мош ковская НОВЬ : 16 сентября 1976 г. № 112 (3674)' КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ИВОСПИТАНИЯ-ЕДИНАЯ ЗАДАЧА По плану социально-экономического развития нашего района в десятой пятилетке будут построены Белоярская, Емельяновская, Станционно- Ояшинская, Обская, Широко- ярская, Кайлинская, Балтийская школы, детский комбинат в Мошково, детский сад в колхозе «Союз строителей». Значительно улучшатся условия для творческой работы педагогических коллективов и, в конечном итоге, повысятся качество и эффективность всего учебно - воспитательного процесса. школьный годовой план рабо- го единства идейно - полититы, определяющий основные направления деятельности всего коллектива. Большинство планов работы охватывают почти все разделы школьной жизни. Повысился уровень планирования воспитательной работы, намного лучше стали координироваться общешкольные планы с планами классных руководителей. Хорошо осуществляется планирование работы в Сокурской, Смоленской, Октябрьской средних школах. В районе трудится большой отряд учителей. Кроме своих основных обязанностей они ведут большую массово-политическую, воспитательную работу в производственных коллективах. Они наши лучшие пропагандисты, лекторы, политинформаторы и агитаторы. Многие руководители школ, педагоги избраны в парткомы, партбюро, депутатами сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся, возглавляют партийные и комсомольские организации," депутатские группы, агитколлективы. Так, организатор по внеклассной, внешкольной работе Ташаринской средней школы Т. И. Граждан- кина — секретарь парторганизации школы; заместитель секретаря парткома кблхоза «Ленинец». Большую пропагандистскую и общественную работу ведут директор Смоленской средней щколы Ю. Т. Храпов, секретарь парторганизации школы С. И. Якуб, старейшая учительница Сокурской железнодорожной средней школы Е. Е. Назарова и многие другие. Райком КПСС постоянно заботится о повышении идейно- теоретического уровня и квалификации учителей и руководителей школ. В 26 теоретических 'семинарах системы партийной учебы 450 преподавателей изучают произведения В. И. Ленина, актуальные проблемы теории и политики нашей партии в свете решений XXV съезда КПСС. Традиционными у нас стали методические семинары,' секционная работа, школьные и районные «Педагогические чтения»- и научные практические конференции. Улучшил а с ь внутришкольная методическая работа. Благодаря этому, более 320 учителей добились полной успеваемости учащихся. Педагогический совет — коллективный орган управления школой. Хорошо строится работа педсоветов в Ташаринской, Сокурской, Новомошков- ской средних, Умревинской, Мотковской, _Барлакской восьмилетних школах. Основным документом в школе является утверждаемый педагогическим советом общеСреди вопросов, связанных с формированием нового человека, наиглавнейшее значение, несомненно, имеет организация обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Будущее страны Советов станет таким, каким его сделают сегодняшние октябрята, пионеры, комсомольцы. Поэтому первейший долг учителя не только передать детям все лучшее, что создано усилиями старших поколений, но и помочь им быстрее и результативнее включиться в трудовой ритм жизни народа, встать в строй активных строителей коммунистического общества. Мы располага ем для этого самыми широкими, самыми благоприятными возможностями. Воспитываем школьников на великих идеалах марксизма-ленинизма, на прочном фундаменте всех бо гатств материальной и духовной культуры. ■' Одно из самых первостепенных и ответственных дел пе дагогических коллективов сейчас — пропаганда, углубленное изучение материалов XXV съезда КПСС. Каждый учитель должен раскрыть перед своими учениками величие предначертаний партии, размах и глубину нового пятилетнего плана, показать на ярких примерах заботу и внимание партии к молодому поколению, зажечь в своих воспитанниках горячее стремление активно и сознательно участвовать в выполнении грандиозных задач десятой пятилетки. XXV съезд КПСС подчеркнул необходимость комплексного подхода к вопросам воспитания — тесноческого, трудового и нравственного воспитания. Эта идея должна пронизывать весь учебно - воспитательный процесс. Каждый учебный предмет включает в себя богатейшие возможности решения вопросов воспитайия. Но ведущая роль в этом ответственном деле принадлежит преподавателям обществоведения, истории, основ государства и права, экономической географии. Учителя этих предметов на убедительных конкретных материалах должны показать учащимся, что под руководством Коммунистической партии в десятой пятилетке будет сделан новый крупный шаг в создании материально - технической базы коммунизма, в повышении уровня жизни народа. Материалы съезда необходимо тесно увязывать с содержанием учебных программ, с темой конкретного задания. Ленинские зачеты, пополнение ленинских комнат, школьных краеведческих музеев материалами, рассказывающими о свершениях девятой и перспективах десятой пятилеток, туристические путешествия и походы по родному краю, по дорогам революционной, боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны, передовиками производства, Героями Труда — все это позволит глубоко раскрыть перед школьниками размах всенародного созидания, расширить горизонты познания истории партии, жизни страны, всего советского народа. Огромную роль в идейнонравственном восп и т а н и и школьников играют комсомольские организации, пионерские дружины, отряды. В районе немало примеров, когда ребята самостоятельно решают многие вопросы жизни своих коллективов. Подобное можно наблюдать в Ташаринской, Смоленской, Дубровине к о й школах. Но в отдельных школах зачастую готовят и проводят мероприятия сами педагоги, ребята же остаются пассивными наблюдателями. За школьным порогом перед выпускниками всегда встает проблема приложения сил, выбора профессии. Обычно эта проблема рассматривается в одной плоскости: в какой вуз пойти. Такая задача чревата немалыми издержками. Ведь факты таковы, что ныне лишь 14—15 процентов юношей и девушек района поступают в вузы сразу же после окончания дневной средней школы. К тому же правомерен вопрос: а почему принято считать, что дороги в вуз лежат только через школу, а не через систему школа—производство? Разве тем, кто, действительно, стремится к получению высшего образования, работа в колхозе, совхозе мешает развивать знания, полученные в школе, найти свое настоящее призвание, обрести опыт? Напротив, это обеспечивает немалое преимущество. Ведь лучшее пополнение вузы получают именно за счет тех, кто после школы прошел хорошую трудовую закалку.. В этой связи всем нам необходимо продолжать усиленную работу по профориентации учащихся. В школе на стенде «Они учились в нашей школе» иногда видишь фотографии тех, кто окончил институт и работает где-то далеко от родного села. Но рядом не увидишь фамилии тех, кто хорошо работает в хозяйстве — трактористом, комбайнером, дояркой или свинаркой. Это неправильно. Мы обязаны широко показывать людей труда. Есть и другие формы, возможности получения молодежью среднего образования. Например, сельское профессиональное училище. В нашем районе оно одно, но в нем очень мало учится школьников, окончивших 8 классов. Важную роль в осуществлении всеобщего среднего" образования молодежи играют также вечерние и заочная школы. В прошедшем учебном году обучалось 760 молодых тружеников из 1100, не получивших в свое время среднего образования. Большинство руководителей предприятий, организаций, колхозов и совхозов создают необходимые условия Для учебы, помогают молодежи получить среднее образование. Исполкомы Мошковского поселкового Совета депутатов трудящихся, Сокурского, Ново- мошковского сельских Советов депутатов трудящихся регулярно интересуются учебой молодежи, производственников, контролируют выполнение законов о всеобуче, о льготах для учащихся. Помочь молодым рабочим получить среднее образование — долг н аше й школы, учителей, руководителей хозяйств и предприятий, всей общественности. А. РУДАС, секретарь райкома КПСС. СОВЕТЫ И ЖИЗНЬ ВЕРНАЯ ОПОРА В опорный пункт общественности при Барл&кеком сельском Совете депутатов трудящихся входят детская комната милиции, женсдает, сельский и товарищеские суды, депутатские группы, родительские, уличные и домовые комитеты. Каждая. из этих самодеятельных органи- . заций один раз в неделю вечером дежурит по установленному графику в опорном пункте и выполняет запланированную рабоут' по профилактике правонарушений. (Зсо'бую роль играет женсо- вет, который возглавляет воспитатель детского сада Галина Кузьминична Баева. В состав женского совета входят десять женщин - активисток. Из них созданы три группы. Онипоочередно по средма дежурят в опорном пункте. А разв месяц группы собираются вместе. Деятельность совета многогранна: это посещение семей, беседы с молодежью, помощь Дому культуры в проведении, ■вечеров отдыха, проверка труда женщин-доярок, организация конкурсов среди населения по благоустройству села, дво1 ров. Успешно выполняет женсовет и другие важные мероприятия.' Длярешения тех или иных вопросов женсовет вносит свои предложения на рассмотрение совета опорного пункта и исполкома сельского Совета депутатов трудящихся. Работоспособность женсове- та во многом зависит от инициативности и энергии Г. Е. Баевой. Активно помогают ей Л. Д. Осокина, Е. В. Манилова и Г. К. Егерт. За активную общественную работу по итогам 1975 года председатель жеисовета Г. К. Баева занесена в Книгу Почета Барлакского сельского Совета депутатов трудящихся. Н. ЛАДУНОВ, председатель исполкома Барлакского сельского Совета депутатов трудящихся. 1CРА . СИ В ОШ З Е М Л Е Когда подъезжаешь к Кайлам — центральной усадьбе совхоза «Восход» — дорога выбегает на крутояр, с которого открывается широкая панорама поймы. Внизу ленточкой вьется Иня, на берегу которой и стоит это старинное село. Левый крутой берег ,с белесыми выходами горных пород, занимает бор, на правом, пологом — широкими квадратами раскинулись поля. Главный агроном совхоза Алексей Николаевич Фигурен- ко остановил машину на самой высокой точке дороги. Мы вышли на прогретую солнцем обочину. — Красивые наши места. Что и говорить, умели предки поселки ставить так, что и рыба под боком и ягода. А там, видите, облачко пыли. Это наши комбайны. Сегодня за рекой последний день молотим. Закончим эту неудобицу и на главные массивы пойдем, всеми силами навалимся. Да, удивительны окрестности Кайлощ Отсюда, с крутояра были хорошо видны и ленточки береговых околков, тронутых багрянцем и желтизной осени, и село, утопающее в зелени тополей, и дальний лес, пестреющий яркими красками бабьего лета. А на берегу Ини, по полосатому от зерновых валков полю один за другим, развернутым строем шли комбайны. Над одним из них пыль осела. И тотчас же на поле возник новый, быстродвижу- щийся пыльный фонтан. Это автомашина спешила к остановившемуся агрегату. Через минуту, выгрузив очередной бункер зерна, комбайн пошел, а автомобиль направился к кромке поля, выскочил на ленточку полевой дороги и, набрав скорость, покатил к селу. — Сейчас главное •=- время не упустить. Погода-то — золото, — Фигуренко посмотрел на высокое, чистое небо. — Ни облачка. А вот надолго ли? Всех этот вопрос волнует. Вчера 8 тысяч центнеров зерна по совхозу намолотили, напряжение на технику, на людей огромное. Каждый работает с полной отдачей, понимает, если сегодня не сделаем; завтра может быть поздно. Как в бою. Ведь не даром жатву называют битвой за хлеб. Алексей Николаевич взглянул на часы. — Пора к комбайнам. Как там у них? В страду у агронома свободного времени нет. Особенно в таком крупном хозяйстве, как «Восход». Четыре отделения, 8800 гектаров зерновых, 42 комбайна, два мощных зернотока с современными сушильными хозяйствами КЗС-20. А он — командир, технолог зернового производства. Его присутствие везде обязательно, чтобы оценить обстановку, взвесить все за и против, принять единственно правильное решение. Вот и пылит почти круглосуточно «газик» агронома по бесчисленным полевым дорогам. Совхоз славится высокими урожаями. Почти четвертая часть всего производимого в районе зерна приходится на его долю. Вот и нынче земледельцы вырастили отличные хлеба. В то время, когда соседи получают по 11—12 центнеров зерна с гектара, средняя урожайность восходовских полей составляет 16 центнеров, а отдельные участки дают' по 25 —30 центнеров ,с гектара. В хозяйстве сложились добрые урудовые традиции. Одна из них — засыпка высококачественных семян, что, отчасти, и обеспечивает совхозу высокие урожаи. За последние годы не было такой осени, чтобы до ноября весь семенной фонд хозяйства не был доведен до 1—2 классов посевного стандарта. А завел такой порядок бывший главный агроном совхоза, ныне главный • агроном производственного управления сельского хозяйства райисполкома Владимир Никитович Абакумов. Более 10 лет проработал он в этом хозяйстве, за плодотворный труд награжден орденом Трудового Красного Знамени. И нынче восходовцы образцово готовят семена. Полностью засыпан овес, ячмень, больше половины — семян пшеницы. В совхозе интенсивно идет сорто- обновление. Весь урожай сравнительно недавно районированного сорта пшеницы Новоси- бирская-67, которая занимала 176^ гектаров, пойдет в семенной фонд. В будущем же году ее посевы увеличатся уже до 1000 гектаров. На совхозных полях -проходит испытание и такой перспективный сорт пшеницы, как Приобская. Нынче посевы ее заняли всего лишь 8 гектаров. Урожайность же получена не плохая — по 19 центнеров с гектара. Перевод зернового производства на более урожайные сорта —один из главных путей, по которому идут хлеборобы совхоза в борьбе за повышение отдачи каждого гектара. Но не 'только добрый семенной фонд служит восходовцам гарантией высоких урожаев. Культура земледелия также неотъемлемая черта работы совхозных хлеборобов. Вовремя поднятая зябь, химпропол- ка, зимние агромероприятия, полно и качественно проведенный комплекс весенних полевых работ — вот те главные точки опоры, на которых держится большой хлеб. Только нынешним летом в хозяйстве гербицидами обработали более 3 тысяч зерновых посевов. И как результат — хлеба чистые, высокие,- с тяжелым налитым колосом. * * * ? > Чтобы добраться к комбайнам, работающим за рекой, нам пришлось пересесть на грузовик. Теперь я понял, почему Алексей Николаевич назвал заречные поля неудобицей. Между ними и зернотоком лежала река, преодолеть которую можно лишь вброд. Только ЗИЛ с двумя ведущими мостами способен на это. Пойдут дожди, уровень воды в реке поднимется, тогда и этот единственный путь оборвется. Вот почему и спешат закончить работы на
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2