Мошковская новь, 1975,№ 120

проспект, 24. Областная библиотека. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! мошковскпя ОН1АН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ № 120 (3526) Гол издания 44-й СУББОТА, 4 октября 1975 г. Газета выходит по вторникам, четвергам, субботам. ЦЕНА 2 КОП. ЗАВТРА—ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ Народный учитель — гордость советского общества... Партия высоко ценит идейную убежденность, самоотверженный труд учителя, его велнкнй вклад в формирование нового человека. БРЕЖНЕВ Л. И. Коллективу редакции, авторам и читателям « У ч и т е л ь с к о й газеты». — «Правда», 1974, 3 октября. 29 сентября 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен праздник «День учителя», который вся наша страна отмечает в первое воскресенье октября. Установление этого праздника — свиде-. тельство заботы партии и правительств;! об учителе, всенародного уважения к его ответственному, самоотверженному и благородному труду. Всенародный праздник «День учителя» стал своеобразным смотром достижений страны в обучении, воспитании, подготовке подрастающей смены к активному участию в коммунистическом строительстве. В этот день советский народ чествует работников народного образования, всех, чей труд, творческий поиск и энергия служат выполнению главного наказа партии — теснее связывать школу с задачами коммунистического строительства, растить молодых граждан образованными, трудолюбивыми, беззаветно преданными Родине. идеалам коммунизма. Ленинская партия неизменно проявляет огромную заботу о педагоге — надежном помощнике в своей 'воспитательной деятельности, высоко оценивает разностороннюю работу и роль учителя. Непрерывное повышение уровня образования и воспитания является одним из главных факторов успеха коммунистического строительства. «Великое дело — строительство коммунизма, — говорит Л. И. Брежнев, — невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально - технической базы». Учительство действует на одной из важнейших позиций идеологического фронта. Партия возлагает на учителя почетную миссию наставника и идейного воспитателя молодого поколения, общественного деятеля и пропагандиста ленинской политики КПСС. Это с большой силой подчеркнуто в Постановлении ЦК КПСС «О работе по подбору и ■воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии*. Добиваться прочного сплава убеждений, действий и знаний — основная задача учительства. Педагог дает не только сумму знаний.С его помощью ученик усваивает и алфавит коммунистических нравственных принципов. Решения XXIV съезда КПСС, последующие постановления партии и Советского правительства о народном образовании определяют новые рубежи, на которые должна выйти советская школа: формируется единая комплексная система обучения и воспитания to условиях развитого социалистического общества. Сердцевиной этой системы является " переход “ среднему всеобучу молодежи. Советское учительство проделало большую работу. Но задачи коммунистического воспитания молодежи велики и сложны и требуют новых усилий по дальнейшему совершенствованию народного образования. Впереди XXV съезд КПСС. В планах партии на будущее большое место отводится народному образованию, науке и культуре. Народные учителя по праву могут гордиты ся тем, что грандиозные преобразования, осуществляемые в нашей стране, дело ума и рук питомцев советской школы. Много на мошковской земле достойных тружеников, к сердцам которых учителя в детстве подобрали заветный ключик. Есть среди них инженеры, врачи, специалисты сельского хозяйства, учителя, животноводы, механизаторы, люди самых разных профессий. Школа — самое благородное и высокое ’ учреждение в человеческом обществе. Какая еще известна профессия, более важная, более трудная, более радостная? Много их, и все одинаково важны, все нужны, все ответ ственны. Но людей всех профессий, всех видов труда растит сначала учитель! Учитель — первейшее, учитель — источник всего! А школа — вторая семья для наших детей. Каждый советский человек проводит в ее стенах значительную часть своей жизни; Многообразен и сложен труд учителя. Сколько требуется от пего знаний и уме^рй, душевных сил и любви к детям, чтобы на протяжении долгих лет вести их только вперед. открывать новые и новые дороги в большой мир, быть для каждого старшим другом и добрым наставником. Не случайно взрослые никогда не забывают своих школьных учителей, с благодарностью говорят о них. Разве можно забыть человека, стоявшего у ; начала твоего жизненного пути. Многие проносят через всю жизнь образ первого учителя. Он может встретиться в старших классах, в институте. Среди многих хороших наставников непременно найдется особенно страстный, особенно честный, ищущий, умный, чье влияние окажется самым сильным, решающим, 'памятным. Воспитание высокообразованных, всесторонне развитых, коммунистически сознательных людей — дело ответственное. Коммунистическое воспитание — это искусство, которое совершенствуется по мере накопления опыта построения нового общества. У нас в районе есть сотни замечательных учителей, подлинных энтузиастов и новаторов, неуклонно добивающихся отличных успехов на ниве педагогического труда. Это заслуженные учительницы школы РСФСР Анастасия Тимбфеевна Черткова из Таша- рннской, Валентина Федоровна Жаркова из Станционно - Ояшинской средних школ, отличники народного просвещения Алексеева Екатерина Степановна, Плохих Иван Федосе- евич, Родина Галина Александровна, Цветкова Анна Петровна из Сокурской средней, Волкова Надежда Павловна из Верх-Балтин- ской восьмилетней, Ермолаева Валентина Макаровна, Вяткин Алексей Александрович из Октябрьской средней, Максимочкина Мария Михайловна из Мошковской средней, Попова Тамара Платоновна из Ташаринской средней, Плаксина Любовь Яковлевна из Дуб- ровинской средней школ. 276 учителей закончили прошлый учебный год с полной успеваемостью. Выполняя свою почетную миссию, учительство постоянно ощущает заботу и поддержку партийных и советских организаций, всей общественности нашего района. Его деятельность неразрывно связана с огромной политической и организаторской работой среди трудящихся, с пропагандой марксистско-ленинских идей. Многие учителя являются депутатами местных Советов, работают пропагандистами, несут слово нашей партии в самую гущу народных масс. Наши учителя вместе со всеми трудящимися района готовят достойную встречу XXV съезду КПСС. Учительство района приложит все свои знания, умение, силы, чтобы доложить высшему партийному форуму: пятилетка просвещения выполнена. П. ГОРЬКОВСКИЙ, заведующий районо. Райком КПСС, исполком районного Совета депутатов тру дящихся сердечно поздравляют всех работников народного оо разевания района со всенародным праздником — Днем учите ля. В этот день советский народ чествует пас, дорогие товарищи, как надежных помощников ленинской партии в деле вое питания молодого поколения. Родина высоко ценит ваш благородный труд. Желаем всему славному учительству новых успехов по дальнейшему претворению в жизнь исторических решений XXIV съезда КПСС, по дальнейшему подъему уровня обучения н коммунистического воспитания детей, по завершению перехода К!) всеобщему среднему образованию молодежи, по достойной встрече XXV съезда КПСС. РК КПСС. * РАЙИСПОЛКОМ. с о в х о з о в : „Восход*, „Смоленский*, „Ояишнский* ВПЕРЕ;ДИ— КОММУНИСТЫ Большого успеха на жатве нынешнего года добиваются многие хлеборобы нашего совхоза. Виссарион Иванович Семьянов, работающий на комбайне «Нива», по намолоту занимает пер- , вое место: 450 центнеров ^ зерна в день выдает он из бункера своего «степного корабля». В. И. Семьянов за сезон намолотил уже более семи тысяч центнеров. Примерно трудятся .коммунисты Николай Павлович Евсеев, Владимир Васильевич Бугровский. Их намолот приближается к пяти тысячам центнеров. Одновременно с уборкой зерновых, занимаемся скир дованием соломы. На этом участке работ отличается звено, возглавляемое кандидатом в члены КПСС Леонидом Михайловичем Вер гуновым. Замечательно работает на вспашке зяби Владимир Андреевич Лукьянов: на тракторе Т-4 вместо уста; новленных 7 гектаров он взметывает ежедневно ио 14— 15. Н. НИШЕЙКО, секретарь парткома совхоза «Восход». ЗАБОТА О БУДУЩЕМ УРОЖАЕ Заботой о будущем урожае заняты сейчас помыслы наших земледельцев. Полным ходом идет в хозяйстве вспашка зяби. Хороших показателей доживается Василий Григорьевич Гребенщиков: при норме 14 гектаров ежедневно вспахивает по 18—19 га. Подключены на вспашку и колесные тракторы. Отлично работают коммунисты Петр Емельянович Мельников, Иван Лазаревич Рагулин, Виктор Антонович Кос тюк. На тракторах «Беларусь» за смену они выполняют норму на 125 — 130 процентов. На первом отделении заканчивается скирдование соломы. На МТЗ-50 Владимир Максимович Шумаков уложил в стога более 2000 центнеров соломы. А. ГОЛОВИН, секретарь парткома совхоза «Смоленский». ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ С целью успешного выполнения плана зяблевой вспашки в совхозе «Ояш,янский» разработаны дополнительные условия социалистического соревнования. С 1 по 10 октября в хозяйстве объявлена ударная декада по завершению взмета зяби. Рабочий комитет, дирекция и партком разработали и довели до всех отделений задания по пятидневкам. При успешном выполнении доведенных заданий полеводческая бригада получает денежную премию 100 рублей. Кроме того, будут поощрены управляющие, бригадиры, механики и агрономы.

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 4 октября 1975 г. № 120 (3526) итоги пятой, ТРУДОВОЙ II РАЙОННЫЙ СЛЕТ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ БРИГАД Л. Й. БРЕЖНЕВ. «От результатов труда [земледельцев во многом зависит достаток народа, богатство страны. Этот труд <; ►всегда будет почетным и* [благодарным»..___ _ . > i i M I M ф 26 сентября в актовом зале Мошковской средней школы царило необычайное оживление. Сюда,,на второй районный слет ученических производственных бригад, школьных лесничеств, учебно - опытных участков, собрались делегаты из школ района. Они привезли отчеты о пятой трудовой четверти учебного года, экспонаты культур, выращенных учащимися на ' пришкольных участках, гербарии, разные коллекции. Каждая делегация постаралась как можно нагляднее оформить свою выставку. Так, Мошковская .средняя школа, помимо выставки различных культур, описаний опытов, составила по материалам районной газеты фотомонтаж «Хвала рукам, что пахнут' хлебом» - - о передовиках уборочной ! страды. Обилием экспонатов, представляющих результаты опытов на участке, отличалась выставка Станцион- но - Ояшинской средней школы. Тут же были даны подробные описания опытов. Особый интерес вызвали сортоиспытания зерновых: ржи «Тетроплоидной», ячменя «Обского» и «Новосибирского», пшеницы 1495 «Рубин», — проводимые по заданию Новосибирского научно -• исследойательс к о г о института. Работой ребят на . участке руководили преподаватели В. П. Горева и А. И. Подойма. Альбомы - отчеты, дневники летних наблюдений отразили трудовую деятельность школьников Сокур- ской, Октябрьских средних школ совхозов «Мошков- ский» и «Барлакский». Высокую оценку учебно - производственной бригаде Октябрьской школы совхоза «Барлакский» в производственной характеристике дала администрация хозяйства. Ташарипцы украсили выставку композицией букетов, фотомонтажом, посвященным школьной учебно - производственной. По трудовому соглашению, заключенному с колхозом «Ленинец», девятиклассницы обрабатывали корнеплоды на 30 гектарах. Юннаты Смоленской, Канлинской средних школ добились хорошей урожайности зерновых. Среди восьмилетних школ наиболее внушительно выглядела Мотковская школа. Делегаты Люда Аристова, представляющая юных полеводов, Таня Богданова — лесоводов, Оля Черепашко- ва — цветоводов, рассказали о работе на участке. Мотковские школьники могут гордиться результатами труда во время летних каникул. Так как, в первую очередь, выполнены все условия коллективного договора Мотковской школы с администрацией совхоза «Большевик», согласно которому учащиеся на пришкольном участке вырастили и сдали в столовую пятой фермы 1200 кг картофеля, 150 кг капусты, 100 кг моркови, 5и кг свеклы. Гербарии, коллекции, описания опытов, дневники летних работ юннатов Мошнин- ской, Мошковской, Ор- ской, Новопоросской, Кузнецовской, Умревинской восьмилетних школ, Мошковской школы - интерната также дали ясное представление о труде и отдыхе учащихся летом. В 12 часов начал работу слет. Открыл его заведующий районо П. А. Горьков» ский. Инспектор районо Г. В. Черемиснна в докладе подвела итоги пятой трудовой четверти учебного года. Представитель Дубровинского лесхоза Г. А. Коробейникова рассказала о работе дуб- ровинских и белоярскйх школьников в лесничестве и лесопитомнике. —, В этом году силами учащихся,— сказала она, — выкопано 1 миллион 300 тысяч штук сеянцев сосны,_ кедра. Большую помощь' оказали ученики и в лесопосадке, прополке сеянцев, уходе за ними, очистке мест от порубочных остатков, сборе ягод и лекарственных трав. Люба Сухова, Вера и Андрей, Поморцевы. Коля Архипенко, Андрей Усков, Ира Вохмянина, Саша Чу- дайкин, Сергей Винокуров, Наташа Судницына из Дуб- ровинской средней школы стали настоящими друзьями леса. Опытом работы ученических производственных бригад и звеньев, лесничеств, учебно - опытных участков поделились Лариса Черно- скутова (с. Ташара), Гена Кореньков (р. п. Ояш), Ве- :: ( * !! :: I > I > I > I> «Где нет труда. Сады там не цветут. Где нет любви к труду! Там мир — пустыня». ! С. Н. Сергеев — Ценский.<; ра Поморцева (с. Дуброви- ф но), Ира Кондратьева (п. Ок- Т тябрьский совхоза «Барлак- сний»), Лена Никишкова j (с. Сокур), Таня Тюлькина | (с. Белоярка), Таня Шмар- I гунова (с. Умрева), Лена I Филимонова (с. Кузнецов- | ка), Ира Сеничева (с. Смо- ленка). В заключение были подведены итоги слета и выставки. Среди средних школ за учебно - опытническую работу на пришкольном участке первое место присуждено Станционно - Ояшинской, второе — Сокурской, третье — М о ш к о в с к о й школам. Среди восьмилетних первое место у Мотковской, второе — у Мошковской, третье — у Мошковской школы - интерната. Многие школы награждены Почетными грамотами. Делегаты приняли обращение к учащимся шкод района. С Е Г О Д Н Я - О Т Л И Ч Н И К У Ч Е БЫ, А З А В Т Р А - Н О В А Т О Р Т Р У Д А В ШКОЛЬНОМ ЛЕСНИЧЕСТВЕ Ученические производственные бригады, школьные лесничества занимают прочное место в каммуни- ' сгическом воспитании школьников, профессиональной ориентации и подготовке их к сельскохозяйственному труду, в расширении й углублении сельскохозяй- | огненных знаний, получаемых в процессе трудового обучения в 4—8 классах и изучения практикумов по сельскому хозяйству в 9 — 4 0 классах. Совершенствованию деятельности ученических производственных бригад в средних школах способствует система производственного обучения. В пяти средних школах: Октябрьской (Барлакского сельского Совета', Ташаринской, Станционно - Ояшинской, Большевистской, Дубровинской созданы кабинеты машиноведения для проведения ла бораторно - практических занятий. Весной 1975 года школы и хозяйства заключили между собой договоры, которыми определялось содержание производственной деятельности школы и хозяйства. К руководству учебнопроизводственными бригадами привлекались работники школы и специалисты сельского хозяйства. Хорошо потрудились бригады Ташаринской, Смоленской, Большевистской, Кай- линской, Белоярской школ. Они выращивали картофель, корнеплоды, овощи. Широ- коярские школьники на кирпичном заводе выполнили работы на 15 000 рублей. Особо следует отметить работу учебно - производственной бригады Октябрьской средней школы Барлакского сельского Совета. Школьники вырастили на 1300 квадратных метрах огурцы в теплицах, на 40 гектарах — капусту и помидоры, на 6 га — куузику. Кроме того, они ухаживали за ягодником и садом. » Опытническая работа была направлена на разрешение следующих проблем: изыскание новых агротехнических приемов, обеспечивающих повышение урожайности полевых и овощных нультур; определение потребности почв в различных видах минеральных удобрений, сортоизучение зерновых и овощных культур. В ряде школ работа на учебно - опытном участке способствовала развитию у учащихся организаторских навыков. В Сокурской школе для работ на пришкольном участке и ремонте школы была создана учебнопроизводственная бригада из 4 звеньев: строителей, садоводов, овощеводов, цветоводов. Рабочий план бригады составлен таким обра зом, чтобы все учащиеся за время обучения в школе последовательно прошли три этапа: в начале, в 4,5 классах, . были цветоводами* затем в 6 классе — овощеводами и в 7 классе — садоводами. Члены бригады привлекались к составлению плана бригады, к определению себестоимости выращенной продукции, вели учет труда. Бригада действует круглый год. Зимой учащиеся заняты теоретической подготовкой, узнают методику постановки опытов и т. д. Хорошо организована работа на учебно - опытных участках Кайлинской, Смоленской, Октябрьской (Ново- поросского сельского Совета), Мошковской, Станционно - Ояшинской, Ташаринской средних, Умревинской, Кузнецовской, Мошнинской, Уч - Балтийской, Мотковской восьмилетних школ. Члены школьных лесничеств не только участвовали в посадке и обработке лесных культур, но и изучали природу района, вели фенологические наблюдения. Материалы экскурсий, походов, результаты наблюдений оформлены в уголках и музеях природы Белоярской и Дубровинской средних школ. Белоярские школьники посадили сосну и кедр на 32 га, ухаживали з^ саженцами на 128 га. Собрали 530 кг коры, 50 кг калины, 2 тонны витаминизированного корма, 500 кг коры собрал Женя Козлов, 40 кг калины — Света Парков- ская,532 кг витаминного корма- — Наташа Козырни- кова. В Дубровинском лесхозе трудились учащиеся Дубровинской средней школы. Они выкопали 1 млн. 300 тысяч саженцев, ухаживали за лесными культурами на площади 6.7 га, собрали 12 килограммов лекарственного сырья. Действовали школьные лесничества и в Мошковской, Локтннской, JVIotkob- ской восьмилетних школах. Производственные звенья, созданные в восьмилетних школах, оказали большую помощь совхозам и колхозам. Хорошо потрудились учащиеся Уч-Балтннской, Кузнецовской, Орской, Во- роновскон. Елтышевской школ. В Уч - Балтийской они работали на заготовке кормов, в рыбоводстве (звено рыбоводов), на ремонте школы. Учащиеся Мотковской школы выращивали овощи для столовой пятой фермы совхоза «Большевик». Звенья Кузнецовской, Елтышевской восьмилетних школ в составе 10 человек помогали совхозам «Галин- ский», «Восход» в заготовке сена. Итоги пятой, летней трудовой четверти показали, что ребята наши землю любят. На будущее следует учесть выполнение всех пунктов договоров школ и хозяйств. Пока же еще не за всеми ученическими бригадами и звеньями закреплены Специалисты, мало бригад, имеющих свою технику, мало животноводческих бригад. Г. ЧЕРЕМИСННА, инспектор районо. ВЕРА ПОМОРЦЕВА (Дубровннская средняя школа) сообщила о деятельности школьного лесничества. Наша школа находится на территории Дубровинского лесхоза. У нас большой лесопитомник: 26 га. В питомнике выращивают саженцы сосны, ели, кедра, рябины. Их каждую весну и осень везут для посадки в различные лесхозы области. Школьное лесничество работает здесь уже несколько лет. Мы выполняли работы на 5 га, помогали выкапывать саженцы, npHKanbmaTLw их, грузить на машины. Осенью школьники собирали для лесхоза плоды боярки и рябины, а зимой будут собирать шишки сосны. Лесхозы нашей области сейчас заняты не только посевом и посадкой леса, охраной и уходом за ним, но и сбором лекарственных трав. Ученики нашей школы собрали 3,5 кг пижмы, 4,6— крапивы, 0,5 — ромашки, 5 — тысячелистника, 1,5— подорожника, 0,5 кг череды. Лесхоз не остался в стороне от нужд школы. В этом году он выделил деньги на поездку учащихся в Волгоград, Брест, Шушенское. Р А Б О Т А И О Т Д Ы Х ИРА СЕНИЧЕВА (Смоленская средняя школа) познакомила делегатов слета с жизнью школьной производственной. В Смоленской школьной производственной девочки 7. 9" классов выращивали лук на 5 гектарах. С 31 мая мы прореживали и пропалывали всходы, копали лук на продажу. В августе собирали урожай. Жили мы в интернате. Работали с 9 часов утра до 14 часов. После обеда до 18 часов использовали время по личному усмотрению. Затем вновь собирались все вместе. Почти ежедневно проводились тренировки, соревнования по волейболу, «вечера отдыха». Часто смотрели кино. Несколько девочек в составе агитбригады выступали с концертами по отделениям совхоза. - * НАДЯ ЧИРКОВА (Октябрьская средняя школа совхоза «Мошковскнй»") остановилась на опытнической работе. Пришкольный участок состоит из трех отделов: опытного, коллекционного, начальных классов. На коллекционном участке выращивали однолетние, двухлетние и многолетние культуры, расположенные по семи семействам, а также растения, мало распространенные в нашей местности, патиссоны, скороспелую кукурузу, просо, лен, кабачки, тыкву, салаты, щавель и другие культуры. На опытническом участке были заложены следующие опыты: способы размножения картофеля глазками, половинками клубней, целыми клубнями, влияние окучивания на урожай картофеля, прививка томатов на картофель. Очень интересный опыт — прививка томатов- на картофель. Ребята 6 опыт-это класса. сами производили прививку помидоров черенками на стебли картофеля. Многие черенки прижились и дали урожай помидоров и одновременно клубней картофеля. Опыт выращивания помидоров из черенков был описан в журнале «Юный натуралист». И мы решили попробовать сами. В начале июня мы срезали боковые побеги помидоров, поместили их в банку с водой и поставили на 1,5 недели в затемненное местоТнаши черенки дали обильную корневую систему и даже зацвели. Мы высадили их в почву на участке. Сроки созревания плодов были немного позже, чем при рассадном способе. И все же теперь мы можем рекомендовать всем,, у кого вдруг погибнут помидоры от заморозка или сломаются кусты, не выбрасы-

люшковская новь 3 4 октября 1975 г. № 120 (3526) 11 РАЙОННЫЙ СЛЕТ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ БРИГАД ЦИФРЫ И ФАКТЫ В 1975 году в шести производственных бригадах были заняты 273 ученика, в четырех лагерях труда и отдыха — 261, в девяти школьных лесничествах — 527, в 17 производственных звеньях — 635 учеников. За бригадами было закреплено 122 гектара земли. Выращено картофеля на 36 га, корнеплодов — на 31 га, капусты — на 60 га, овощей — на 5 га. Силами учащихся в хозяйствах района заготовлено сено на 820 га, убраны картофель, овощи, корнеплоды с 200 га. ЛЕНА ФИЛИМОНОВА (Кузнецовская восьмнлет- няя школа) особо отметила большую помощь учащихся совхозу «Галннскнй». Пришкольный участок в Кузнецовской школе составляет всего 5 соток. И все же мы смогли поставить опыты, вырастить овощные, зерновые, бобовые культуры. Лук, бобы, горох, мак, морковь выращивали ученики начальных классов. Пятиклассники проводили опыты с картофелем. С 11 квадратных метров они получили 400 килограммов картофеля. Некоторые клубВАХТА-75 Таня Тюлькина (Белоярская средняя школа) рассказала о работе юных звероводов, овощеводов, строителей, школьного лесничества. Летом наши учащиеся работали в звероводстве, овощеводстве, на строительстве школы, в лесничестве. В звене звероводов 12 девочек 8—9 классов ухаживали за норками, подменяя отпускников — рабочих. Пятиклассники и шестиклассники шефствовали над кроликофермой, по графику каждый день помогали работницам: чистили клетки, заготавливали зеленый корм. Сре^и них следует отметить Н. Варутину, Н. ЕвстифеевуТ К. Бобкова. Многие ребята помогали родителям на норковой, лисьей фермах. 28 семиклассников составили бригаду овощеводов. По трудовому соглашению, заключенному с совхозом «Белоярский», они обязались вырастить на 70 сотках овощи для зверей. В бригаду вошли два звена. Первым руководила Катя Золотарева, вторым — Люба Харина, а в целом бригадой — Галя Лучшева. Ребята произвели посадку ово щей, пропалывали всходы, собирали салат, убирали урожай. На строительстве школы летом было занято звено строителей, состоявшее из мальчиков 9 класса. С. Барановский и М. Васюков отработали по 60 часов. Ежегодно Белоярскому лесничеству и Дубровинскому лесхозу приходят на помощь наши ребята. Нынешним летом они посадили деревья на 32 гектарах, а осенью пропололи саженцы на 128 гектарах. Кроме того, сдали в лесхоз 530 килограммов дубовой коры, 50 килограммов калины. 17 сентября на Комсомольске - пионерском собрании «Мой труд вливается в труд моей республики» учащиеся каждого класса взяли обязательства — отработать на строительстве школы в течение года по 10 — 30 часов. На собрании подведены итоги пятой четверти труда и отдыха. Каждый класс сдал рапорт, классам — победителям были вручены переходящие вымпелы, многим учащимся объявлены благодарности. Каждый год в сентябре совет дружины и комитет комсомола объявляют трудовую вахту. В 1974 — 1975 учебном году она была посвящена 30-летию Победы над фашистской Германией. Итог таков. Убрано картофеля с 12 гектаров, собраны тонна макулатуры, 590 килограммов полимеров, 300 — цветного лома, 700 — кости, 3 килограмма березовой почки, заготовлено и сдано в совхоз витаминного корма (крапивы, рябины), более четырех тонн. Трудовая вахта - 76 посвящается XXV съезду КПСС. Первый вклад в ее честь сделан. Убрано 5 гектаров картофеля. Всей школой собирали колоски. Комсомольцы 9 класса во главе с классным руководителем Е. К. Пислегиным работают на току. * - ИНТЕРЕСНО вать их, а использовать эти черенки. Провели опыт — влияние пасынкования томатов на сроки созревания плодов. Пасынкованные растения дали нам ранние спелые плоды, а непасынкованные дали плоды значительно позже. Опыт — влияние удобрений на урожай канусты — дал следующие результаты. Наиболее сильными были растения на делянке, где применили и минеральные, и органические удобрения. Учащиеся начальных классов выращивали цветы, бобы, горох, свеклу, морковь и другие растения. Работа на участке велась в течение всего лета. Кроме пришкольного-учеб- но - опытного участка, у нас было еще очень много работы. Бригада строителей участвовала в ремонте школы. Был произведен огромный объем работ по ремонту мастерской и спортивного зала. Ребята работали с большой охотой. Из девочек старших классов было организовано два звена. Одно — по текущему ремонту школы. Девочки красили окна, полы, шкафы. Второе звено — по уходу за картофелем на поле. Все работали очень хорошо. В результате — школа хорошо отремонтирована, а на участке и в поле получен высокий урожай. Некоторые учащиеся после прохождения практики в школе работали в совхозе на установке АВМ по производству травяной муки. Смена ребят в составе Сергея Баркунова, Саши Дуль- зона, Сергея Кудрявцева, Володи Барбарина, Николая Портнова перевыполняла норму. Александр Степанов и Анатолий Гришин вдвоем полностью сделали подвесную дорогу в типовом свинарнике. >ИТОГИ помогли С О В Х О З У ни весили 800 граммов. Ученики 6 класса выращивали зерновые культуры: овес, пшеницу, ячмень, ста-; вили опыт над турнепсом. Особенно хороший урожай дала кукуруза, которую вырастил Володя Кожаро. Семиклассники и восьмиклассники работали в саду, помогали совхозу в заготов-. ке кормов, трудились в животноводстве, на току.v С. Пинчук^ В. Тишин, /. о С. Музыченко,. Е. Михеев помогали заготавливать корма. В. Кожаро возил на склад очищенное зерно, чистил территорию тока; подвозил воду рабочим. А . Ануфриев пас жеребят. С. Михеев, С. Чернов, О,, Иванова, С. Холодкова работали на ферме. Л. Стрельникова вместе с ма!йой летом пасла телят. У.чащиеся нашей школы пополнили запасы зеленой аптеки. Собрали и сдали в аптеку лекарственные травы и растения: vберезовую почку. пижму, ромашку, черемуху. : , С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ ЦИФРЫ и факты В 5 средних школах района ведутся факультативы по изучению трактора, технологии тракторных работ, автоделу, электротехнике, основам животноводства. Школы подготовили в 1975 году 32 шофера, 11 трактористов (получили права). Автоделу обучались 331, изу чали сельхозмашины 41 учащийся. Опытнической работой на пришкольных участках занято около 350 уча щихся. В школьных лесничествах посажено леса на 40 га, проведен уход за лесными культурами на 135 га, собрано 80 килограммов лекарственного сырья. A / S A A A A A A A A A A A A A ГЕНА КОРЕНЬКОВ (Стан- цнонно - Ояшинская средняя школа) говорил о радости общения с природой, об опытнической работе. В эхом году, по заданию научно - исследовательского института школьники проводили сортоиспытания в семействе злаковых культур. Выращивали рожь яровую «Тетроплоидцую»,. пшеницу 1463 «РубиН»,( ячмень Обской, просо черноплодное и другие культуры. Моему звену было дано задание — Провести опыт по выращиванию картофеля разными способами. Первый способ: картофель высаживали целыми клубнями, вто- 1 рой — ростками, третий -? очистками. В летнее время я часто приходил .на' учас«. ток, вел наблюдение. Первые всходы появились там, где картофель садили ростками, затем всходы появились на делянке с целыми клубнями. Дважды летём мы провели рыхление и окучивание. В сентябре убрали картофель, Урожайность была разная. Там, где картофель выращивали целыми клубнями, урожай составил 210 центнеров с га, там, где выращивали очистками, — 185 ц с га, и там, где выращивали ростками, урожайность была 63 ц с га. Надо отметить, что там, где выращивали целыми клубнями, изошел весь картофель, а где выращивали ростками половина не взошла. Там, где садили очистками, изошел не весь картофель, но он был самый крупный. # На участке также проводили опыт по выращиванию пшеницы в разные сроки. Пшеницу посеяли 4 мая iia первой делянке, на второй посеяли 20 мая, на третьей — 2 июня. Самая высокая урожайность была’на участке с самым ранНим сроком сева, хотя в первой декаде мая стояла холодная погода, заморозки доходили до —5 градусов и даже выпадал снег. Самая низкая — там, где пшеницу посеЯли 2 июня. Работая на участке, я много узнал о различных растениях, о том, как их выращивать, какую пользу они приносят. Я научился любить природу. Г R. В УЧЕБНО -ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИРА КОНДРАТЬЕВА (Октябрьская средняя школа совхоза «БарЛакский») Дала характеристику учебно- производственной бригаде. В 1973 — 74 гг. мы впервые попытались создать производственную бригаду, которая работала бы летом на выращивании овощей в совхозе «Барлакский». Начало было неплохим, но из-за недостаточно четкой организации завершить циклы работ по возделыванию овощей в закрытом грунте мы не смогли. Да и руководители хозяйства невнимательно отнеслись к возможностям ребят, не до конца поверили в серьезность наших намере-. ний. В этом году мы более ответственно провели фор- _мирование^ производственной оригады, 'планирование" ее работы в летний период. Еще ранней весной всем, желающим работать в производственной бригаде, было предложено подать заяв-' ление о приеме. Между производственной ■бригадой школы и дирекцией совхоза был заключен договор, в котором мы брали- на себя обязательства: вырастить раннюю капусту на 40 га и огурцы в пленочных теплицах на 1300 квадратных ветрах. Дирекция совхоза обещала Обеспечить бригаду всем необходимым для выполнения этой работы. В бригаде создали 4 звена: звено тепличниц, 2 звена по поливу овощей в открытом грунте и звено по выращиванию ранней капусты. Свою работу мы начали еще в .апреле. Ребята очистили от снега 2 теплицы и подготовили их к закрытию пленкой. Подготовили землю в теплицах в мае для посадки рассады огурцов. Звено тепличниц состояло из 5 человек. Одну теплицу от начала до конца (3 месяца) вела я, а в другой'по очереди работали Оля Осадная, Наташа Петренко, Оля ЛаДунова,' Оля Черная и Таня римина — все ученицы 9-го Класса.' В первый ,месяц основной работой была ’прополка, пб- лив, поднятие грядок, рыхление почвы и, самое главное, — подвязка растений. Первый месяц было интересно, но самая интересная и ответственная работа была в июле. Это формирование растений. От того, во-время или нет сформированы растения, во многом зависит урожай. В августе в основном шел сбор огурцов, продолжалось частичное формирование растений, за сезон три раза делали подкормку. Звено по выращиванию ранней капусты успешно справилось со своей задачей. Здесь работали учащиеся 6—7 классов. Капусту вовремя посадили и пропололи, собрали хороший урожай: 325 ц с га вместо 160 центнеров по плану, всего 1625 центнеров. Особенно хорошо зарекомендовали себя в этом звене Люба Калганова, Наташа Дзубан, Вера Задруцкая, Ваня Ларионов, Володя Кушнерук и другие. Увлеченно трудились все лето 2 звена 'юношей 8—9 классов на поливе овощей в открытом грунте. Это звенья Александра Гебеля и Сергея Николаева. Как правило, они выполняли дневные нормы на 150 процентов. Были у них и срывы в работе — не всегда хватало тракторов. Но после того, как закончили посадку капусты, все уладилось. Ребята этого звена обедав ли прямо в поле, во время перерыва ездили купаться на озеро. Иногда лопались трубы: гидросистемы, ‘и тогда ребя-) там приходилось жарко. Mo,;' несмотря на трудности, ни-* кто не ныл. «*- Работа крепче Сдружила , нас, помогла лучше узнать ДРУГ друга, познать радость труда. Члены производственной ' бригады не ограничились только выполнением работ предусмотренных трудовым договором. Звено по выращиванию ранней капусты своими силами помогло п о ­ с а д и т ь почти ВСЮ позднюю капусту на территории пер • вого отделения совхоза. Звенья на поливе в течение лета поливали не только раннюю капусту, но и все поля на орошаемом участке. По примеру членов производственной бригады помогали совхозу в выращивании и уборке овощей и ребята младшего возраста — 4—5 классов: убирали лук, щавель, приводили в порядок территорию овощнЩо Цеха. А когда началась массовая уборка смородины в школьном саду, то даже малыши 1, 2 классов включились в общий труд и завершили сбор смородины в течение двух дней. Опыт работы производственной бригады у нас небольшой, не все еще у нас получилось. Не отработала система самоуправления, не организован быт, как хотелось бы, коллективный: отдых. Но я думаю, что в следующем году эти недостатки мы учтем. Руководство совхоза на шей бригадой довольно,' и уже сейчас мы „ведем разговор об организации работы на будущее лето. Думаем начать агроучёбу членов производственной бригады в зимний период. -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2