Мошковская новь, 1975,№ 072

14 июня 1975 г. № 72 р478) мошковская НОВЬ 3 * ДОБЛЕСТЬ — ш. Твi."i■i Книга о героях девятой пятилетки Страница девятая • D ечерело. Над Ташарой ” опускался густой туман. Со стороны дремучего сосняка потянуло . острым, бодрящим воздухом. Иван . Яковлевич .Матвиенко шагал неторопливо, сегодня он был в приподнятом настроении: ему вручена высокая напрада Родины — орден Трудового Красного Знамени. Заслужил он ее доблестным трудом, многолетней работой. Поравнявшись с Петром Андреевичем Чупрашевым, который работает на автокране в ЛПК-2, остановился. — Здравствуй, Ваня, — пожал тот руку своему товарищу. — Я все по старой привычке кличу тебя Ваней... — Ничего, ничего, Петр Андреевич, — мягко улыбнулся Иван Матвиенко. — К вам я привык, как к старшему брату. ... Шла война. Ваня успел окончить лишь четыре класса. Отец умер. Мать, Мария Михайловна, трудилась в колхозе, дояркой. Тяжелой была в ту пору жизнь. Подростком Ваня пошел работать в поле. Косил сено, возил копны, любую сподручную работу выполнял и на севе, и на уборке урожая. — А, может, в преемники пойдешь ко мне? — как-то сказал ему Петр Чупрашев. — Дело трудное! Да ты паренек шустрый, находчивый. Должен справиться. Ваня обрадовался: ему теперь доверят технику! Мать, узнав об этом, поняла сына, ничего не сказала против... Спали прямо в поле. И то часа два: приходилось работать сутками, требовало военное время. Петр Андреевич успел в короткий срок обучить своего прицепщика Ваню Матвиенко правилам вождения колесного трактора, а несколько времени спустя твердо сказал' — А ну, веди сам! Только не кривляй. Пойдет дело хорошо, мне маленькое облегчение будет... Тогда и вспахал первый гектар Иван. Слез с трактора — не верит своим глазам: черное поле, ровные борозды, словно заправский пахарь поработал. А его наставник прямо-таки ликует: «Нормально, Ваня!» Теперь Иван мог днем заменять на пахоте и севе Петра Андреевича. Правда, ночью тот не доверял трактор молодому: «Сам буду работать. Ведь темнота, всякое может случиться». М ван Матвиенко подрос, ок- ™■ реп. Почувствовал уверенность в своих силах. И вот разговор в правлении колхоза: — Думаем направить тебя в Черепаново. Будешь на мастера-строителя учиться. — Лучше бы на тракториста, — упорствовал он, —• техника как-то ближе мне. Поймите! Но после уговоров (а для колхоза были остро необходимы мастера по строительству) Иван Матвиенко согласился.' После окончания школы мастеров - строителей И в а и Яковлевич овладел смежными профессиями: плотника, каменщика, штукатура, бетонщика. В бригаде "у него было двадцать человек, которых он постоянно учил строительному мастерству, не было месяца, чтобы руководимый им коллектив не выполнил план. Десять лет отдал строительно-монтажным работам Иван Яковлевич, и сейчас, куда ни глянь, в Ташаре везде его рук дела. А посмотришь на его дом, залюбуешься: как игрушка красуется. Невольно думаешь, что здесь живет заботливый хозяин, любящий идеальный порядок. Но бывает ведь в жизни: происходят коренные изменения в думах, чаяниях, даже в характере человека. Так произошло и с Иваном Яковлевичем. Выйдет он, бывало, в поле, где призывно рокочут трактора или комбайны, от волнения в горле запершит: «Обязательно стану механизатором, вот только управлюсь с колхозным строительством...» Не терял времени Иван: вечерами регулярно посещал кружок трактористов, организованный в колхозе. Занятия вел тогда опытный механизатор Владимир Ильич Горев. Ему благодарен Иван Яковлевич за то, что этот колхозный преподаватель понял его любовь к технике. Не случайно, когда выехала комиссия по приему зачетов, то Иван Матвиенко один из двадцати обучающихся получил звание механизатора второго класса. Это редко кому удается! С 1963 года он бессменно работает то на тракторе, то на комбайне и всегда задает тон в работе. — Вспоминается мне первая жатва хлебов, когда я сел за управление комбайном «СК-3», — рассказывает Иван Яковлевич. — Только начал обмолачивать пшеницу — сломался комбайн. Не пойму: в чем дело? Хожу вокруг. А обратиться к друзьям стыдно. «Сам управлюсь», — думаю. Поднял муфту зернового элеватора, устранил другие дефекты. Пошел комбайн! Но почти день потерял. Товарищи с усмешкой спрашивают: «Что, Иван, отдыхал?» Но я от роду не сердитый и говорю спокойно: «Наблюдал, как вы работали. А вот завтра поомотрим, кто кого!» И на другой день выдал две нормы. Q пыт дает знать о себе. Ме- хаиизаторское мастерство доведено до совершенства у Ивана Яковлевича. С любым комбайнером он мог соревноваться. И побеждать. А вот с коммунистом Алексеем Валентиновичем 'Граниным в единоборство вступать побаивался. «Уж больно сноровист он в работе, всегда верх берет!» — размышлял Матвиенко. А попозднее вызвал его на откровенный разговор. — У меня тут одна идейка есть, Алексей, — Иван Матвиенко замялся, покраснел. — Договаривай! Догадываюсь, дружище, не терпится тебе потягаться со мной силами? Хлеборобским, значит, мастерством помериться хочешь? — Да! Верно, Алексей. — Согласен! Друзья на этом и порешили. Осень 1974 года выдалась капризной: то солнце припечет, то дождь проливной. Не придумаешь, как лучше убирать хлеб. Разные делали приспособления к степным кораблям Иван Матвиенко и Алексей Тронин, чтобы без задержек раздельно валить хлеба, обмолачивать. Подчас она лишались... Но когда выводили свои самоходные машины, то сердце радовалось: действовали на всю мощь, ритмично, не было поломок. II результат оказался неплохой. Иван Матвиенко уложил в валки хлеба на двухстах гектарах, из бункера выдал шесть тысяч центнеров отборного зерна. Равной выработки добился и его «противник» Алексей Троими. — С сильным всегда интересно соревноваться, — сказал Алексей Тронин тогда. — Но учти, Иван, в завершающем году пятилетки думаю, что... Сам знаешь! Г1 рошла зима. И нынче на ■ ■ славу потрудился Иван Яковлевич . Он производил ремонт двигателей к различным тягачам. В .колхозной мастерской не имеется специального стенда для обкатки двигателей, но характерно, что после «прослушивания» работы мотора механизатор Матвиенко говорил трактористу: — Добро! Мотор ритмичен, не должен подвести. Он всегда уверен в произведенном ремонте, а поэтому сдает свою продукцию с первого предъявления. Как-то из районного объединения «Сельхозтехника» из капитального ремонта пригнал свой гусеничный «ДТ-75» Василий Симачев. Иван Яковлевич поинтересовался: — Ну, как ведет себя машина? — Что-то барахлит. — А ну, давай посмотрим? — и опытный механизатор сел за управление, опробовал трактор. — Да, — заключил он, — топливная аппаратура выходит из строя. Ну да ты, Василий, не теряйся, поправим. В колхозе «Ленинец» первыми в районе посеяли зерновые. Механизаторы проявляют постоянную заботу о том, чтобы заблаговременно подготовить сеноуборочную и хлебоуборочную технику. И в этом деятельное участие принимает Иван Яковлевич Матвиенко. Он уже закапчивает ремонт и настройку вверенного ему комбайна. А вечерами ему часто приходится встречагься со своими избирателями. Ведь он — депутат районного Совета депутатов грудящихся. Много приходится проявлять заботы о благоустройстве своего села, приходится по душам беседовать с сельчанами'о семейных делах, что-то посоветовать. И в нынешнем году Ивану Яковлевичу оказано большое доверие: он снова выдвинут кандидатом в депутаты районного Совета депутатов трудящихся. Е СЫСОЕВ, С. НЕЖИВЫХ. ПУТЬ ХЛЕБОРОБА ШКОЛЬНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ Во время школьных кави- кул необходимо правильно органиозвать огдых и труд учащихся. Многое в этом направлении можно сделать в учебно-производственных бригадах. Было учтено это при создании производственной бригады в Сокурской средней школе. Каждый член бригады участвует в опытнической работе. В результате, закрепляются на практике знания, полученныев школе, изучаются основы агротехники и растениеводства. Ученики собирают гербарииеорных трав, проводят анализ почв, составляют .почвенные карты, коллекции насекомых, определяют биологическую урожайнось, ведут дневники наблюдений. В целом в процессе труда выполняют специлаьные задания по физике, химии, географии, биологии и даже математике- Коллектив бригады принял обязательствав, которых предусмотрены четкая организация работ, повышение производительности труда за счет полного использованиявремени. Боевые листки, стенгазеты отражают соревнование звеньев. Не забыавют в школьной производственнойи о спорте, готовятся к сдаченорм ГТО. В специальнооборудованныхрабочих комнатах проходят шахматно-шашечные т у р ни р ы . Здесь можно почитать книги, журналы, принять участие в беседах, темы которых не могут оставтиь равнодушными. «Дружба и товарищество», «Человек человеук друг, товарищ ибрат», «Овежливости»... — вот далеконе полный перечень тем для разговоров по душам. Ребята познакомятся с передовиками производства, побывают с экскурсиями в передовых сельскохозяйств ени ых предприятияхв, походах, примут активное участие в работе школьного агитколлектива. В бригаде 4 звена: строителей (на ремонте школы), садоводов, овощеводов, цветоводов (на пришкольном участке). Руководит ею на основе принципов самоуправления совет, который состоитиз бригадира, заместтиеля, звеньевых, учетчиков. Идейно-политическую,, культурно-масовую работу контролируют комитет комсомола, совет дружниы. Единая система всего учебно-воспитательного,трудового процесса хорошо продумана и поэтмо у воспитывает у . школьников любовь к природе, родному поселку, Родине. Если поле деятельностисо- курцев в основном — пришкольный участок, то в большинство других учебно-производственныбхригад — 'это поля, фермы родных хозяйств. .Бригаде Октябрьской средней школы в совхозе «Бардак- ский» предстоит вырастить капусту на 5 га, огурцыв теплицах на 1350 кв. м. Совхоз «Восход» передал кайлинской учебно-шроизвод- ственной возделывание корнеплодов на площади 25 га. Девятилкас ники из таша- рийской бригады на полях колхоза «Ленинец» выращивают 15 га картофеля, 5 га турнепса, 0,5 га моркови, а большевистская учебшнпроиэвод- епвен ая — в совхозе «Большевик» 10 га корнеплодов. Подобные учебдаипрои.жод- ствеиные бригады созданы во всех школха, района с учетом специфики хозяйств, в которых они трудятся. Так, в бригаду Белоярскойсредней школы входит звено звероовдов, в Уч-Балтинской — звенорыбаков, в Балтийской — юных доярок. В лагерях груда и отдыха, в учебно-проиэводс тв енных бригаадх школьники приобретут трудовые навыкии хорошо отдохнут. Л. ГОРЕЛИКОВА. С ЮБИЛЕЕМ! Рано началась трудовая биография Марии Сергеевны Володиной. С 12 лет она батрачила на кулаков. После революции жизнь ее изменилась. Она работала на производстве-, в колхозе, а в 1938 году народ оказал ей высокое доверие, избрав ее председателем исполкома Вороновского сельского Совета. Самое трудное время — годы Великой Отечественной войны — коммунист Володина была на этом посту. Все заботы военного времени легли на ее плечи. Честный и добросовестный товарищ, мать четырех детей, она не жалела сил и здоровья на то, чтобы как можно больше помочь фронту и тем самым внести вклад в Победу. Труд М. С. Володиной отме- , чен правительственной наградой— i медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг». Исполнительный комитет Стан- ционно-Ояшинского поселкового Совета депутатов трудящихся и территориальная парторганизация поздравляют с 75-летием со дня рождения ветерана труда, ветерана КПСС, бывшего председателя исполкома Станционно-Ояшинско- го поселкового Совета депутатов трудящихся Марию Сергеевну Во. лодину.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2