 дошкольных учреждений. Строится детский сад в колхозе «Союз строителей» на 70 мест, в Мошково — на 140 мест. Здесь же расширяется площадь существующего детского сада на 80 мест. В школах района работало 36 групп продленного дня. 215 учащихся проживали в девяти пришкольных интернатах. Но следует заметить, что некоторые школы (Со- курская, Октябрьская, Мот- ковская, Обская) сократили число учащихся в группах продленного дня. Не выполняется и план набора учащихся в пришкольные интернаты. Повышение качества учебно - воспитательного процесса, переход на кабинетную систему обучения ряда школ, укрепление их учебно - материальной базы привели к значительному сокращению числа второгодников. Это серьезное достижение педагогических коллективов многих школ. В 30 школах успеваемость составила более 99 процентов (по весенним результатам). В нашем районе немало педагогов — мастеров, овладевших новыми программа^ ми и методикой их реализации. Именно они, мастера педагогического труда, решают важную задачу, поставленную коммунистической партией, — совершенствование школьного образования в соответствии с уровнем современных требований. Это именно их заслуга в том, что значительно у учащихся повысилось качество знаний по русскому языку, литературе, математике (арифметике), геометрии, истории, географии, биологии, физике, химии и другим предметам. Жизнь требует дальнейшего повышения качества преподавания, знаний учащихся. Нужно еще сделать немало, чтобы окончательно изжить случаи второгодничества, добиться того, чтобы дети успевали ija 4, и 5. Особенно это относится к коллективам Ташаринской, Белоярской, Обской, Локтин- ской, Вороновской, Орской школ. Дифференцированный подход к ученикам, основанный на изучении их возможностей, устранении причин слабой успеваемости, — таков путь к повышению качества знаний. Педагогическое мастерство предполагает еще и воспитание у школьников сознательного отношения к тому или иному учебному предмету, виду деятельности. Это позволяет более полно раскрыть возможности ученика, успешнее развивать его способности и тем самым активно влиять на определение дальнейшего жизненного пути. Основа основ школы — урок. Педагогические коллективы работают над тем, чтобы каждый урок был действительно воспитывающим, глубоко партийным, направленным на всестороннее развитие личности. Школьника воспитывают не отдельные «воспитательные» моменты (урока), а процесс обучения в целом, его высокий научный уровень, мастерство, эмоциональность преподавателя, его *умение убеждать, влиять на класс личным примером. Много энергии отдают педагогические коллективы воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа. Это стало главным направлением в идейно-политической подг о т о в к е школьников. В школах созданы ленинские уголки и комнаты, краеведческие уголки, работают кружки и клубы «Кругозор», «Наш ленинский комсомол», «Глобус» и другие. Доброй традицией стали Ленинские чтения, семинары по ленинским произведениям, ленинские уроки и лектории, теоретические • конференции, смотры трех поколений, тематические ве ч е р а, пио н е р с к и е сборы, сле^ ты, встречи с ветеранами. Целеустремленно, с учетом современных задач, строят воспитание учащихся педагогические коллективы Смоленской, Ташаринской и других школ. Другим . не менее важным условием формиров а н и я марксистско - ленинс к о г о мировоззрения и коммунистической морали является активное участие школьников в различных видах общественно - полезной деятельности. Особенно возрастает в связи с этим роль трудового воспитания через ученические производственные бригады, лесничества, лагеря труда и отдыха, организованные в летний период. В районе действовало в летний период 11 ученических бригад, 7 лесничеств, один лагерь труда и отдыха. Ими было охвачено 800 учащихся. В постановке трудового воспитания, в работе по профориентации нашим школам необходима существенная помощь колхозов, совхозов, руководителей и специалистов хозяйства. Комплексный подход к делу воспитания школьников требует объединения усилий школы, семьи, всей общественности. В районе пристальное внимание уделяется вопросам подбора и правильной расстановки педагогических кадров, их учебе. Все эти годы действует научно - теоретический семинар, на занятиях которого рассматриваются актуальные вопросы теории и практики обучения и воспитания. Месячные курсы переподготовки при институте усовершенствования учителей прошли 380 человек. Значительную помощь учителя получают через районный методический кабинет. Для усиления методического руководства и помощи учителям восьмилетних и начальных школ с этого учебного года все средние школы утверждаются центрами методической работы в сво- .ем микрорайоне. Итак, основной задачей нового учебного года для каждого педколлектива, для каждого учителя и руководителя школы является закрепление достигнутого в осуществлении всеобщего среднего образования, преодоление отсева учащихся, обеспечение еще более глубокого и прочного усвоения знаний всеми школьниками. Работа над этой проблемой и вызывает необходимость комплексного решения целого ряда вопросов. П. ГОРЬКОВСКИЙ, заведующий районо. ВОСПИТЫВАТЬ В Д У Х Е КОММУНИСТИЧЕСКОМ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ БОГАТСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ В условиях осуществления всеобщего среднего образования, в соответствии с требованиями XXV съезда КПСС возросла ответственность учительских коллек- мивов за воспитание молодого поколения. В общем богатстве воспитательного воздействия — лекционная пропаганда, беседы агитаторов, диспуты, встречи с ветеранами войн и -груда, участие учителей в проведении литературных вечеров, устных журналов, концертов художественной самодеятельности. Эти и другие формы и методы мы стараемся использовать в полной мере. Члены общества «Знание» на всех производственных участках выступили с лекциями по материалам XXV съезда КПСС. В дни общенародных праздников силами коллектива школы были поставлены концерты. Особое внимание мы уделяем воспитанию молодежи, учащихся на боевых и трудовых традициях. В школе имеются альбомы с фотографиями участников Великой Отечественной войны, лучших производственников. Состоялись вечера встреч с участниками войны орденоносцами А. П. Дубровским, А. Ф. Шепелевым, В. П. Ивановым, с передовиками производства — М. А. Штоп- пель, Н. С. Канаевой, Л. А. Князевой и другими. С беседами к учащимся приходят главные специалисты совхоза «Мошковский». У нас традиционными стали проводы в Советскую Армию, митинги, посвященные дню Победы, праздники посвящения в хлеборобы, «За честь школы», «Праздник Урожая», вечера «А ну^ка, парни!», . «А ну-ка, девушки!». Целям трудового воспитания подчинена работа лагеря труда и отдыха. Учащиеся старших классов заготовили 30 тонн веточного корма, вырастили хороший урожай картофеля. По нравственному воспитанию проведены диспуты: «Современный человек. Что это значит?», «Что такое хороший вкус?», «В человеке все должно быть прекрасным», «Какой поступок можно назвать подвигом?»,«Знаешь ли ты свой характер?», «Моральный кодекс строителя коммунизма». В деле воспитания мы широко используем стенную печать. Газета «За учебу» выходит два раза в месяц, «Живая газета», рассказывающая об итогах дежурства за неделю, — по понедельникам, комитет комсомола. выпускает газету «Искатели». Большую роль в воспитании играет проводимая в совхозе и школе спортивная работа. Мы имеем одну совхозную хоккейную команду, две — школьные. Не раз наши хоккеисты, лыжники, волейболисты занимали первые и вторые места в соревновании спортсменов района, добивались права участия в областных состязаниях. В укреплении спортивной базы помогает дирекция и рабочий комитет совхоза. В этом году приобретено 25 пар лыж и другое спортивное оборудование. В борьбе с пережитками прошлого в сознании людей прочитаны такие лекции, как «Алкоголь и преступность», «Воспитание культуры поведения». За прошедшее полугодие прочитано 96 лекций, из них 25 на темы нравственности и морали. Проводимая учебная и воспитательная работа позволила добиться в школе успеваемости 99,1 процента, а в совхозе — укрепления дисциплины среди молодежи, повысить их трудовую и общественную активность. С каждым годом все больше молодежи остается работать в родном селе. Шоферами стали братья Анатолий и Николай Костины, А. Поветкин, С. Сорокин, С. Комаров, В. Гейдт, А. Шмаков, А. Рослов; электриками — М. Тарасов, В. Сеничев; на комбайнах сейчас убирают хлеб А. Матанцев, В. Эйх- ман, В. Овчинников, Б. Матанцев; заканчивает учебу на курсах шоферов Г. Ка- унников. А. НОВИЦКАЯ, директор Новомошков- ской средней школы, председатель первичной организации общества «Знание» совхоза «Мошковский». , ЗА ФАСАДОМ «СВОБОДНОГО МИРА» Щ Черный бизнес Его родина — Саудовская Аравия. Но он там живет лишь наездами, почти непрерывно курсируя по свету на собственном «Боинге» — роскошно обставленном самолете, или же на своей фешенебельной яхте «Халидиа». Среди его друзей и знакомых — монархи и принцы, президенты и главы правительств, министры и генералы, и уж конечно, все пушечные короли планеты. Никто не знает, сколько у него денег. Известно лишь, что только от американской компании «Локхид» за пять лет он получил 106 миллионов долларов «комиссионных». Правда, частью этой суммы он вынужден был поделиться кое с кем. А такие «комиссионные» этот человек получал не от одного «Локхида». Во всяком случае, когда однажды в Каинах он за ночь проиграл в казино несколько миллионов долларов, т о , . как говорится, да же не моргнул глазом. Так французский журналист Раймон Марино рисует Аднана Хашогги — известную на Западе фигуру, «без участия которого на Ближнем Востоке не продается ни одна партия оружия», и которого в этой торговле называют мировым посредником номер один. Вторым же номером, видимо, является японец Есио Кодаме, получивший от того же «Лок хида» 12,5 миллиона долларов «комиссионных», из которых полтора миллиона сумел в виде взятки всучить тогдашнему премьер-министру страны Танаке — «за содействие» в приобретении Японией локхи- довских самолетов. Приведенные примеры представляют интерес не только для ознакомления с нравами пушечных монополий в борьбе за рынки сбыта (эти нравы всегда были грязны), сколько с масштабами торговли оружием, когда монополии ассигнуют десятки миллионов только на взятки и «посреднические услуги». По данным западноевропейской печати, торговля оружием в странах капитала за последние два десятилетия увеличилась в шестьдесят раз — с 300 миллионов до 18 миллиардов долларов. Почти две трети поставок оружия на внешние рынки приходятся на США. Затем идут — Франция, Англия, ФРГ, Италия... Кто покупатели оружия? Прежде всего это, конечно, Израиль. Только за два последних года эта страна получила из США на 3 миллиарда долларов военной техники. Значительная ее часть получена бесплатно. В текущем году США наметили поставить Израилю еще на полтора миллиарда долларов оружия, в том числе на полмиллиарда — безвозмездно. В последние годы крупнейшими покупателями смертоносной техники стали нефтедобывающий страны Персидского залива, в частности, Саудовская Аравия, Иран, разбогатевшие на повышении цен на нефть. Экспорт оружия империалистами используется не только во имя сверхприбылей монополий, но и в военно-политических целях, чтобы попытаться поставить страны - импортеры оружия в зависимость от себя. И примета времени: против черного бизнеса и в США, и в Западной Европе все более активно выступают не только прогрессивные организации, но и многие буржуазные политические деятели и органы печати, сознающие, что этот «бизнес» несовместим с процессом разрядки. И. АРТЕМОВ, обозреватель ТАСС.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2