ОРГАН мошковского РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС и районного совета депутатов трудящихся новосибирской области Nt 122 (3528) ЧЕТВЕРГ , Газета выходит по вторникам, ЦЕНА Год издания 44-й 9 октября 1975 г. четвергам, субботам. f 2 КОП. ФИНИШ ОСЕННЕЙ СТРАДЫ ЗАВЕРШАЮЩЕМУ ГОДУ— УДАРНЫЕ ТЕМПЫ! ЗАВТРА В 11 ЧАСОВ ДНЯ В МОШКОВСКОй СРЕДНЕЙ ШКОДЕ ОТКРЫВАЮТСЯ СЛЕТ ПЕРЕДОВИКОВ И ВЫСТАВКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РАЙОНА. ЭТО СОБЫТИЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕСОЮЗНОМУ ДНЮ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. С какими же показателями, предварительными результатами и предстоящими задачами встречают труженики полей и ферм свой праздник, XXV съезд КПСС, XXIII районную отчетно- выборную партийную конференцию? Об этом шла речь на совещании в РК КПСС, в котором приняли участие руководители, секретари партийных организаций колхозов, совхозов, сельскохозяйственных органов района. На совещании выступил первый секретарь РК КПСС А. С. Разгоняев. Завершается сельскохозяйственный год, последний год девятой пятилетки. Наступила пора подведения итогов, глубокого анализа всей производственной деятельности коллективов. На проводимых отчетно - выборных партийных собраниях необходимо сосредоточить главное внимание именно на этих вопросах, на еще нерешенных проблемах. В-районе, в основном, успешно завершена уборка _ урожая. Затянули ее лишь в совхозах «Сокурский», «Большевик», «Смоленский». Причин особых не было. Только из-за неорганизованности произошла задержка жатвы. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, неплохой урожай зерновых получили земледельцы совхозов «Барлакский», «Восход», колхоза «Ленинец». Здесь с каждого гектара в среднем урожайность составила по 14,5 — 11,1 центнеров. В то же время в совхозе «Галинский» она намного ниже: всего по 7,3 центнера зерна с гектара. Всем известно, что прочная основа урожая закладывается с осени. Это — своевременная засыпка семян, доведение их до посевных стандартов, подготовка земли. Нынче есть все условия полностью выполнить планы по вспашке зяби. На 6 октября в районе было заготовлено ее более 39 тысяч гектаров, или 76 ,2 процента к плану. Организованно справились с поставленной задачей полеводы колхозов «Ленинец», «Союз строителей», где полностью завершен взмет зяби. Близки к выполнению плана в совхозе «Смоленский». Но низки темпы вспашки зяби в совхозах «Восход», «Большевик», «Белоярский». Здесь планы выполнены всего лишь наполовину. Сейчас каждый день приносит новые сообщения о трудовых делах, свершениях. Производственные коллективы рапортуют о своих достижениях в развернувшемся социалистическом соревновании в честь XXV съезда КПСС. В целом районом основной пятилетний план по сдаче зерна государству выполнен. Будет выполнен и по мясу. Несколько сложнее и напряженнее складывается выполнение плана по молоку. Хотя с заданиями двух последних лет хозяйства также справляются. Но по производству и реализации картофеля, овощей планы не выполняются. В этом году успешно выполнили первую заповедь перед государством хлеборобы совхозов «Восход», «Со- курский», «Галинский», которые значительно перекрыли планы - задания по отгрузке зерна в закрома Родины. Не менее сложные и ответственные задачи ^ решают животноводы района. Недавно сов^рз «Ояшинский» рапортовал о досрочном завершении пятилетнего и годового планов по сдаче мяса государству. Сверх плана труженики ферм хозяйства обязались продать 1000 центнеров этой продукции, а годовой план по молоку выполнить к 7 ноября —- празднику Великой Октябрьской социалистической революции. Успешно продвигаются к финишу по сдаче мяса государству животноводы совхозов «Зеркальный», «Мош- ковский», по молоку — совхозов «Большевик», «Галинский», колхоза «Союз строителей» и некоторых других хозяйств. СВЕДЕНИЯ О СДАЧЕ И ПРОДАЖЕ ГОСУДАРСТВУ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА НА 1 ОКТЯБРЯ 1975 Г. (в процентах к годовому плану с учетом задания по сверхплановой сдаче) Хозяйства молоко мясо «Большевик» 93,3 5&j5 «Союз строит.» 89,7 63,5 Ояшинский» 89 ,0 108,6 «Зеркальный» 87 ,2 90,5 «Галинский» 87 ,2 56 ,8 «Мошковский» 84,7 81 ,9 «Восход» 83 ,5 65 ,9 «Ленинец» 81 ,3 55,8 «Смоленский» 78 ,6 55,2 «Барлакский» 74 ,9 63 ,9 «Белоярский» 41 ,3 242 ,0 «Сокурский» — 56 ,4 Население 49 ,8 100,9 По району: 84 ,1 7 4 ,2 В соревнующихся с нами районах: Болотнинский 83 ,8 71 ,0 Новосибирский 83,1 80,0 Однако в животноводстве еще много нерешенных проблем. Только в совхозах «Мошковский», «Большевик» производят молока свыше 100 процентов к уровню прошлого года. А в совхозе «Галинский», колхозе «Ленинец» — 91 процент. Более чем на 100, 200 килограммов молока надоили меньше в сравнении»с соответствующим периодом прошлого года в совхозах «Зеркальный», «Восход», «Барлакский» и в других хозяйствах. В результате и районный показатель ниже прошлогоднего. Неудовлетво- ряет и качество сдаваемой продукции, как по молоку, так и по мясу. Среднесдаточный вес одной головы крупного рогатого скота в пределах 360 килограммов, тогда как нужно минимум 380 — 400 килограммов. Очень слабо ведется работа по воспроизводству стада. Во многих хозяйствах выход телят на 100 коров не превышает цифры 50. Допускается падеж животных. На этих вопросах и нужно сконцентрировать внимание руководителям, специалистам, животноводам, направить все усилия на повышение продуктивности общественного стада. Главное сейчас организованно начать и провести зимне - стойловое содержание скота. Но, как показала массовая проверка, в большинстве колхозов и совхозов помещения не были своевременно отремонтированы, красные уголки и бытовки не оборудованы, не везде фермы укомплектованы кадрами, не продуман вопрос учебы животноводов. Пора весь скот ставить на стойловое содержание. Однако еще кое-где его выгоняют, пасут. Поэтому снижается продуктивность, упитанность, не по назначению ^расходуется корм. Запасы его нынче меньше, чем были в прошлом году, особенно силоса. Сейчас есть еще возможность продолжать заготовку кормов за счет -соломы, половы, хвойной муки. Во всех хозяйствах надо детально продумать, разработать и действовать по комплексу мероприятий: это — скирдование и силосование соломы, ее прессование, вывозка всех грубых кормов к фермам. Все передовое должно быть взято на вооружение. Резервы имеются и их требуется использовать в полную меру, умело, по-хозяйски. В колхозе «Союз строителей», успешно справившись с уборкой зерновых, без промедления приступили к взмету зяби. Плановое задание зяблевой вспашки, 3300 гектаров, колхоз перевыполнил. На 8 октября под урожай будущего года подготовлено 3760 гектаров. Сейчас механизаторы заняты на вспашке черных паров. Отличились на этих работах трактористы Дмитрий Магосумов и Виктор Шенделов. Д. Магосумов на тракторе К-700 вспахал уже более 700 гектаров пашни, В. Шенделов на ДТ-75 — 350. Виктор Иванович косил кукурузу, занял первое место среди кукурузоводов колхоза, а по окончанию силосования пересел на трактор. И здесь передовик не уронил своей трудовой чести. Механизаторы колхоза намерены завершить весь объем осенней вспашки к своему празднику — Всесоюзному Дню работников сельского хозяйства. Параллельно с этой работой колхозники вели и скирдование соломы. На сегодняшний день вся солома уложена в скирды. Р . ВОРОНОВА, главный агроном колхоза «Союз строителей». ОВОЩЕВОДЫ ГОТОВЯТСЯ К ВЫСТАВКЕ Совхоз «Смоленский»-—одно из крупнейших овощеводческих хозяйств района. Нынче под овощами было занято более 200 гектаров пашни, выращивались кабачки, лук-батун, свекла, репа, редька, редис, морковь, турнепс. Сейчас уборка овощей подходит к концу. Осталось убрать около 10 гектаров турнепса. В совхозе намерены справиться с этой работой ко Всесоюзному Дню работников сельского хозяйства. Сейчас овощеводы совхоза заняты подготовкой к районной сельскохозяйственной выставке. Мы постараемся показать все лучшее, что выросло на наших полях, чего добились своим трудом. Н. ГАЛУШКИНА, агроном - овощевод совхоза «Смоленский». ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУ СССР И ГДР 1 октября в Кремле был подписана Договор о дружбе, сотрудничестве ,и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Германской Демокра™ческой Республикой. Договор подписали: за Союз Советских Социалистических Республик — Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев; за Германскую Де.мо&ратичеаиую Республику — Первый секретарь Центрального Комитета СЕПГ Эрих Хонеюкер. П.ри подписании договора присутствовали: С советской стороны — товарищи Ю. В. Андропов, В. В. I ришин, А. А. Громыко, А. Н. Косыгин, ф . Д. Кулаков, А. Я. Пельше, Н. В. Подгорный, Д. С. Полянский, М. А. Суслов, П. Н. Демичев, Б. Н. Пономарев, М. С. Ооломеидев, В. И. Долгих, И. В. Капитонов, К. Ф. Катушев, а также заместители Председателя Президиума Верховного Совета СССР, заместители Председателя Совета Министров СССР, министры СССР, ответственные сотрудники ПК КПСС, другие официальные лица. Со стороны ГДР — член Политбюро ЦК СЕПГ, Председатель Го.судзрелееннаго совета ГДР Вилли Штоф, член Политбюро ПК СЕПГ, Председатель Совета Министров ГДР Хорст Зиндерман, член Политбюро ПК СЕПГ, секретарь ЦК СЕПГ I ерхард Грюнеберг, член Политбюро ЦК СЕПГ, секретарь ЦК СЕПГ Курт Хагер, член Политбюро ПК СЕПГ, первый заместитель Председателя Совета Министров ГДР Гюнтер Митгаг, ‘кандидат в члены Политбюро ЦК СЕПГ, министр государственной безопасности IДР Эрих Милыке, другие члены партийно- шсудафственной делегации ГДР. После подписания договора тав. Э. Ханеккер от имени цар- тийно - государственной делегации ГДР преподнес Центральному Комитету КПСС бронзовую скульптуру «Красный Октябрь». Товарищ Л. И. Брежнев сердечно поблагодарил за этот памятный подарок. V, (ТАСС).
мошковскля новь 9 октября 1975 г. № 122 (352S) Овладевать идейным богатством В Постановлении ЦК КПСС «О работе по подбору и воспитанию идеологи- ских кадров в партийной организации Белоруссии» ' отмечается необходимость дальнейшего усиления идейно - теоретической подготовки кадров, всех коммунистов, активного формирования научного мировоззрения у широких масс трудч- 1ЦИХСЯ. Жизнь диктует вести дело творчески, в тесной связи с политикой партии и современной общественной практикой. марксизма-ленинизма Партийные комитеты, первичные партийные организации района в 1974— 1975 учебном году провели большую работу по повышению идейно - т е о р е т и ч е с к о г о уровня, совершенствованию методов политического и зкоиомического образования коммунистов, комсомольцев, всех трудящихся. Особое внимание уделялось тому, чтобы органически соединить изучение теоретических положений марксизма - ленинизма с глубоким усвоением слушателями идей и выводов XXIV съезда КПСС, закономерностей экономического и социально - политического развития советского общества на современном этапе. R области марксистско- ленинского образования в партийных организациях накоплен некоторый опыт. В большинстве школ и теоретических семинаров занятия и течение года проходили регулярно, без срывов и переносов, на высоком идейно - теоретическом уровне. Парткомы, первичные партийные организации в прея шедшем учебном году больше уделяли внимания учебе коммунистов и беспартийных, подбору пропагандистских кадров,, Всего несколько дней отделяют пас от начала учебного года в системе партийного, комсомольского и экономического образов а 1 шя трудящихся. Новый учебный год совпадает с периодом подготовки к очередному XXV съезду КПСС и поэтому требует большого внимания партийных организаций. И политической и экономической учебе следует пер- ностепенное значение уделять характеристике первоначальной роли партии в области экономики, раскрывать содержание и значение творческого вклада КПСС в разработку актуальных проблем экономической теории,, выработанного XXIV съездом КПСС, и последовательно проводимого в; жизнь курса на повышение' эффективности народного, хозяйства и рост благосостояния советских людей. Уделять внимание изучению хода и результатов борьбы партии и народа за осуществление задач девятой пятилетки. Следует полнее использовать данные аналш за хозяйственной практики, вырабатывать у слушателей умение правильно оценивать положение дел в коллективе, побуждать их к творчеству, изысканию дополнительных резервов повышения эффективности производства, воспитывать непримиримость к недостаткам. Большое внимание необходимо уделить идеологической деятельности партии, в с о в р е м е и н ы х условиях, внешнеполитической деятельности КПСС, проблемам современного мирового развития. В предстоящем учебном году во всех звеньях системы партийного образования и основном сохраняются те же учебные планы и предметы, что и в. прошлые годы. К ним добавляются одногодичные курсы в начальном звене «Вопросы внутренней и внешней политики КПСС», а в среднем — «КПСС — руководящая и организующая сила коммунистического строительства». В высшем звене рекомендуются теоретические семинары «Идеологическая борьба на современном этапе», «Социалистический образ жизни», «Ленинский этап з развитии научного коммунизма», «Вклад XXIV съезда КПСС в теорию научного коммунизма», «Вопросы внутренней и внешней политики КПСС». В системе комсомольского политического просвещения учебный год начнется Ленинским уроком: «Пятилетке — победный финиш! XXV съезду КПСС — достойную встречу!». В процессе занятий необходимо формировать у молодежи интерес к теории, добиваться, чтобы она не просто знала теоретические положения, но и училась находить в документах партии ответы на волнующие вопросы. Партийным и общественным организациям, хозяйственным руководителям необходимо обратить особое внимание па систему экономического образования кадров. За три прошедших года в районе более трех тысяч человек закончили изучение предметов, дающих основы знаний по экономике и управлению. В нынешнем учебном году привлечены к изучению этих предметов другие слушатели, а закончившие перешли на новую ступень учебы. Важное место в учебе должны занять вопросы повышения эффективности производства, улучшения качества работы. Расширяется изучение рабочими и колхозниками курса «СоциаНовгородская область. При партийной организации колхоза «Урожай» создан справочно - информа ц и о н н ы й центр — пятый по счету в хозяйствах Новгородского района. Главная задача справочно- информационного центра, работу которого организует и направляет методический совет, — консультации* отбор и подготовка справочных материалов для пропагандистов, политинформаторов, агитаторов, передового _ опыта массово- политической работы. На снимке: в справочноинформационном центре колхоза «Урожай». Председатель методического совета председатель колхоза Н. Не- дашковский (второй справа), члены методического совета заведующая парткабинетом колхоза М. Киселева и ветврач А. Иванов знакомят пропагандиста учителя Мстннской средней школы В. Смирнова Ослева) с новыми материалами для занятий. Фото А. Овчинникова. лнзм и труд», инженерно- технические работники будут занимат!>ся по курсу «Инженерный труд», для руководителей подразделений промышленных предприятий, колхозов к совхозов разработан курс «Труд руководителя*. Как и в прошлые годы, экономическое образование будет проводиться в различных формах партийной и комсомол 1>ской учебы, в экономических школах и школах коммунистического труда. В 1975—1976 учебном году н районе будет работать 31 начальная политшкола, где слушателям предстоит изучать основы экономических знаний, вопросы внутренней и внешней политики КПСС, «Социализм и труд», 27 школ основ марксизма- ленинизма и 44 теоретических семинара i? высшем звене (Фотохроника ТАСС). В новом учебном году системой партийного просвещения охвачено 2114 человек, в том числе 1135 коммунистов, а в формах массовой . пропаганды — 4435 человек. Таким образом, неемн формами политической и экономической у.чебы* в районе охвачено на 484 человека больше, чем в прошлом году. Из общего количества обучающихся в системе политической учебы 52 процента коммунистов будут изучать мировоззренческие пауки, 48 процентов — вопросы экономики. В два раза увеличилось число обучающихся в высшем звене. В райкоме КПСС перед на- 1а.точ нового учебного года в ютене партийного, комсомольского и окопомивеского образования проводов семинар лрсжатанд-истов. Участники семлпара прослу- али лекции «Об то га х Со- нцаяия но безопасности и сотрудничеству .в Бироне», «Экономическая политика партии от ъезда к съезду», с "которыми >iступили заместитель заведующего областным Домом политического просвещения П. Ф Марченко и кавдидат экономя- геакн.х паук А. Л\. Рогачездкий. Об итогах занятий в 1974— 75 учебном году и задачах на новый учебный год .рассказала заведующая кабинетом полит- гросвещешя РК КПСС А. Д. Микен,кова. -Секретарь РК ПСС А. И. Рудас проишфор- цровал нропага.ндаетов об ттагах хозяйетненшюй деятель- юсти района за 9 месяцев 1975 года. В заключение селиинара со- гоялась работа по секция,м, где uponасан.тис гы подучили коне) льтаииш по основным ,во- ipoca.M .занятий в новом учеб- мм году. Из 102 пропагандистов, работающих в системе партийного просвещения, 87 имеют высшее образование, 70 — руководители и специалисты народного хозяйства. В нынешнем учебном году пропагандистам необходимо продолжить работу под девизом «Пропагандист — пятилетке». Большая работа предстоит по составлению пропагандистами личных творческих планов. 1975 — 1976 учебный год в системе партийной, комсомольской учебы и экономического образования — год особый, ответственный. Долг партийных организаций и пропагандистов — шире развернуть пропаганду теории, глубже разъяснять содержание политики и практической деятельности КПСС, добиваться превращения знаний в твердые убеждения советских людей, "Пороться за претворешТе в жизнь целей и задач, которые ставит партия. А. МИНЕНКОВА. заведующая кабинетом политпросвещения РК КПСС. Х Р О Н И К А ПАР ТИЙНОЙ жизни СЕМИНАР ПРОПАГАНДИСТОВ ВНИМАНИЕ НЕРЕШЕННЫМ ПРОЕНЕМАМ Органе кмагпню прошло отчетно - выборное партийное образине в Мошкозекой школе - интернате. В докладе секретаря партбюро Л. В. Ше- лудык© был дан анализ орга низа иной пой и .массе г . ) - по- литической работы в коллек- ш юно, отражена, роль партий- ™ иогю бюро в рудаводстае обществениымт оргаиизациями, в окаоанчи им помощи и поддержке. В прениях по обсуждению доклада коммунисты .высказали ряд ценных замечаний, отметили недостатки. В частности, А. С. Сапрыкина говорила о том, что учителя и воспитатели еще недостаточно ис- ,пользуют в педагогической практике методы ииднвмду- ал-ыюго подхода. Т. Л. Сидоренко указала ла факты формального подхода .в организации • соцнад1истп1чес1001по соревнования. В. С. ..Дятлов в своем выступлвпни заострил внимание на нерешенных проблемах, на тех задачах, которые стоят перед шкодой. На собрании избран новый состав партбюро, его секретарем вновь избрала Л. В. ШеЛуДЫСО. А. ПРИБ. А II а мит ны ii :tна к „Ла трудовую доблесть в девятой нитилетке" Постаиовлеишем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ б Веешюдаом социалистическом оорев- : лаванин в 1975 году д,ця награждения коллективов предприятий, производственных объединений, колхозов, совхозов, строек, |научи© - исследовательских и других организаций учрежден памятный знак ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ПК ВЛКСМ «За трудовую доблесть в девятой пятилетке». -Этим знаком награждаются коллективы, удостоенные по итогам Всесоюзно.!© социадцстическош соревнования за 1975 под переводящих Красных знамен {ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ‘ ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и ‘добившиеся наиболее высоких показателей .в выполнении плановых заданий пятилетки по повышению .эффективности производства и улучшащию качества продушиии. Коллективы, награжденные памятиьм знаком, заносятся на. ,Всесоюзную доску ГЬочртга на ВДНХ СССР. , Описание памятного знака ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ „За трудовую доблесть в девятой пятилетке” Памятный знак ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За трудовую доблесть в девятой пятилетке». Фотохроника ТАСС. Памятный знак «За трудовую доблесть в девятой пятилетке» представляет собой выпуклую пятиконечную звезду на лавровом венке, перевитом лентой, на которой указаны годы девятой пятилетки. *~ В центральной части звезды помещены; надпись «За трудовую доблесть в девятой пятилетке», рельефный серп и молот с колосьями и символическое изображение отраслей народного хозяйства. Знак изготовлен из позолоченного н посеребренного цветного металла с применением рубинового стекла, цветных эмалей и декоративной отделки. Размеры знака: вы сота — 300 мм, ширина — 285 sum. Ч
= 9 октября 1975 г. № 122 (3528) МОШКОВСКАЯ НОВЬ В конце августа секция преподавателей общественного труда проходила в Мошковской средней школе. В кабинете общественного труда гостей встречала Мария Алексеевна Шмакова. Первое, на что обратили все внимание — это богатый наглядный материал: разложенной на стеллажах, оформленный в стендах. На секции шел разговор о современных требованиях к урокам. Учителя слушали и обсуждали доклады, обменивались опытом работы. Предоставили слово и Марин Алексеевне, Она рассказывала^ о практических и лабораторных 'работах с учащимися, результаты которых как раз и были представлены на стендах, стеллажах, в альбомах. Все изделия были выполнены ученицами не просто старательно, а с большим вкусом и чувством меры. Альбом «Тка'ни» оформила Наташа Буслова, «Ткани по назначению» — Галя Смелик, альбомы, собравшие воедино результаты лабораторных работ учащихся назывались «Обработка рукавов», «Сочетание цвета» и «Фактуры», «Отделка платьев»... Все сделано красочно и эстетично. Образцы обработки швов, рукавов, * проймы, горловины, готовые миниатюрные изделия: платьица, фартучки, кофточки и множество других вещей — выполнены на уровне мастеров высокого класса. За всем этим чувствовалась направляющая рука учителя Вспомнился тот первый день, когда Она впервые переступила порог Мошковской средней школы. Появление нового преподавателя труда, особого интереса в коллективе не вызвало. Как-то уж само собой сложилось понятие, что уроки труда особых усилий ни для учителя, ни для ученика не требуют — ни тетрадей, ни дополнительных занятий. Да и успеваемость учащихся у трудовиков самая высокая. И в конце четверти не считалось зазорным попросить заменить урок труда или русским языком, или историей, или математикой... Все началось с учениц. Первыми заговорили об уроках общественного труда именно они, вклюбившись в учительницу, как говорят с первого взгляда. Девочки повально занялись вязанием (Мария Алексеевна вела соответствующий кружок), шитьем. Даже те, которые раньше «презирашш ЛЮБИМОЕ ДЕЛО ли» женские занятия, не остались равнодушными. Покорила ли новая учительница тактом, или умением расположить к себе, но она незаметно и быстро вошла в коллектив. По- иному стали смотреть и на ее уроки. Однажды в разговоре десятиклассницы признались: «Мы по-новому сейчас судим о красоте и красивом человеке. Одежда не только красит человека, она отражает и его внутренний мир»... Обычно в процессе практической работы девочки сами выбирают себе фасоны моделей по журналу мод, коллективно обсуждают выбор, и коллективное мнение оказывается более ценным и безошибочным. На уроках труда прослеживается связь с черчением, математикой, химией. При конструировании и моделировании девочки самостоятельно выполняют выкройки с расчетами размеров конструктивных линий по формулам, изготовляют эскизы и разрабатывают фасоны. В процессе работы с тканью они знакомятся со сцойствами волокнистых материалов, с обработкой тканей. На уроках материаловедения получают знания о различных натуральных волокнах растительного и животного происхождения, основных видах тканей, их свойствах, учатся классифицировать их по ткацкому рисунку. На одном из последних уроков труда при выполнении лабораторной работы «Цвет, фактура тканей» в альбомах десятиклассницы проявили свое творчество в подборе цвета, фактуры ткани, в выборе отделки. — До раскроя изделия, — рассказывает Мария Алексеевна, — провожу беседу о правильном использовании отделки к платью, подчеркиваю, что ее бессмысленное нагромождение может сделать платье уродливым и грубым. Большое внимание уделяю объяснению, что такое ансамбль в одежде. В 9—10 классах отдельные учебные темы дают, большие возможности для осуществления эстетического воспиТеШия. Этому способствует, например, практическая работа по теме «Цветовое сочетание в одежде» под назва-. нием «Цвет и форма одежды для различных фигур». Цель ее — научить читать журнальные рисунки и грамотно подбирать цвет и фасон платья для различных фигур — обычно достигается. Да и как же иначе. Я думаю, самое богатое воображение —< у пятнадцати - шестнадцатилетних... Беседуем мы с Марией Алексеевной у нее дома. Она говорит неторопливо, перебирает фотографии в альбоме, замечает: «За все 14 лет работы учителем труда мне везло на учениц. Хорошие, талантливые девочки. Вот эти, например, сейчас работают модельерами, jt вот эта — в ателье. В нашем ателье три моих выпускницы». Удивительные девочки... (Слово удивительный — часто встречается в ее речи). Как не любить девочек. Вот нынче закончила школу Люба Еремина. Удивительное чувство вкуса. Посмотрит на материал и мысленно уже видит его в готовом виде. Или Оля Дорогина, Люда Дорошки- на. У них большие способности, а воображение, скажу вам, богатое... Мария Алексеевна называет еще фамилии учениц и также тепло отзывается о них. У моей собеседницы счастливый дар — видеть в любом человеке, прежде всего, хорошее, доброе начало. Пожалуй, тот дар и помог ей, когда было очень трудно выстоять, не сломиться, сохранить душевную чистоту. Это было в годы войны. И трудности были не только в материальных недостатках, очень тяжело было встречаться с чужим горем, слишком слабыми и ничтожными казались тогда слова утешения. А потом беда пришла и к ней. Принесли похоронную... Когда выплаканы были, казалось, все слезы, неожиданная радость — весточка из госпиталя, написанная под диктовку чужой рукой — тяжело ранен, но жив! И снова слезы, слезы радости... Слова признательности Первого сентября 1972* года, для нас тогда еще первоклассников, прозвенел первый в нашей школьной жизни ЗВОНОК. Н этот день в класс вошла наша первая учительница Людмила Павловна Егорова. Мы помним:она вошлалегко, быстро и посмотрела на нас ласково, по-матерински нежно. С тех поропа стала пашен второймамой. Людмила Павловна учила нас читать, считать, писать. По очереди брала она наши Руки в свою,' и мы с ее помощью впервые выводили слова «мама», «мир», «Родина». И этом году ЛюдмилаПавловна должна была идти на пенсию, но вот начался новый учебный год, и снова онаежедневно встречает своих учеников, сердечным «Здравствуйте, ребята!» Ученики 4 класса Октябрьской средней школы совхоза «Мошков- ский». ’ * Р а б о ч е й лабораторно- только теперь м о л о д е ж и — с р е д н е е о б р а з о в а н и е * Еще в детстве она мечтала быть учительницей или доктором. А после выпускного сделала твердый выбор — педучилище: После его окончания 12 лет учила малышей. Преподавать обслуживающий труд ее заставил случай. Семья переехала в Татарск, и неожиданно для себя она оказалась б$з любимой работы. Чуть было не пошла работать в детский сад. Да пригласили в школу вести... уроки труда. Пришлось срочно перестраиваться и переучиваться. — Согласилась сгоряча, — Мария Алексеевна улыбается, — а потом прикинула, что же я могу. Правда, шить тогда уже умела. Еще раньше закончила курсы кройки и шитья. Но выкройки все были устаревшие. Может, помните моду, с плечиками? Пришлось их выбросить. Написала я в Ленинград и выслали мне оттуда методическое пособие и новые выкройки. С тех пор сколько веду уроки обслуживающего труда, столько приходится учиться. А с самого а- чала хотелось изменить предвзятое мнение об уроках труда. С 4 класса начинаю работать с привития детям эстетического вкуса. Для этого приходится интересоваться всеми видами искусства, законы которого основаны на понимании меры и гармонии. А самое главное — поощрить в девочках самостоятельность, поиск. И если я вижу, что работа выполнена удовлетворительно, а ученица горит желанием сделать ее лучше повторно — никогда не отказываю. На фабрике «Соревнование» и в ателье работают много выпускниц Марии Алексеевны. Они с благодарностью вспоминают своего преподавателя. Навыки, полученные на занятиях, пригодились. Большой эсте- тико - воспитательный эффект дали, в свое время, и экскурсии на фабрику (филиал), в ателье. Профессиональная ориентация также сыграла немаловажное значение. Не прошли впустую беседы, посвященные этой проблеме. Не только тем, кто выбрал себе профессию в сфере обслуживания пригодились знания, полученные у Марии Алексеевны. Многие запомнят на всю жизнь уроки красоты у преподавателя, который не мыслит жизни без школы, без встречи с пытливым юным поколением. Л. ГОРЕЛИКОВА. Успешное выполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» требует охвата всей сельской молодежи учебой, укрепления кадров и учебно - материальной базы вечерних и заочных школ. Это возможно лишь при тесном содружестве их с партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями, администрацией совхозов, колхозов, исполкомами сельских Советов. Некоторые учебно - консультационные * пункты нашего района имеют определенный опыт по вовлечению сельской работающей молодежи в заочную учебу. Они из года в год повышают качество учебно - воспитательного процесса. Так работают Октяб р ь с к и й (совхоза «Мошковсний»), Широко- ярский и ряд других учебно- консультационных пунктов. В течение ряда лет здесь определился контингент молодежи, подлежащей обучению в заочной школе, систематически ведется разъяснительная работа среди юношей и девушек о необходимости получения среднего образования. Желательно в ряде учебно - консультационных пункВЕЧЕРНЕЕ, ЗАОЧНОЕ тов* сделать новую форму обучения — сес с и о и и ы е занятия в период наименьшей занятости учащихся в сельскохозяйственном производстве. Это таНая форма обучения, которая позволит успешно сочетать работу с заочной учебой. Свидетельство тому — хорошая посещаемость и заметный рост успеваемости. Весь учебный процесс районной заочной школы состоит из следующих видов занятий: самостоятельной работы, заочйой консультации и учета знаний. Учителя - консультанты во время групповых консультаций ставят цель: оказать помощь учащимся в усвоении учебного материала и привить им навыки самостоятельной работы с книгой. На групповых консультациях учителя в определенной системе разъясняют лишь наиболее важные условия, вопросы программы, а также те разделы, которые труднее для усвоения. По физике, химии проводятся лабораторные работы, демонстрируются опыты. Разнообразятся методы проведения групповых консультаций. Это беседы, лекции. практические работы, опыты. Одной из эффективных форм помощи в самостоятельной работе для каждого заочника являются индивидуальные консультации. Если на групповых консультациях вопросы перед учащимися ставит учитель, то на индивидуальных консультациях их ставит заочник. Отвечая на них, учитель предлагает, ему встречные вопросы контрольного характера. Самостоятельная работа заочника сочетается с объяснением учителя. Основной формой проверки и учета знаний учащихся является устный зачет, в процессе которого учитель предлагает вопросы по содержанию программных тем. Вопросы ставятся так, чтобы проверить не только знания, но и умения и навыки, приобретенные учащимися... Такая индивидуально - тематическая проверка знаний имеет ряд достоинств: учитываются условия для полного выявления действительных знаний. Если ученики по каким- либо причинам не смогли в учебное время сдать зачет, рекомендуется принимать у него зачет индивидуально, в безурочное время. Н. ГНЕУШЕВ, директор районной заочной школы. Олова признательности Проживал я в поселке Октябрьском • Барлаюского сельского Савета. Но сейчас я далеко от дома. Служу в Советской Армии. И вот, находясь за сотни километров от дома, мне хочется через газету выразить слова признательности учителям Октябрьской средней школы, где я окончил 10 классов. Мнгоо их здесь хороших, очень отзывчивых и добрых к ребятам. И мне приятно, что среди них работает, моя мама— Николаева Тама ра Михайловна. Уже более 30 лет она из года в год приходит в школу и учит ребят старших классов. Преподает она немецкий язык. Ребята ее уважают. Многие из выпускников школы, теперь уже взрослые, приходят к ней, А кто живет Далеко, пишут письма, шлют открытки. А. НИКОЛАЕВ. Старый учитель Бадма Базар Намса- райн — пансионер. Но каждое рабочее утро спешит си к колхозному музею. Стоят на полках 250 епо папок с материалами о родном селе, об Агинском Бурятском национальном округе, о Бурятской автонолшой республике, о братской Монголии и многими друД О С Ь Е С Т А Р О Г О У Ч И Т Е Л Я ш . В этих папкак — 50 000 газетных вь»резак. Тридцать лет учитель собирал богатейший материал. Ежедневно заглядывают в колхозный 'M-увей школьники, учителя, пропагандисты и агитаторы. И каждый из них ■непременно найдет что-то новое для себя в досье Бадмы Базара. Кто бы сорок лет назад мог подумать, что дети скотоводов будут дарить своему первому учителю авторефераты кандидатских диссертаций? Но вот они в музее, работы его учеников. Гордость старого учителя — дети. Ходит по комнатам колхозного музея старый учитель и невольно вспоминает те дин, когда с далеких пастбищ съезжались к ному в школу дети скотоводов. От этих дум его отвлекает такой знакомый звонок из колхозной средней школы... л. ФАДЕЕ корр. ТАСС.
elib.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2