Мошковская новь, 1976, № 094

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 5 августа 1976 г., № 94 (3656)” I К А П О Л Я Х И Л У Г А Х С О В Х О З А « Б О Л Ь Ш Е В И К » ШОФЕР В. С. НОСОЛЕВИЧ L Утрам шоферы собираются вместе. Во вре м я получения путевых листов они обмениваются последними новостями: кто сколько вчера сделал, куда сегодня каждый, поведет свою машину, что интересного .произошло в селе. В 'красном уголке призыв: «О >бе спечим общ е с т в е н н о е животново д с т 1 Во в достатке кормами!» У «Молнии», вывешенной здесь же, один из водителей задержался. В ней говорилось, что на вывозке сенаншой массы отлично трудится шофер В. С. Носолевич.. Уже более десяти лет я знаком с этим шофером. На моих глазах шаг за шагом шел он по ступеням профессионального мастерства, на моих глазах стал первоклассным водителем, добрым работником, надежным человеком. . Для шоферов лето — страдная пора. Посевная кампания, заготовка кормов, уборка урожая. Дел — невпроворот. И только сильные духом в таком напряженном ритме изо дня в день работают с полной отдачей сил. Владимир Семенович Носолевич один из таких. 0:6 этом свидетельствуют и цифры. В прошлом году, например, он выполнил свыше 60 тысяч тонна-километров и был в числе передовых водителей совхоза п0 перевоо- ке грузов. Нынче за первое полугодие, несмотря на то, что его автомашина ГАЗ-53 долго стояла в ремонте, он сделал свыше 20 тысяч тонна-километров. А впереди самая напряженная работа— уборка урожая. Мне вспоминается первый день закладки сенажа. Хорошая, теплая выдалась погода. Комбайн с навешанной жаткой косил клевер, два «Кира» медленно катились по валкам скошенной травы, а Владимир Семенович вел сбоку машину и из «хобота» в кузов сплошным потоком сыпалась зеленая масса. Потом, отъехав с полным кузовом, он остановил машину, вышел из кабины. — Свеча плохо работает, ■надо посмотреть. Ветошью смахнул траву с капота и приподнял его. — Так и есть, вот она —- протянул он мокрую от масла свечу, показывая мне. — Есть старенькая в запасе, поставим. Наблюдая за ним, я не заметил суетливости, как часто бывает ' у неопытных шоферов. Уверенно и спокойно делал он свое шоферское дело. И вроде бы не спеша, а получалось споро. Владимир Семенович начал работать по перевозке ее,важной массы с первого часа. . Через пятидневку «Молния» с его именем появилась в красном уголке автогаража. А через две пятидневки снова «Молния». В ней говорилось, что он перевез зеленой массы 162 тонны, а в день доставляет по 20 тонн и более. Есть в Владимире Семеновиче чисто крестьянская «жилка». Она — в твердости, надежности, которые .видны, когда он выполняет какое-либо задание. А выполняет он их быстро, четко. В прошлом году зимой во время общесовхозного слета передовиков Владимир Семенович был награжден Почетной траматой. Ударник коммунистического труда, он успешно закончил "свою личную .пятилетку, а недавно рабочком хозяйства утвердил передового шофера наставником, прикрепив к нему молодого водителя. Сейчас идет заготовка кормов. И шофер Владимир Семенович Носолевич в первых рядах социалистического соревнования водителей совхоза. И можно не сомневаться, что во время уборочной кампании он также будет в числе передовиков. ДЛЯ .ВСЕХ ОДНА ОБЩАЯ З А Д А Ч А Идет мел к и й, н у д- ный дождь. А.ВТ0М аши- ,ны, г р у ж е, и ные скошенным клевером буксуют перед траншеей. Тяжелый трактор Т-4, уплотняя, утюжит измельченную травяную массу. Управляет им тракторист Михаил Аристов. Вот тягач, натужно ревя мотором, подминает под себя очередную порцию клевера. Михаил Омуськин и Виктор Шмаков помогают разгружать бортовые машины при помощи тросовых волокуш. Работы хватает. Семь автомашин одна за другой подъезжают к траншее. Каждая, прежде чем разгрузиться, становится на весы. Здесь командует Василий Иванович Секретарев. Ему по состоянию здоровья надо бы отдыхать. Но бывший фронтовик, инвалид войны, которому уже 65 лет, не остался в стороне от большого дела, пришел помочь в заготовке кормов для совхозного животноводства. Немало добросовестных работников и среди шоферов районного объединения «Сельхозтехника», которые •помогают закладывать сенаж. Хорошо трудится на перевозке зеленой массы Николай Яковлев. На автомашине ЗИЛ-130 за семь рабочих дней он доставил к траншеям 90 тонн сенажа. Более 60 тонн на счету Виктора Дерингера. При такой непогоде это неплохие показатели. Наперекор ненастью кор- мозаготовители четвертого отделения высокими темпами вели закладку сенажа. Здесь в траншеи уже заложено более 6 тысяч центнеров этого ценного корма. К О Г Д А Д Е ЛО С ПО Р И Т С Я Анатолий Тищенко отдыхал. Густая листва березы давала тень и прохладу в этот жаркий полдень. В его внешности своя особенность: худощавый, среднего роста, подвижный, молодой чело-, •век. На загорелом, .в крапинках веснушек лице сияли голубые, цвета яркого летнего .неба глаза. Неподалеку спокойно паслись коровы. После прошедших обильных дождей природа будто помолодела, удивляя несказанной красотой и сочностью зеленых красок, свежестью .воздуха. — Дожди-то как кстати! Ишь, как под,навило. Пойдет сейчас трава! — радовался пастух прошедшим дождям, идущей в рост траве, хорошей солнечной погоде. Заговорили о работе, о «секретах» пастушьего дела. — Какие там секреты!?— добродушно рассмеялся он. - Просто добросовестно отношусь к своей работе. Когда пасешь коров, то главное — не спешить , не подгонять скот. Корова она сама знает сколько съесть надо, когда отдохнуть, прилечь. Ну, а когда пить захочет, начнет беспокоиться, на месте не стоит. Тут пастуху внимательным ,нужн0 быть. Важно вовремя напоить скот. В жаркие дни через каждые 2—3 часа гоняю стадо к водопою. А водопои у нас хорошие, и самое главное — рукой до них подать. В-сильную жару загоняю стадо в перелесок: там прохладнее и спокойнее. Он умолк, вдруг встал, внимательно осмотрел стадо. Убедившись, что все нор- |.мально, успокоился, снова сел. — Нынче пасти удобнее, чем прошлым летом, —п ро- должал он прерванный разговор. — Тогда пастбище было у поселка Высокое. Водопой далеко был. Мучались да и только. Поэтому и надои были низкие — до десяти килограммов не дотягивали. А нынче около .-двенадцати килограммов молока от кор о в ы получают доярки. Вот что значит хороший водопой! — А вечером допоздна пасете? — поинтереоова л е я я. — А как же! В ночное время коровам спокойнее. После вечерней дойки пасу стадо до двенадцати ночи, до четырех утра коровы отдыхают, утром тоже пасу — до первой дойки. Разговор был спокойным. Анатолий, рассказывая -освоей работе, все больше оживлялся. Я узнал, что жена его тоже трудится в животноводстве дояркой. Общие для всех заботы сделали профессию животновода в семье Тищенко самой почетной. Узнал, что работа пастуха Анатолию никогда - не бывает в тягость. — Я люблю свою работу, — он говорил это уверенно и степенно, — люблю за то, что в ней можно проявить свою смекалку, сообразительность. Ведь от того, как ты сумеешь нагулять коров, зависят их надои. Он снова встал, посмотрел на коров и заторопился. — Извините, мне пора. Рабата... Ловко вскочил в*седло, тронул коня... -Гурт у Анатолия Тищенко большой — сто шестнадцать -коров. И трудится он с душой, с-о знанием дела. Подтверждением этому — высокие надои в его стаде. — Седьмой гурт коров — один из лучших в бригаде, — рассказала мне накануне этой встречи бригадир второй животноводческой бригады Валентина Борзых. — Доярки надаивают здесь в среднем по 11,6 килограммов молока на корову в сутки. А передовые — Л. Уха- нова, Г. Па-нто,шкина, Г. Кузина, 3. Бочкарева — получают еще более высокие надои. Пастух Анатолий Тищенко к своей работе относится очень и очень добросовестно. Подборку подготовил к печати наш сельский корреспондент Г. ПЕТРОВ. На втором отделении совхоза «Смоленский» отлично трудится на трамбовке зеленой массы механизатор первого класса Владимир Ефимович Семенов. Он не допускает простоев техники, выработку доводит до 130 и более процентов, а качество трамбовки у него всегда высокое. На снимке: (слева направо): В. Е. Семенов с раскладчиком зеленой массы Н. П. Савинских. ВНИМАНИЕ: ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ -ОДНИ ГРУЗОВИК— ВМЕСТО ПЯТИ УРОЖАЙ - ЗАБОТА ОБЩАЯ Земледельцам Казахстана урожай со многих массивов приходится транспортировать на приемные пункты за сто^^и более километров. В таких условиях четкая производительная работа транспортного конвейера: комбайн — ток—элеватор имеет первостепенное •значение для успеха уборочной страды. Природа в этих краях, как правило, отпускает для нее лишь считанные недели благоприятной погоды. Казахстанские ученые и практики нашли пути улучшения работы такого конвейера. Один из них, прошедший проверку в производственных условиях, — комбитрей л е р- ный метод- доставки зерна с полей. Он позволяет одному грузовому автомобилю выполнять работу, на которую обычно требуется ставить четыре- пять машин аналогичной марки. Б чем существо новшества? сотрудник Казахского научно- исследовательского и проектного института автотранспорта П. И. Яровой, — закрепляются двухосные прицепы, трактор «Беларусь» и автомобиль- тягач. Зерно из бункеров комбайнов загружается в автоприцепы, буксируемые трактором до ближайшего участка дороги. Там формируется автопоезд. Пока автомобиль-тягач доставляет хлеб на ток или приемный пункт, тракторист на «Беларусе» готовит очередной состав груженных зерном автоприцепов. Как сообщили в министерстве автомобильного транснор- ,та Казахской ССР, период .массовой уб-орки урожая ком- битрейлерный метод транспортировки зерна применят свыше восьмисот уборочно-транспортных бригад — в полтора раза больше1 прошлогоднего. В. ГАНЖА, корр. ТАСС. — За группой зерноуборочных комбайнов, — поясняет Алма-Ата. СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА „ П А С М 0 “ Л Ь Н А «Паомо» льна — одно из серьезнейших заболеваний этого растения. Оно поражает все виды льна — культурные и дикорастущие. Возбудитель заболевания поражает все наземные части льна с момента всходов до стадии коробочки,vpac- лространяяеь по растению снйзу вверх. Повреждение вначале обнаруживается на семядольных листочках, затем болезнь переходит ча настоящие листья, стебли, бутоны, коробочки. Первые признаки заболевания — появление пятен. Они быстро распространяются по семядольным листочкам, которые становятся коричневыми и подсыхают, покрываются большим количеством черных точек (пиннид) и опадают. В дальнейшем пятна появляются на настоя- ' щих листьях в разных местах. Поражение стеб .-, ля о б ы ч н о н а ч и н а ­ ется в нижней части. В начале поражения растения болезнью незначительны: пораженные участки удлинен,вой фоомы и не окружают стебель целиком. Позже пораженные участки увеличиваются, опоясывают стебель. В этой стадии пораженные участки чередуются с зелеными полосками здоровой ткани, придавая пестрый вид стеблям и веточкам. Эта пестрота стебля характерна для внешних признаков заражения «Паомо». По мере развития заболевания на зараженных участках в большом количестве появляются пикниды. Затем весь стебель приобретает коричневую окраску от слившихся пятен , становится коричнево - серым и покрывается массой пикн-ид. Больные молодые коробочки не развиваются. Пораженные, еще не созревшие, но , вполне развитые коробочки дают нормальные семена, но в отдельных случаях при сильном развитии заболевания могут поражаться и -семена. Передается заболевание семенами, через почву, споры гриба разносятся ветром, насекомыми, дождем. В целях выявления «Пасмо» нужно проводить обследования посевов льна. Они проводятся силами, хозяйств. Растения с подозрительными признаками на зараженность «Пасмо» выдергиваются, просушиваются на воздухе и вместе с прилагаемыми этикетками отправляются на исследование. А. ГОЛУБЬ, агроном - фитопатолог.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2