МОШКОВСКАЯ НОВЬ 9 января 1975 г., № 4 (3410) И З ОПЫТА РАБОТЫ ПО ВОЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СМОЛЕНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Смена смене идет На славных боевых и <В шестнадцать лет ты должен уже сознательно поставить перед собой вопрос — для чего я живу на свете. И дать на него ответ гражданина. Ты не только будущий тру женик, но и воин. С малых лет готовь себя к военной службе». Эго слова В. А. Оухомлин- о.чого, советского, педагога и воина .Валимой Отечественной волны. Они обращены к моло- .иски наших дней. Святое чувство любви к Рс-:ше, готовность заслонить ее прудью в лихую годину — было одной из основных щра*- стмоаьк норм старшего поколел ня, на плечи которого легла тяжкая ноша войны. На 30 лет стали старше те, кому суждено было выжить в ог- iierrnoiM урагане. Многих, очень многих уже нет в живых. П.имелось новое поколение оо- ветохнх людей, которое принимает эстафету славных с.вер- шегят.Ч из рук старших. По. роду, своей профессии мне всю жизнь приходится иметь дело с молодежью, учить н воспитывать подрастающую смечу. Свой главный долг я вижу в том, чтобы рядом со мною поднимались, обретали крылья, ВЫХОДИЛИ! в жизнь молодые люди с глубокой верой в правоту нашего великого дела, идейно убежденные, с развитым чуавтвам гра'Ж!Да'Н|С1ввН1 Ност1 Н, патриоты нашей социалистической Родины. На -это направлена в»я система воеллтателыного воз- Iдеиста*я нашей школы. .Массовый героизм советских людей в годы Великой Отвчв- стваиной войны в тылу и на франте дает нам неоценимый материал для работы. Формы и методы еа разнообразны. Одной из жх является организация встреч . учащихся с ветеранами Великой Отвчест- юксной войны, уроки мужества. Такие встречи в нашей школе, по сложившейся традиции, орго'итгауются в День ракетных войск и-артиллерии, в Деть Советской Армии и в День Победы. Они организуются на разных уровнях: на отрадных пионерских сборах, !i.) группам классов, на школьных .вечерах. Хорошо организованная встреча с участниками былых сражений, нашими земляками п oiiaBO-днт неизгладимое впечатление на учащихся. При ор- гмадзадаи встреч мы обращаем внимание «а то, чтобы приглашенные товарищи были заранее подготовлены к выступлению в соответствии с возрастом учащихся, готовятся ответные выступления ребят и чествование наших гостей. Гостями у наших ребят были многие ветераны войны из нашего села. Например, Зублев Александр Семенович, Петра- чеико Сергей Нефедович, Чад- ромцева Августа Васильевиа, Павленко Матвей Леонтьевич и другие. Частые пости ребят председатель совета ветеранов тсцсионер учитель Хавин -Василий Назарович, бывший .политрук зенитного девизиона, пенсномер Одинцов Семен Кузьмич, бывший артиллерист, прошедший в боях путь от Москвы до Кенигсберга. Готовясь к славной дате — 30-лет.ию Победы,—мы решили организовать шефство комсомольцев - учащихся над фронтовикaiwи. Оно мыслятся не только как асовозм.ажиая помощь ветерану, а как процесс духовного общения молодежи с людьми ратного подвига. От этого станет теплее на душе у (фронтовиков, а шефам это даст заряд нравственной энергии. Сейчас все пионеры и комсомольцы школы участвуют в операции «Полок». Цель ее — ■выявить имена погибших родственников и односельчан для увековечения их имен в обелиске, который будет построен ш нашем селе в честь 30-л-етия Победы. Материалы этого поиска пополнят наш стенд «Оян сражались за Родину». В н$- Iкоторых семьях сохранились документальные памятники военной поры: письма, фотография. Мы намерены сделать фотоаюгмя етлх документов, 'которые пополнят наш уголок боной етаеш. Кроме начальной воепшой подготовки, . я преподаю историю. Цря изучшии тем о второй мировой войне в 10 классе я широко мепоиьзую материалы, публикуемые в периодиче- охой печати о подвигах совет- '0К1 йх людей. Когда я веду рассказ о событиях той фронтовой поры и обращаюсь к учащимся со словами: «Мне довелось в это B jpe .M H быть...» я далее следует краткий рассказ о лично виденном, пережитом, наступают минуты священного внимания. Я вижу,как незримая нить чувств, от сердца к сердцу, связывает мен-я с моими юными слушателями, как вспыхивает в глазах огонах полного взаимшомимаВ моем книжном шкафу за многие годы накопилось много литературы о Великой Отечественной войне. Я стараюсь делать ее доступной для учащихся, использую в своей работе на уроках и во внеклассной работе. Время освобождает память, перенося следы истории в архивы и на страницы книг. Но есть события, нал_ которыми время не властно. Одно из них — 9 мая 1945 года. Близится 30-летие нашей славной Победы. Долг школы, всех учителей —с наибольшей отдачей использовать этот славный юбилей в воспитании молодого поколения в духе преданности Родине, с тем, чтобы наша молодежь была достойной славы своих отцов и Дедов! С. ЯКУБ, преподаватель Смоленской средней школы. * * * * * * * * * * ** * * * * * * * * Коллектив Смоленской средней школы проводит определенную работу по коммунистическому, интернациональному и военно-патриотическому воспитанию учащихся. В школе систематически проводятся уроки мужества, сборы, вечера, посвященные знаменательным датам, памяти героев комсомольцев и пионеров, читательские конференции, демонстрируются фильмы на военно-патриотические темы с последующим их обсуждением. Ежегодно организуются игры «Зарница» и «Орленок». По их окончании оформляются фотовыставки. В школьном краеведческом уголке оформлены стенды по военно-патриотической тематике: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Служу Советскому Союзу», «Героические подвиги советских воинов во славу социалистического ОтечестНа снимке: школьники на занятиях в стрелковой секции учают устройство затвора винтовки. O ОТЧЕТНОМ докладе ЦК ” КПСС XXIV съезду оказано: «Все, что создано парадом, должно быть надежно защищено. Укреплять Советское государство — это значит укреплять и его Вооруженные Силы». Всемерное повышение оборонного могущества нашей Родины, воспитание советских людей в духе вышкой бдительности, постоянной готовности защищать великие завоевания социализма и впредь остается одной из важных задач партии и народа. В связи с этим возрастает роль во- •Ш10-пат|риогического и интернационального вовпитаиия, ставящего своей задачей формирование у молодежи необходимых морально- волитлчеахих и психологических качеств, позволяющих выдержать «уровне житытания. Патриотическое воспитание школьников осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Имению уроку принадлежит •едущая роль в формировании у учащихся коммунистического мировоззрения, классового подхода х анализу общественных явлении". Уже в начальных классах осмысливают . такие понятия, как «Родима», «подоит», «патриот», «воин - освободитель» и другие. Осуществляется это в процессе уроков чтения при изучении гем: «Наша Родина», рассказы о Со ветокой Армии. В нашей школе на уроках чте- иия учителя Ф. К. Аксенова, Л. П. Ханша, А. К. Иванова Лрпе.тнво я обстоятельно отрабатывают эти понятия, приводят примеры героизма советских людей в годы гражданской и Отечественной войн, в гады мирного строительства. Дели заучивают стихи и песни о Родине, о ее героях, читают художественную литературу. На уроках русского языка учителя продолжают • эту работу. Учащиеся пишут сочинения, небольшие рассказы, дают объяснение героическим поступкам людей. Во внеурочное время на вовмно- патрношческне темы организуются классные часы, встречи с героями труда нашего совхоза, с ветеранами войны. Так, учащиеся встречались с героями жатвы-74 И. П. Шишкиным, И. Л. Рагулиным, с учасгнилами Отечественной войны С. К. Одинцовым, А. В. Чадромцевой, 3. С. Ермолаевой. Эти встречи оставляют большой след в жизни учащихся. Ежегодно в феврале в начальных классах проходит традиционный сбор «Памяти юных», на котором ребята узнают о героях- нианарах, отдавших жизнь за Родину. В день 9 мая все участники войны получают ог пионерской организации поздравительные открытки. Этот фаисг говорит о том, что ребята всегда помнят о тех, кто отстоял для них счастливое детство в горниле сражений. В старших классах на уроках литературы и истории" продолжается формирование нравственных идеалов, воспитание чувства гордости за нашу Родину, ее народ. Учащиеся 4—5 классов писали сочинение по картине «Парад на Красной площади в 1941 году», «Спасение знамени» — по картине Аристова, изложение «Чем пахнут березки» — по рассказу Астафьева. Учащиеся 7—8 классов ежегодно 23 февраля пишут сочинения на тему «Мы этой памяти верны» — о Хатыни, Мамаевом кургане, памятнике вонну- освободителю в Трептов-парке, о молодогвардейцах. Десятиклассники писали сочинение «Герой живет рядом» о тружениках и вои- нах-земляках. 22 апреля 1974 года прошел смотр сочинений на тему «Юность верна заветам Ильича». На уроках истории и обществоведения школьники помают я укрепляют понятие о войне и мире, о войнах справедливых я Готовясь к жизни большой несправедливых, о героизме русского народа, о его гуманности. При подготовке рефератов о вто рой мировой войне учащиеся пользуются не только учебниками, но и статьями из газет, сборниками документов, мемуарной литературой. Уроки истории в 10 классе в этом году ведет участник Великой Отечествеанай войны Степан Иванович Якуб, кото рын дает не только исторический материал, но и делится воспа-чтааяиями. На уроках военного дела учащиеся глубже узнают специфику воинского труда, обязанности солдата, воспитывают такие кячест ва, как д.11сциплшшраванн ос ть. Уроки физической культуры ведет Н. В. Голубенко. Он развивает у ребят высокую работоспособность, выносливость, так необходимые будущим воинам. В 1974 году 53 ученика получили спортивные разряды и 54 сдали нормы ГТО. Уроки физики, химия, биологии также связаны с военно-патриотическим воспитанием, учащиеся дополнительно получают необходимые знания для защитника Родины. Однако военно-патриотическое воспитание не ограничивается только уроками. В школе сложилась определенная система внеклассной работы. Еженедельно по субботам проводятся политинформации на разные темы: обзор международных событий, событий в нашей стране, в области, районе, совхозе. Вошли в традицию школы митинги. В 1974 году один из них прошел под знаком солидарности с народом Чили. Ежегодно организуется военизировавшая игра «Зарница», где школьники учатся ооновам строя, строевой песне, умению командовать, делать перевязки, ходить по азимуту, метко стрелять. Вошли в традицию школы торжественные проводы выпускников в ряды Советской Армии. С этой целью ообараегся общешкольная линейка, уходящему дается наказ. С воинами поддерживается по- стояшая связь, 23 февраля посылаем 'поздравления, в ответ они шлют письма в школу. Все пишут, что служат хорошо. Это подтверждают и характеристики, присылаемые нам из воинских частей. Так, за первый год службы выпускник школы Виктор Про- мышее получил звание старшего сержанта, был участником Всеармейского совещания в Москве и заслужил отпуск. Почти все наши ребята поощряются отпуском на •родину. После службы в армии ребята обязательно бывают в школе, мы их приглашаем на беседы, вечера. Пришлась и еще одна хорошая традиция в школе заканчивать учетный год' военно-спортивным праздником. На нем подводятся итоги внеклассной работы по спорту и военному делу, лучшим учащимся вручаются грамоты, подарки, разрядные значки и значки ГТО. Ежегодно группа учащихся школы совершает поездки по нашей стране, по местам революционной..и боевой славы. Был поход по местам партизан Масляжияско- то - Егорьевского отряда, встречи с участниками партизанской борьбы. 20 человек совершили повадку в Москву, побывали в Иавво- лее В. И. Ленина, у могилы Не нэвестяого солдата, 19 человек побывали в Ленинграде. Там учащиеся возложили от школы цветы ва Марсовом поле и у памятника Матери-Родины на Писка ревском мемориальном кладбище В этом году группа ребят поедет в город-герой Севастополь, посетит там места боев, возложит цветы на могилы павших героев По итогам поездок оформляются альбомы с фотографиями, адев- *ики, которые хранятся в краеведческом уголке. Здесь же хранится альбом «Лучшие люди села», в котором рассказано о передовиках •совхоза. Пионерские отряды проводят сборы, посвященные героям войны и труда. Отряды изучают жизнь н подоили героев. Отряд 4-го класса борется за право носить имя А. Гайдара, 5-го — за имя Зои Космодемьянской, 6-го — за имя Ю. Гагарина, 7-го — Са- ши Чекалина. Особое значение мы придаем и ■ трудовому воспитанию детей. Наши дети умеют работать в совхозе н в школе. Так, ежегодно про- - лэводстоеияая бригада доярок- - •школьниц трудится в животноводстве совхоза. За прошлую осень, только в школьную кассу дети заработали 836 рублей. Так, из года в год, познавая- славные боевые и трудовые традиции, учащиеся нашей школы: готовят себя к большой дороге жизни. Ю. ХРАПОВ, директор Смоленской средней школы. I 3 9 января 1975 г., № 4 (3410) МОШКОВСКАЯ новь трудовых традициях ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ВОЕННОПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СМОЛЕНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ва». У этих стендов проводятся -беседы, принимают в комсомол, в пионеры, октябрята. _ „ . Школьники ведут постоянную переписку с воинами Советской Армии, выпускниками, организуют шефство над семьями ветеранов войны и труда. ' Особое внимание уделяется воспитанию учащихся на примерах жизни и деятельности В. И. Ленина, проводятся классные часы, изучаются ленинские произведения, готовятся рефераты. В школе созданы и действуют клубы «Старшеклассник», «Данко», «Костер». Одобрить положительную работу партийной организации школы по интернациональному и военно-патриотическому воспитанию учащихся. (Из постановления бюро РК КПСС). * * * * * * * * * * ПОЛЕВАЯ ПОЧТА ШНОЛЬНИНОВ Виктор и Сергей Громьгшевы учились в Смоленской средней школе, В ряды Советской Армии Виктор был призван в 1973 году. Сергей в то время еще учился в школе. В прошлом году ушел на службу в армию и он. Сейчас оба брата с честью выполняют свои солдатские обязанности. Вот какой наказ был дан призывнику С. Ф. Громышеву: «Дорогой наш Сережа! Провожая тебя на службу в ряды Советской Армии, мы, твои школьные товарищи, учителя, земляки-смоленцы, наказываем тебе: служи честно, добросовестно, как положено советскому патриоту, овладевай военными енаниями, будь классным специалистом в той военной специальности, к которой ты будешь приставлен. Тебе Родина доверит оружие, ты будешь одним из часовых, оберегающих мирный труд твоих родителей, всего нашего народа. В совершенстве владей этим оружием. Будь бдительным солдатом нашего социалистического Отечества. Мы провожаем тебя в ряды Советской Армии в преддверии славного юбилея — 30-летия Победы над фашистской Германией. Будь достоин славы ваших отцов. Помни, какой ценой они отстояли независимость нашей Родины. Пусть подвиги героев Великой Отечественной войны вдохновляют тебя на ратный труд. Если придется вступить в борьбу с врагом, до конца выполни присягу Родине. Помни, что защита Отечества есть твой священный долг. Ждем от тебя и твоего командования хороших вестей». А это письмо пришло в родмую школу от Виктора Громыщева: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вы просили рассказать о себе, об армейской службе. Служу я под Москвой. Выполняю обязанности заместителя командира взвода одного из подразделений, кроме того,.я секретарь комсомольской организации роты. Служба трудная, но интересная. В армейских условиях комсомол — ударная сила. В армии очень много схожего со школой, те же занятия, дисциплина, только более повышенные требования. Легко служить тем, кто на «гражданке» получил навыки военного дела, хорошую физическую закалку и, конечно же, крепкие знания. В свободное время мы занимаемся спортом, ездим в Москву на экскурсии. Огромное спасибо моим учителям за все, чему они меня научили, за до, что дали путевку в жизнь. С армейским приветом В. Громышев». Еще одно письмо в комитет комсомола и штаб военно-спортивной игры' «Орленок»: «В нашей части проходил службу ваш выпускник и земляк старшина 1 статьи Мейзер Владимир Александрович. Сообщаем вам, что на службе тов. Мейзер зарекомендовал себя исключительно исполнительным и дисциплинированным воином. В короткий срок он освоил сложную военную специальность, является специалистом 1-го класса, отличником Военно-Морского Флота. Все задания командования выполняет своевременно и качественно, за что имеет поощрения. Старшина 1 статьи В. А. Мейзер пользуется заслуженным авторитетом среди товарищей по службе. За безупречную службу старшина 1 статьи тов. Мейзер занесен в «Кншу Почета» части как лучший воин подразделения. Уходя из части, тов. Мейзер подготовил себе достойную смену, передав свой богатый опыт молодому пополнению». На снимке: В. Громышев. * * * * * * * * * * Э Н Т У З И А С Т , В О С П И Т А Т Е Л Ь - В Смоленской средней школе с особой любовью, тщательностью оформлены стенды, посвященные защитникам нашего Отечества. Большая заслуга в этом принадлежит преподавателю военного дела Степану Ивановичу Якубу. Славный боевой путь пройден им самим. Об этом уже писала в ряде номеров наша газета. Грудь бывшего фронтовика украшена орденом Великой Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды, многими медалями. ему преподавателю благодарностью. Все без исключения увлечены историей Великой Отечественной войны. Многие из них зачислены в отряд Красных следопытов, Который занимается установлением местонахождения ветеранов войны, собирает биографические данные героев огненных лет. Оживают героические страницы фронтовых дней на уроках Степана Ивановича. Они .зажигают юные души, пробуждают стремление к героиОн часто вспоминает боевых друзей. О них Степан Иванович рассказывает буквально все: тот остался служить — сейчас генерал, участвует в парадах Победыв Москве, другой демобилизовавшись старшим лейтенантом вместе с ним, работает в Новосибирске. Никого не забывает Стеная Иванович. — Да разве такое забывается! — говорит он, и здесь же отвечает себе: — Нет! Никогда и никто этого не должен забывать! От того, «как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к ■общественным интересам, к груду на благо Родины», — по этому принципу воспитывает детей Степан Иванович Якуб. И ребята платят своческому подвигу, учат жить. «Юный друг, для тебя Великая Отечественная воина — это история. Событиям, о которых расскажет тебе наш календарь, ровно 30 лет. Остановись в молчании, прочти, поразмысли.. За скупыми строками по-военному кратких записей календаря слышится богатырская поступь полков и дивизий наших сланных Вооруженных Сил». Степан Иванович написал это обращение к своим ученикам в календаре знаменательных дат, посвященном 30-ле-' таю Победы над фашистской Германией. В его слотах чувствуется все: и гордость за своюРодину, и патриотизм защищавшего ее человека, и память о друзьях, оставшихся •в живых и погибших. На снимке: С. И. Якуб со своими воспитанниками. С. НЕЖИВЫХ. Недавно . Ояшинское СПТУ-8 отметило свое 40-летие. Немало трактористов, комбайнеров, шаферов вышло из его стен за эти годы. Они тзперь работают во многих колхозах и совхозах нашей области. Сейчас в училище учатся уже сыновья тех, кто раньше получил здесь путевку в жизнь. Есть среди них и девушки. На снимке: (справа) Любовь Кушова и Татьяна Некрасова обучаются профессии механизатора широкого профиля; (слева) будущие трактористы Николай Ефимов и Анатолий Акжекко. Фото Е. СЫСОЕВА.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2