МОШКО.ВСКАЯ НОВЬ Школьная страница 23 сентября 1975 г. № 115 (3521) = Школьная страница Педагогическое просвещение родителей имеет разнообразные формы. Это — университеты и факультеты педагогических знаний, школьные лектории, конференции по семейному воспитанию, общешкольные и классные родительские собрания, индивидуальные и коллективные консультации, поклассный педагогический всеобуч родителей, вечера вопросов и ответов и т. д. Необходимо добиться, чтобы все родители активно участвовали в проводимой работе. Университет может состоять из двух отделений: для родителей учащихся начальных классов и для родителей учащихся средних и старших классов. На 1 отделении рассматриваются особенности психического развития детей младшего школьного возраста, формирование познавательных интересов, воспитание усидчивости и внимания, воли. На II отделении — психологические особенности подростка, организация ! домашней самостоятельной работы, нравственное воспитание и т. д. Занятия проводятся раз в месяц. Лекции читают руководители школы, учителя, врачи, работники милиции. Живой интерес вызывают встречи «за круглым столом», которые проводятся 3—4 раза в год. Они посвящаются самым злободневным вопросам школьного и семейного воспитания: формированию интереса к знаниям, досугу школьника, трудовому воспитанию в семье, помощи школьнику в выборе будущей профессии. Ценность бесед состоит в том, что здесь выступают и родители, и педагоги. При этом устанавливается непринужденная и деловая обстановка и живой контакт. Необходимо выработать у родителей интерес к педагогической литературе. В школе должен работать книжный лоток, где родители смогут купить себе педагогическую литературу. Можно организовывать выставки литературы по вопросам семейного воспитания. Необходимо добиться, чтобы все родители выписывали и читали журнал «Семья и школа». Можно рекомендовать книги советских педагогов А. Пинта и И. Свадковского. Читать лекции для родителей нужно с привлечением технических средств, т. е. сопровождать лекцию показом кинофрагментов, прослушиванием магнитофонных записей. Учащиеся готовят световую газету: «Для вас, родители», в которой отражена жизнь школы. Наряду с коллективной формой необходимо иметь систему индивидуального педагогического просвещения родителей. В центре внимания находятся «трудные» семьи. Посещение квартир таких семей удобнее проводить в субботу, когда большинство родителей дома, а результаты фиксировать в специальных тетрадях, записывая выводы и предложения. В течение учебного года таким образом можно обстоятельно познакомиться с материальным положением и с характером воспитания в семьях. Учителя и активисты-родители приходят в семью для взаимного доверительного и уважительного разговора об успехах и трудностях в воспитании детей. В большинстве семей, даже «трудных», устанавливаются отношения взаимного уважения и доверия, вырабатываются общие требования к детям, что делает процесс воспитания более эффективным. Так, у ученика II. было крайне неустойчивое внимание, он легко отвлекался, часто не выполнял до конца учебные задания. Для родителей П. была проведена беседа, как выработать внимание у детей. Очень полезная форма педагогического просвещении родителей — это рукописный журнал «Семья и школа». Его авторами являются учителя и родители. Учитель на основе изучения индивидуальных особенностей ребенка пишет открытое письмо родителям, дает советы, рекомендует литературу к данному, конкретному случаю. При этом предлагает и книгу. Журнал с книгой приходят в семью, родители изучают то и другое и возвращают в школу. Журнал «Семья и школа» ведется поклассно. Получив его, родители читают все записи, имеющиеся в нем, что помогает им определить и установить причину отклонения ребенка от нормального развития. Надо иметь постоянную связь с выпускниками школы, организовывать встречи с ними и с учащимися. Постоянное общение детей с выпускниками положительно влияет на формирование лучших черт, особенно на формирование характера «трудного» подростка. За последние годы в нашей Та- шаринской средней школе накоплен некоторый опыт обучения родителей в воспитании детей. Мы сочетали массовые формы пропаганды знаний с индивидуальной работой с родителями. Я руководила 6 лет родительским лекторием, который работал под девизом: «Товарищи родители, если вы хотите видеть своих детей сильными, умными и «доровыми, приходите к нам, мы вам поможем!» На лекции приходило по 100—150 человек. Тематика лекций была разнообразной. Мы старались помочь родителям учить детей понимать, ценить и созидать прекрасное, воспитывать у школьников трудолюбие. беззаветную преданность Родине, идеям коммунизма, растить их коллективистами, честными, скромными, культурными людьми, не упускать за повседневными, частными задачами воспитания его конечную цель. Иногда мы читали лекции по просьбе родителей. После лекции всегда выступали дети с небольшим концертом художественной самодеятельности, показывались киножурналы, кинофрагменты и т. д. Работа с родителями не ограничивается чтением лекций на занятиях нашего лектория, по местному радио, на классных родительских собраниях. В нашей школе в неделе один день считается родительским днем. В этот день часто можно видеть учителей, беседующих с группой или одним родителем. К этому учителя тщательно готовятся, подбирают литературу, готовят выставку тетрадей, дневников. Классные руководители, учителя - предметники посещают учащихся на дому, где тоже проводят соответствующие беседы по воспитанию детей.. В своей повседневной работе педагогический коллектив Ташаринской средней школы опирается на общественные организации, советы содействия школе и семье, созданные на всех предприятиях. Большую помощь оказали советы содействия при станции железной дороги, при рабочем комитете ЛПК-2. Совет содействия при больнице заслушивал на своих заседаниях родителей, мало уделяющих внимания своим детям, давал им рекомендации в воспитании, проверял их выполнение на дому и в школе. В. МЕЛЬНИКОВА, Т. КЛОПОВА. с. Ташара. ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ Очень важно широко пропагандировать опыт воспитания. В нашей школе мы практикуем собрания отцов. Был создан их совет. В прошлом учебном году он заседал один - два раза в месяц, обсуждал вопросы учебы и воспитания учащихся. При школе активно действует родительский комитет, который занимается нсеобучем, воспитанием де тей в семье, содействует в оказании материальной помощи. Классные родительские собрания проводятся каждую четверть. Кроме того, работают родительские тройни. Родители посещают квартиры учащихся, следят за выполнением режима дня, заслушивают отчеты об учебе и поведении ребят, помогают в организации праздников и классных часов. При исполкоме Дубровин- ского сельского Совета работает женсовет, где есть детский сектор. Члены этого сектора вместе с медицинскими работниками также посещают квартиры учащихся. На одном из заседаний женсовета обсуждался вопрос воспитания детей в семье и санитарное состояние квартир. Своим опытом поделилась А. Г. Васильева, дети которой хорошо учатся, активно участвуют во внеклассной и внешкольной работе, приучены к порядку и труду. На заседании также заслушивали родителей, у которых не все благополучно в семье. Оказывает помощь в воспитании детей и шефствующая организация — Дубро- винский лесхоз. За цехами этого предприятия закреплены определенные классы. Рабочие вместе с ребятами обсуждают взятые обязательства, учебу и поведение. Некоторые ученики имеют индивидуальных шефов. Так, В. С. Комашко был шефом Миши Дырова, который успешно закончил 8 классов и продолжал учебу в Ояшинском СГ1ТУ-8. Шефами 6 «А» класса являлись работники Дуб- ровинской больницы. Ребята ходили к медикам с концертами, помогали в. очистке территории больничного двора, колке дров. Работники же больницы провели беседы: «Чистота — залог здоровья», «Как уберечь себя от инфекционных заболеваний», рассказывали о своих профессиях, заслушивали отчеты учеников о полезных делах. Шефов школьники приглашали на сборы, классные часы. Положительно влияет на формирование характера подростка и переписка учащихся с воинами, встречи с ними. На сбор «Знания нужны, как винтовка в бою» семиклассники приглашали воинов, находившихся в отпуске, бывших учеников нашей школы. Они рассказывали о том, как много надо знать, чтобы служить подводником или ракетчиком. Были прочитаны письма солдат, присланные ребятам к этому сбору. Л. ПЛАКСИНА. с. Дубровино. Митинг солидарности с народом Чили Учащиеся Дубровин- ской средней школы провели митинг, посвященный мужественной борьбе чилийского народа за свои права. В своих выступлениях учителя и учащиеся выражали солидарность с чилийским народом. Присутствующие на митинге подписались под воззванием, в котором были выражены протест против действий чилийской хунты и требование освободить секретаря Коммунистической партии Чили Луиса Корвалана, секретаря молодежной организации Чили и других коммунистов. В Е Т Е Р А Н Ы Выбор жизненного пути у Ивана Васильевича Рома- нычева определился с детства. По примеру родителей он решил стать учителем. С 1947 года, после окончания Новосибирского учительского института преподает в школах нашего района. В настоящее время коммунист И. В. Романычев ‘— учитель истории Октябрьской средней школы совхоза «Мошковский». На снимке: И. В. Романычен. Н А Р О Д Н О Г О ПРОСВЕЩЕНИЯ Ветеран войны и труда Анатолий Петрович Игнатьев преподает биологию .в Мошковской восьмилетней школе № 2. В далеком 1943 году молодого лейтенанта назначили командиром минометного взвода. К концу войны капитан А. П. Игнатьев командовал минометной батареей. В мирное время коммунист А. П. Игнатьев посвятил себя трудному, но почетному делу — воспитанию подрастающего поколения. /« «w w w w awM HW w w aM iw ; & %
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2