МОШКОВСКАЯ н о в ь 18 ноября 1975 г., №139 (3545) I ВСЕСОЮЗНЫЙ СТАРОСТА К 1 0 0 - л е т ию со дня рождения М. И. Калинина К нему стучались в двери днем и ночью, И был для всех о<н как живой родник — Тверской крестьянин, питерский рабочий И ленинской закалки большевик. Исаковский М. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1968, с; 146. Михаил Иванович Калинин (1875 — 1946) — выд а ю- ■цийся деятель Коммунистической партии и Советского государства, верный ученик н соратник В. И. Ленина. В 1898 году молодым рабочим Путиловского завода он вступает на путь революционной борьбы. «На заводе я впервые учился классовой революционной борьбе, впервые познакомился с марксизмом», говорил об этом времени М. И. Калинин. Вместе с В. И. Лениным он стоял у истоков создания Коммунистической партии. Агент и корреспондент ле нинекой «Искры», участник первой русской революции 1905 — 1907 годов, член Петербургского Совета рабочих депутатов в 1905 году, член Петербургского комитета РСДРП с 1906 года, кандидат в члены ЦК партии с 1912 года — таковы этапы революционной деятельности М. И. Калинина. М. И. Калинин принимал активное участие в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции. После ее победы он — один из руководителей первого в мире государства трудящихся. По рекомендации В. И. Ленина в марте 1919 года М. И. Калинин был избран Председателем ВЦИКа. В 1938 году первая сессия Верховного Совета СССР первого созыва избрала М. И. Калинина Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Все свои силы, талант и энергию он отдал строительству социализма в нашей стране. Наряду с огромной государственной деятельностью, М. И. Калинин постоянно вел большую партийную работу, являясь с марта 1919 года членом ЦК партии, с 1924 года — кандидатом в члены Политбюро, а с января 1926 года — членом Политбюро ЦК КПСС. Выходец из трудового народа, М. И. Калинин всю свою деятельность посвятил укреплению связей Комму-’ нистической партии с народом. «Всесоюзный староста» — так любовно называли М. И. Калинина трудящиеся. В дни Великой Отечественной войны его патриотические выступления вселяли в нашу армию и народ уверенность в победе над врагом. Речи, статьи, беседы М. И. Калинина актуальны н сегодня. Они ярко и образно пропагандируют великое ленинское учение, формируют у трудящихся марксистски ленинское мировоззрение, нормы •коммунистической морали. Д ОМ - МУ З Е Й 41а снимках: Дом-музей Л1. И. Калинина ^а селе Верхняя _1фонца (Калининская область); справа — летняя комната на чердаке Дома-музея. Фото А. Овчинникова. (Фотохроника ТАСС). ♦ КНИГИ в ж и з н и м. и. КАЛИНИНА ♦ Жизненный путь М. И. Калинина, выдающегося деятеля- Коммунистической партии и Советского государства, — это путь от крестьянского сына, «мальчика на побегушках» в доме помещика .до главы высшего органа власти нашей Родины. Это путь борьбы и большого повседневного труда на благо всего народа. Постоянным другом и соратником М. И. Калинина на этом -пути, верным спутникам на протяжении всей его жизни была книга. Всегда, при любых обстоятельствах, он уделял чтению много времени. Интерес к книгам проявился еще в раннем детстве. Большую роль в этом сыграл отец, человек, много повидавший в жизни. Умение отца читать вызывало у Миши почтительное к нему уважение. В книге писательницы М. Прилежаевой «С берегов Медведицы» (повесть о детстве и юности М. И. Калинина) рассказывается, как отец Миши читал деревенским ребятишкам книгу — «тоненькую, чудесную книжечку в желтой бумажной обертке». Долго после этого сидели ребята тесным кружком и обсуждали прочитанное. Миша еще тогда читать не умел, с большим трудом сложил заглавир; «Кавказский пленник». Страницы повести М. Прилежаевой рассказывают нам о большой любознательности Калинина - мальчика, о его тяге к знаниям, к книге. «...Все вытерплю. Только бы научиться книжки читать...» По-настоящему Миша подружился .с книгой, когда был- учащимся земского начального училища. Это 4-летнее училище он окончил за 2 года. За 2 года оказалась прочитанной .вся школьная библиотека. а было в ней около 200 книг. Кроме этого, он брал книги еще у учительницы Анны Алексеевны Бобровой. Миша кончил училище первым учеником и получил похвальный лист. Очень хотелось ему учиться дальше, но надо было думать о заработке. Выход из положения нашелся. Взял его с собой в Петербург для домашних услуг помещик. Старшие сыновья помещика учились в лицее и кадетском корпусе, младшие были гимназистами, жили дома. В обязанности Миши входило вовремя поднять их. подать завтрак. А когда они отправлялись в гимназию, Миша шел убирать их комнаты. И вот здесь-то он снова повстречался с книгой. Забывал все: неметенные полы, смятые постели барчуков, ковры, которые каждое утро надо было трясти на дворе. Читал стоя, пока чей-нибудь окрик не возвращал -его к действительности. Перечитал он почти полностью произведения великих русских писателей-клас- сиков, книгу Врема «Жизнь животных», книги по истории, нелегальные издания Герцена. Каждый день читал газету «Новое время», не пропустив ни одного номера. И позднее, работая учеником токаря на заводе «Старый арсенал», на свой низкий заработок умудрялся обязательно покупать’ газету. Восемнадцатилетним поступил он на завод, где познакомился с тяжелой долей рабочих, изнурительно, длинным рабочим днем, плохими квартирными условиями, очень низким заработком. Часто юноша задумывался, почему те, кто создает все ценности мира, угнетены и живут в нищете, а земля и заводы в руках у помещиков и капиталистов, не работающих, а живущих в роскоши? Как изменить этот несправедливый порядок? Понять это, найти ответы на все важные вопросы помогли ему революционеры и книги. Михаил Иванович рано стал революционером-марк- систом. Рано узнал тюрьмы, ссылки, преследования. Царские охранники следили за каждым его шагом. Но ничего не смогло сломить его воли, его дух борца за народное дело. Даже в тюрьмах М. И. Калинин не терял времени дря: готовился к борьбе, учился и много читал. Он хорошо знал русскую художественную литературу, иностранную и критическую. О его отношении к литературе и искусству рассказывают в своих воспоминаниях многие партийные и государственные деятели, писатели и художники, рабочие и колхозники. Была у М. II. Калинина своя личная библиотека. По его завещанию она передана в дар землякам, трудящимся Калининской области. В ней 1779 томов. Эго книги по всем отраслям знаний. Находятся они в настоящее время в областной библиотеке им. Горького в городе Калинине. Среди них видное место занимают сочинения Маркса, Энгельса, Ленина, тематические сборники их произведений. Богата личная библиотека М. И. Калинина критической литературой: в ней полные собрания сочинений Чернышевского, Гер- цена, Добролюбова. Особый интерес вызывают книги по педагогике. В основном они посвящены вопросам коммунистического воспитания. На полях книг пометки М. И. Калинина. В настоящее время "книгами пользуются научные сотруд- \ ники, студенты калининских ^ вузов и другие читатели. М. И. Калинин сам является автором многих книг. Посвящены они самым разным вопросам: советскому строительству, коммунистическому воспитанию, искусству, -литературе и т. д. Есть среди трудов М. И. Калинина и книга для ребят. Называется- она «Будущее принадлежит вам». В ней помещены выступ л е . ння М. И. Калинина перед учащимися, статьи и письма, обращения к ребятам. В этих статьях, письмах ребята найдут ответы на вопросы о том, как надо жить, чтобы вырасти достойными строителями коммунистического общества. А. МУЗЫКО, заведующая абонементом детской библиотеки. р. п. Мошково. СОРЕВНОВАНИЕ ОВОЩЕВОДОВ ДОСТИГНУТОЕ-НЕ ПРЕДЕЛ На торжественном вечере мы чествовали многих перело- виков. Но больше всего лестных слов было оказано в адрес овощеводов защищенного грунта. В нелегких условиях капризного лета они вырастили в пленочном огороде до 10,6 килограмма огурцов с квадратного метра, а плантации лука -дали по 22 килограмма ранней зелени. Есть чем гордиться и картофелеводам. Они вырастили самый высокий ■урожай’ клубней среди звеньев специализированных совхозов, что позволило хозяйству перевыполнить задание пятилетки. Но достигнутое не предел. В каждой отрасли есть неисчерпаемые резервы. С первого же года новой пятилетки мы должны взять хороший ста,’ 1т в развитии всех производственных участков. Задача земледельцев — хорошо подготовиться к весне, по-настоя- щему^заправнть почву удобрениями. i Недавно создали отряд плодородия, оснастив его тракторами, автомобилями и погрузчиками. В первый день механизаторы вывезли 200 тонн навоза, а на следующий — в два раза больше. Раньше посевная начинается у- овощеводов. Им и больше внимания. Еще с осени к теплицам доставили 2400 тонн торфа, для ранних культур нарезали 120 тысяч квадратов из дернины. Торфоперегнойные горшочки повышают урожай рассадных культур. Но зимнее изготовление их связано с лишними затратами. Еще минувшей весной совхозные умельцы сделали поточную линию для формирования горшочков. Теперь все компоненты припасены. По предварительным данным тепличный участок нынче даст около 30 тысяч рублей чистой прибыли. На будущий год эту сумму овощеводы постараются удвоить. ф. ГРИШЕНКОВ, директор Морского совхоза. Новосибирский район. ВЫСОКИЙ УРОЖЙА С 1966 года выращивает овощи в совхозе «Барлак- ский» Полина Михайловна Кондратович. Она — тепличница. Из года в год получает высокие урожаи огурцов ,на закрытом грунте. Вот и нынче с каждого квадратного метра Полина Михайловна собрала по 21 килограмму отборных огурцов, значительно превысив план. На снимке: П. М. Кондратович (в центре) с бригади- * ром овощеводства М. Н. Дит и дояркой Н. Д. Лосевой. Фото Е. СЫСОЕВА. Мошковский район, ч
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2