= 9 октября 1975 г. № 122 (3528) МОШКОВСКАЯ НОВЬ В конце августа секция преподавателей общественного труда проходила в Мошковской средней школе. В кабинете общественного труда гостей встречала Мария Алексеевна Шмакова. Первое, на что обратили все внимание — это богатый наглядный материал: разложенной на стеллажах, оформленный в стендах. На секции шел разговор о современных требованиях к урокам. Учителя слушали и обсуждали доклады, обменивались опытом работы. Предоставили слово и Марин Алексеевне, Она рассказывала^ о практических и лабораторных 'работах с учащимися, результаты которых как раз и были представлены на стендах, стеллажах, в альбомах. Все изделия были выполнены ученицами не просто старательно, а с большим вкусом и чувством меры. Альбом «Тка'ни» оформила Наташа Буслова, «Ткани по назначению» — Галя Смелик, альбомы, собравшие воедино результаты лабораторных работ учащихся назывались «Обработка рукавов», «Сочетание цвета» и «Фактуры», «Отделка платьев»... Все сделано красочно и эстетично. Образцы обработки швов, рукавов, * проймы, горловины, готовые миниатюрные изделия: платьица, фартучки, кофточки и множество других вещей — выполнены на уровне мастеров высокого класса. За всем этим чувствовалась направляющая рука учителя Вспомнился тот первый день, когда Она впервые переступила порог Мошковской средней школы. Появление нового преподавателя труда, особого интереса в коллективе не вызвало. Как-то уж само собой сложилось понятие, что уроки труда особых усилий ни для учителя, ни для ученика не требуют — ни тетрадей, ни дополнительных занятий. Да и успеваемость учащихся у трудовиков самая высокая. И в конце четверти не считалось зазорным попросить заменить урок труда или русским языком, или историей, или математикой... Все началось с учениц. Первыми заговорили об уроках общественного труда именно они, вклюбившись в учительницу, как говорят с первого взгляда. Девочки повально занялись вязанием (Мария Алексеевна вела соответствующий кружок), шитьем. Даже те, которые раньше «презирашш ЛЮБИМОЕ ДЕЛО ли» женские занятия, не остались равнодушными. Покорила ли новая учительница тактом, или умением расположить к себе, но она незаметно и быстро вошла в коллектив. По- иному стали смотреть и на ее уроки. Однажды в разговоре десятиклассницы признались: «Мы по-новому сейчас судим о красоте и красивом человеке. Одежда не только красит человека, она отражает и его внутренний мир»... Обычно в процессе практической работы девочки сами выбирают себе фасоны моделей по журналу мод, коллективно обсуждают выбор, и коллективное мнение оказывается более ценным и безошибочным. На уроках труда прослеживается связь с черчением, математикой, химией. При конструировании и моделировании девочки самостоятельно выполняют выкройки с расчетами размеров конструктивных линий по формулам, изготовляют эскизы и разрабатывают фасоны. В процессе работы с тканью они знакомятся со сцойствами волокнистых материалов, с обработкой тканей. На уроках материаловедения получают знания о различных натуральных волокнах растительного и животного происхождения, основных видах тканей, их свойствах, учатся классифицировать их по ткацкому рисунку. На одном из последних уроков труда при выполнении лабораторной работы «Цвет, фактура тканей» в альбомах десятиклассницы проявили свое творчество в подборе цвета, фактуры ткани, в выборе отделки. — До раскроя изделия, — рассказывает Мария Алексеевна, — провожу беседу о правильном использовании отделки к платью, подчеркиваю, что ее бессмысленное нагромождение может сделать платье уродливым и грубым. Большое внимание уделяю объяснению, что такое ансамбль в одежде. В 9—10 классах отдельные учебные темы дают, большие возможности для осуществления эстетического воспиТеШия. Этому способствует, например, практическая работа по теме «Цветовое сочетание в одежде» под назва-. нием «Цвет и форма одежды для различных фигур». Цель ее — научить читать журнальные рисунки и грамотно подбирать цвет и фасон платья для различных фигур — обычно достигается. Да и как же иначе. Я думаю, самое богатое воображение —< у пятнадцати - шестнадцатилетних... Беседуем мы с Марией Алексеевной у нее дома. Она говорит неторопливо, перебирает фотографии в альбоме, замечает: «За все 14 лет работы учителем труда мне везло на учениц. Хорошие, талантливые девочки. Вот эти, например, сейчас работают модельерами, jt вот эта — в ателье. В нашем ателье три моих выпускницы». Удивительные девочки... (Слово удивительный — часто встречается в ее речи). Как не любить девочек. Вот нынче закончила школу Люба Еремина. Удивительное чувство вкуса. Посмотрит на материал и мысленно уже видит его в готовом виде. Или Оля Дорогина, Люда Дорошки- на. У них большие способности, а воображение, скажу вам, богатое... Мария Алексеевна называет еще фамилии учениц и также тепло отзывается о них. У моей собеседницы счастливый дар — видеть в любом человеке, прежде всего, хорошее, доброе начало. Пожалуй, тот дар и помог ей, когда было очень трудно выстоять, не сломиться, сохранить душевную чистоту. Это было в годы войны. И трудности были не только в материальных недостатках, очень тяжело было встречаться с чужим горем, слишком слабыми и ничтожными казались тогда слова утешения. А потом беда пришла и к ней. Принесли похоронную... Когда выплаканы были, казалось, все слезы, неожиданная радость — весточка из госпиталя, написанная под диктовку чужой рукой — тяжело ранен, но жив! И снова слезы, слезы радости... Слова признательности Первого сентября 1972* года, для нас тогда еще первоклассников, прозвенел первый в нашей школьной жизни ЗВОНОК. Н этот день в класс вошла наша первая учительница Людмила Павловна Егорова. Мы помним:она вошлалегко, быстро и посмотрела на нас ласково, по-матерински нежно. С тех поропа стала пашен второймамой. Людмила Павловна учила нас читать, считать, писать. По очереди брала она наши Руки в свою,' и мы с ее помощью впервые выводили слова «мама», «мир», «Родина». И этом году ЛюдмилаПавловна должна была идти на пенсию, но вот начался новый учебный год, и снова онаежедневно встречает своих учеников, сердечным «Здравствуйте, ребята!» Ученики 4 класса Октябрьской средней школы совхоза «Мошков- ский». ’ * Р а б о ч е й лабораторно- только теперь м о л о д е ж и — с р е д н е е о б р а з о в а н и е * Еще в детстве она мечтала быть учительницей или доктором. А после выпускного сделала твердый выбор — педучилище: После его окончания 12 лет учила малышей. Преподавать обслуживающий труд ее заставил случай. Семья переехала в Татарск, и неожиданно для себя она оказалась б$з любимой работы. Чуть было не пошла работать в детский сад. Да пригласили в школу вести... уроки труда. Пришлось срочно перестраиваться и переучиваться. — Согласилась сгоряча, — Мария Алексеевна улыбается, — а потом прикинула, что же я могу. Правда, шить тогда уже умела. Еще раньше закончила курсы кройки и шитья. Но выкройки все были устаревшие. Может, помните моду, с плечиками? Пришлось их выбросить. Написала я в Ленинград и выслали мне оттуда методическое пособие и новые выкройки. С тех пор сколько веду уроки обслуживающего труда, столько приходится учиться. А с самого а- чала хотелось изменить предвзятое мнение об уроках труда. С 4 класса начинаю работать с привития детям эстетического вкуса. Для этого приходится интересоваться всеми видами искусства, законы которого основаны на понимании меры и гармонии. А самое главное — поощрить в девочках самостоятельность, поиск. И если я вижу, что работа выполнена удовлетворительно, а ученица горит желанием сделать ее лучше повторно — никогда не отказываю. На фабрике «Соревнование» и в ателье работают много выпускниц Марии Алексеевны. Они с благодарностью вспоминают своего преподавателя. Навыки, полученные на занятиях, пригодились. Большой эсте- тико - воспитательный эффект дали, в свое время, и экскурсии на фабрику (филиал), в ателье. Профессиональная ориентация также сыграла немаловажное значение. Не прошли впустую беседы, посвященные этой проблеме. Не только тем, кто выбрал себе профессию в сфере обслуживания пригодились знания, полученные у Марии Алексеевны. Многие запомнят на всю жизнь уроки красоты у преподавателя, который не мыслит жизни без школы, без встречи с пытливым юным поколением. Л. ГОРЕЛИКОВА. Успешное выполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» требует охвата всей сельской молодежи учебой, укрепления кадров и учебно - материальной базы вечерних и заочных школ. Это возможно лишь при тесном содружестве их с партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями, администрацией совхозов, колхозов, исполкомами сельских Советов. Некоторые учебно - консультационные * пункты нашего района имеют определенный опыт по вовлечению сельской работающей молодежи в заочную учебу. Они из года в год повышают качество учебно - воспитательного процесса. Так работают Октяб р ь с к и й (совхоза «Мошковсний»), Широко- ярский и ряд других учебно- консультационных пунктов. В течение ряда лет здесь определился контингент молодежи, подлежащей обучению в заочной школе, систематически ведется разъяснительная работа среди юношей и девушек о необходимости получения среднего образования. Желательно в ряде учебно - консультационных пункВЕЧЕРНЕЕ, ЗАОЧНОЕ тов* сделать новую форму обучения — сес с и о и и ы е занятия в период наименьшей занятости учащихся в сельскохозяйственном производстве. Это таНая форма обучения, которая позволит успешно сочетать работу с заочной учебой. Свидетельство тому — хорошая посещаемость и заметный рост успеваемости. Весь учебный процесс районной заочной школы состоит из следующих видов занятий: самостоятельной работы, заочйой консультации и учета знаний. Учителя - консультанты во время групповых консультаций ставят цель: оказать помощь учащимся в усвоении учебного материала и привить им навыки самостоятельной работы с книгой. На групповых консультациях учителя в определенной системе разъясняют лишь наиболее важные условия, вопросы программы, а также те разделы, которые труднее для усвоения. По физике, химии проводятся лабораторные работы, демонстрируются опыты. Разнообразятся методы проведения групповых консультаций. Это беседы, лекции. практические работы, опыты. Одной из эффективных форм помощи в самостоятельной работе для каждого заочника являются индивидуальные консультации. Если на групповых консультациях вопросы перед учащимися ставит учитель, то на индивидуальных консультациях их ставит заочник. Отвечая на них, учитель предлагает, ему встречные вопросы контрольного характера. Самостоятельная работа заочника сочетается с объяснением учителя. Основной формой проверки и учета знаний учащихся является устный зачет, в процессе которого учитель предлагает вопросы по содержанию программных тем. Вопросы ставятся так, чтобы проверить не только знания, но и умения и навыки, приобретенные учащимися... Такая индивидуально - тематическая проверка знаний имеет ряд достоинств: учитываются условия для полного выявления действительных знаний. Если ученики по каким- либо причинам не смогли в учебное время сдать зачет, рекомендуется принимать у него зачет индивидуально, в безурочное время. Н. ГНЕУШЕВ, директор районной заочной школы. Олова признательности Проживал я в поселке Октябрьском • Барлаюского сельского Савета. Но сейчас я далеко от дома. Служу в Советской Армии. И вот, находясь за сотни километров от дома, мне хочется через газету выразить слова признательности учителям Октябрьской средней школы, где я окончил 10 классов. Мнгоо их здесь хороших, очень отзывчивых и добрых к ребятам. И мне приятно, что среди них работает, моя мама— Николаева Тама ра Михайловна. Уже более 30 лет она из года в год приходит в школу и учит ребят старших классов. Преподает она немецкий язык. Ребята ее уважают. Многие из выпускников школы, теперь уже взрослые, приходят к ней, А кто живет Далеко, пишут письма, шлют открытки. А. НИКОЛАЕВ. Старый учитель Бадма Базар Намса- райн — пансионер. Но каждое рабочее утро спешит си к колхозному музею. Стоят на полках 250 епо папок с материалами о родном селе, об Агинском Бурятском национальном округе, о Бурятской автонолшой республике, о братской Монголии и многими друД О С Ь Е С Т А Р О Г О У Ч И Т Е Л Я ш . В этих папкак — 50 000 газетных вь»резак. Тридцать лет учитель собирал богатейший материал. Ежедневно заглядывают в колхозный 'M-увей школьники, учителя, пропагандисты и агитаторы. И каждый из них ■непременно найдет что-то новое для себя в досье Бадмы Базара. Кто бы сорок лет назад мог подумать, что дети скотоводов будут дарить своему первому учителю авторефераты кандидатских диссертаций? Но вот они в музее, работы его учеников. Гордость старого учителя — дети. Ходит по комнатам колхозного музея старый учитель и невольно вспоминает те дин, когда с далеких пастбищ съезжались к ному в школу дети скотоводов. От этих дум его отвлекает такой знакомый звонок из колхозной средней школы... л. ФАДЕЕ корр. ТАСС.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2