Мошковская новь, 1975,№ 111

мошковскля новь :13 сентября 1975 г. № 111 -(35(7)г СЪЕЗДУ ПАРТИИ— ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ! В эти дни тысячи и тыся чи трудовых коллективов в ответ на Постановление ЦК КПСС «О социалистическом соревновании за достойную встречу XXV съезда КПСС» принимают новые обязательства. Высокие рубежи намечают машиностроители Л е ­ нинграда и металлурги Магнитки, строители и шахтеры Украины, кукурузоводы Кубани, нефтепереработчики Западного Урала... Центральный Комитет партии, одобрив инициативу коллективов трудящихся, передовиков производства, выступивших с ценными инициативами и починами, отметил в этом Постановлении, что от успешного решения больших задач, которые предстоит выполнить в этом году, во многом будут зависеть общие итоги девятого пятилетнего плана, начало новой, десятой пятилетки. А работы во всех отраслях экономики страны в оставшееся до конца года вре; мя — немало. В промышленности и капитальном строительстве усилия тружеников направлены сейчас на реализацию напряженных заданий второго полугодия, своевременный ввод и освоение новых производственных мощностей. Работники сельского хозяйства стремятся сделать все для того, чтобы успешно завершить уборку урожая, создать запас кормов к зимовке скота, хорошо подготовиться к весеннему севу будущего года. Особенно важно, как подчеркивается в Постановлении ЦК КПСС, придать соревнованию в честь предстоящего съезда ленинской партии всенародный размах, чтобы в него были вовлечены все рабочие, колхозники, инженерно - технические работники, чтобы каждый коллектив, каждый труженик внес свой весомый вклад в это общенародное дело. В эти дни весь советский парод узнал о больших успехах, достигнутых в ходе социалистического соревнования работниками промышленности Москвы и Белоруссии — досрочном выполнении заданий пятилетки. Нет сомнения, что и далее будут поступать сообщения о досрочном завершении планов трудящимися других союзных и автономных республик, краев, областей. Немало уже в стране больших трудовых коллективов — заводов, фабрик, производ-, ствённых объединений, колхозов и совхозов, добившихся успехов в борьбе за досрочное выполнение планов пятилетки. Выполнили пятилетнее задание по важнейшим показателям работники электронной промышленности, коллективы Братской ГЭС и «Куйбышевгидро- строя», энергетики Костромской ГРЭС... Этот список полнится с каждым днем. Как подчеркивается в Постановлении ЦК КПСС, организовать всенародное соревнование в честь предстоящего съезда — в этом сейчас важнейшая задача партийных организаций предприятий, колхозов, совхозов. Предсъездовское соревнование — центральная задача и районной печати. В Постановлении ЦК КПСС указывается, что газетам следует полнее раскрывать достижения и опыт передовиков, коллективов, их борьбу за право удостоиться переходящего Красного Знамени, памятного знака ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За трудовую доблесть в девятой пятилетке». (Корр. ТАСС ). ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ Ведущая и основная роль в уроке' принадлежит учителю. Все зависит от его энапжй, эрудиции, его золотого сердца. Ведь в деятельности учителя важно асе. От взгляда и жеста руки до внутреннего богатства духовной жизни. Ученик видит учителя сразу как бы в трех измерения*: как учителя, являющегося источ- ндоом знания об акружатем мире; как воспитателя, ставящего целью создать в нем определенный характер, определенную личность; и, наконец, как человека с его особым мирам чувств, эмоций, раздумий, с особой оценкой фактов и явлений живши, с особыми интересами и наклонностям ч, достоинствами и слабостями. Маши учащиеся получают сейчас очень много информации. И учитель должен очень много знать, постоянно сам учиться. Великий русский педагог Ушинский писал: «Учитель живет до тех пар, пока он учится. Как только он перестал учиться., в нем умирает учитель». Эти слова приобретают в наши дни особенно глубокий смысл. Успех урока во многом будет заимеет от того, насколько сумеет учитель увлечь учащихся изучаемым предметом, возбудить у ник любопытство., любознательность, превратить эти качества в интерес, постепенно перевести интерес •непроизвольный в произвольный, устойчивый, в потребность в знания*. Писатель В. Тендряков в романе «За бегущим днем» писал от имени своего героя, учителя сельской школы Бирюкова: «На затянувшихся педсоветах, по дороге из школы к дому, ночью в постели я постоянно обдумывал: с какой стороны подступиться к объяснению каких-нибудь прилагательных, пишущихся через два «н», как рассказать о них, чтобы все, до последнего ученика в классе не отвлекались, а с жадностью слушали меня? Каким неожиданным приемом, чем привлечь их внимание?» Прежде всего любой из нас обязан перед ребенком «поворачивать мир» таким образом, чтобы обычные явления в его сознании' приобретали свою внутреннюю. значимость, скрытую будничной жизнью. Для этого уже при планировании и разработке уроков необходимо как можно шире изучаемый материал увязывать с жизнью, использовать многообразие информации, периодической печати, журналистики, событий впутришколь- иой жизни. Учителя пашей шкоды постоянно ищут более эффективные методы ведения урока. ...1 сентября. Радостные и взволнованные приходят пятиклассники на свой первый в этом году урок русского языка'. А на доске, как бы отвечая их внутреннему настроению, текст, который им предстоит разбирать на законченные предложения, посвященные началу учебного года. На уроках русского языка школьникам предлагается использовать свежие номера газет, литературно - общественны* журналов, событий из своей собственной жизни, подбирать примеры или написать текст на определенные грамматические законы. Это делают многие словесники. Учителя предлагают ученикам иллюстрировать свои ответы примерами из статей газет, журналов и так далее, при условии прекрасного знания используемого материала в целом. Тогда, на уроке совершенно естественно воаюткает большой и непринужденный разго- •вср о многообразных явлениях окружающей действительности. На уроке в ходе освоения учебного материала ' незаметно, но последовательно формируется и укрепляется интерес к тому, что делает наш народ, наша партия в борьбе за построение коммунизма. Неизгладимое впечатление оставляют уроки «Встречи по- кодеиий отцов и детей». Такие уроки можно проводить по внеклассному чтению, по истории. Особо важное значение имели эти уроки в канун 30-летия Победы нашего народа в Отечественной войне. В нашей школе такие уроки проходили по темам: «Этих дней не смолкнет слава», «Строки, опаленные войной»... Учащиеся любовно отыскивали стихи и песни военных лет, выступали с ними па конкурсе «Лучшего чтеца». Но главным на этих урока* — были встречи с участниками войны. Так, например, на уроке внеклассного чтения в 5 классе, после чтения учащимися стихотворений о Великой Отечественной войне, прослушивались стихи военных лет в исполнении самих авторов (в грамзаписи). А далее учитель знакомил учеников со свидетелем и участником событий. Ребята, заташв дыхание, слушали, как рассказывал ветеран войны о сражениях на Белорусской земле, о партизанском движении в Белоруссии, и казалось, что участниками его стали и они. В заключение рассказчик, 11. И. Дейкун, повествует о поездке в Белоруссию помостам боевой славы, о трагедии Белорусской деревни Хатынь. Его сообщения настолько увлекли ребят, что они попросили отдельный урок внеклас- н.ого чтения посвятить событиям в Хатыни. К этому уроку ученики принесли очень много материалов. Оказывается, сестра одной девочки ездила в Хатынь, привезла оттуда иллюстрации, брошюры и даже пленку с записью Хатынских колоказов. Не случайно, когда ребята писали сочинение «Самый интересный урок», одна ученица написала: «У нас был необыкновенный урок внеклассного чтения, где мы слушали живую историю Великой Отечественной войны. Слушала я рассказ Николая т1ш ш м т н н ш УВЛЕЧЕННОСТЬ ТРУДОМ Во всю разошлась уборочная страда. С утра до позднего вечера на полях не смолкает гул моторов. Идет уборка нового урожая. И не смотря на то, что небо хмурится, механизаторам жарко от напряженной работы. Да и не только механизаторам. Во время уборки бывают поломки комбайнов, тракторов и автомашин. Случилось так, что основному электросварщику ремонтной мастерской Андрею Чу- пахину было трудно справиться с нахлынувшей работой. А тут еще железные кузова самосвалов надо ремонтировать. Руководство решило перевести временно в РТМ с первой свинофермы электросварщика Василия Сафонова, чтобы скорее восстановить автомашины. Коммунист В. Сафонов горячо взялся за дело. Объём работы был велик. Железный кузов ГАЗ-53 пришлось снять с рамы и «варить» капитально. Сколько выдумки, творчества и смекалки проявил при этом молодой электросварщик. Сафонову помогал шофер Алексей Валевач. Три дня напряженной работы и ку-i зов был восстановлен. Не успел сварщик передохнуть, как подъехал на таком же самосвале Владимир Носолевич. И снова В. Сафонов с раннего утра до позднего вечера сваривал швы и трещины, угольники и бруски-усилители. За два дня и эта машина была поставлена в строй. Василий Сафонов сравнительно недавно окончил курсы электросварщиков и в течение двух лет в север-, шенстве овладел ' профессией. В совхозе хорошо знают его трудолюбие и настойчивость, привычку во всем довести дело .до конца. И туда, где трудно, где надо поработать напряженно, руководство посылает коммуниста Сафонова. Однажды заболел управляющий свинофермой. Дирекция доверила Сафонову вести все производственные дела. И, надо сказать, В. Сафонов не только сам работал с огоньком, но и остальных заражал своим оптимизмом, бодрым настроением. ...Веером разлетаются искры от электросварки. Вот Василий поднял предохранительный щиток, несколько раз вздохнул свежим воздухом и снова склонился над деталью. Приятно смотреть па человека, который с душой относится к делу. На такого можно твердо надеяться в любой работе. Он не будет отнекиваться, что мол не мое это дело, любую работу. если ему поручают, всегда выполняет с желанием и качественно. Такими уж чертами характера обладает Василий. Вступив в ряды КПСС, он еще самокритичнее стал относиться к себе, к выполнению рабочего долга. Васи- f лий постоянно показывает пример ударного труда, коммунистического отношения к производству. А как же иначе? Ведь коммунист должен вести за собой людей, вдохновлять личным примером. Именно так и поступает молодой электросварщик первой свинофермы Василий Сафонов. Г. ПЕТРОВ. - Совхоз «Большевик». Ивановича и думала: «Счастливые мы, наше поколение, что живем в такое прекрасное время, в мире и покое... Но если настанет трудиюе время для нашей Редины, то мы, не задумываясь, также встанем на ее защиту»... Психологами установлено, что активное мышление — это разрешение проблемы, оно всегда начинается с проблемы или вопроса. Проблемный подход как раз н предполагает целенапратлепную организацию позиавателыныл действий учащихся но осознанию и разрешению учебной проблемы. Учебная проблема — это всегда задача теоретического или практического характера, для решения которой необходимо ответить на ряд промежуточных вопросов, решить ряд промежуточиIых познаватель:i-ых задач. На одном из уроков физики по теме «Законы испарения» -наша учительница Т. Д. Осипова организовала начало изучения темы следующим образом. Учительница вместе с -.лаборантом прошла по рядам н капнула на ладонь каждого ученика капельку эфира. В первый момент в классе пастушила тишшга: что будет? После того, как каждый ученик обнаружил, что капля моментально испарилась, а на ее месте возникло ощущение хатода, раздались возгласы удивления. Так в сознании учащиеся зародился вопрос: почему? Что и явилось основным вопросом данного урока и всей темы. Учителя И. В. Ромаиычев, А. А. Михаил «ж часто исподь- завалн на урока* метод рецензирования самими, учащц-. мнея. Это нацеливает глуша- i ' i ющих на более- глубокое про- ии>хищение в сущность того или иного вопроса, а отвечающего — на более серьезное его освещение. 'Привлечь внимание к балее глубокому изучению темы можно составлением плана рассказа учителя или по трудной теме по данному учителем плану ребята ищут ответ па главный вопрос. Очень продуманно подходит к каждому уроку учительница математики Г. Ф. Овчинникова. Ее уроки всегда хорошо оборудованы. Поурочные планы этой учительницы отличаются большой четкостью, гам определено место каждому ученику: слабому, среднему, сильетому. Любая тема урока может быть интересной, если она в рука* интересного педагога. Учитель в шкоде всегда должен быть в плюсовых эмоциях, а школа — домом радости, в который дети идут с удовольствием. Трудная профессия учителя. О ней вполне можно сказать словами поэта: «И вечный бо<и, покой нам только снится...» Но попробуйте найти лучше ее. Ведь нам доверено самое бесценное богатство нашей Родины — наши дети. •Много труда, много внимания требуют они к себе. .Много приходится думать, искать, делать. Зато высшей наградой за труд учителя, за бессошлые ночи будет го, какими станут его ученики. А. НОВИЦКАЯ , директор Октябрьской средней школы совхоза «Мошковскнй».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2