4 мошковскля новь г ===г7 августа 1976 г,, № 95 К АВГУСТОВСКОМУ СОВЕЩАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ У Ч И Т Ь С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н О С Т И Все мы, учителя, ставим перед собой большой важности задачу: научить ребят ■самостоятельно мыслить. С этого начинается становление личности. На уроках биологии я использую самые различные формы работы для развития у школьников этого качества. Главное — задеть ребят за живое, вызвать к данному предмету живой интерес. И тут важно хорошо знать склонности детей, знать, чем они интересуются, что привлекает их внимание. Нам, биологам, можно сказать, на этот счет повезло. Дети всегда' с нескрываемым любопытством относятся к окружающей природе. Учителю остается только направить этот интерес, это любопытство в нужное русло осмысленного познания законов природы. Дети, в результате повседневного наблтдоени я, многое открывают для себя, знают многое по теме еще до ее прохождения. Это — база для дальнейшего из-уче-. ния. Я всегда выясняю, что известно ребятам, . путем наводящих вопросов, а лишь потом приступаю к изучению. Этот_метод я использую постоянно. Учащиеся с большой активностью рассказывают о своих наблюдениях, делятся мнениями и впечатлениями Д1>уг с другом. Большую помощь оказывают нам, биологам, телепередачи «В мире животных». Тут молнео многое почерпнуть для углубленного изучения того или иного вопроса. Дети эти передачи обычно смотрят ■с интересом, ждут их, а после просмотра задают деся т кя «почему». А ведь именно е вопросов и начинается самостоятельное мышление. Если они возникли, значит передача принесла свои положительные плоды, значит польза от нее немалая. При развитии самостоятельности учащихся не надо забывать об их возрастных особенностях. В младших классах больше внимания уделяю эмоциональному фактору. В старших-— самостоятельная мысль рождается в более сложных выводах, сопоставлениях, обобщениях. Учащиеся уже мыслят абстрактно. Параллельно с учетом возрастных особенностей п р и развитии самостоятельности учащихся принимаются к сведению индивидуальные способности. 15 одном классе практически нет равных по способностям учащихся. Один ученик с трудом овладевает учебным материалом, другой уже пользуется дополнительной литературой. Если учитель не знает хорошо кругозор своих питомцев, он не сможет успешно развивать самостоятельного их мышления. Способные ученики требуют большей нагрузки, иначе их развитие, их мысль может ири-тормозиться. Поэтому они готовят викторины, доклады, рефераты. Для каждого класса, конечно, соответствующие литература и тема. Учащиеся в своей творческой работе используют материалы из журнала «Юный натуралист», загадки, поговорки, народные приметы. В старших классах практикую такую форму работы, при которой 2 или 3 школьника готовят доклад на одну и ту же тему. Доклады вызывают у соклассников равную оценку. Возникает живая беседа. Каждый может высказаться, дополнить автора, указать на ошибки. Подобные рецензии 'учат ребят мыслить, давать объективную оценку ответам товарищей. Будущим студентам этот школьный опыт окажет неоценимую услугу. Навыки и умение, приобретенные в школе, станут прочной базой в будущей творческой работе каждого человека. В старших классах учащиеся знакомятся и с азбукой конспектирования отдельных первоисточников. Учатся выделять главное, сжато и кратко выражать мысли, делать выводы ш обобщения. Конечно, на первых порах конспекги- рованАе дается не всем, но в целом такая форма обучения активно развивает самостоятельность, прививает навыки работы с книгой. Для развития самостоятельности учащихся особое значение имеют проводимые ими опыты и эксперименты. 1К ним ребята готовятся заранее. Например, готовится опыт по приращиванию семян. Закладывается он за 10—12 дней до урока. В его ходе ребята ведут записи, наблюдения. Мысль работает с полным напряжением, природа дает объемный материал для размышления, сопоставле и ия, сравнений. Наступает урок. Идет демонстрация готового опыта, ребята делают выводы. Учителю остается только •вовремя поддержать, направить, уточнить мысль, не дать •затухнуть творческой инициативе школьника, в котором в такие минуты, возможно, рождается настоящий исследователь. Это дорогие минуты в работе педагрга, их надо беречь, лелеять. При изучении биологии практические работы занимают большое место. Это работа •и на пришкольном участке, и практикумы в течение учебного года, и летние задания. Ребята выращивают рассаду, изучают влияние на урожай отдельных культур минеральных и органических удобрений, собирают гербарий. Да разве перечислишь все виды практических работ, которыми занимаются учащиеся с 5 по 10 классы, изучая ботанику, анатомию или биологию? На каждом шагу теоретические знания переходят в практическую работу. II в этой связи теории с. практикой сила наших знаний. Учитель этот принцип обучения никогда не должен забывать. В нем заложен прочный фундамент формирования человека действия, человека, который завтра свои знания, приобретенные в школе, принесет на благо Родины. А ведь в этом и есть наша главная задача — готовить людей высоко- идейных, деятельных, нравственно здоровых. М. ЧЕПУРНОВА, учительница биологии Ташаринской средней школы. Ф Строится городок ВАСХНИЛа Под Новосибирском строится второй Академгородок, где разместится комплекс Сибирского отделения Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина. Уже переехали и начали работы Институты химизации, животноводства, кормов, специальное конструкторско-технологическое бюро. Все институты размещены в одном здании, длина которого окол0 километра. Сотрудники могут попасть в любую лабораторию или отдел не выходя на улицу. На - снимке: здание, где разместились институты ВАСХНИЛ. Фото А. Полякова (Фотохроника ТАСС). „ . .САМАЯ ВАЖНАЯ О Б Л А С Т Ь НАШЕЙ ЖИЗНИ ВЕТЕРАНЫ — ВОСПИТАТЕЛИ ПОДРОСТКОВ «Воспитание детей— самая важная область нашей жизни. Наши дети , должны вырасти прекрасными гражданами...»— писал А. С. Макаренко. К причинам и условиям, . порождающим правонарушения несовершеннолетних,- следует отнести неправильное, воспитание в семье, плохой пример, незанятость подростков. Свободное время их подчас ничем не заполняется, они предоставлены сами себе. Поэтому помощь в проведении летнего отдыха детей неоценима. Увлекательные походы, ночевки в ле-су, рыбалка, уха, сваренная на берегу ре- I НАШ АДРЕС: ВУЗ140, р. ж. Мошково, улица Советская. 15. Индекс 50903 ки, и рассказы ' у костра о ■войне, о труде — ничто так не сближает и не располагает ребят к взрослым. Все это приемлемо в наших условиях. Нужно только желание. *При Ояшивском опорном пункте работает -совет пенсяо- норов-учителей. Они проводят заседания совета, где заслушиваются родители, допустившие недостатки в воспитании своих детей. Особенно много работают В. К. Вто- рушина и Т. С. Боровских. На Ояшииском ремонтно- механическом заводе работает •внештатным инсие-кт о ром М. М. Шереметова. Несмотря па евой полсилой возраст, слабое здоровье, она ведет активную работу с трудновоспитуемыми, с родителями этих детей. С ее помощью была построена спортплощадка, организуются поездки, на рыбную ловлю, походы. Много хороших слов можно сказать об А. 1. Михневе, который является общественным воспитателем. Можно привести еще ряд добрых примеров. Но хочется, чтобы их было -больше. Ветераны войны и труда не должны быть в стороне от такого важного дела, как -воспитание .подростков. Л. ВАСИЛЬЕВА, инспектор детской комнаты милиции. ВНИМАНИЕ - ШКОЛЬНИКАМ Хочется обратить внимание ветеранов на воспитательную работу с детьми школьного возраста. По поручению детской комнаты милиции и мне приходится бывать в квартирах. трудновоспитуемых детей, беседовать с родителями. Убедился в том, что это дает большую пользу. Предлагаю ’ советам ветеранов установить хорошие отношения с родительскими комитетами школ, выявлять трудновоспитуемых и закреплять за ними шефов- из числа лучших акшв'истов-ветера- нов. А. МАХНЕВ, член районного совета ветеранов. СОВЕРШЕНСТВУЕМ ФОРМЫ РАБОТЫ Наш совет ветер а но в совхоза «Б а рл а к с к ий» работает более двух лет. Для улучшения руководства мы избрали его исполком. Па нем утвердили комиссии: организационную, ■по ' пропаганде маркснстско- «■ ленинской теории и политики КПСС, по музейной, пионерской и внеклассной работе с детьми. На отделениях совхоза создали группы совета ветеранов. Организационная комиссия помогает комит от у -ВЛКСМ развивать наставничеетво, шире развертывать социалистическое соревнование среди молодежи. Комиссия по пропаганде -оказывает помощь в организации комсомольского просвещения, содействует работе первичной организации общества «Знание». С. ТЕРЕЩЕНКО, председатель совета ветеранов совхоза «Барлак- ский». Редактор А. Т. ПОДДУБСКИЙ ТЕЛЕФОНЫ : редактора — 92-204, заместителя редактора, отдела шартийной жизни, ответственного секретаря — 92-216: ОТДЕЛОВ: сельского хозяйства и бухгалтерии — 92-298, инеем и массовой работы — 92-440, местного радиовещания—92-508 типографии — 92-302. Мошковекий филиал жолвграфобъединения «Кедр». Заказ 1270 Тираж 4351 Объем 1 печатный лист
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2