М0ШК01СКАЯ НОВЬ 9 сентября 1976 г. .№109 (3671) Г О Т О В И Т Ь Д О С Т О Ш Ш Ж Ш С М В Ш У I _ - ; ■-------------------------------------------------------------------- -- «КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ П0- I СТСЯННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО СЕРАСидНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. ЭТО ОСОБЕННО ВАЖНО СЕЙЧАС, В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕск;й революции». Л. И. БРЕЖНЕВ. Г ■" Каждый из нас прошел через школу и сохранил в памяти своей добрые воспоминания о ней, об учителях, которые от первого и до последнего школьного звонка шли рядом, готовили к встрече с большой жияныо. Незабываемы их материнская забота, неповторимая красота души, справедливость и молодость. Молодость, независимо от возраста. Анна Петровна Цветкова^ — преподаватель химии Сокур- ской средней школы. Отличник народного просвещения РСФСР. .Многие из ,ее выпускников так же, как и она, стали педагогами. В одном коллективе с нею трудятся ныне мастера педагогического труда Г. А. Украинцева, Н. Ф. Казанцева. В прошлом году после окончания педагогического института стала преподавать математику в Белоярской средней школе ее бывшая ученица Нина Павловна Машкова. А сколько учеников прошли через ее чуткие руки за 39 лет работы. Их труд на благо Родины — самая высокая оценка педагогической деятельности А. П. Цветковой. На вопрос: «Какими бы Вы хо тели видеть сегодняшних своих учеников в будущем?» — она ответила: «Жизнерадостными... С большим стремлением к знаниям... Добрыми.?.»- Не состарили Анну Петровну годы. «Очень энергичная, не боится применять на практике новинки методики и педагогики. И везде ищет себе дело. Стоит позавидовать, как она ведет урок», — так отозвались о ней коллеги. С Анной Петровной я познакомилась на августовской районной конференции учителей, которая проходила накануне нового учебного года. В Дом культуры «Нефтяник» прибыло немало ветеранов педагогического труда, трудовая биография которых схожа с биографией А. П. Цветковой. Своим богатым опытом старшие товарищи делятся с молодежью. А все вместе они на службе у детства и юности создают самую главную ценность на земле — человека которому строить завтрашний день. Поэтому так важно ежедневно и ежечасно совершенствовать свое мастерство, постоянно быть в творческом поиске. Этот вопрос: повышение эффективности учебно - воспй'- тателы-юго проце с с а — был главным в повестке дня конференции. Заранее прибыли на свой традиционный большой совет его участники. Нарядные, оживленные. Кругом обилие цветов. Заводятся новые знакомства. Встречаются старые друзья. Первые вопросы — о работе. И это естественно. Потому что работают учителя, как говорится, с живым материалом. Потому что от них зависит подготовка детей к жизни, будущее подростков. Это большая ответственность. И это счастье, как выразилась однажды в беседе учительница начальных классов Мошковской средней школы ветеран педагогического труда Мария Михайловна Максимочкина. Пчасов. Августовскую конференцию учителей открыл первый секретарь райкома КПСС А. С. Разгоняев. Новый учебный год ставит новые требования. Прежде всего, к обучению и воспитанию школьников. Поэтому так внимательно слушали учителя доклад секретаря РК КПСС А. Н. Рудаса о задачах педагогических коллективов школ района по повышению качества обучения и воспитания г свете . решений XXV съезда КПСС. Докладчик остановился на перспективах развития народного образования- в районе которые улучшат учебно - воспитательный процесс, создадут новые условия для творческой работы педагогов. Тов. Рудас особо отметил роль учителя на селе, его пропагандистскую и общественную деятельность, обратил внимание присутствующих на необходимость постоянного совершенствования своих знаний. В районе, сказал он, сложилась 'определенная система повышения квалификации педагогов, которая предусматривает и теоретическую, и методическую подготовку работников просвещения. Главными в этой работе являются изучение марксистско - ленинской теории, улучшение педагогического мастерства, практики внутришкольного руководства и контроля, опыта организации перехода школ на новое содержание обучения. Разговор об улучшении учебно - воспитательной работы в новом учебном году продолжил в своем докладе заведующий районо П. А. Горьковский. «Одной из важнейших проблем, — подчеркнул он, — остается дальнейшее повышение качества учебно - воспитательного процесса, ответственности педагогических коллективов за прочное освоение основ наук каждым учащимся». В школьную практику все активнее входят методы обучения, связанные с применением технических средств, рассчитанные на активизацию познавательной деятельности учащихся. За последние годы педагогические коллективы с помощью шефствующих организаций добились существенного укрепления учебно - материальной базы школ, в частности, оборудования кабинетов. Они постоянно пополняются дидактическим материалом, техническими средствами, которые помогают учащимся глубже по нять, прочнее усвоить изучаемый материал. Изменился характер вводного слова учителя, зму на помощь пришли кино и диафильмы, телепередачи, звукозаписи. И все-таки главное в процессе обучения и воспитания—мастерство самого учителя. Тов. Горьковский назвал имена лучших педагогов района, опьп работы которых заслуживает обобщения и изучения. В Бурлихинской начальной школе много лет работает Иван Алексеевич Кузнецов, в Коптевской начальной школе 35 лет — Дарья Михайловна По- дуременных. Это опытные учителя. Они выработали четкую и эффективную систему, обеспечившую единство обучения и воспитания. Почти 22 года отдала делу обучения и воспитания подрастающего поколения преподаватель истории Сокурской средней школы Зинаида Филипповна Митина. Она, формирует у учащихся стремление к активной трудовой й общественной деятельности. Воспитанием коммунистического отнош е н и я к труду можно назвать уроки обществоведения Ивана Федо- сеевича Плохих, директора Сокурской средней школы. Замечательный мастер педагогического труда—учительница русского языка и литературы Смоленской средней школы Екатерина Павловна Храпова. Ее ученики внимательно относятся к слову, умело пользуются изобразительными средствами языка в своей речи, имеют необходимые орфографические, пунктуационные и стилические навыки. Такие результаты достигаются глубоко продуманной, системой преподавания (целенаправленность выполнения каждого задания, постепенное их усложнение, особенно при выполнении творческих работ, опора на практические навыки, знания учеников, систематическое повторение и так далее). На -высоком методическом уровне обеспечивает преподавание по новым программам учительница математики. Галина Федоровна Овчинникова из Новомошковской средней школы. Умение создать на уроке проблемную ситуацию, вовлечь ребят в исследовательскую деятельность, пробудить к самостоятельной работе -—вот сильные стороны преподавания Галины Федоровны. Немало добрых слов можно сказать об учительнице немецкого языка Октябрьской средней школы Тамаре Михайловне Николаевой, биологе Таша- ринской средней школы Матрене Сергеевне Чепурновой, учительнице химии Станцион- но - Ояшинской средней школы Нине Григорьевне Зыковой. Все они награждены значком «Отличник народного просвещения РСФСР». * * * «Как будто так просто — открыть дверь и войти в комнату. Широкие окна, стол, парты, классная доска, кусок мела — предметы, знакомые с детства. Все очень просто, если бы не тридцать пар глаз. Ты увидишь их прежде всего. Какие они разные! Любопытные, недоверчивые, внимательные, изучающие. От них . не укроются самые потайные уголки твоей души. И будут самые долгие и самые трудные сорок пять минут урока», — так начала свое приветственное слово к молодым учителям организатор внеклассной работы Сокурской средней школы Е. С. Алексеева. Их 44, недавних выпускников педагогических На снимке: А. П. Цветкова, учительница Сокурской средней школы, отличник народного просвещения РСФСР. учебных заведений, которые первого сентября вошли в клас- :ы школ нашего района. Это преподаватель труда, черчения, рисования Верх-Балтин- ской восьмилетней школы Сергей Алексеевич Фролов, преподаватель физического воспитания Мошковской средней школы Татьяна Александровна Коржакова, учитель музыки, пения Сокурской средней школы Юрий Михайлович Семенов, молодые специалисты Красногорской, Шво- Порос- ской, -Белоярской и других школ. «Педагогическое искусство требует надежных знаний, большой души, неустанной ра боты над собой...» — эти слова из приветствия звучали как доброе напутствие всем им. В ответном слове директор Томиловской восьмил е т н е й школы Иван Иванович Янцен от имени всех молодых учителей заверил присутствующих: новое пополнение в учительскую семью постарается с честью выполнить наказ старших. * * * Запели горны. Под барабанную дробь поприветствовать своих учителей пришли пионеры. Стоя встречают их участники конференции. Просцениум заалел пионерскими знаменами, галстуками, и вот уже юные звонкие голоса славят труд Учителя... * * * Школа может гордиться своими выпускниками, — так начал свое выступление в прени ях по докладам директор Ел- тышевской восьмилетней школы А. Н. Андреев. В новом учебном году, сказал он, коллектив школы будет продолжать работу над повышением качества знаний учащихся. За трибуной директор Смоленской средней школы Ю. Т. Храпов: Каким станет будущее поколение, зависит от того, насколько тесным будет единство идейно - политического, трудового, нравственного воспитания. Поиск системы воспитательного воздействия составляет главную задачу педагогики. Юрий Тихонович поделил- :я опытом воспитательной работы смоленских учителей. • Коллектив школы несколько лет разрабатывает систему, которая прививает учащимся навыки культуры поведения. Сначала это были отдельною классные часы, посвященные беседам о нормах поведения. Затем родилась целая программа уроков культуры поведения- с 1 по 10 классы. Вся школьная работа, начиная от того, как войти в школу и до окончания занятий, подчинена вопросам формирования устойчивый навыков культуры поведения ученика, будь то дежурство, посвящение в юноши, дни. смотра, участие в произведет венной бригаде и многое другое, охватывающее и нравственное, и эстетическое, и физическое и и другие формы воспитания. Один за другим поднимаются на сцену участники конференции. Заместитель директора по учебно - воспитательной работе Сокурской средней школы Г. А. Родина, старшая пионервожатая Дубровинскбй ^средней шкоды Г. И. Требунская, секретарь РК ВЛКСМ Т. А. Батра- нина и другие вели деловой разговор, вносили предложения, высказывали замечания. Зинаида Тихоновна Хлыстова, преподаватель физики Большевистской средней школы, рассказала о профориентации школьников, о дружбе учащихся с производственными коллективами. Рабочие беседуют с ребятами, о любви к родной земле, к профессии хлебороба. Многим юношам и девушкам эти беседы помогли в выборе жизненного пути. 18 выпускников Большевистской средней школы после окончания сельхозинститута вернулись в родное село специалистами. В этом году многие поступили в сельскохозяйственный техникум.. Время ставит перед школой все более сложные задачи. Поэтому так важна разносторонняя помощь учителю, классному руководителю со стороны производственников, со стороны хозяйства. Эта мысль о единстве школы и производства также была основной в выступлении директора совхоза «Мошков- ский» Н. И. Поветкина. Совхоз заинтересован в подготовке кадров для села, ’ в профориентации школьников. Для трудового воспитания учащихся Новомошковской средней школы выделена необходимая техника, 20 гектаров земли. Назначены преподаватели^ из числа специалистов хозяйства. Теорию учащиеся изучают в школе, а практику проходят в мастерских и на животноводческих фермах. Летом ребята выращивали турнепс, куузику, картофель. Ежегодно в совхоз приходит пополнение из школы. 16 выпускников были посвящены в хлеборобы в этом году. В школе юношам и девушкам прививается любовь к родному селу. Это, — как отметил Н. И. Поветкин, —• заслуга учителей Владимира Иосифовича Плута- лова, Анны Кирилловны Новицкой, Аграфены Иосифовны Романычевой и многих других. Немало теплых, добрых слов, напутствий в тот день было адресовано учителям. Заместитель председателя облисполкома Ф. Ф. Глушков на убедительных примерах показал, как много еще предстоит поработать педагогическим коллективам по усовершенствованию учебно - воспитательной работы в новом учебном году. Районное совещание учите лей постановило — считать делом чести учительства выполнение задач, поставленных XXV съездом КПСС: развивать и совершенствовать всеобщее среднее образование на основе повышения качества учебно- воспитательной работы, укреплять единство обучения и коммунистического воспитания,' совершенствовать организацию, стиль и методы руководства школами, укреплять их учебно - материальную базу. Работать в учебном году так, чтобы не было ни одного плохого урока, ни одного плохого мероприятия с детьми. В вопросах трудового воспитания укреп- 'Л лять связь с колхозами, сов г хозами, промышленными. предприятиями для организации работы ученических учебно- производственных бригад, профессиональной • ориента ц и и учащихся с целью закрепления выпускников в сфере сельскохозяйственного производства. Добиться активного участия каждого учителя в общественной жизни коллектива, систе- матически выступать перед населением и в трудовых коллективах с лекциями, беседами, политинформациями. Л. ГОРЕЛИКОВА. Г
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2